Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



А. Коррекция нарушений психики



Любые ОНМК сопровождаются нарушениями памяти, внимания, эмоциональной неустойчивостью и утратой контроля над психической деятельностью. Психические расстройства могут существенно нарушать мотивации и адекватность поведения больного, значительно затрудняя тем самым процесс реабилитации.

Медицинская сестра должна:

· объяснить природу нарушений психики родственникам;

· при выраженной эмоциональной лабильности и утомляемости, по согласованию с врачом, ограничить общение пациента с родственниками;

· при необходимости многократно повторять инструкции и отвечать на вопросы пациента;

· подключить к лечению и реабилитации лиц, вызывающих положительные эмоции у пациента;

· не торопить пациента;

· при нарушении познавательных функций напоминать пациенту о времени, месте и значимых лицах;

· мотивировать пациента к выздоровлению.

При инсульте часто возникают нарушения речи. При этом больные испытывают трудности либо с самой речью, либо её с пониманием. Часто возникают трудности со счетом, узнаванием или запоминанием чисел или дат.

Грубые нарушения речи еще в большей степени, чем двигательные расстройства, исключают больного из привычного круга общения, создают тягостное ощущение изоляции и одиночества, нарушают его адаптацию. Речевые расстройства могут усугублять и поддерживать депрессию, что в свою очередь, существенно затрудняет реабилитацию больного, отнимает у него веру в успех, желание и настойчивость в преодолении двигательных, речевых и других нарушений. Восстановление речевых функций требует длительного времени – иногда до 3-4 лет. Поэтому самое серьезное внимание должно быть уделено формированию в семье правильных навыков общения с больным, имеющим речевые расстройства.

Необходимо помнить, что речь – это только маленькая часть языка как средства взаимопонимания. Невербальное общение (жесты, мимика, прикосновения, пантомима) поможет наладить контакт с больным. В большинстве повседневных ситуаций можно обходиться без опоры на речь. Хорошо известно, что мы можем легко общаться с детьми в возрасте до 4-5 лет, когда они еще только учатся правильно строить и использовать фразы. Воспоминания этого периода в нашей жизни помогут найти бесконечное число конкретных возможностей вновь ощутить радость взаимопонимания.

Если речевое общение с больным в какой-то мере сохранено, полезными будут следующие рекомендации:

· Если больной использует необычное слово или звук для обозначения предмета, понятия или выражения своих мыслей, можно принять этот новый термин или звук и пользоваться им.

· Многие пациенты с афазией выражают свои чувства, используя жесты, звуки, особые слова.

· При разговоре использовать простые короткие фразы. Не следует при этом повышать голос. Громкая речь иногда затрудняет понимание.

· С некоторыми больными легче общаться письменно.

Если при разговоре с больными афазией не реагировать на их «язык», они могут перестать общаться. Такая же реакция может быть и в том случае, если заставлять их говорить на языке, который для них труден.

Иногда больные с афазией так быстро воспринимают невербальную коммуникацию, что легко переоценить их способность к пониманию. Поскольку многое из того, что Вы сообщаете больному, сопровождается стереотипными движениями и мимикой, больной может легко угадывать Ваши пожелания, но не понимать речь. Проверить уровень понимания достаточно просто. Для этого надо говорить одно, а показывать противоположное. Например, если на улице хорошая погода, Вы можете улыбнуться, посмотрев в окно, и сказать: «Сегодня плохая погода и идет дождь, не правда ли?» Если Ваш собеседник улыбнется и кивнет Вам, это значит, что он реагирует на Ваше невербальное сообщение, а не на смысл Ваших слов. Цель указанного приема – оценить, насколько хорошо больной Вас понимает. Если Вы постоянно преувеличиваете его способность говорить или понимать речь, у него быстро возникнут растерянность и разочарование; они создадут преграды для дальнейшего обучения.

Неправильные логопедические приемы могут привести к серьезным отрицательным последствиям. Больной может разувериться в успешности обучения вообще, и его активность резко снизится, вплоть до отказа от занятий. Поэтому родные и лица, ухаживающие за больным, должны иметь тесный контакт с врачом-логопедом и точно выполнять его рекомендации.

Для восстановления словаря, т. е. увеличения числа используемых слов сначала закрепляют какое-либо часто употребляемое слово, например «будешь», задавая такие вопросы:

· ты будешь обедать? Буду

· ты будешь спать? Буду

· ты будешь заниматься? Буду

Затем задают специальные вопросы, провоцирующие ответ определенным словом, например «хочу»:

· ты хочешь обедать? Хочу;

· ты хочешь спать? Хочу.

Таким образом, в словаре помимо слова «будешь» появится еще слово «хочу» и т. д.

Этими примерами показано, что, с одной стороны, работа по восстановлению речи очень кропотлива, а с другой – что она проста и с ней вполне могут справиться медработники и родственники. Но при этом они должны всегда руководствоваться рекомендациями врача.

Кроме того, занятия с больным должны быть регулярными, без длительных перерывов, особенно в первый год после инсульта, во время которого возможно восстановление речи.



Просмотров 3291

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!