![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Раздел № 2. Система языка и ее стилистическая характеристика
Тема № 2.5. СИНТАКСИС Изучение синтаксических норм. Формирование умений строить и анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности. Цель:отработка навыка нахождения, классификации и редактирования синтаксических ошибок. Образовательные результаты, заявленные в ФГОС третьего поколения: Студент должен уметь: · строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; · анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; · устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи; Студент должен знать: нормы русского литературного языка Обеспеченность занятия Учебно-методическая литература: 1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. –с. 341-347. 2. Греков В.Ф, 10-11 классы: учебное пособие / В.Ф.Греков С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – с. 255-262. Справочная литература: 3. Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. – М,: Издательство: Книга, 2002.-271с. Программное обеспечение: 4. Информационно-справочный портал «Русский язык» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gramota.ru/ 5. Портал русского языка «Ярус» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.yarus.aspu.ru/ 6. Портал «Русский язык» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gramota.ru/ 7. Образовательный портал Национального корпуса русского языка» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studiorum. ruscorpora.ru/
Время на подготовку и выполнение –2 часа Краткие теоретические и учебно-методические материалы: Основные синтаксические ошибки: § неоправданная инверсия § неоправданный пропуск члена предложения (эллипсис) § смещенные синтаксические конструкции § незавершенность синтаксической конструкции § нарушение координации главных членов предложения § ошибки в предложениях с однородными членами
Ход работы: Задание №1. Измените порядок слов в предложениях, чтобы они были однозначными или правильными. Напишите ваши варианты. I вариант:Мы регулярно будем печатать новости литературы и искусства за рубежом. Хозяин дома спал. II вариант: Через час после поступления дела ко мне позвонил Степанов. Не только утешением служили письма дочери, но и встречи с прежними учениками. III вариант: Нельзя входить в троллейбус с собаками в нетрезвом состоянии. Билет стоит 500 рублей, который еще можно приобрести в кассах концертного зала. Задание №2. Выберите правильный вариант согласования подлежащего и сказуемого. I вариант: 1. Большинство студентов нашей группы успешно защитило(и) курсовой проект. 2. Несколько сотрудников отказало(и)сь от сверхурочной работы. 3. Три заявления о приеме на работу лежали(о) на столе. 4. Засеяно(ы) сто двадцать гектаров. 5. Сто сорок один депутат участвовал(и) в работе сессии. II вариант: 1. Ряд столов стоял(и) посередине аудитории. 2. Пять учеников подошло(и) к экзаменационному столу. 3. Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежало(и) на столе. 4. На совещание прибыли пятьдесят один делегат. 5. Тысяча человек отправило(и)сь в турне. III вариант: 1. Прошло(и) сто лет. 2. На экскурсию пошло(и) всего десять школьников. 3. Полчаса, проведенные в обществе такого интересного собеседника, прошло(и) незаметно. 4. Пятерка истребителей бросила(и)сь на вражеские бомбардировщики. 5. Много выпускников нашей школы стало(и) работать в новых структурах. Задание №3. Устраните ошибки в употреблении однородных членов. I вариант: 1. Больным давали фрукты, бульон, какао, апельсины. 2. На стройку завезли стройматериалы, рабочих, бетон, лес. 3. Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта. 4. Некрасов любил и восхищался русским народом. II вариант: 1. Чувство Вакулы должно было пройти через испытания, равнодушие и капризы Оксаны. 2. Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта. 3. Картины этого художника выставлялись в больших залах, скромных клубах, открытых площадках. 4. Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, газетах и брошюрах, докладах и журналах. III вариант: 1. Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение. 2. В турнире участвовали представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Румыния, США и др. 3. Всем понравилась повесть, опубликованная в последнем номере журнала и которая рассказывает о неизвестных страницах войны. 4. Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности, поднять дисциплину в группе, соблюдать порядок и чистоту в общежитии. Задание №4. Устраните ошибки в употреблении деепричастных оборотов. I вариант: 1. Поднявшись на гору, перед нами открылась великолепная панорама. 2. Закончив эту большую работу, нами было принято решение отдохнуть. 3. Не добрав нескольких баллов, его не приняли в университет. 4. Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже. 5. Придя в первый день в мастерские, нам сразу же дали задание. II вариант: 1. Читая поэму, чувствуется сила каждого слова. 2. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью. 3. Стоя у дверей в гостиную, мне был ясно слышен их разговор. 4. Убежав из дома, мальчик был найден милицией. 5. Подъезжая к городу, у меня слетела шляпа. III вариант: 1. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко. 2. Проснувшись, ему сказали, что завтрак подан. 3. После суда писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы 4. Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей. 5. Перейдя на второй курс, у нас появился новый предмет. Задание №5. Исправьте предложения, объясните ошибки. I вариант: 1. Мать сильно беспокоилась за сына. 2. Всякий специалист видит преимущество новой технологии над старой. 3. Хорошая подготовка спортсменов вселяет в нас уверенность в победу этой команды. 4. Нельзя было смириться с недостатками. II вариант: 1. К концу года эти сотрудники должны будут отчитаться о проделанной работе. 2. Мы наблюдали за солнечным затмением. 3. Мальчик бросил камнем в воду. 4. Чем я обязан такому лестному отзыву о моей работе? 5. III вариант: 1. Успокойтесь, выпейте воду. 2.В документальном фильме показывается, как семья эмигранта ищет работы. 3.Кафедра организовала и руководит производственной практикой студентов. 4.Мы наблюдали за солнечным затмением. Задание № 6. Устраните ошибки, связанные с преобразованием прямой речи в косвенную. I вариант: Света спросила у подруги, что придешь ли ты сегодня на лекцию. Когда Раскольников встретился с Соней, то не сразу сказал ей, что это я убил старую процентщицу. II вариант: Преподаватель спросил у студента, какие проблемы испытывали вы при работе над дипломным проектом. Базаров ответил Павлу Петровичу, что – строить – не наше дело, сперва надо место расчистить. III вариант: Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу. Бабушка посоветовала мне, чтобы ты сходил к доктору.
Вопросы и задания для закрепления теоретического материала 1. Что такое синтаксическая норма? 2. Перечислите и кратко охарактеризуйте синтаксические ошибки. 3. Назовите приемы замены прямой речи косвенной.
Оценка практической работы преподавателем: Количество баллов зависит от качества выполненного задания (правильность выполнения задания, полнота ответа, орфографическая и пунктуационная грамотность).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №8
![]() |