![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ВИДЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНТЕРВЬЮ
Составляющие его - вопросник с сугубо опорным, ориентировочным набором вопросов, консультант, им владеющий, респондент, отвечающий на вопросы, и, наконец, сам способ взаимодействия между обоими участниками интервью. Описание последнего, пожалуй, самое важное из них, но и особо трудное дело. Ремесло и искусство консультанта здесь срабатывают больше, чем знания. Но письменно я могу передать только знания. Об этом и пишу. Первым по очередности является ознакомительное, или осваивающее, интервью. Оно фактически начинается естественным образом при первой встрече с любым из представителей клиентной организации. Это обычный пе- i речень вопросов об особенностях организации: производственный профиль, финансовое положение, персонал, состояниерынка, конкуренты, поставщики, потребители и т. п. Ну и, конечно, - почему решили привлечь консультанта. Известно, что уже на этой стадии начинается процесс вовлечения клиента в консультационный процесс. Особая проблема первого контакта! Сейчас же надо отметить двунаправленность ознакомительного интервью: потенциальный клиент задает Вам вопросов едва ли не меньше, чем Вы: вопросов о профессии консультанта, Ваших возможностях, способах работы, сроках, оплате и пр. И Ваши ответы должны мотивировать клиента на сотрудничество. Диагностическое интервью
Прежде всего следует развести интервью в социологии и в управленческом консультировании. Я когда-то специализировался в социологических исследованиях и помню, как тщательно в нас вырабатывали навыки соблюдения чистоты интервью. Ни в коем случае ни словом, ни жестом, ни тоном никак не повлиять на мнение респондента. Зафиксировать требовалось только то, что он сам имел в виду. Специально изобретались приемы избегания влияния поведения интервьюера на суждения респондента. И признавалось - полностью такого влияния избежать нельзя. К сожалению. В этом виделся один из источников несовершенства, искажаемости социологической информации. А вот развивающее диагностическое интервью строится на противоположном: консультант не должен проводить опрос, ему следует активно взаимодействовать с респондентом, проблематизировать его суждения, даже полемизировать с ним в тех случаях, когда высказывания респондента выглядят поверхностными, стереотипными, непонятными. Все это для того, чтобы выйти на подлинные проблемы организации, пройти с работниками клиентной организации путь от жалоб, привычки ссылаться прежде всего на внешние препятствия к анализу взаимосвязей проблем. Итак, то, что в социологическом интервью считается шумом, помехой, в диагностическом интервью есть цель и достижение. Консультант не опрашивает, а обсуждает с респондентами, с клиентом их заботы, цели, трудности. Как это делается?
СТРУКТУРАРАЗВИВАЮЩЕГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНТЕРВЬЮ Консультант интервьюирует разных работников клиентной организации. Каждое интервью приходится начинать с одного и того же: представления своей профессии и себя. Представление я обычно начинаю способом "незнакомое через знакомое ". Поскольку консультант по управлению у нас еще малоизвестен, я ставлю его в ряд с консультантами иного типа: "Наверное, вам уже приходилось иметь дело с консультантами по правовым вопросам, финансам, маркетингу. Так вот, я тоже консультант, но по организационно-управленческимпроблемам". И далее кратко о возможностях моего консультирования, стадиях его и о диагностике особо. Почти всех респондентов интересует результат диагностики, поэтому надо кратко сказать с упором на главное: это будет не просто список проблем (хотя и он даст немало нового и ценного для работников организации), но и выявленные взаимосвязи между ними (какая какую выявляет и обостряет). Таким образом, можно будет ответить на вопрос -с решения какой проблемы следует начинать? Обычно сказанное примерно так вызывает интерес у респондента, а значит, и готовность к сотрудничеству. Но мотивацию респондента на сотрудничество с консультантом стоит и развить. "Как вы понимаете, консультантов обычно приглашают для каких-то значимых изменений в организации. У вас сейчас есть возможность повлиять на их подготовку. Мы по- Лшгностическое интервью
Прежде всего следует развести интервью в социологии и в управленчес- ВМконсультировании. Я когда-то специализировался в социологических ис- следованияхи помню, как тщательно в нас вырабатывали навыки соблюдения стоты интервью. Ни в коем случае ни словом, ни жестом, ни тоном никак не >8лиять на мнение респондента. Зафиксировать требовалось только то, что сам имел в виду. Специально изобретались приемы избегания влияния пове- Ьния интервьюера на суждения респондента. И признавалось - полностью oвлияния избежать нельзя. К сожалению. В этом виделся один из источ- ршков несовершенства, искажаемости социологической информации. А вот развивающее диагностическое интервью строится на противополож-ВС консультант не должен проводить опрос, ему следует активно взаимо[Лпствоватъ с респондентом, проблематизировать его суждения, даже поле-; ровать с ним в тех случаях, когда высказывания респондента выглядят зерхностными, стереотипными, непонятными. Все это для того, чтобы вый-и на подлинные проблемы организации, пройти с работниками клиенткой организации путь от жалоб, привычки ссылаться прежде всего на внешние Ирепятствия к анализу взаимосвязей проблем. Итак, то, что в социологическом интервью считается шумом, помехой, в V.агностическом интервью есть цель и достижение. Консультант не опраши-вает, а обсуждает с респондентами, с клиентом их заботы, цели, трудности. Как это делается? 2. СТРУКТУРА РАЗВИВАЮЩЕГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНТЕРВЬЮ Консультант интервьюирует разных работников клиентной организации. Каждое интервью приходится начинать с одного и того же: представления сво-профессии и себя. Представление я обычно начинаю способом "незнакомое через знако-мое ". Поскольку консультант по управлению у нас еще малоизвестен, я став-ШО его в ряд с консультантами иного типа: "Наверное, вам уже приходилось тметъ дело с консультантами по правовым вопросам, финансам, маркетингу. Так вот, я тоже консультант, но по организационно-управленческим проблемам". И далее кратко о возможностях моего консультирования, | стадиях его и о диагностике особо. Почти всех респондентов интересует результат диагностики, поэтому надо кратко сказать с упором на главное: это будет не просто список проблем (хотя и он даст немало нового и ценного для работников организации), но и выявленные взаимосвязи между ними (какая ^акую выявляет и обостряет). Таким образом, можно будет ответить на вопрос -€ решения какой проблемы следует начинать? Обычно сказанное примерно так вызывает интерес у респондента, а знаNBT, и готовность к сотрудничеству. Но мотивацию респондента на сотрудничество с консультантом стоит и развить. "Как вы понимаете, консультан-тов обычно приглашают для каких-то значимых изменений в организации. У вас сейчас есть возможность повлиять на их подготовку. Мы по- Глава AT
Немаловажно оговорить и конфиденциальность такого интервью. Она есть непременное условие нашей профессии. Нарушив ее, мы просто теряем клиента. Поэтому, если начальник нашего респондента, что бывает иногда, захочет, даже затребует посмотреть мнения, высказанные подчиненными, узнать, какую информацию консультанты получили у него, - ничего у него не выйдет. Мы будем вежливо, но ясно объяснять свое понимание конфиденциальности, равно как и строго соблюдать его. Конечно, малая надежность деловых отношений у нас скажется как-то на принятии наших заверений: мол, ваши гарантии стоят не больше всех иных. Но тогда все зависит от поведения самих консультантов. Репутация, дорогие коллеги, значит все больше и больше. Итак, будем считать, что мы достаточно замотивировали респондента, наладили контакт. Теперь - сами вопросы. Интервью по целям Сначала идет целевой блок вопросов. Общая цель есть главный признак организации. И по уровню ее развития можно судить и о состоянии организации. Что имеется в виду? В этом блоке диагностического развивающего интервью можно выяснить: - наличие у организации долгосрочных целей, - осведомленность респондента о текущих и долгосрочных целях организа - степень совпадения представлений в руководящем корпусе по поводу этих - согласованность целей основных подразделений с общими целями орга - как формируются эти цели, т. е. имеются или нет продуманные формули В экономике, еще осваивающей рынок, часто приходится диагностировать неблагополучие с целями. Назову наиболее частые (если судить по моей практике) признаки этого неблагополучия. Цели формируются на уровне телеономии. На вопрос консультанта клиент говорит: "Да какие могут быть у нас цели? Прибыль! Она и есть цель". Но прибыль есть необходимое условие существования коммерческой организации. Как дышать или пить. И так же, как только больные люди могут это счи- | тать своими целями, так для рыночной жизни такое понимание цели прими- | тивно и не принесет успеха. Мы-то с вами, коллеги, знаем, что основные (хотя и не все) цели на рынке формируются вокруг клиента. Найти, привлечь, создать, развить, удержать, расширить клиентуру можно разными способами. Так вот, определение, выбор, изобретение этих способов и есть варианты целей организации. Как именно расширить клиентную базу? - вот где идет поиск реальных целей. В таком
![]() |