Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Обучения" в медвузах и ГИДУВах с использованием



Экономических методов

ИСХОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Главным действующим лицом учебного процесса становится студент (слушатель) - из объекта педагогического воздействия он превращается в активного субъекта его;

преподаватель вуза (ГИДУВа) должен иметь возможность неограниченного заработка на своем рабочем месте без существенного увеличения фонда заработной платы.

Решаемая проблема: при каких условиях студент (слушатель) захочет и сможет добиваться повышения качества своего обучения?

Студент медвуза захочет добиваться повышения качества своего обучения, если:

- будет соблюден принцип разделения преподавателя и экзаменатора (с ис
пользованием тестового и программированного контроля в конце семестра
и дисциплинарного курса);

- будет резко дифференцирована система дипломов и зарплаты после выпус
ка, а также стипендий (основанная на рейтинге).

Слушатель ГИДУВа захочет добиваться повышения качества своего обучения, если:

- результат обучения повлияет на его социальное положение (зарплату, тру
доустройство, служебный рост);

- он сможет заказать нужный цикл обучения;

- он сможет получить индивидуальное обучение;

- он потом сможет выбирать работодателя на контрактной основе.


Методы активизации нововведений



 

Студент сможет добиваться повышения качества своего обучения, если: - фонд заработной платы каждого преподавателя, приходящийся на одного студента в семестр, будет зависеть от числа студентов, занимавшихся на его курсе. Слушатель сможет добиваться повышения качества своего обучения, если: - он получит возможность выбирать себе преподавателя; - зарплата преподавателей будет напрямую и без ограничений зависеть от числа избравших его слушателей; - он будет иметь информацию о возможностях получения знаний и о цене; - появятся альтернативные, независимые учебные заведения.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ ДАННОЙ СИСТЕМЫ:

- вероятно резкое расслоение преподавателей по уровню оплаты

- и конфликты на этой почве;

- угроза монополизма сильнейших преподавателей;

- снижение качества обучения в случаях чрезмерно большого набора числа
студентов (слушателей) отдельными преподавателями;

- столкновение данного нововведения с уравнительными предрассудками в
среде преподавателей и обучающихся;

- угроза блока слабых преподавателей против сильных;

- обострение трудностей с помещениями, оборудованием, организацией учеб
ного процесса и т. д.

11-2. Проект "Кафедра - субъект"

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Выявление субъектных и объектных свойств кафедры (предпосылок субъектное™):

А. Исходная посылка (реальное состояние кафедры)

При выявлении объектных и субъектных свойств кафедры дифференцирующим признаком выступает степень самостоятельности в принятии решений по вопросам ее жизнедеятельности.

Было отмечено, что кафедра выступает лишь как объект, т. е. главным образом исполняет решения, спускаемые "сверху".

В целом соотношение объект-субъектных свойств кафедры в принятии решений по перечисленным выше вопросам жизнедеятельности кафедры можно представить следующим образом:

 

Кафедра какобъект 1. Штаты 2. Учебные планы 3. Программа 4. Расписание 5. Число студентов в группе 6. Методика преподавания Кафедра каксубъект - персональный подбор кадров (частичный) - перераспределение времени внутри программы - распределение нагрузки - методические вариации

7. Материально-техническое обеспечение - какое оборудование

1. Сохраняется идея кафедры как структурной единицы.

2. Выпускающие и "остальные" кафедры дифференцируются по мере субъект-
ности.


860 Глава XXXV

3. Мера субъектности определяется типом взаимодействия между выпуска
ющей кафедрой и "остальными".

4. Мера субъектности определяется также внутренним субъектным потенциа
лом кафедры, во многом зависит от степени субъектности персонала кафедры.

Б. Желаемое состояние

 

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ

Установление новых принципов взаимоотношений внутри вузов, основанных на примате выпускающих кафедр (ВК).

1. ВК - глава научно-клинической и научно-педагогической школы.

2. В вузе возникает ряд однопрофильных кафедр-школ, работающих по аль
тернативным (разработанным каждой из них) программам.

3. Студент имеет право выбора ВК.

4. Связь между студентом и ВК осуществляет менеджер, занимающийся
поиском и отбором абитуриентов и рекламой ВК.

5. Студент является опосредованным косвенным держателем средств (от
количества записавшихся на курс зависит зарплата преподавателя); студент, из
расходовавший средства, полученные от государства (или Минздрава) на обра
зование, не получает возмещения.

В случае отчисления из института и поступления в другой вуз студент выплачивает из собственных средств ту сумму, которую государство (Минздрав) израсходовало на его обучение в предыдущем вузе.

Ни государство, ни Минздрав не являются в данном случае держателями средств, т. к., выдавая сумму на обучение, они реализуют конституционное право каждого на высшее образование.

6. Связь ВК с остальными кафедрами осуществляется через институт менед
жеров.

ВПК в данном случае выступает в качестве подрядчика, "остальные" -субподрядчики, т. к. они нанимаются выпускающей кафедрой, в соответствии с ее потребностями, определяемыми программой.

7. Процесс обучения не контролируется заказчиком (Минздравом), конт
ролируются только выходные параметры с помощью новой квалификацион
ной характеристики,
составленной экспертами на основе анализа и прогноза
ситуации в здравоохранении. Последнее должен осуществлять Минздрав.

11-3. Проект "Министерство- вуз"

Предлагается изменить организационные, экономические отношения, в системе которых функционирует вуз.


Методы активизации нововведений 861

1. Расширяется круг субъектов, участвующих в финансировании, организа
ции процессов подготовки специалистов. В таком качестве наряду с Министер
ством здравоохранения (республик) выступают республиканские, областные,
городские, районные представительные и исполнительные органы власти, про
фессиональные медицинские сообщества, организации, предприятия, группы и
отдельные лица.

Органы власти вступают с вузами в финансовые отношения, заказывают, оплачивают подготовку необходимых специалистов.

Профессиональные медицинские сообщества участвуют в разработке основных направлений подготовки специалистов, формировании профессиональных критериев квалификации врачей, оценке уровня подготовки выпускников вузов.

В финансировании подготовки специалистов на основе контрактов участвуют предприятия, организации, группы и отдельные лица.



Просмотров 765

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!