Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ЧАСТЬ VI. ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МУСОРОМ



ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. До вступления в силу МАРПОЛ-73-78 в открытом море вне особого района сброс мусора с судов никакими условиями не ограничивается.

1.2. После вступления в силу МАРПОЛ-73-78 в открытом море вне особого района с любого судна:

1.2.1. Запрещается сброс в море всех видов пластмасс, включая синтетические тросы, рыболовные сети и пластмассовые мешки для мусора.

1.2.2. Сброс в море перечисленных ниже видов мусора производится как можно дальше от ближайшего берега, но во всяком случае такой сброс запрещается, ели расстояние до ближайшего берега составляет:

а) менее 25 морских миль в случае сброса обладающих плавучестью сепарационных, обшивочных и упаковочных материалов;
б)менее 12 морских миль в случае сброса пищевых отходов и прочего мусора, включая изделия из бумаги, ветошь, стекло, металл, бутылки, черепки и аналогичные отбросы;
в) менее 3 морских миль в случае, если указанные в подпункте (б) данного пункта виды мусора пропущены через измельчитель или мельничное устройство. такой измельченный или размолотый мусор должен проходить через грохот с отверстиями размером не более 25 мм;

1.2.3. Когда мусор смешан с другими отходами, сброс которых подпадает под другие требования, то применяются более строгие требования.

1.3. Условия сброса мусора в особых районах*****:

1.3.1. Запрещается сброс в море: всех видов пластмасс, включая синтетические троссы, синтетические рыболовные сети и пластмассовые мешки для мусора; всякого прочего мусора, включая изделия из бумаги, ветошь, стекло, металл, бутылки, черепки, сепарационные, обшивочные и упаковочные материалы;

1.3.2. Сброс в море пищевых отходов должен производиться как можно дальше от берега, но во всяком случае не ближе 12 морских миль до ближайшего берега.

1.4. В морских внутренних и территориальных водах любого государства сброс мусора с судов должен осуществляться в соответствии с действующими национальными правилами этого государства.

1.5. Правилами санитарной охраны прибрежных морей, Санитарными правилами для морских судов СССР и Перечнем вредных веществ, вредных для здоровья людей или для живых ресурсов моря, сброс которых запрещается ... в морских внутренних и территориальных водах СССР запрещен сброс с судов всех видов мусора (в том числе и измельченного) независимо от момента вступления в силу МАРПОЛ-73-78.

1.6. Когда судно совершает плавание в районах, где сброс мусора в море запрещен, или находится на стоянке в порту, не располагающем возможностями приема мусора с судов, а само судно не имеет устройства для уничтожения мусора на своем борту, для удаления накопившегося на судне мусора необходимо выйти в район моря, где сброс мусора разрешен, и сбросить мусор в соответствии с действующими правилами, о которых упоминается в пп. 1.2 - 1.5.

1.7. Когда мусор смешан с другими отходами, сброс которых подпадает под более строгие требования, то сброс смешанных отходов производится в соответствии с более строгими требованиями.

****** Правила сброса мусора в особых районах соответствуют положениям Конвенции по защите морской среды района балтийского моря 1974 г.

ЧАСТЬ VII. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Международные соглашения в области предотвращения загрязнения морской среды.

1.1.1. Международные соглашения в области предотвращения загрязнения морской среды в результате судоходства регулирует различные аспекты предотвращения загрязнения, источником которого являются суда. Они охватывают:

1.1.1.1. Запрещение или ограничение преднамеренных сбросов загрязняющих веществ, образующихся в процессе нормальной эксплуатации судов, включая требования к конструкции и оборудованию судов (Международная Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. с поправками 1962, 1969 и 1971 гг., Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная Протоколом 1978 г.);

1.1.1.2. Запрещение или ограничение преднамеренных сбросов загрязняющих веществ - отходов, специально перевозимых с целью захоронения в море (Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.);

1.1.1.3. меры по борьбе с серьезными разливами загрязняющих веществ в результате аварий (Международная Конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г. и Протокол относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению веществами иными, чем нефть, 1973 г.);

1.1.1.4. Вопросы гражданской (материальной) ответственности за ущерб от загрязнения (Международная Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью 1969 г. и Международная Конвенция о создании международного фонда для возмещения ущерба от загрязнения нефтью 1971 г.).

1.1.2. До вступления в силу МАРПОЛ-73-78 основным действующим в настоящее время соглашением, регламентирующим преднамеренный сброс с судов веществ, образующихся в процессе нормальной эксплуатации, является ОЙЛПОЛ-54-62-69. Установленный этой Конвенцией правовой режим сводится к следующему:

1.1.2.1. Общая ответственность за выполнение судами требований Конвенции возложена на государство флага. Конвенция предусматривает два вида наказуемых деяний: запрещенный сброс нефти или нефтесодержащей смеси и нарушения, связанные с порядком сведения ЖНО. Наказание за эти нарушения, независимо от места их совершения, должны быть предусмотрены законодательством каждого государства - участника Конвенции;

1.1.2.2. Во время пребывания судна в порту компетентные власти договаривающегося государства могут проверить ЖНО, снять копию любой записи в нем и потребовать, чтобы капитан судна заверил эту копию;

1.1.2.3. Каждое государство - участник Конвенции может информировать государство флага о предполагаемом нарушении, совершенном его судном. В случае получения такого сообщения государство флага должно провести расследованием известить о принятых мерах государство, сообщающее о нарушениях, и Межправительственную морскую консультативную организацию (ИМКО);

1.1.2.4. В пределах своих территориальных вод каждое прибрежное государство может предъявить в отношении сброса нефти и слива нефтесодержащих смеси более жесткие требования, чем это предусмотрено Конвенцией, и применять свое законодательство (останавливать и задерживать суда, проводить расследование и решать вопрос о наказании) к любым судам, с которых в этом районе произведен запрещенный сброс или слив;

1.1.2.5. Не является нарушением Конвенции сброс нефти или слив нефтесодержащей смеси, произведенный в целях обеспечения безопасности судна, предотвращения повреждений судна или груза либо спасения человеческой жизни на море, а также утечка нефти и нефтесодержащей смеси, вызванная повреждением судна или появлением непредотвратимой течи, если после этого были приняты все возможные меры для предотвращения или уменьшения утечки.

1.1.3. Дополнительные требования к сбросу с судов нефти и других загрязненных веществ, включая сточные воды и мусор, предусмотрены Конвенцией по защите морской среды района Балтийского моря 1974 г., которая является региональным соглашением. Эти требования соответствуют положениям МАРПОЛ-73-78, установленным для "особых районов". Выполнение положений данной Конвенции всеми судами, плавающими под советским флагом, на которые они распространяются, во время плавания в районе, обозначенном Конвенцией как "район балтийского моря", будет обязательным с момента вступления Конвенции в силу.

1.1.4. Преднамеренный сброс отходов и других вредных веществ, специально перевозимых с целью захоронения в море, регулируется Конвенцией по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. В соответствии с этой Конвенцией запрещаются перевозки и захоронения любых отходов и материалов без разрешения, выдаваемого компетентным государственным органом.

1.1.5. После вступления в силу МАРПОЛ-73-78 эта Конвенция в отношениях между ее участниками заменит ОЙЛПОЛ-54-69, установленный МАРПОЛ-73-78 правовой режим в некоторых отношениях является более строгим, чем ОЙЛпол-54-62-69, а именно:

1.1.5.1. Государство флага должно установить достаточно строгие санкции за любое нарушение положений Конвенции, независимо от места его совершения. Такими нарушениями могут быть не только запрещенные Конвенцией сбросы, но и нарушения, связанные с порядком ведения журналов регистрации операций с нефтью и другими вредными веществами, с отсутствием требуемых международных свидетельств, с невыполнением судами требований в отношении конструкции и оборудования;

1.1.5.2. Во время пребывания судна в порту компетентные власти договаривающегося государства смогут проверить предусмотренные Конвенцией свидетельства и в некоторых случаях провести инспектирование судна для установления соответствия его фактического состояния данным Свидетельства или в целях обнаружения запрещенного Конвенцией сброса, независимо от места его совершения. В том случае, когда состояние судна представляет чрезмерную угрозу для морской среды, ему может быть запрещен выход в море

1.1.5.3. Конвенцией не определен достаточно ясно пространственный предел действий национального законодательства прибрежных государств. В ОЙЛПОЛ-54-62-69, ограничивающей сферу действия законодательства прибрежных государств территориальными водами, в МАРПОЛ-73-78 говорится о водах, находящихся "в пределах юрисдикции" соответствующего прибрежного государства. Эта формулировка связана с изменением режима морских пространств, который должен быть принят III Конференцией ООН по морскому праву.

1.1.6. В соответствии с проектом новой Конвенции по морскому праву, подготовленным III Конференцией ООН по морскому праву, будут значительно расширены права прибрежных государств в отношении иностранных судов в целях борьбы с загрязнением. Прежде всего прибрежные государства получат право распространить (с некоторыми ограничениями) действие своего национального законодательства по борьбе с загрязнением за пределы территориальных вод - на 200-мильную экономическую зону и применять санкции в отношении иностранных судов, допустивших в этой зоне сбросы вредных веществ в нарушение общепринятых международных правил. Кроме того, государство, в порт которого добровольно зайдет иностранное судно ("государство порта"), будет наделено правом расследовать случаи, связанные со сбросом в нарушение общепринятых международных правил, даже если они имели место за пределами экономической зоны этого государства, и в некоторых случаях наказывать за такие нарушения.

1.2. Законодательство СССР по предотвращению загрязнения с судов.

1.2.1. Законодательство СССР по предотвращению загрязнения с судов направлено на обеспечение выполнения советскими судами требований международных соглашений, в которых СССР участвует, а также на защиту от загрязнения в результате судоходства советских внутренних морских и территориальных вод. В некоторых случаях законодательными актами СССР устанавливаются более строгие требования по предотвращению загрязнения вод открытого моря с советских судов, чем это предусмотрено действующими международными соглашениями.

1.2.2. Основными законодательными актами, направленными на предотвращение загрязнения морских вод, являются:

1.2.2.1. Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик; 1.2.2.2. Водные кодексы союзных республик;

1.2.2.3. Постановления Совета Министров СССР "Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов" от 29 декабря 1972 г., "О мерах по предотвращению загрязнения бассейнов Черного и Азовского морей" от 16 января 1976 г.

1.2.2.4. Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об усилении ответственности за загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря" от 26 февраля 1974 г." (положения этого Указа включены в уголовные кодексы союзных республик);

1.2.2.5. Постановления Совета Министров СССР "О мерах по упорядочению использования и усилению охраны водных ресурсов СССР" от 22 апреля 1960 г., "О мерах по предотвращению загрязнения Каспийского моря" от 23 сентября 1968 г., "Об усилении борьбы с загрязнением моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря" от 14 февраля 1974 г., "О мерах по усилению охраны от загрязнения бассейна Балтийского моря" от 16 июня 1976 г., "О мерах по предотвращению загрязнения с судов" от 7 сентября 1976 г., "О дополнении постановления Совета Министров СССР" от 14 февраля 1974 г., "ОБ усилении борьбы с загрязнением моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря" от 21 марта 1978 г. и др.;

1.2.2.6. Перечень веществ, вредных для здоровья людей или для живых ресурсов моря, сброс которых запрещается, и нормы предельно допустимой концентрации этих веществ, в сбрасываемых смесях; Правила регистрации операций с нефтью, нефтепродуктами и другими веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, и их смесями, производимых на судах и других плавучих средствах; Инструкции о порядке передачи сообщений капитанами морских судов и других плавучих средств и командирами воздушных судов о всех случаях нарушения правил по предотвращению загрязнения моря и др.

1.2.3. Законодательством СССР предусмотрены строгие требования к сбросу загрязняющих веществ с судов и других плавучих средств в пределах внутренних морских и территориальных вод СССР. Эти требования определяют Перечень веществ, вредных для здоровья людей или для живых ресурсов моря, сброс которых запрещается, и нормы предельно допустимой концентрации этих веществ, в сбрасываемых смесях. При осуществлении сбросов загрязняющих веществ в открытое море советские суда при отсутствии особых предписаний в законодательных актах СССР должны руководствоваться требованиями международных соглашений, в которых участвует СССР.

1.2.4. Осуществление государственного контроля за выполнением правил по предотвращению загрязнения внутренних морских и территориальных вод СССР с судов и других плавучих средств возложено на Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР. Уполномоченным должностным лицам органов системы Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР в пределах внутренних морских и территориальных вод СССР предоставлено право:

1.2.4.1. Останавливать, посещать и осматривать суда и другие плавучие средства для выяснения причин и обстоятельств произведенного сброса или потерь веществ, вредных для здоровья людей или для живых ресурсов моря, и смесей, содержащих эти вещества свыше установленных норм, а также производить проверку правильности регистрации в судовых документах операций с указанными веществами и смесями;

1.2.4.2 Давать обязательные указания об устранении нарушения установленных правил по операции с веществами вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, и смесями, содержащими эти вещества свыше установленных норм;

1.2.4.3. Задерживать суда и другие плавучие средства, допустившие в пределах внутренних морских и территориальных вод СССР незаконный сброс или не принявшие необходимых мер к предотвращению потерь веществ, вредных для здоровья людей или для живых ресурсов моря, и смесей, содержащих эти вещества свыше установленных норм; составлять акты о нарушениях правил по предотвращению загрязнения вод, в установленном порядке привлекать виновных лиц к административной ответственности или передавать материалы для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Союза СССР и союзных республик.

1.2.5. В отношении трассы Северного морского пути контроль за выполнением по предотвращению загрязнения морской среды и северного побережья СССР и осуществление с этой целью надзора за судами и другими плавучими средствами, которые могут быть источником загрязнения, возложены также на Администрацию Северного морского пути при ММФ (Гидрографическое предприятие).

1.2.6. Порядок осмотра и задержания судов, подозреваемых в нарушении действующих правил по предотвращению загрязнения моря в пределах территориальных вод СССР, и оформления соответствующих документов определен Руководством о порядке осмотра и задержания судов и других плавучих средств для выяснения причин и обстоятельств произведенного сброса или потерь веществ, вредных для здоровья людей или для живых ресурсов моря, и установления фактов нарушения правил по предотвращению загрязнения моря.

1.2.7. Законодательством СССР предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная и материальная ответственность лиц, виновных в загрязнении моря. Уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до двух лет, исправительных работ на срок до одного года или штрафа до 10 000 руб., а в случае причинения существенного ущерба - в виде лишения свободы на срок до пяти лет или штрафа до 20 000 руб. предусмотрена за:

а) загрязнение внутренних морских и территориальных СССР вследствие незаконного сброса в этих водах с судов и других плавучих средств либо неприятия необходимых мер к предотвращению потерь ими веществ, вредных для здоровья людей или живых ресурсов моря, либо смесей, содержащих такие вещества свыше установленных норм;
б) загрязнение вод открытого моря вследствие сброса с советских судов и других плавучих средств или неприятия необходимых мер к предотвращению потерь ими указанных веществ либо смесей в нарушение международных соглашений, в которых участвует СССР.

1.2.8. Уголовная ответственность в виде исправительных работ на срок до одного года или штрафа до 500 руб. установлена также за несообщение капитаном судна или другого плавучего средства администрации ближайшего советского порта сведений о готовящемся или произведенном вследствие крайней необходимости сбросе с этого судна или другого плавучего средства либо непредотвратимых потерях ими в пределах внутренних морских и территориальных вод СССР веществ, вредных для здоровья людей или для живых ресурсов моря, либо смесей, содержащих такие вещества свыше установленных норм.

1.2.9. В случае совершения менее серьезных нарушений виновные могут быть привлечены к административной ответственности. Повышенная административная ответственность (штраф до 100 руб.) предусмотрена за невыполнение обязанностей по регистрации в судовых документах операции с веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, либо смесями, содержащими такие вещества свыше установленных норм, внесение в судовые документы неверных записей об этих операциях или незаконный отказ предъявить такие документы соответствующим должностным лицам.

1.2.10. Независимо от привлечения к уголовной или административной ответственности виновное лицо может быть наказано также в дисциплинарном порядке в соответствии с Уставом о дисциплине работников морского транспорта СССР.

1.2.11. В том случае, когда в действиях виновного лица содержатся признаки деяния, преследуемого в уголовном порядке, на него может быть возложена также материальная ответственность в соответствии с Положением о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации.

1.3. Иностранные законодательства по предотвращению загрязнения с судов.

1.3.1. При заходе в иностранные территориальные воды советские суда должны не только руководствоваться положениями международных соглашений, в которых участвует СССР, но и выполнять законы и правила соответствующих прибрежных государств. Ввиду значительного различия законодательств разных государств в решении конкретных вопросов, относящихся к предотвращению загрязнения с судов, можно привести лишь некоторые отдельные сведения о таком законодательстве. Как правило, в пределах своих территориальных вод прибрежные государства предъявляют повышенные требования в отношении сброса нефти. законами некоторых стран запрещается сброс не только нефти, но и других вредных веществ.

1.3.2. В соответствии с законами ряда стран ответственность за сброс вредных веществ в нарушение национальных законов и правил возложена на капитана судна, независимо от его фактической виновности. Для привлечения капитана к ответственности компетентным властям прибрежного государства достаточно доказать лишь сам факт запрещенного сброса с судна, а бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности, возлагается на обвиняемого.

1.3.3. Законами некоторых стран предусматривается обязанность лица, несущего ответственность за судно (капитан или судовладелец), незамедлительно сообщать властям прибрежного государства о сбросе с судна вредных веществ даже при исключающих вину обстоятельств.

1.3.4. Как правило, законодательством прибрежных государств предусмотрено строгое наказание (включая лишение свободы) за запрещенный сброс вредных веществ и другие связанные с этим нарушения (несообщение о сбросе, невыполнение распоряжений компетентных властей и т.п.).



Просмотров 1247

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!