Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Раздел № 2. Система языка и ее стилистическая характеристика



Тема № 2.5. СИНТАКСИС

Изучение синтаксических норм. Формирование умений строить и анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности.

Цель:отработка навыка нахождения, классификации и редактирования синтаксических ошибок.

Образовательные результаты, заявленные в ФГОС третьего поколения:

Студент должен уметь:

· строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

· анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности;

· устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи;

Студент должен знать: нормы русского литературного языка

Обеспеченность занятия

Учебно-методическая литература:

1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. –с. 341-347.

2. Греков В.Ф, 10-11 классы: учебное пособие / В.Ф.Греков С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – с. 255-262.

Справочная литература:

3. Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. – М,: Издательство: Книга, 2002.-271с.

Программное обеспечение:

4. Информационно-справочный портал «Русский язык» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gramota.ru/

5. Портал русского языка «Ярус» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.yarus.aspu.ru/

6. Портал «Русский язык» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gramota.ru/

7. Образовательный портал Национального корпуса русского языка» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studiorum. ruscorpora.ru/

 

Время на подготовку и выполнение –2 часа

Краткие теоретические и учебно-методические материалы:

Основные синтаксические ошибки:

§ неоправданная инверсия

§ неоправданный пропуск члена предложения (эллипсис)

§ смещенные синтаксические конструкции

§ незавершенность синтаксической конструкции

§ нарушение координации главных членов предложения

§ ошибки в предложениях с однородными членами

 

Ход работы:

Задание №1.

Измените порядок слов в предложениях, чтобы они были однозначными или правильными. Напишите ваши варианты.

I вариант:Мы регулярно будем печатать новости литературы и искусства за рубежом. Хозяин дома спал.

II вариант: Через час после поступления дела ко мне позвонил Степанов. Не только утешением служили письма дочери, но и встречи с прежними учениками.

III вариант: Нельзя входить в троллейбус с собаками в нетрезвом состоянии. Билет стоит 500 рублей, который еще можно приобрести в кассах концертного зала.

Задание №2.

Выберите правильный вариант согласования подлежащего и сказуемого.

I вариант:

1. Большинство студентов нашей группы успешно защитило(и) курсовой проект.

2. Несколько сотрудников отказало(и)сь от сверхурочной работы.

3. Три заявления о приеме на работу лежали(о) на столе.

4. Засеяно(ы) сто двадцать гектаров.

5. Сто сорок один депутат участвовал(и) в работе сессии.

II вариант:

1. Ряд столов стоял(и) посередине аудитории.

2. Пять учеников подошло(и) к экзаменационному столу.

3. Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежало(и) на столе.

4. На совещание прибыли пятьдесят один делегат.

5. Тысяча человек отправило(и)сь в турне.

III вариант:

1. Прошло(и) сто лет.

2. На экскурсию пошло(и) всего десять школьников.

3. Полчаса, проведенные в обществе такого интересного собеседника, прошло(и) незаметно.

4. Пятерка истребителей бросила(и)сь на вражеские бомбардировщики.

5. Много выпускников нашей школы стало(и) работать в новых структурах.

Задание №3.

Устраните ошибки в употреблении однородных членов.

I вариант:

1. Больным давали фрукты, бульон, какао, апельсины.

2. На стройку завезли стройматериалы, рабочих, бетон, лес.

3. Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.

4. Некрасов любил и восхищался русским народом.

II вариант:

1. Чувство Вакулы должно было пройти через испытания, равнодушие и капризы Оксаны.

2. Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.

3. Картины этого художника выставлялись в больших залах, скромных клубах, открытых площадках.

4. Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, газетах и брошюрах, докладах и журналах.

III вариант:

1. Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.

2. В турнире участвовали представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Румыния, США и др.

3. Всем понравилась повесть, опубликованная в последнем номере журнала и которая рассказывает о неизвестных страницах войны.

4. Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности, поднять дисциплину в группе, соблюдать порядок и чистоту в общежитии.

Задание №4.

Устраните ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

I вариант:

1. Поднявшись на гору, перед нами открылась великолепная панорама.

2. Закончив эту большую работу, нами было принято решение отдохнуть.

3. Не добрав нескольких баллов, его не приняли в университет.

4. Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.

5. Придя в первый день в мастерские, нам сразу же дали задание.

II вариант:

1. Читая поэму, чувствуется сила каждого слова.

2. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.

3. Стоя у дверей в гостиную, мне был ясно слышен их разговор.

4. Убежав из дома, мальчик был найден милицией.

5. Подъезжая к городу, у меня слетела шляпа.

III вариант:

1. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.

2. Проснувшись, ему сказали, что завтрак подан.

3. После суда писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы

4. Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей.

5. Перейдя на второй курс, у нас появился новый предмет.

Задание №5.

Исправьте предложения, объясните ошибки.

I вариант:

1. Мать сильно беспокоилась за сына.

2. Всякий специалист видит преимущество новой технологии над старой.

3. Хорошая подготовка спортсменов вселяет в нас уверенность в победу этой команды.

4. Нельзя было смириться с недостатками.

II вариант:

1. К концу года эти сотрудники должны будут отчитаться о проделанной работе.

2. Мы наблюдали за солнечным затмением.

3. Мальчик бросил камнем в воду.

4. Чем я обязан такому лестному отзыву о моей работе?

5. III вариант:

1. Успокойтесь, выпейте воду.

2.В документальном фильме показывается, как семья эмигранта ищет работы.

3.Кафедра организовала и руководит производственной практикой студентов.

4.Мы наблюдали за солнечным затмением.

Задание № 6.

Устраните ошибки, связанные с преобразованием прямой речи в косвенную.

I вариант: Света спросила у подруги, что придешь ли ты сегодня на лекцию. Когда Раскольников встретился с Соней, то не сразу сказал ей, что это я убил старую процентщицу.

II вариант: Преподаватель спросил у студента, какие проблемы испытывали вы при работе над дипломным проектом. Базаров ответил Павлу Петровичу, что – строить – не наше дело, сперва надо место расчистить.

III вариант: Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу. Бабушка посоветовала мне, чтобы ты сходил к доктору.

 

Вопросы и задания для закрепления теоретического материала

1. Что такое синтаксическая норма?

2. Перечислите и кратко охарактеризуйте синтаксические ошибки.

3. Назовите приемы замены прямой речи косвенной.

 

Оценка практической работы преподавателем:

Количество баллов зависит от качества выполненного задания (правильность выполнения задания, полнота ответа, орфографическая и пунктуационная грамотность).

№ задания Количество баллов Оценка
Задание №1 2 балла «5» - 14-13баллов «4» - 12-10 баллов «3» - 9-7 баллов
Задание №2 2 баллов
Задание №3 2 балла
Задание №4 3 балла
Задание № 5 3 балла
Задание № 6 2 балла

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №8



Просмотров 2117

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!