![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Изучение интерференции световых волн с помощью щелей Юнга
Цель работы: проверить основные соотношения теории интерференции, определить длину волны лазерного излучения. Оборудование: модули: микропроектор 2, конденсор 5, объектив 6, кассета в двухкоординатном держателе 8; объекты: щели 23 и 24, пары щелей 27 и 28; лист бумаги.
Краткая теория 4.1. Интерференция света: общие сведения. Колебания, протекающие согласованно, называют когерентными. Для колебаний, близких к гармоническим, когерентность означает постоянную во времени разность фаз δ. При сложении двух когерентных волн наблюдается явление интерференции, заключающееся в том, что интенсивность I результирующей волны не равна сумме интенсивностей I1 и I2 складываемых волн:
Если разность фаз складываемых колебаний постоянна во времени и равна δ, то
Если I1=I2, то в минимуме Imin= Разность фаз δ определяется оптической разностью хода Δ:
L2 и L1 – «оптические длины» 2-х лучей, идущих от источника до точки наблюдения,
Условия интерференционного максимума и минимума: max: min: где λ0 – длина волны излучения в вакууме. В общем случае можно записать:
Параметр
Две плоские волны с малым углом
Волны, пришедшие на экран Э от достаточно удаленных точечных источников
Опыт Юнга. В качестве источников используются две щели, освещаемые излучением лазера. Вследствие дифракции пучки излучения после щелей получаются расходящимися, благодаря чему перекрываются и дают интерференционную картину (рис. 4.3а). Однако, при освещении щелей плоской волной, пучки не успевают пересечься в пределах длины Рис. 4.3.
Поэтому мы освещаем щели сходящейся волной (рис. 4.3.б), полученной с помощью короткофокусной линзы и объектива. Схема опыта приведена на рис. 4.4. Пучок лазера превращается конденсором Л1 и объективом О в волну, сфокусированную в объектной плоскости Э2 линзы Л2 микропроектора с координатой риски
В схеме на рис. 4.4 и последующих вместо реального положения экрана Э3`, показанного пунктиром, дается положение Э3, в котором игнорируется излом лучей зеркалом микропроектора.
Задание 1. Изучение интерференции. Эксперимент 1. Отъюстируйте установку по методике, описанной на стр. 12. 2. На оптическую скамью последовательно, считая от лазера, установить друг за другом конденсор (модуль 5), объектив (модуль 6) и микропроектор (модуль 2). Конденсор расположите вплотную к излучателю. При положении риски микропроектора 3. Установите на оптическую скамью примерно посередине между объективом (модуль 6) и микропроектором (модуль 2) двухкоординатный держатель (модуль 8) и вставьте в держатель щель шириной
Проверьте это соотношение, определив размер центрального максимума. Не забудьте учесть увеличение микропроектора β = 18, т.е. 4. Проведите аналогичное измерение с объектом 24 – щелью шириной 5. Результаты занесите в таблицу:
6. Установите в двухкоординатный держатель (модуль 8) экран с двумя щелями – объект 27. Аккуратно закрывая и открывая одну из щелей краем листа бумаги, постарайтесь увидеть, чем отличаются распределения интенсивности от одной и от двух щелей. Первая и вторая щели, открытые раздельно, дают одинаковое распределение интенсивности с шириной максимума согласно (4.11). Если же две щели открыты, то картина оказывается «изрезанной» интерференционными полосами. Интенсивности излучений от двух щелей не складываются – это и есть явление интерференции. 7. Перемещая модуль 8 вдоль оптической скамьи изменяя тем самым 8. Повторите опыт с объектом 28 ( 9. Результаты занесите в таблицы:
Задание 2. Измерение длины волны лазерного излучения. Эксперимент 1. Для объекта 27, используя то же оборудование, при максимальном (допускаемом установкой) значении Рис. 4.5. 2. Выньте объект 27 из двухкоординатного держателя и вставьте его в кассету микропроектора (модуль 2). Отодвиньте объектив на 1,5 – 2 см ближе к конденсору (модуль 5), при этом система расфокусируется, объект 27 в кассете микропроектора окажется освещенным, и на экране установки будет видно увеличенное изображение двух щелей. Измерьте по этому изображению ширину щели D и расстояние между щелями Н. Учитывая увеличение микропроектора, рассчитайте действительную ширину щели 3. Рассчитайте длину волны излучения лазера по формуле: 4. Повторите опыт с объектом 28. 5. Результаты занесите в таблицу:
Сделайте вывод о проделанной работе.
Контрольные вопросы 1. В чем заключается явление интерференции света? 2. Назовите условия получения и наблюдения интерференции света. 3. Запишите условия интерференционного максимума и минимума. 4. Вывести формулу (4.10) ширины интерференционной полосы. 5. Что называется оптической длиной пути? 6. Каков механизм возникновения интерференционной картины в опыте Юнга? 7. Как связаны разность фаз и оптическая разность хода (формулу вывести)? Пояснить на рисунке.
Лабораторная работа №5
![]() |