Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



УСТОЙЧИВЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ



Личность — с точки зрения психологического смысла этого понятия — это человек как сознательный член общества с индивидуальным складом особенностей характера и интересов, темперамента и способностей, а также других черт и качеств. Личность человека формируется на основе природных свойств — пола, типа нервной системы, темперамента и других - в процессе активных взаимодействий со средой, т.е. в общении и деятельности. Основной движущей силой поведения и развития личности являются мотивы и потребности человека. Характер определяет индивидуальное своеобразие ее поведения. Важнейшим регулятором деятельности зрелой личности является самосознание. В качестве необходимых факторов социальных достижений личности выступают способности, знания, навыки и умения.

Индивидуальная структура личности, ее особенности в большой степени определяют поведение человека и его взаимоотношения с окружающим миром. Человека как личность характеризует система его отношений: к людям (общительность — замкнутость, чуткость — грубость и др); к труду (трудолюбие — лень, добросовестность — халатность и др.); к вещам (развитый вкус—безвкусица, бережливость — расточительность и др.); к. природе (стремление к слиянию — отчуждение, стремление к охране — хищническое отношение); к себе (высокая — низкая самооценка, самокритичность — самооправдание) и др.

В основе системы отношений человека лежит мировоззрение личности — ценностные ориентации и установки.

Таким образом, личность — это многомерная, многоуровневая психологическая структура, интегрирующая в себе все индивидуальные особенности человека и регулирующая его поведение. В контексте рассматриваемых проблем особенно важна роль личности как регулятора профессиональной деятельности человека. Во многих исследованиях отмечается, что операторы, часто совершающие ошибки и попадающие в аварии в процессе труда, отличаются определенными устойчивыми качествами личности. Успешность, эффективность операторской деятельности, высокая надежность оператора также оказываются связанными с особенностями структуры личности.

Принято различать три основных аспекта психических проявлений человека в его предметной деятельности: устойчивые личностные качества, текущее психическое состояние и психические процессы, протекающие в его деятельности. Рассмотрим различия между ними на примере эмоций страха и тревоги. Если рассматривать их как психические процессы, то речь пойдет об общих для всех людей механизмах их возникновения, закономерностях протекания, особенностях их влияния на поведение и т.д.

Что же касается состояний страха и тревоги, то речь идет уже о переживании человеком указанных эмоций: это временные, более или менее длительные психические состояния, возникающие в определенных конкретных ситуациях, чаще или реже, но у каждого из нас.

Трусливость и тревожность — это уже устойчивые свойства личности, которые обозначают достаточно сильно выраженную склонность испытывать страх или тревогу во множестве самых разных ситуаций, возможно, и без определенных оснований. В последнем случае, когда речь идет уже об особенностях личности, можно прогнозировать поведение человека с большой долей вероятности: проявит ли он мужество или испугается в опасной ситуации; будет ли он беспокоиться, тревожиться или проявит спокойствие в условиях неопределенности. То же можно проиллюстрировать на примере мыслительных процессов.

Внимание — это психический процесс; сосредоточенность или рассеянность внимания — временные состояния; внимательность или рассеянность могут быть устойчивыми чертами личности. Таким образом, в характеристиках психического процесса отражается общее, закономерное в психике людей; в характеристиках состояния — связь с определенным воздействием, конкретной ситуацией, ограниченность во времени; в характеристиках личности — индивидуальное, характерное для конкретного человека.

Упрощенный подход к психологии человека и смешивание описанных явлений приводят иногда к ошибкам в педагогике, в совместной деятельности, в управлении людьми, в определении степени виновности человека или меры воздействия на него и т.д.

Зачастую в своих суждениях о людях мы совершаем характерную ошибку, перенося характеристики его состояния в определенной конкретной ситуации на личность. При этом мы забываем, что каждый из нас в своей жизни оказывался в самых разных состояниях, необязательно характерных для поведения в целом. Более того, совершенные человеком ошибки мы склонны объяснять в зависимости от нашей установки в одних случаях — чертой личности, в других — состоянием человека в тот момент, а иногда и общечеловеческими слабостями.

Так, например, относясь к человеку с предубеждением, мы чаще относим причину его ошибок на счет личностных особенностей, считая его глупым или распущенным, или безответственным. При положительном отношении к человеку мы чаще склонны объяснить его ошибки закономерностями человеческого поведения или списывать вес на обстоятельства, подчеркивая ситуативность его действий.

При необходимости определить степень виновности совершившего ошибку или проступок человека мы можем искать разные психологические причины его поведения в зависимости от установки на наказание или оправдание.

Установкаэто неосознаваемая готовность воспринимать предметы и явления действительности определенным образом. Личностные установки — это своего рода субъективные фильтры, пропускающие в сознание одни факты и задерживающие другие. Например, имеющиеся у помощников отрицательные установки, связанные с личностью капитана, могут заметно снизить действенность его указаний. Предвзятость или идеализация в отношении подчиненных со стороны капитана — тоже возможный случай влияния установки на поведение. Под влиянием установки совершаются и навигационные ошибки. Может сложиться ситуация, когда судоводитель не обращает внимания на сигнал или воспринимает его неадекватно реальному значению, поскольку появление этого сигнала и его значение в данный момент противоречат неким субъективным ожиданиям, т.е. психологической установке. Так, например, выявлено, что одной из причин аварий при выходе судна из базового, наиболее освоенного порта является влияние на судоводителя определенных устойчивых представлений или даже предубеждений относительно условий плавания. Опытными капитанами подмечено, что чем лучше знает судоводитель условия выхода из порта, тем с большей вероятностью может появиться у него убеждение относительно безопасности плавания. В подобных случаях наблюдатель может воспринимать не то, что видит, а то, что ожидает увидеть благодаря сформировавшейся установке.

Установка является одним из важнейших механизмов, регулирующих деятельность человека. Механизм установки обеспечивает направленность и устойчивость действий. Но если фиксированные установки становятся инертными, трудно поддаются переделке, то это может отрицательно сказаться на результатах деятельности. Как уже отмечалось стереотипность, инертность мышления препятствует успешному решению сложных судоводи-тельских задач. Инертность, неповоротливость установок может быть чертой личности.

Человек, чьей личностной особенностью является инертность, испытывает большие затруднения в изменении принятого решения, отличается стереотипностью действий; изменения состояний его психики не успевают за изменениями ситуации управления. Гибкость личностных установок — одно из важнейших качеств, необходимых для успешного решения задач по управлению техникой и людьми.

Считается, что повышенная эмоциональность, тревожность, неуверенность, напряженность — это сугубо отрицательные характеристики личности оператора. На противоположном полюсе этого комплекса эмоциональных свойств личности находятся такие характеристики, как эмоциональная стабильность, спокойствие, расслабленность, апатия. Если учесть, что тревожность это повышенная чувствительность человека к событиям малой вероятности, то становится ясно, что она важна для обеспечения бдительности и готовности к появлению опасности. Без этого судоводитель не сумеет вовремя воспринять надвигающуюся опасность аварии. Эмоциональная стабильность флегматичного, склонного к заторможенности человека может привести к беде. Спокойствие может обернуться безразличием, равнодушием и оказаться связанным с другими характеристиками личности, уже не эмоционального плана — такими, как безответственность, безынициативность.

Однако этого нельзя сказать по поводу другой важной составляющей структуры личности — интеллекта. Интеллект — важнейший регулятор поведения человека. При осуществлении сложной деятельности недостаток интеллекта, как уже отмечалось, не может компенсироваться ничем.

В структуре личности важное место занимает система отношений человека. Наиболее значимыми в профессиональной деятельности судоводителя являются: отношение к деятельности, отношение к людям и отношение к самому себе.

Основой самоотношения является самооценка человека. Самооценки обладают некоторыми характеристиками, которыми и обусловлена их роль в формировании поведения. Это степень важности, степень определенности и степень верности самооценки.

Степень важности самооценки — это субъективое значение для человека разных самооценок. Например, для некоего капитана суждение о его способности управлять судном важнее, чем суждение о его способности общаться с людьми. Чем больший вес в системе самооценок имеет данное суждение, тем большую роль оно играет в поведении человека..

Важной характеристикой самооценок является степень их определенности. Человек не всегда способен сформулировать вполне определенные суждения о своей компетентности в той или иной сфере, о своих интеллектуальных способностях или своем обаянии. Как правило, эти оценки являются вероятностными. Чем болee определенной является самооценка, тем большую роль она играет в поведении человека.

Верность самооценок - важнейшая характеристика самоотношения. В системе самооценок могут быть как правильные, так и ошибочные оценки. Правильность суждений о самом себе возрастает по мере взросления человека. Люди, лучше приспособленные к жизни в данной социальной среде, формулируют более верные самооценки, чем те, кто не сумел приспособиться. Степень адекватности самооценки человека влияет на степень адекватности принимаемых им решений. Ошибки судоводителя в профессиональной деятельности могут быть связаны с ошибками в его самоотношении. Так случается, когда молодой, неопытный помощник, полагаясь на свои способности, не вызывает на мостик капитана, хотя ситуация того требует.

Самооценка может быть высокой или низкой, в случае же явной неадекватности — завышенной или заниженной. Она всегда подразумевает сравнение (зачастую неосознаваемое) выраженности своих качеств личности с какими-то критериями. Во-первых, это сравнение себя реального с неким "Я" идеальным — т.е. с теми характеристиками и степенью их выраженности, которыми мы хотели бы обладать. Во-вторых, это сравнение себя с другими людьми — т.е. соотнесение своих качеств с некими средними показателями, отражающими представление о норме, о наиболее распространенном, обычном уровне развития этих качеств у человека.

Если в случае сравнения себя с идеалом имеется большой разрыв между "Я" реальным и "Я" идеальным, это говорит о заниженной самооценке — неуверенности в себе, но зато, возможно, высокой самокритичности. Если расхождение между "Я" реальным и "Я" идеальным близко к нулю, то это говорит либо о чрезмерно высокой самооценке, либо об отсутствии идеалов, в любом случае — о повышенной уверенности в себе, самодовольстве. В том случае, когда человек, сравнивая себя с другими людьми, оценивает свои качества ниже среднего уровня, он обладает низкой самооценкой, если вышесреднего — высокой. Описанные особенности самооценки также связаны с успешностью операторской деятельности. Чрезмерно низкая самооценка — неуверенность в себе, нерешительность, подверженность сомнениям — приводит к перестраховке и неспособности действовать решительно. Завышенная самооценка — чрезмерная самоуверенность, отсутствие сомнений — приводит к рискованным действиям.

Важное место в структуре личности судоводителя ,как и любого моряка, занимает его отношение к другим людям. В условиях долговременной групповой изоляции особенно важной оказывается способность сохранять нормальный уровень человеческого общения.

Тактичность, вежливость, внимательное, терпимое отношение к другим членам экипажа— необходимые качества для моряка. Наибольшее значение они имеют для капитана судна, причем не только по причине его наибольшего

влияния на других членов экипажа, но еще и потому, что ему приходится разбирать конфликты, зачастую не имеющие к нему никакого отношения. От его способности понимать состояние других людей и умения его регулировать может зависеть их работоспособность.

Отношение человека к своей профессии, к своим обязанностям сильнейшим образом сказывается на результатах его деятельности.

Безответственность, недисциплинированность, недобросовестность способствуют появлению ошибок и сбоев в работе, приводят к тяжелым последствиям. Можно только отметить, что в основе перечисленных качеств лежат две составляющие: ценностные ориентации и способность к саморегуляции поведения. Эти составляющие взаимосвязаны, и наличия лишь одной из них недостаточно.

Исследование, проведенное на выборке слушателей факультета повышения квалификации Государственной морской академии им. адмирала С.О.Макарова, показало, что судоводители, наиболее успешно справляющиеся с решением сложных профессиональных задач, обладают определенными особенностями структуры личности. Специально для целей исследования была разработана и смоделирована на радиолокационном тренажере сложная судоводительская задача, содержащая элементы экстремальности.

Успешно решить ее смогли судоводители, которые по результатам психодиагностического обследования характеризовались такими качествами, как стрессоустойчивость, ответственность, добросовестность, порядочность, организованность, высокий самоконтроль эмоций и поведения.

Таким образом, можно заключить, что в структуре личности судоводителя важная роль принадлежит таким качествам, как уровень развития интеллекта, эмоциональная стабильность, гибкость установок, адекватность самооценки, положительное отношение к своей деятельности и другим людям, способность к саморегуляции.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Саморегуляция условно подразделяется на три основных вида: биологическая саморегуляция, рефлекторная и сознательно управляемая.

Биологическая саморегуляция — это сложные внутренние процессы, которые лежат в основе роста, развития, жизнедеятельности и защитных функций организма. Эти процессы генетически закодированы и протекают без участия сознания, например, сердце продолжает работать и при наркозе.

Рефлекторная саморегуляция обеспечивает перестройку биологической саморегуляции с помощью восприятия органами чувств сигналов из внешней среды. К примеру, ритм работы сердца может измениться от резкого звука или воспринятого зрительного образа. Однако такая перестройка может происходить не только под влиянием информации, воспринятой извне. Образы, возникшие в воображении человека, представления, мысли и переживания, связанные с воспоминаниями или ожиданиями будущих событий, могут оказывать такое же по силе воздействие на биологическую саморегуляцию организма, как и реальные сигналы из внешней среды. Описанные механизмы лежат в основе феноменов внушения, гипноза и других способов влияния на человека.

Сознательно управляемая саморегуляция — высший уровень саморегуляции, при котором процессы психического самоуправления носят сознательный, целенаправленный и активный характер.

Под психической саморегуляцией понимают сознательное воздействие человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания или изменения характера их протекания.

Можно выделить три группы способов саморегуляции:

1. Контроль, регуляция или изменение всего того, что человек способен воспринять с помощью органов чувств из внешней среды, т.е. того, что определяет чувствования и переживания в процессе восприятия окружающего мира. Это способы "отключения — переключения", при которых человек либо меняет обстановку (набор раздражителей внешней среды), либо отключается от нее, либо формирует ее по своему усмотрению.

2. Контроль, регуляция или изменение всего того, что человек воспринимает из внутренней среды, т.е. своего тела. В этой группе есть способы контроля и регуляции тонуса мимических мышц и скелетной мускулатуры, темпа движений и речи, специальные дыхательные упражнения, разрядка и др.

3. Контроль, регуляция и изменение всего того, что составляет содержание сознания. Эта группа методов делится на два блока:

1) регуляция отраженной в сознании реальности — это регуляция образов, представлений, понятий, а также сопровождающих их переживаний и волевых усилий; сюда относятся воображение, сюжетные представления, самовнушения, самоубеждения, внутренние установки;

2) регуляция отношений между "Я" и отражаемой реальностью — варьирование целевыми установками личности, предоставление себе права на ошибку, оптимизация реакции на критику, объективное соотнесение задач деятельности и своих возможностей в этой области, контроль и изменение значимости деятельности и ее результатов, своего социального статуса в обществе, изменение своего отношения к различным формам общественного сознания и истории, контроль и регуляция своего места в ноосфере.

Формирование мировоззрения, способного обеспечить такой уровень регуляции, невозможно без наличия достаточно высоко развитого интеллекта.

Знание широчайшего диапазона приспособительных возможностей нервной системы человека с древнейших времен используется в различных методах самосовершенствования.

Наиболее распространенными в настоящее время являются такие методы психического самовоздействия, как аутогенная тренировка, медитация, самогипноз, овладеть которыми полезно любому человеку, заинтересованному в развитии своих способностей к саморегуляции.

Немецкий врач X. Линдеман, в одиночестве переплывший в надувной лодке Атлантический океан за 72 дня, писал: "Аутогенная тренировка позволила мне пересечь Атлантику и остаться живым".

Техника аутогенной тренировки описана в литературе и может быть использована при подготовке к ситуациям, где выживание человека связано с тяжелыми, опасными условиями.

Медитация — метод изменения состояний сознания, при котором достигается высшая степень концентрации внимания на определенном объекте или же, наоборот, полное "рассредоточение" внимания.Этот метод может оказать практическую помощь тем, кто озабочен поисками душевного равновесия, нуждается в формировании чувства уверенности в своих силах, в своих возможностях.

Самогипноз — метод, помогающий человеку формировать у себя новые, желаемые качества, страховать себя от действий и поступков, диктуемых импульсивными, недостаточно обдуманными побуждениями.

Существует множество форм словесной саморегуляции и самопрограммирования. Среди них следует назвать самоодобрение и самопоощрение, противоположные им самоосуждение и самонаказание, а также самоприказ, самопринуждение и самоподбадривание. Даже в виде внутренней речи, не будучи произнесенными вслух, такие речевые активаторы играют большую регулирующую и программирующую роль в деятельности человека.

Большую практическую пользу может принести уяснение принципов мудрого отношения к жизни - вот некоторые из таких принципов.

Умение отличать главное от второстепенного: принцип выбора наиболее значимых и отказа от несущественных мотивов и побуждений, став сознательным психическим действием, освобождает нас от многих не стоящих внимания проблем и приносит неоценимую пользу в разрешении различного рода кризисных ситуаций.

Внутреннее спокойствие: этот принцип отношения к жизни не исключает энергичности и активности человека, но позволяет ему не терять самообладание, даже в критические моменты. Это важное условие сохранения у человека ясности ума и четкости поведения, это психологический "иммунитет" от ситуационных "помех".

Знание меры воздействия на события: обстоятельства могут сложиться и так, что даже максимум активности реально ничего не меняет, поэтому обладающий мудростью человек должен понимать объективный ход событий и уметь соответствующим образом и вовремя вмешиваться в них.

Умение подходить к проблеме с разных точек зрения: во многих случаях одно и то же событие, явление, проблема приобретают разное значение в зависимости от того, с каких позиций о них судят, поэтому человек может разрешить некоторые свои проблемы, взглянув на вещи по-иному и реально оценив различные стороны предмета своих размышлений.

Готовность к любым неожиданным событиям: такая способность, а также отсутствие предвзятых мнений и суждений о жизни дают возможность быстро перестроить систему своих отношений с учетом объективных обстоятельств.

Наблюдательность: важное условие саморегуляции личности — развитие наблюдательности не только за окружающей действительностью, но и за самим собой. Наблюдательность превращается в особо ценное свойство для саморегуляции в различных острых, критических ситуациях.

Стремление понять других: выработка способности понять мотивацию, состояние, поведение другого человека, встать на иную, пусть даже противоположную точку зрения не только облегчает общение, но и помогает предвидеть поведение людей в той или иной ситуации.

Умение извлекать положительный опыт из всего происходящего: никакой жизненный опыт — в том числе и неизбежные ошибки и неудачи — не оказывается бесполезным. Учет причин прежних ошибок помогает человеку избежать их в настоящем и будущем.



Просмотров 3380

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!