![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Оценка практической работы преподавателем. Количество баллов зависит от качества выполненного задания (правильность выполнения задания, полнота ответа
Количество баллов зависит от качества выполненного задания (правильность выполнения задания, полнота ответа, орфографическая и пунктуационная грамотность).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3 Раздел №2. Система языка и ее стилистическая характеристика. Тема №1. Фонетика, орфоэпия, орфография. Изучение норм литературного произношения Цель: обобщение знаний о свойствах русского ударения; развитие навыка работы с орфоэпическим словарем и совершенствование культуры речи (владение акцентологическими и орфоэпическими нормами); развитие навыка построения аргументированного высказывания на лингвистическую тему. Образовательные результаты, заявленные в ФГОС третьего поколения: Студент должен уметь: · строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; · анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; · устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи. Студент должен знать: нормы русского литературного языка. Обеспеченность занятия Учебно-методическая литература: 1. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 20012. –с. 219-260. Справочная литература: 2. Самый полный орфографический словарь русского языка с правилами написания: ок 55000 слов/ Бурцева, В.В. – М.: АСТ: Астрель, 2011. - 1083 с.; 3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. – 944 с.; 4. Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение: ок. 25000 слов/ И.Л,Резниченко. – М.: Астрель: АСТ, 2008. Программное обеспечение: 5. Информационно-справочный портал «Русский язык» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gramota.ru/ 6. Портал русского языка «Ярус» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.yarus.aspu.ru/ 7. Портал «Русский язык» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gramota.ru/ 8. Образовательный портал Национального корпуса русского языка» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studiorum. ruscorpora.ru/
Время на подготовку и выполнение –2 часа Краткие теоретические и учебно-методические материалы Орфоэпия – совокупность правил произношения. Акцентоло́гия — раздел языкознания, изучающий природу, особенности и функции ударения. Ударение – выделение слога в слове большей силой голоса. Особенности русского словесного ударения. 1. Характеризуется как силовое или динамическое (ударный слог отличается большей силой, напряжённостью и сложностью). 2. Подвижность (возможно перемещение с одного слога на другой при изменении слова) при этом в РЯ преобладают слова с неподвижным ударением. Некоторые слова в РЯ могут иметь не одно, а 2 или 3 ударения – одно основное, другие – побочные. Побочные обычно на первом слоге, а основные на других: - сложные слова из двух основ древнерусский - многие сложносокращённые слова стройматериалы - слова с приставками после-, вне-, меж-, внутри- и иноязычные элементы архи-, анти-, супер-: окололитературный, суперобложка - в сложных и сложносокращённых словах, состоящих из 3 основ возможно 3 ударения: аэрофотосъемка Не всякое сложное слово имеет побочное ударение. Побочное ударение бывает, когда обе части слова чётко выделяются в смысловом отношении. Если сложение основ выделяется слабо или не выделяется, то побочное ударение не выделяется хлебозавод, достоверный
Ход работы: Задание №1. Произнесите слова, придерживаясь норм современного русского литературного языка. Сформулируйте правила произношения сочетаний согласных. I вариант: Брызжет, визжать, дрожжи, жужжать; бесшумный, бесшабашный, из шёлка, из шкафа; заказчик, рассказчик, счастье; вокзал, косьба; вестник, сердце, безвозмездно. II вариант: жжёт, разжевать, разжать; с шофёром, масштаб, низкий, узкий; счёт, расчесать, рассчитывать, навязчивый, заносчивый; просьба, сборник; бездна, здравствуйте. III вариант: с жилетом, без желания, езжу, позже, дребезжит; скользкий, в парке, в путь, впечатление, девятьсот; сдача, с горы, мягче; гигантский, детский, благородство.
Задание №2. Укажите, какие слова, из приведённых ниже, можно произносить в соответствии с нормой с [ШН], а какие — с [ЧН] и с [ШН]. Распределите слова в два столбика в соответствии с произносительной нормой. I вариант: Беспорядочный, булочная, взяточник, горчичники, девичник, Ильинична. II вариант: конечно (вводное слово), сердечный, скворечник, скучно, яичница, Никитична. III вариант: молочный, подсвечник, прачечная, пустячный, сливочный, яблочный. Задание №3. Какой звук ([о] или [э]) рекомендуется произносить под ударением в следующих словах? Распределите слова по столбикам в соответствии с произносительными нормами. I вариант: Безнадежный, блеклый, желчь, никчемный, поблекший, платежеспособный. II вариант: одновременность, одноименный, маневр, белесый, решетчатый, современный. III вариант: истекший, недоуменный, бытие, опека, остри одноименный. Задание №4. Произнесите слова. Разделите их на группы в зависимости от произношения твёрдого или мягкого согласного звука перед буквой Е. Для справок используйте орфоэпические словари русского языка. I вариант: Адекватный, атеист, бутерброд, демагог, детектор, диспансер, индексация. II вариант: интервью, кашне, компьютер, кредо, лотерея, менеджер, претензия, прогресс. III вариант: продюсер, рейтинг, свитер, сейм, стратегия, тезис, термин, терминал, юриспруденция.
Задание № 5. Прочитайте слова. Отметьте особенности произношения следующих форм слов. I вариант: Большого, весеннего, веселиться, гордиться. II вариант: твоего, устного; здороваться, знакомиться. III вариант: итого, областного, сегодняшнего; решиться, смеяться. Задание №6. Исправьте ошибки в следующих словах. I вариант: Асматик, беспрецендентный, грейфрут, ездиит, кварплата. II вариант: компроментировать, комфорка, ньюанс, обсмеять, полюс (страховой). III вариант: подскользнуться, протвень, светопредставление, скурпулёзный, юристконсульт.
Задание №7. Поставьте ударение в словах. Распределите слова на три группы: 1) допускающие в современном русском литературном языке только одно ударение, 2) допускающие два равноправных ударения, 3) допускающие два варианта ударения, один из которых имеет стилевую окраску (является разговорным или устаревшим). Для справок используйте орфоэпические словари русского языка. I вариант: Баловать, втридорога, гастрономия, диспансер, дремота, заиндевелый, иконопись, иначе, искра. II вариант: изобретение, каталог, красивее, кулинария, ломоть, лоскут, налитый, намерение, нефтепровод. III вариант: обеспечение, отозвались, поднял, понял, принялись, прорвалась, родился, средство, усугубить, ходатайство. Задание №8. Объясните значения слов с разными ударениями. В случаях затруднения используйте толковые словари русского языка. I вариант: Атлас — атлАс, вИдение — видЕние, II вариант: Ирис — ирИс, клУбы — клубЫ, III вариант:мокрОта — мокротА, острОта — остротА.
Вопросы и задания для закрепления теоретического материала: 1. Охарактеризуйте сущность словесного ударения? 2. Что такое разноместность словесного ударения? 3. Расскажите о словах с неподвижным и подвижным ударением. 4. Какие функции выполняют разноместность и подвижность русского ударения?
Оценка практической работы преподавателем: Количество баллов зависит от качества выполненного задания (правильность выполнения задания, полнота ответа, орфографическая и пунктуационная грамотность).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
![]() |