![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Диагностическое интервью 301
Разумеется, есть цели и сугубо обеспечивающего порядка: обновить оборудование, найти инвестора и пр. Нередко развивающая компонента этого блока вопросов в том и состоит, чтобы проблематизировать клиента вопросами и суждениями, противостоящими упрощениям и очевидностям. Можно сказать, например, руководителям торговой фирмы: "Ваша ЦЕЛЬприбыль?Идолго вы ее выбирали?"Или: "Металлургическому заводу тоже нужна прибыль. У вас одинаковые с ним цели?" Или: "Такопределит свою цель любой из конкурентов. Вы не хотите отличаться от них?" Или: "Прибыль?Но каким образом?" Подготовленному и любознательному клиенту стоит объяснить, что стоит за такими вопросами. Другое неблагополучие в целях организации - противоречия в трактовках разными руководителями: в целом, или по приоритетам. Оговорюсь сразу же, что то или иное расхождение в понимании целей организации есть всегда. Хотя бы в силу закона департаментализации: каждый руководитель склонен преувеличивать значимость своего подразделения, его целей. Директор по производству будет упирать на технологию, директор по безопасности - на борьбу с конкурентами и т. п. Конечно, острота подобных противоречий тоже иногда составляет для организации и ее консультанта немалую проблему, но есть различия куда глубже. Фирма имеет хорошие позиции на рынке: клиентура широкая и стабильная, конкуренты есть, хотя они смирились с ее лидерством. Но вот в диагностическом развивающем интервью консультант обнаруживает, что одна группа руководителей делает ставку исключительно на крупных клиентов, а другие подчеркивают необходимость равного внимания ко всем клиентам. Разница большая: сконцентрироваться на сравнительно небольшой группе крупных или удержать широкую массу разных клиентов. Но до оргдиагностики это противоречие не осознавалось, и руководители противостояли друг другу лишь в практических действиях. Их указания соответствующим службам дезориентировали работников, сбивали их с толку. Проблематизируя эту ситуацию, консультант предлагает респонденту ответить на вопрос: "А почему другие руководители вашего ранга считают юшче?" Тот, конечно, интересуется: а какие мнения они высказывают по этому поводу. И, получив ответ, часто недоумевает. Тогда консультант может предложить ту же линию: "Как вы считаете, почему они так думают, какиеу них основания для этого?" Бывает, что респондент именно благодаря таким вопросам впервые задумывается о возможности иного взгляда на обсуждаемый предмет, догадывается: вот почему действия такого-то и такого-то шли в разрез с его собственными. Ведь у наших клиентов иногда нет способов и желаний сопоставить свои взгляды. Иногда они стихийно толкутся на общей площадке, наступая друг другу на ноги, да и привыкают к этому как к повседневной неразберихе. Общение с консультантом тогда становится редким шансом осмотреться и задуматься. С этого и начинается благодарное внимание клиента к консультанту. Еще одна трудность с целями: у клиента нет дальних целей, есть только краткосрочные, ближние. Правда, тут надо сделать одно предупреждение. Глава XV
Базовые вопросы консультанта в целевом блоке диагностического р*азвивающего интервью могут быть такого типа: - Каковы основные цели вашей организации сегодня? - Есть ли у руководства какие-то долгосрочные цели? - Как вы думаете, что мне на этот вопрос ответят в соседнем подразделе - В чем состоят цели вашего подразделения? В чем выражается результат Ну и добавлять проблематизирующие вопросы, как это предлагалось делать выше. Так работает блок целей в структуре диагностического развивающего интервью. Интервью по проблемам Собственно говоря, выявление проблем уже началось в предыдущем блоке. Неразработанность целей, -противоречия в их толковании и пр. - все это, болезни организации. Но в данном, третьем блоке мы обращаемся к анализу проблем специально и прямо. Раньше мы уже договорились о том, что считаем практической организационной проблемой. Давайте придерживаться здесь того же понимания. Начнем* естественного вопроса кому-то из руководителей клиентной организации: "Какие проблемы, трудности, препятствия в вашей работе вы считаете особенно важными?" И мы уже перебирали варианты жалоб, ко- I торыми нас он, вероятно, осыплет в своем ответе: плохое сырье, кошмарные налоги, нестабильность правового регулирования, устаревшее оборудование, ненадежность поставщиков, капризы потребителей и т. д. и т. п. Конечно, мы сразу же предложим ему разделить этот ворох на две части: управляемые (т. е. зависящие от нас) и неуправляемые (с которыми мы ничего поделать не сможем). Другое дело, что иные неуправляемые факторы при ближайшем рассмотрении оказываются все-таки управляемыми. Один мой клиент выводил за скобки своих возможностей отношение к нему городской власти. Однако все-таки удалось наладить с ней сотрудничество, но после того, как мы с ним попытались рассмотреть этот фактор на возможность воздействия на него. Так что респонденту мы предлагаем говорить только о проблемах, решение которых зависит от нас. диагностическое интервью
ИТЕРАЦИИ. Респондент называет какую-то трудность. Консультант спраошвает: "Чем она вызвана?" Помедлив, называет причину. "А эта чем вызвана?"- снова спрашивает консультант. Не надо тут дать уйти респонденту ■ стишком общие объяснения - от "всегда так делалось" до несовершенства мира. Обычно на второй-третьей итерации удается выйти на содержательную причинно-следственную или антитезную формулировку проблемы. А когда можно считать, что формулировка проблемы достаточно содержательная? Тут читатель, вероятно, захочет строгих критериев. Нет, невседоступ-| оточности в нашем деле. Как принято говорить в ученых кругах, это решается жспертно. Иначе говоря, - по Вашему, читатель, пониманию. Ауж на чем оснозано оно само, т. е. понимание, тут сказывается квалификация консультанта. ИНТЕРПРЕТАЦИИ. Если респондент говорит пространно, неконкрет-. но, сразу о многом, то консультанту трудно выделить в столь долгой речи проблемный сюжет. Давайте специально затронем тему многословности респондента. Мне попадались такие любители обширных монологов, что все время подмывало поискать: где тут у него выключатель? Впервые сильно озадачил меня этим директор карбюраторного завода. Мои пробы вклиниться в его речь, весьма сосредоточенную на собственных мыслях, воспользоваться для этого редкими паузами давали странный результат: мой якобы собеседник вроде бы давал мне минуту-полторы, но потом внезапно продолжал свое, даже, как оказывалось, :чезаметив моего краткого присутствия в собственном времени, он был стайер крупных совещаний. Напоминаю снова о терапевтической роли диагностического интервью. И вообще, хороший разговор - это вещь! Но то был не разговор... Так вот, лучший способ сориентировать долгий монолог респондента на общее дело - задать ему вопрос: "Так в чем же тут проблема?А почему ненаоборот?А какие еще факты подтверждают ваш вывод?"и т. п. Интерпретация и есть, пожалуй, самая конструктивная форма развития ответов на наши вопросы. Например: "Верно ли я вас понял, что дело не столько в пассивности ваших партнеров, сколько в неумении с ними рабстать? "Или: "Яне искажу вашу мысль, если помечу себе, что причина лтой неудачи в незаинтересованности исполнителей? "Или: "А как мож-но кратко записать эту мысль?" Вопросы такого типа побуждают респондента остановиться, вернуться к теме,ответить консультанту точнее и по существу. Интерпретации могут предлагаться в большом разнообразии. Это, к при-меру,"эхо", т. е. повторение, но сжатое, уже сказанного респондентом. Хотя аногда интерпретации делаются и с намеренным сдвигом, чтобы респондент возразил, дал уточнение, поправил консультанта, вызвал у себя усилие сформулировать суть. Самые же частые варианты интерпретаций, которые предла-ает респонденту консультант по поводу его высказываний, скорее уточняющие, конкретизирующие эти высказывания. СОПОСТАВЛЕНИЕ. Иной респондент слишком категоричен, однозначен в суждениях. Неплохо тогда предложить ему мнение кого-то из других Глава XV
ОППОНИРОВАНИЕ. Проблематизируя респондента, консультант и сам иногда может возразить ему. Самая слабая форма возражения такова: "Мне непонятна ваша позиция. Пожалуйста, убедите меня в вашей правоте ". Оппонирование бывает куда сильнее, если консультант мобилизует свои знания управления, бизнеса и приводит свои контрдоводы. Не, помню, чтобы респондент обижался на это. Ему самому интересна дискуссия. Подчас снисходительно, но чаще внимательно, с уважением выслушает он мнение консультанта (!). Реагирует недолгим молчанием, встречными вопросами. Не стоит опасаться, что интервьюирование обернется вспять и респондент начнет расспрашивать консультанта. Ссылаясь на науку, зарубежный, свой опыт работы у других клиентов, мы можем помочь работнику клиентной организации лучше разработаться в своих проблемах. Конечно, потом вернуться к интервью. А здесь фиксируем либо мнение респондента, если он отстоял его, либо измененное мнение, ато и нечего фиксировать. В результате - уважение к консультанту, хороший настрой надальнейшее сотрудничество с ним. И переходим с ним к следующим проблемам. Оппонирование такого рода избегает оценок и эмоций. Оно строится только на доводах. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД. Этим способом неплохо получается выйти на центральную точку проблемообразования: не столько - что не получается, сколько - почему не получается. Помните формулу: трудности по преодолению трудностей? Деятельный подход в проблематизации респондента начинается с вопроса: "Что предпринималосьдлярешения такой-то проблемы ? " Один из вариантов ответа: "Ничего. Нельзя ничего сделать". Или: "Ачто мы можем изменить?" Пассивная безнадежность. Трудный случай. Консультанту стоит развить тему вопросами типа: "Почему, например, не предпринималось то и то?", "Что случилосьбы, если попробоватьтак?"Бывает, респондент от-1 кликается, и начинается совместная разработка проблемы, выходящая за рамки оргдиагностики (но не теряющая ее). Надо только быть осторожными с предположениями о возможных решениях. Откуда вообще их взять? Конечно же, из своей профессиональной культуры (если они там есть). Надо знать управленческую работу, знать свое дело. И при случае Вам припомнится чей-то опыт, удачи, находки, появляются соб-
![]() |