Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Объясните разницу в значении слов-паронимов, при необходимости пользуйтесь словарями. Составьте и запишите предложения с двумя парами слов (на выбор)



I вариант: Будний – будничный. Воспитательный – воспитательский. Скрытый – скрытный. Удачливый – удачный.

II вариант: Выборный – выборочный. Дипломатический – дипломатичный. Дружеский – дружественный. Освоить – усвоить.

III вариант: Динамический – динамичный. Исполнительный – исполнительский. Логический – логичный. Отчетный – отчетливый.

 

Задание №4.

В каком предложении допущено смешение паронимов. Ответ аргументируйте.

I вариант: В каком предложении вместо слова дипломат нужно употребить дипломант?

1) Леонида Ивановича считали настоящим дипломатом в общении с окружающими людьми. 2) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта дипломатов. 3) Ты говоришь как дипломат, но дело не идет на лад. 4) Дипломаты Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.

II вариант: В каком предложении вместо слова информационный нужно употребить слово информативный?

1) Современные информационные технологии интенсивно развиваются в последние десятилетия. 2) Хроникальное сообщение — образец информационного жанра. 3) В этом документальном фильме много очень информационных эпизодов. 4) Каждый выпускник школы должен овладеть приемами информационной переработки текста

III вариант: В каком предложении вместо слова выплатить нужно употребить слово оплатить?

1) Учреждение выплачивает расходы по командировке. 2) Заработную плату выплатили с опозданием. 3) В конце года сотрудникам выплатили премию. 4) Писателю в издательстве выплатили гонорар.

Задание №5.

Найдите лексические ошибки и запишите предложения в исправленном варианте, указывая тип ошибки.

I вариант:Рождество я отмечал на даче у коллеги по работе. Гостям города были вручены памятные сувениры. На предприятии нет свободных вакансий. В мае месяце прошлого года прошла научная конференция. Выпускники училища трудоустроены на работу. Он уже отлично читал, хотя шел всего пятый год. Фактор воровства стал известен благодаря тому, что потерпевший узнал на фотографии личность преступника. Печорин получил путевку на Кавказ. Работа оплачивается в зависимости от сложности задания и колеблется от пяти до семи тысяч рублей.

II вариант: Лес - это чистый воздух, собиратель влаги, животворный источник всего живого. Можно начать собрание: форум уже есть. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. Ударение в русском языке, ну, разноместное, ну, оно подвижное. На строительные объекты бесперебойно доставляются строительные материалы. Он крепко держал в своих руках штурвал руля. Как только актер появился на сцене, публика устроила ему настоящий бенефис. Родители должны обращать на жаргон ребенка. В глубине леса расстилался темный мрак.

III вариант: Нельзя касаться оголенных проводов незащищенными ладонями рук. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины. Трудно практиканту усвоить сложные механизмы. Новые железные дороги возникнут в трудных для освоения районах Крайнего Севера. Для получения эффективности занятий необходимо соединить воедино все наши усилия. Абитуриент Сидоров занял первое место по русскому языку. Мы купили абонент в бассейн по очень дешевой цене. Необходимо определить реалистическую эффектность новой техники. Нам рассказали о писателе и прочитали отрывки из его творчества.

 

Задание № 6.

Определите значения фразеологизмов.

I вариант: Кот наплакал, ломать голову, попасть впросак, кровь с молоком, бить баклуши, шито белыми нитками, навешать собак, медвежья услуга, играть первую скрипку.

II вариант: Крокодиловы слезы, мозолить глаза, семь пятниц на неделе, из пальца высосать, кривить душой, заварить кашу, просить руки, задавать стрекача, гадать на кофейной гуще.

III вариант: Стричь всех под одну гребенку, яблоко раздора, прокрустово ложе, на мякине не проведешь, быть на седьмом небе, горе луковое, положить зубы на полку, брать быка за рога, на вес золота.

 

Задание №7.

Исправьте ошибки в употреблении фразеологических оборотов. Определите типы ошибок. Объясните значение фразеологизма.

I вариант:Сломив голову, кануть в лето, как мышь в колесе, как рыба в мутной воде, на скорую нитку, задать стрекач.

II вариант: надрывать животик, яблоко разбора, куда Иван телят не гонял, прописная правда, курам наспех, сидит сложив руки.

III вариант: перебирать из пустого в порожнее, львиная часть, все возвращается на спирали своя, ну хоть бейся об стенку, пора уже тебе взяться за свой ум, играть значение.

Задание №8.

Какое слово является лишним в каждом синонимическом ряду? Аргументируйте свои ответы.

I вариант: Мыслить, думать, размышлять, аргументировать, соображать.

Оберегать, оттенять, защищать, оборонять, охранять.

Смелый, храбрый, мужественный, отважный, доблестный.

II вариант: Работящий, покладистый, старательный, прилежный, усердный.

Известный, прославленный, знаменитый, популярный, талантливый.

Бесполезный, тщетный, надоевший, излишний, напрасный.

III вариант: Растратить, издержать, израсходовать, разменять, растранжирить.

Терапевт, врач, медик, лекарь, доктор.

Писатель, критик, автор, литератор, сочинитель.

 

Задание 9.

Составьте синонимический ряд с указанным словом

I вариант: лгать, грустный

II вариант: работать, особенный

III вариант: громкий, плакать

 

Задание №10.

Перепишите словосочетания, распределяя их в два столбика: 1) прямое ЛЗС, 2) переносное ЛЗС.

I вариант: Высокий порыв, высокий холм, высокий пост, высокая честь, высокий стол.

Глухое место, глухой старик, глухая стена, глухая тишина, глухая женщина.

Железная дисциплина, железное здоровье, железная деталь, железная ложка, железная рама.

II вариант: Росток таланта, зеленый росток, росток лука.

Дверной глазок, глазок картофеля, кукольный глазок.

Легкий чемодан, легкий характер, легкое сердце, легкая скамейка.

III вариант: Теплый суп, теплый прием, теплая кофта, теплые отношения.

Низкий стул, низкий поступок, низкий человек.

Гусиное перо, бойкое перо, набивное перо.

 

Задание №11.

Перепишите слова, распределяя их в два столбика:

1) омонимы,

2) многозначные слова.

Учитывайте возможную многозначность внутри омонимии.

I вариант: Поле, звонок, плечо, соль, молния, мат, тур, рулетка, коса, кран

II вариант: шах, плеть, указка, звезда, клуб, рукав, мозг, солнце, луч, брак

III вариант: лама, герой, роман, метр, повод, пол, брань, лайка, рок, кулон, мотив.

Задание №12.

Вычеркните неправильно подобранные антонимические пары.

I вариант: Солнце – земля; хороший – плохой; умный – глупый; стол – стул; паркет – линолеум.

II вариант: Просторный – тесный; берег – море; высокий – низкий; ранний – поздний; люстра – бра.

III вариант: Смешной – веселый; утро – вечер; радоваться – горевать; ускакать – уехать; ускорять – замедлять.

Задание №13.

Подберите антонимы к приведенным словам.

I вариант: волевой, инициативный, добросовестный, бесстрашный, абстрактно.

II вариант: пассивно, важно, всерьез, густо, днем.

III вариант: мягко, наружу, нежно, смело, сухо.

 

Задание №14.

Определите род следующих существительных:

I вариант: Авеню, бигуди, РАН, ТАСС.

II вариант: кенгуру, кафе, братишка, РОНО, ТЭЦ.

III вариант: умница, ханжа, танго, МИД, вуз.

Задания для закрепления теоретического материала:

Отметьте ошибочные утверждения:

1. Лексическая норма регулирует словоупотребление.

2. Паронимы – это близкие по звучанию однокоренные слова с одинаковым лексическим значением.

3. Для уточнения лексического значения слова следует пользоваться толковыми словарями.

4. Тавтология – это лексическая недостаточность высказывания.

5. Плеоназм – это избыточность фразы, неоправданный повтор однокоренных или одних и тех же слов.

6. Помимо словоупотребления лексическая норма регламентирует правописание.

7. Лексическая неполнота – это недостаточность фразы, отсутствие логически необходимых слов.

8. Тавтологические терминологические сочетания не являются ошибочными.

 

Оценка практической работы преподавателем:

Количество баллов зависит от качества выполненного задания (правильность выполнения задания, полнота ответа, орфографическая и пунктуационная грамотность).

№ задания Количество баллов Оценка
Задание №1 1 балл «5» - 42-41 баллов «4» - 40- 33 баллов «3» - 32-21 баллов    
Задание №2 1 балл
Задание №3 4 балла
Задание №4 4 балла
Задание №5 5 баллов
Задание №6 1 балл
Задание №7 5 баллов
Задание №8 3 балла
Задание №9 2 балла
Задание №10 3 балла
Задание №11 2 балла
Задание №12 5 баллов
Задание №13 3 балла
Задание №14 3 балла

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5



Просмотров 3870

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!