Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Парный критерий Т - Вилкоксона



Для решения задач, в которых осуществляется сравнение двух рядов чисел, кроме критерия знаков G психолог может использовать парный критерий Т — Вилкоксона Этот критерий является более мощным, чем критерий знаков, и применяется для оценки различий экспериментальных данных, полученных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых Он позволяет выявить не только направленность изменений, но и их выраженность, т е он позволяет установить, насколько сдвиг показателей в каком-то одном направлении является более интенсивным, чем в другом

Критерий Г основан на ранжировании абсолютных величин разности между двумя рядами выборочных значений в первом и втором эксперименте (например «до» и «после» какого-либо воздействия) Ранжирование абсолютных величин означает, что знаки разностей не учитываются, однако в дальнейшем наряду с обшей суммой рангов находится отдельно сумма рангов как для положительных так и для отрицательных сдвигов. Если интенсивность сдвига в одном из направлении оказывается большей то и соответствующая сумма рангов также оказывается больше Этот сдвиг как и в случае критерия знаков называется типичным а противоположный меньший по сумме рангов сдвиг — нетипичным Как и для критерия знаков эти два сдвига оказываются дополнительными друг к другу Критерии Т — Вилкоксона базируется на величине нетипичного сдвига который называется в дальнейшем Т)и

 

Задача 63 Психолог проводит с младшими школьниками коррекционную работу по формированию навыков внимания используя для оценки результатов корректурную пробу Задача состоит в том чтобы определить 6}дет ли уменьшаться количество ошибок внимания у младших школьников после специальных коррекционных упражнении9

Р &ш е-яя 4,, Для решения этой задачи психолог у 19 детей

определяет количество ошибок при выполнении корректурной пробы до и после коррекционных упражнений В таблице 6 5 приведены соответствуюшие экспериментальные данные и дополнительные столбцы необходимые для работы по парному критерию Т — Вилкоксона

Обработка данных по критерию Т — Вилкоксона осуществляется следующим образом

1В четвертый столбец табчицы 6 5 вносятся величины сдвигов с учетом знака Их вычисляют путем вычитания из чисел тре тьего столбца соответствующих чисел второго столбца

2В пятом столбце в соответствие каждому значению сдвига ста вят его абсолютную величину

3В шестом столбце ранжируют абсолютные величины сдвигов представленных в пятом столбце

4Подсчитывают сумму рангов В нашем примере она составляет

12 5 + 6,5 + 6 5 + 15 + 16 + 2 + 18 + 17 + 6,5 + 6,5 + 19 + 6 5 + 10 5+135+12 + 65+135 + 2 = 190

5Подсчитывают сумму рангов по формуле (II)

6 Проверяют правильность ранжирования на основе совпадения сумм рангов полученных двумя способами В нашем случае обе величины совпали 190 = 190, следовательно, ранжирование проведено правильно

7 Любым символом отмечают все имеющиеся в таблице нетипичные сдвиги В нашем случае — это три положительных сдвига

8 Суммируют ранги нетипичных сдвигов Это и будет искомая величина Т п В нашем случае эта сумма равна Т = 6,5 + + 13,5 + 6,5 = 26 5

По таблице 2 Приложения определяют критические значения Тк для п = 19 Подчеркнем, что в данном критерии, в отличие от критерия знаков, поиск критических величин в таблице 2 Приложения ведется по общему числу испытуемых

Нужная нам строка таблицы Приложения выделена ниже в таблицу 6 6

Поскольку в нашем случае основной типичный сдвиг — отрицательный, то дополнительный, «нетипичный» сдвиг будет положительным и на уровне значимости в 5% сумма рангов таких сдвигов не должна превышать числа 53, а при уровне значимости в 1% не должна превышать числа 38 Используем принятую форму записи, представим сказанное выше следующим образом

Анализ <оси значимости» показывает, что полученная величина Т попадает в зону значимости Можно утверждать, следовательно, что зафиксированные в эксперименте изменения неслучайны и значимы на 1% уровне Таким образом, применение коррекционных упражнений способствует повышению точности выполнения корректурной пробы

Полученный результат может быть переформулирован в терминах нулевой и альтернативной гипотез поскольку преобладание типичного отрицательного направления сдвига в данном конкретном эксперименте не является случайным, то должна быть принята гипотеза Я, о наличии различий, а гипотеза Ни отклонена

Обращаем внимание читателя, что направление «оси значимости» в этом критерии, так же как и критерии знаков, имеет положение нуля справа, в отличие от традиционного — слева, и увеличение числового ряда идет в противоположную сторону Для применения критерия Г Вилкоксона необходимо соблюдать следующие условия

1 Измерение может быть проведено во всех шкалах, кроме номинальной

2 Выборка должна быть связной

3 Число элементов в сравниваемых выборках должно быть равным

4 Критерий Т — Вилкоксона может применяться при численности выборки от 5 до 50 (на большую величину не рассчитана таблица достоверности)

Критерий Фридмана

Критерий Фридмана можно рассматривать как распространение критерия Т — Вилкоксона на три и большее количество измерении связной выборки испытуемых Критерий позволяет установить уровень статистической достоверности различий сразу в нескольких измерениях (от 3 до 100), но не дает возможности выявить направление изменений При наличии сразу нескольких измерений преимущество критерия Фридмана по сравнению с двумя предыдущими критериями очевидно поскольку оба эти критерия работают только с двумя столбцами чисел Предполо жим что с помощью критерия знаков нам нужно было бы срав нить четыре столбца чисел Тогда критерии знаков пришлось бы использовать шесть раз — сравнение первого столбца со вторым третьим и четвертым второго — с третьим и четвертым и тре тьего с четвертым Критерии Фридмана позволяет выявить наличие значимых различии в измерениях за один раз Задача 6 4 Шести школьникам предъявляют тест Равена Фиксируется время решения каждого задания Выясняется вопрос — будут ли найдены статистически значимые различия между временем решения первых трех задании теста9

РешениеИтак психолог измерил время решения первых трех задании теста у шести испытуемых

 

Результаты этих измерении приведены в таблице

Для нахождения различии можно было бы воспользоваться двумя предыдущими критериями но тогда нужно было бы срав нивать между собой данные второго столбцч с третьем и четвертым а также данные третьего столбца с четвертым т е выполнить три однотипных операции Критерии Фридмана позволяет сразу сравнить между собой три и большее число столбцов что дает возможность существенно ускорить процесс решения Применение критерия Фридмана требует выполнения следующих операций

1 Ранжирование экспериментальных данных по строкам таблицы 6 7 Обратите внимание, что в этом случае ранжирование проводится не по столбцам (вертикально), те по одному показателю в группе испытуемых, а по строкам (горизонтально), т е по всем показателям для одного испытуемого Выполняя эту и -р цию в нашей задаче перепишем еще раз таблицу 6 7, добавив в нее необходимые столбцы для значений рангов

2 Суммирование полученных рангов по столбцам таблицы 6 8

В столбце 3 получена сумма рангов равная 10, в столбце 5 — равная 15,5 и в столбце 7 — равная i0,5

3 Подсчет общей суммы рангов 10 + 15,5 + 10,5 = 36

4 Подсчет суммы рангов по формуле (1 3)

где с — число столбцов, '

п — число строк или число испытуемых (что в данном случае одно и то же)

5 Проверка правильности ранжирования Поскольку значения сумм рангов, полученных двумя разными способами совпали, следовательно ранжирование проведено правильно

6 Расчет эмпирического значения критерия Фридмана, осуществляемый по следующей формуле

*М?г^§(Ф,,(с+,) (61)

где и — количество испытуемых или строчек с — количество столбцов R — сумма рангов i-того столбца

7 Подставляем в формулу 6 1 необходимые значения из таблицы

6 8, получаем

**'•" =[бТ4 (10 10+15,1 15,5 + 105 105)J—3 6 4 = 108

8 По таблице 3 Приложения определяем величины критических значений y}t Kp для числа испытуемых равному 6 Соответствующий блок таблицы 3 Приложения представлен в таблице 6 9

Подчеркнем, что с целью стандартизации предъявления табличных значений, критические значения, взятые из таблицы 3 Приложения даны в виде, соответствующем ранее использованному варианту Следует особо подчеркнуть, что таблицы для поиска критических значений критерия Фридмана очень специфичны и отличаются от стандартных статических таблиц Здесь уровни значимости Р — даны нетрадиционно, и поэтому каждый раз следует выбирать наиболее близкие значения к 0,05 и 0,01 В нашем случае эти значения составляют 0,052 и 0 012

Переводя табличные значения в привычную форму записи, получаем

Таким образом, полученное эмпирическое значение критерия Фридмана попало в зону незначимости Отсюда следует, что статистически значимых различий во времени решения первых трех заданий теста нет

Переформулируем полученный результат в терминах нулевой и альтернативной гипотез поскольку между показателями, измеренными в трех разных условиях, существуют лишь случайные различия, то принимается нулевая гипотеза Я0, т е гипотеза о сходстве, а гипотеза Я, отклоняется

 

Еще одна специфическая особенность критерия Фридмана заключается в том, что в зависимости от числа измерений (условий), используются разные таблицы критических значений На это следует особо обратить внимание, чтобы не допустить ошибочных статистических выводов



Просмотров 2195

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!