Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Объект, предмет, задачи и функции педагогики



Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д.

Г83 Педагогика и психология: Учеб. пособие. — М.: Гардарики,

2003. - 480 с.

ISBN 5-8297-0096-4 (в пер.)

Отражается современное состояние педагогики и психологии, в частно-

сти подходы и концепции, наиболее распространенные как в отечественной,

так и в зарубежной науке. Структура и содержание учебного пособия соответ-

ствуют государственном)' образовательному стандарту высшего профессио-

нального образования второго поколения по дисциплине ≪Педагогика и

психология≫. Книгу дополняют практические задания и глоссарий. Высокая

культура и одновременно простота изложения материала помогают оптима-

льному его усвоению.

Для студентов высших учебных заведений, педагогов и психологов.

УДК 37.01+159.9 (075.8)

ББК 74.00+88

В оформлении переплета использован

фрагмент картины Пьеро делла Франчески ≪Бичевание*

ISBN 5-8297-0096-4c ≪Гардарики≫, 2001

c Григорович Л.А.,

Марцинковская Т.Д., 2001

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 9

Часть I. ПЕДАГОГИКА

Глава 1. Общие основы педагогики 13

1.1. Объект, предмет, задачи и функции педагогики 13

1.2. Методология и методы педагогической науки 15

1.3. Основные понятия педагогики 24

Вопросы и задания 32

Примерные темы рефератов 32

Литература 32

Глава 2. История становления педагогической науки и практики 33

2-1. Становление педагогической науки 33

2.2. Современная структура педагогики 42

2.3. Связь педагогики с другими науками 46

Вопросы и задания 47

Примерные темы рефератов 48

Литература 48

Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 49

3.1. Цели и задачи образования 49

3.2. Образовательная система России 51

3.3. Содержание образования 54

3.4. Современные тенденции развития образования 67

Вопросы и задания 73

Примерные темы рефератов 73

Литература 73

Глава 4. Педагогическая деятельность 74

4.1. Психологическая природа педагогической деятельности 74

4.2. Стиль педагогической деятельности 78

4.3. Педагогические способности 81

4.4. Педагогические умения 82

4.5. Педагогическая культура 86

Вопросы 88

Примерные темы рефератов 89

Литература 89

Глава 5. Воспитание как процесс интериоризации социокультурных

ценностей 90

5.1. Воспитание и социализация 90

5.2. Теории воспитания 92

Оглавление

5.3. Самовоспитание 94

5.4. Методы воспитания 95

5.5. Содержание и направления воспитательного процесса 99

Вопросы и задания 112

Примерные темы рефератов 113

Литература 113

Глава 6. Общие положения дидактики 114

6.1. Цели, задачи, функции и принципы обучения 114

6.2. Теории обучения 117

6.3. Формы организации обучения 122

6.4. Методы обучения 129

6.5. Учебная мотивация как необходимое условие успешного обучения. . . 132

Вопросы и задания 137

Примерные темы рефератов 137

Литература 137

Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания 138

7.1. Семья как социальный институт 138

7.2. Детско-родительские отношения и стили семейного воспитания. . . . 141

7.3. Нарушения в детско-родительских отношениях 147

7.4. Воспитание в семьях, где родители являются педагогами 152

7.5. Роль семьи в развитии личности ребенка 155

Вопросы 158

Примерные темы рефератов 158

Литература 159

Глава 8. Управление педагогическими системами 160

8.1. Государственный характер управления системой образования 160

8.2. Функции и управленческая культура руководителя 163

8.3. Педагогический анализ, планирование и контроль как основные

направления управления педагогическими системами 165

8.4. Роль организации в управлении 170

Вопросы и задания 173

Примерные темы рефератов 173

Литература 173

Часть II. ПСИХОЛОГИЯ

Глава 1. Предмет психологии, ее методология и методы 177

1.1. Предмет психологии. Связь психологии с другими науками 177

1.2. Основные факторы и принципы, определяющие развитие

психологической науки 179

i 1.3. Методы психологии 191

Вопросы и задания 196

Примерные темы рефератов 197

Литература 197

Глава 2. История развития психологической науки 198

2.1. Этапы развития психологии 198

2.2. Возникновение ассоцианизма 205

2.3. Методологический кризис 209

Оглавление

2.4. Характеристика основных психологических школ 215

Вопросы и задания 235

Примерные темы рефератов 235

Литература 235

Глава 3. Психика и организм 236

3.1. Первые исследования биологических оснований психики 236

3.2. Эволюционная теория Ч. Дарвина 240

3.3. Психофизиология органов чувств, психофизика и психометрия . . . . 241

3.4. Теория доминанты 244

3.5. Теории рефлекса 245

Вопросы 249

Примерные темы рефератов * 249

Литература 249

Глава 4, Развитие психики 250

4.1. Развитие психики в филогенезе 250

4.2. Причины возникновения сознания. Его уровни и структура . . . . . . 252

4.3. Развитие психики в онтогенезе 259

Вопросы . 270

Примерные темы рефератов 270

Литература 270

Глава 5. Поведение и деятельность 271

5.1. Активность и ее виды 271

5.2. Теория деятельности Рубинштейна — Леонтьева 272

5.3. Исследования поведения в бихевиоризме 276

Вопросы 281

Примерные темы рефератов 282

Литература 282

Глава 6. Когнитивные процессы 283

6.1. Ощущения и восприятие 283

6.2. Память 295

6.3. Мышление 305

6.4. Воображение 321

6.5. Мышление и речь 325

6.6. Внимание 332

Вопросы 335

Примерные темы рефератов 335

Литература 336

Глава 7. Мотивация и эмоции 337

7.1. Психология мотивации, ее общая характеристика 337

7.2. Эмоциональные процессы 340

7.3. Воля 359

Вопросы 362

Примерные темы рефератов 362

Литература 363

Глава 8. Индивидуальность и личность 364

8.1. Общая характеристика понятий ≪индивид≫, ≪индивидуальность≫,

≪личность≫ 364

Оглавление

8.2. Индивидуальность. Индивидуальные качества и стиль

деятельности человека 366

8.3. Основные теории личности 379

8.4. Проблема личности в современной психологии 426

Вопросы 434

Примерные темы рефератов 434

Литература 434

Глава 9. Общие вопросы социальной психологии 435

9.1. Общение 435

9.2. Малая группа. Общая характеристика групповой динамики 447

Вопросы 453

Примерные темы рефератов 454

Литература 454

Практические задания 455

Глоссарий 471

ПРЕДИСЛОВИЕ

Психология и педагогика изучают факты и закономерности

психической жизни и процессов воспитания и обучения. Эти науки

взаимосвязаны, так как без знания психологии, которая является

своеобразной методологической базой педагогики, нельзя понять

законы и способы адекватного воспитательного воздействия на

других, в том числе и на детей, невозможна и разработка методик

обучения. В то же время психологии необходима практическая

проверка ее теоретических концепций, что и происходит в педаго-

гическом процессе. Взаимодействие этих наук обеспечивает разви-

тие теории и практики, позволяющее лучше понять человека, его

поведение и переживания, причину его радостей и тревог.

Значение этого курса связано и с формированием научного зна-

ния читателей, и с требованиями реальной жизни. С одной сторо-

ны, содержание этого предмета, по сути, является основой культу-

ры, необходимой для человека в любой области его деятельности.

И психология, и педагогика связаны с многими гуманитарными на-

уками — этнографией, социологией, теорией культуры, искусство-

ведением, логикой, языкознанием. Все дисциплины, которые прак-

тически или теоретически имеют дело с человеком, приходят, в

конце концов, к психологии, чтобы затем, исходя из нее, обога-

тить эти науки.

Полученные знания помогут читателю понять, что прогресс,

под которым подразумевается появление качественно лучшего,

идущего вперед по сравнению со старым, нового знания, возможен

в технике, но не в гуманитарной науке. Да, действительно, в насто-

ящее время мы знаем намного больше о структуре атома, о нер-

вной системе человека, но плоды духовной деятельности психоло-

гов, философов и педагогов Древней Греции или Рима были не ме-

нее значительными или интересными, чем труды наших

современников. Именно синтез всех знаний, всех данных о психи-

ке, о логике становления внутреннего мира людей и их представле-

10 Предисловие

ний об окружающем делает современную психологическую и педа-

гогическую науки значимыми и реально помогающими в жизни.

Целью авторов было не только дать представление о содержа-

нии психологии и педагогики, но и побудить читателей к переносу

полученных знаний в собственную научную и практическую дея-

тельность, помочь более объективно разобраться в себе и окружа-

ющих. Знаниями в области житейской психологии обладают все,

кто хоть немного задумывался о проблемах познания мира, своих

переживаниях и стремлениях. Однако житейская психология, на-

ряду с некоторыми важными понятиями, несет в себе и множество

стереотипов, заблуждений, предрассудков, мешающих людям пра-

вильно и объективно разобраться в себе и других, осознать право

окружающих быть самими собой, т.е. отличными от других. Осо-

бенно важно (и наиболее сложно) понять и принять индивидуаль-

ность и самостоятельность близких нам людей, а также невозмож-

ность при всем нашем желании переделать их по своему образцу.

Осознание уникальности любого человека приводит к мысли о

тех сильных и слабых сторонах, которые есть у каждого и которые

надо сознавать и уметь уравновешивать. Не менее значимыми явля-

ются и проблемы способностей, определяющих склонности и воз-

можности людей, а также закономерностей процесса познания

мира и тех сложностей, что встают перед людьми на этом пути.

Еще одной проблемой, которая находит отражение в учебнике,

является социализация, т.е. процесс вхождения человека в окружа-

ющий мир, общения с другими людьми и нахождения той группы, с

которой человек идентифицируется, считая ее своей.

Естественно, что в книге дано только краткое и достаточно по-

пулярное освещение тех сложных проблем, которые решили и ре-

шают в настоящее время психология и педагогика. В ней раскрыты

преимущественно те вопросы и достижения этих наук, которые

имеют непосредственное отношение к жизни большинства людей,

а не только специалистов-психологов.

Авторы надеются, что читатели не только получат достаточно

полное представление о предмете и проблематике этих наук, но и

всерьез заинтересуются ими, а полученные знания не будут забыты

после сданного экзамена, но помогут в решении реальных жизнен-

ных вопросов.

Часть I

ПЕДАГОГИКА

Глава 1. Общие основы педагогики

Объект, предмет, задачи и функции педагогики

Объект и предмет педагогики

Объектом педагогики являются те явления действительности,

которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это об-

разование, изучением которого занимается целый ряд наук (фило-

софия, психология, социология и др.).

Предметом педагогики выступает образование как реальный це-

лостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый

в специальных социальных институтах (семье, образовательных и

культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тен-

денции и перспективы образования как фактора и средства разви-

тия человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педа-

гогика разрабатывает теорию и технологию организации образова-

тельного процесса, формы и методы деятельности субъектов этого

процесса (педагогов и учащихся), а также стратегии и способы их

взаимодействия.

Педагогика в первую очередь изучает три главных составляю-

щих образовательного процесса: цели обучения (для чего учить);

содержания обучения (чему учить); форм и методов обучения (как

учить).

Задачи педагогики

1. Определение и изучение закономерностей в областях воспита-

ния и обучения, управления образовательными и воспитательными

системами. Закономерности в педагогике рассматриваются как свя-

зи между специально созданными или объективно существующими

условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов вы-

ступают обученность, воспитанность и развитость личности.

2. Изучение и обобщение педагогического опыта. Эта задача

предполагает, с одной стороны, теоретическое обоснование и на-

учную интерпретацию передового педагогического опыта, выяв-

1 4 Часть 1.1 Педагогика

ление в инновационных авторских подходах того, что может

быть перенесено в массовую педагогическую практику, а с другой

стороны, тщательное исследование педагогических ошибок и

причин возникновения негативных явлений в образовательном

процессе.

3. Прогнозирование дальнейшего развития образовательных

систем. Теоретические модели предполагаемого развития образо-

вательной инфраструктуры необходимы, в первую очередь, для

управления политикой и экономикой образования, совершенство-

вания педагогической деятельности.

4. Разработка новых методов, средств и форм обучения и вос-

питания. Решение этой задачи во многом опирается на изучение

новых открытий в смежных научных областях (психологии, физио-

логии, социологии и др.), а также определяется пониманием спе-

цифики современного социального заказа в области образования

(например, сегодня от выпускника школы в большей степени тре-

буется наличие творческих способностей, и, следовательно, педа-

гогическая наука вынуждена более интенсивно разрабатывать спо-

собы решения этой задачи).

5. Внедрение результатов педагогических исследований в прак-

тику образования. Одним из путей решения этой задачи выступают

научно-практические центры, лаборатории, объединения. Эффек-

тивность решения этой задачи во многом достигается привлечени-

ем педагогов-практиков к подготовке и проведению исследования

и созданию нового педагогического продукта (технологии, методи-

ки, методического оснащения и пр.).

Функции педагогики

Функции педагогики обусловлены ее предметом и задачами.

1. Теоретическая функция реализуется на трех уровнях: описа-

тельном (изучение передового, инновационного педагогического

опыта); диагностическом (выявление состояния педагогических

явлений, успешности и эффективности совместной деятельности

педагогов и учащихся); прогностическом (экспериментальные ис-

следования педагогического процесса и построение более эффек-

тивных моделей этого процесса).

Прогностический уровень теоретической функции связан с

раскрытием сущности и закономерностей педагогических явле-

ний, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом

Глава 1. Общие основы педагогики 15

уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагоги-

ческих систем, опережающие практику образования.

2. Технологическая функция также реализуется на трех уровнях:

проективном (разработка методических материалов, определяю-

щих содержание и характер образования: учебные планы, програм-

мы, учебные пособия и методические рекомендации); преобразова-

тельном (внедрение достижений педагогической науки в практи-

ку); рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния

результатов научных исследований на практику обучения и воспи-

тания, коррекция научно-практической деятельности).



Просмотров 817

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!