Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ МОСТИКА



Ужесточение правовых норм касаются не только человека, но и системы «человек - машина», с тем условием, чтобы дисциплинировать поведение человека, работающего с источником повышенной опасности.

Судоводителю в системе управления движением приходится действовать в условиях различных временных ограничений. Время на принятие решения колеблется в диапазоне от долей секунды, что продиктовано навигационной или аварийной ситуацией, когда задачу возможно выполнить только за счет активной саморегуляции и максимального использования специального и профессионального потенциала, до многих минут. Согласно проведенных исследований психологами на морских судах разного типа, усложнение задачи до некоторого определенного уровня не создает каких либо трудностей для коллектива мостика: соответственно ситуативным требованиям он приспосабливается новой расстановке вахтенной службы, а капитан легко управляет темпом и ритмом собственных действий и действиями подчиненных.

Когда же временные рамки ограничивают возможность выбора вариантов, капитан перестраивает тактику своей работы совместно с коллективом мостика, за счет мобилизации оперативного мышления, повышения порога чувствительности и избирательности к сигналам, соответствующим решаемой задаче. Такая мобилизация деятельности может быть осуществлена и непроизвольно, без активных волевых усилий капитана и фиксации в его сознании факта, что данная ситуация для своего решения потребовала расхода значительно большего энергетического и информационного обеспечения. Однако при этом его деятельность классифицируется уже как психически напряженная.

При ситуациях в ночное время, неблагоприятных климатических и метеоусловиях, при возникновении сложных навигационных ситуаций ограничение времени на принятие решений достигает такого уровня, при котором непроизвольная саморегуляция нужного эффекта не дает, а качественные показатели в действительности начинают снижаться. Для поддержания их на требуемом уровне капитан как лидер коллектива форсирует активную волевую регуляцию деятельности, что делает труд его и коллективный еще более напряженным. В ситуациях прохождения узкостей, каналов, заходов в порты, решение навигационной задачи надо выполнять не по стандартным признакам, а с тем числом переменных, которые соответствуют реальному числу судов, береговых средств, СНО и навигационных оповещений. Тогда капитан и коллектив начинает селективно управлять системой, ориентируясь, главным образом, на достижение наиболее важных результатов и избежания нежелательных последствий.

Обеспечение безопасности судоходства осуществляется только по наиболее существенным переменным. Если ситуация развивается в аварийную, то процесс решения нестандартной задачи может вызвать у капитана столь высокую психическую и нервно- эмоциональную напряженность ( СТРЕСС), при которой неизбежно могут произойти срыв поведения и более или менее полная дезорганизация деятельности. Результаты стресса оказывают свое влияние на период активного долголетия судоводительского состава и особенно капитанов. Таким образом, можно констатировать,что надежность человека имеет предел, переход которого приводит к неадекватным профессиональным реакциям. Причинами их появления служит усталость, специфика и характер труда, а также большие нагрузки.

Судовые приборы информируют нас о состоянии судна, скорости, курсе и т.д. Но нам также надо знать и о состоянии человеческой составляющей - как он работает и реагирует на возмущения. Предлагается схема определения состояния команды мостика:

 
 



Просмотров 1736

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!