![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Издержки производства и себестоимость продукции: понятие, виды, структура, пути снижения. Классификация затрат в составе себестоимости
Процесс производства любой продукции представляет сочетание материально-вещественных элементов процесса труда и целенаправленной деятельности человека. Используя сырье и материалы, человек с помощью разнообразных орудий труда создает определенную продукцию, стоимость которой складывается из издержек производства и вновь созданной стоимости (прибавочного продукта). Наряду с общественными издержками различают индивидуальные издержки предприятия, которые состоят из издержек производства и издержек обращения. Издержки производства- это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых предприятию для осуществления производственной деятельности. Издержки обращения - комплекс затрат производственных факторов, связанных с реализацией продукции. Кроме того, издержки предприятия подразделяются на экономические и бухгалтерские. Экономические издержки бывают внешние (явные) и внутренние (неявные). Внешние экономические издержки представляют собой все виды выплат предприятия поставщикам за используемые ресурсы. Эта группа издержек составляет бухгалтерские издержки. Внутренние (неявные) издержки отражают использование ресурсов, принадлежащих владельцам земли, помещений, их личного труда и т.д. Эти издержки не входят в платежи предприятия другим организациям и лицам. Например, вложив деньги в производство, предприниматель не может положить их в банк и наоборот. В издержки производства и реализации продукции включаются затраты, связанные с: - подготовкой и освоением производства; - непосредственным производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства; - использованием природного сырья, в части затрат на рекультивацию земель, платы за воду, забираемую промышленными предприятиями в пределах установленных лимитов; - совершенствованием технологии и организации производства, а также улучшением качества продукции; - изобретательством и рационализацией, техническим усовершенствованием; - обслуживанием производственного процесса; - обеспечением нормальных условий труда и техники безопасности; - содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения; - управлением производством; - подготовкой и переподготовкой кадров; - отчислениями в государственное социальное страхование, пенсионный фонд, медицинское страхование, фонд занятости населения; - расходами по сбыту продукции; - потерями от брака; - воспроизводством основных производственных фондов; - износом нематериальных активов. Одним из важнейших качественных показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности предприятия, является себестоимость продукции, в которой отражается стоимость потребленных в процессе производства средств и предметов труда (амортизация, стоимость сырья и материалов и т.д.), часть стоимости живого труда (заработная плата), стоимость покупных изделий и полуфабрикатов, производственных услуг сторонних организаций. В себестоимости отражается уровень управления предприятием, степень использования трудовых ресурсов, основных фондов и оборотных средств. Себестоимость служит исходной базой для формирования цен, а также непосредственно влияет на величину прибыли, уровень рентабельности. Сущность себестоимости как экономической категории в том, что она обеспечивает возмещение в денежном виде текущих затрат предприятия на производство и реализацию продукции. Категория "себестоимость" отличается от категории "затраты". Понять соотношение между ними поможет следующее определение. Затраты - это расход материальных, трудовых и финансовых ресурсов в стоимостном выражении на обеспечение процесса расширенного воспроизводства. Затраты на производство и реализацию продукции (работ, ycлуг) классифицируются по ряду признаков: - по роли в процессе производства они подразделяются на основные и накладные. Основные затраты непосредственно формируют создаваемый продукт (сырье, материалы, полуфабрикаты, заработная плата и т.п.). Накладные затраты связаны с обслуживанием процесса производства (содержание оборудования, цехового и общезаводского персонала и т.п.); - по способу включения в себестоимость продукции затраты делятся на прямые и косвенные. Прямые затраты можно непосредственно отнести на себестоимость единицы каждого вида изделия (сырье, материалы и т.п.). Косвенные затраты распределяются по отдельным группам продукции пропорционально избранной базе; - по зависимости затрат от изменения объема выпуска продукции они подразделяются на постоянные и переменные. Величина постоянных затрат остается одинаковой при изменении объема производства (арендная плата, амортизация, содержание зданий и др). Переменные расходы, напротив, увеличиваются или уменьшаются под влиянием динамики выпуска продукции; - по способу учета и группировки затрат они подразделяются на простые (сырье, материалы, зарплата, износ и т.п.) и комплексные, т.е. собираемые в группы либо по функциональной роли в процессе производства (малоценные предметы), либо по месту осуществления затрат (цеховые расходы, общезаводские расходы и т.п.); - по срокам использования в производстве различаются каждодневные, или текущие затраты и единовременные, разовые, осуществляемые реже одного раза в месяц. Расходы - обоснованные и документально подтвержденные затраты в процессе хозяйственной деятельности, приводящие к уменьшению средств предприятия или увеличению его долговых обязательств. Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на: 1.материальные расходы – наиболее крупный элемент затрат на производство, доля которых в общей сумме затрат может составлять 60-90%. К материальным затратам относятся топливо и энергия, расходуемые на технологические цели и хозяйственные нужды, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, затраты на тару и упаковку, запасные части, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов, отчисления, налоги и сборы, связанные с использованием природного сырья.Из расходов на материальные ресурсы исключается стоимость возвратных отходов - остатков сырья, материалов и др., образующихся в процессе производства, которые утрачивают потребительские качества исходного сырья и не могут использоваться по прямому назначению. 2. расходы на оплату труда – труда включают заработную плату основного производственного персонала, а также не состоящих в штате работников, относящихся к основной деятельности. Оплата труда включает заработную плату, начисляемую по расценкам, тарифным станкам, должностным окладам в соответствии с системами оплаты труда, при пятыми на предприятии; стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты, надбавки и доплаты; премии за производственные результаты, оплату очередных и дополнительных отпусков; стоимость бесплатно предоставляемых услуг; единовременные вознаграждения за выслугу лет. Отчисления на социальные нужды представляют собой форму перераспределения национального дохода на финансирование общественных потребностей. В эту группу затрат включаются четыре вида платежей: отчисления в фонд социального страхования, обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд и фонд занятости. 3. суммы начисленной амортизации – амортизация основных фондов на их полное восстановление включается в себестоимость продукции в суммах, определяемых на основе балансовой стоимости фондов и норм амортизационных отчислений. 4. прочие расходы – относятся платежи по %, износ нематериальных активов, расходы на рекламу, подготовку и переподготовку кадров, налоги и сборы, отчисления в специальные фонды, оплата процентов за кредит, командировочные расходы и др. Под структурой затрат понимают удельный вес отдельных статей затрат к общей сумме затрат. Их структура формируется под влиянием различных факторов: характера производимой продукции и потребляемых материально-сырьевых ресурсов, технического уровня производства, форм его организации, размещения и т.д. В зависимости от преобладающей доли отдельных элементов затрат различают следующие виды отраслей и производства: материалоемкие, трудоемкие, фондоемкие, топливно-энергоемкие и смешанные. Группировка затрат по экономическим элементам отражается в смете затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Такая группировка затрат имеет для предприятия важное значение. Сметный размер затрат позволяет определить общий объем потребляемых предприятием различных видов ресурсов. На основе сметы осуществляется увязка разделов производственно-финансового плана предприятия: по материально-техническому снабжению, по труду, определяется потребность в оборотных средствах и т.д. По смете затрат исчисляется себестоимость товарной продукции. Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции затраты предприятия группируются по статьям калькуляции. В отличие от сметы статьи калькуляции объединяют в себе затраты, образованные с учетом их конкретного целевого назначения и места возникновения. Перечень статей калькуляции: 1) Сырье и основные материалы. 2) Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия. 3) Возвратные отходы (вычитаются). 4) Транспортно0заготовительные расходы. 5) Топливо и энергия на технологические цели. 6) З/п основных производственных рабочих. 7) Отчисления на социальные нужды. 8) Расходы на содержание и эксплуатацию технологического оборудования: з/п основных и дополнительных вспомогательных рабочих, отчисления на соц. нужды, затраты на воду, пар, электроэнергию, текущий ремонт производственного оборудования, амортизация производственного оборудования. 9) Цеховые расходы: з\п цехового персонала, содержание и текущий ремонт зданий, сооружений, амортизация зданий, сооружений. 10) Общепроизводственные расходы: з/п заводского административно-управленческого персонала, амортизация общезаводских зданий, командировочные расходы, расходы по подготовке кадров. 11) Расходы на подготовку и освоение производства. 12) Потери от брака. 13) Прочие производственные расходы. 14) Внепроизводственные расходы (затраты, связанные с реализацией готовой продукции): расходы по таре и упаковке, по доставке продукции к месту назначения, на научно-исследовательские работы. Снижение издержек производстваявляется важнейшим условием повышения экономической эффективности производства. Для решения этой проблемы имеется два основных тесно взаимосвязанных направления: первое - максимальное увеличение объемов производства продукции (работ, услуг), второе - снижение затрат труда и средств на ее единицу. Экономия от снижения себестоимости продукции позволяет предприятию выигрывать в конкурентной борьбе, служит одним из источников пополнения денежных средств для расширенного воспроизводства, совершенствования техники, технологии, материального поощрения работников. Резервы снижения себестоимости имеются на каждом предприятии, их можно выявить при тщательном анализе плановых затрат и фактической структуры себестоимости, при изучении опыта передовых предприятий. Изучение структуры издержек позволяет определить, в каком направлении должны приниматься практические меры. Один из главных путей снижения себестоимости связан с повышением производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости. Важнейшее значение для снижения себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется, прежде всего, в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.
86. Планирование деятельности предприятия: цели, виды, задачи. Назначение, функции и содержание бизнес-плана. Планирование как функция управления производством системы особенностей управления ее функционированием и развитием позволяет охарактеризовать одну из важнейших функций управления планирование. Таким образом, не вызывает сомнений вывод, что построение и использование планов, программ - одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством, хозяйством. В чисто логическом смысле план, прежде всего, содержит в себе ту систему перспектив и результатов, реализация которых имеется в виду или уже намечена соответствующим органом управления данным хозяйственным объектом. Сюда могут относиться, например, перспективы роста объемов продукции, повышения производительности труда, развития техники, технологии производства, его кооперирование и т. д. Такого рода перспективы должны строиться на основе учета не только целей производства, но и на основе анализа объективных условий деятельности. Следовательно, эти перспективы являются выражением желательных результатов хозяйствования в возможных на определенный период рамках. Исходя из этого, можно охарактеризовать два других важнейших элемента планирования, элемента любого плана: во-первых, анализ сложившейся хозяйственной ситуации и тенденций ее развития, и, во-вторых, построение системы мероприятий и выбор средств воздействия на ход развития производства в целях направления его по максимально желаемому руслу. Нетрудно заметить, что эти элементы во многом совпадают с этапами формирования модели развития производства, что еще раз доказывает важность планирования для любого развития вообще. Таким образом, определение перспектив развития, анализ сложившегося положения и разработка на этой основе программы мероприятий для достижения поставленной цели - три основных и необходимых элемента построения плана. Сущность этих элементов говорит о теснейшей связи их с проблемой предвидения, прогнозирования хода социально-экономического развития. В свою очередь, обоснованное предвидение, прогнозирование опирается, во-первых , на знание связей и закономерностей социально-экономического, хозяйственного развития, и, во-вторых, на знание практического опыта. Социально-экономические явления отличаются чрезвычайной сложностью и малой степенью устойчивости по причине влияния на них огромного числа факторов. Отсюда и высокие требования, которые предъявляются к анализу и разрабатываемой на его основе программе действий. Следовательно, можно еще раз подчеркнуть, что планирование и прогнозирование являются важнейшими функциями процесса управления производством, без них трудно осуществима успешная работа предприятия. Они позволяют: · предвидеть перспективу развития предприятия на будущее, использовать будущие благоприятные условия либо решать возникающие проблемы; · более рационально распределять и использовать все ресурсы предприятия; · обеспечивать устойчивость бизнеса и избежать риска банкротства; · целеустремленно, последовательно и эффективно проводить научно-техническую политику на предприятии; · своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка; · повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия; · обеспечивать координацию действий на предприятии; · стимулировать сбор, анализ и использование необходимой информации; · совершенствовать контроль за ходом производственно-хозяйственной деятельности. Любой план производства должен строиться на базе ряда научных принципов. При этом под принципами планирования понимают основные теоретические положения, которыми руководствуется предприятие, его работники в процессе планирования. Именно они, эти принципы, предопределяют направления и конкретное содержание плановой работы на предприятии. Известно, что в свое время, один из создателей современной теории управления производством, А. Файоль выделил следующие основные принципы осуществления плановой деятельности (составления "программы действий"): Принцип единства, комплексности, увязки и координации предполагает комплексный, системный характер процесса планирования. Системный характер планирования обусловлен системной структурой самого объекта планирования - предприятия. Как было отмечено при характеристике целей производственно-хозяйственной деятельности, само предприятие как система представляется совокупностью взаимных элементов, имеющих единую целевую направленность. Принцип непрерывности заключается в том, что, во-первых, планирование на предприятии должно осуществляться постоянно, без перерывов, и, во-вторых, что разрабатываемые планы должны органично приходить на смену друг Другу. Принцип гибкостикак раз и основан на предпосылках, которые обуславливают необходимость принципа непрерывности: неопределенность и изменчивость внешней среды и изменение фирмой собственных оценок, своих позиций и намерений. При этом принцип гибкости заключается в придании планам и всему процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных изменений внутреннего или внешнего характера. Суть принципа участия во многом определяется принципом единства планирования. Исходя из этого, принцип участия означает, что каждый элемент производственно-хозяйственной деятельности, каждое подразделение предприятия становится участником плановой деятельности, независимо от выполняемой им функции. Таким образом, процесс планирования привлекает к себе всех тех, кого оп непосредственно затрагивает. Принцип научностипредполагает, что планирование должно осуществляться на научной основе, т. е. на достоверной информации и научно обоснованных методах. Кроме того, этот принцип означает, что в планах должны использоваться самые последние достижения науки и техники, а также передовые методы работы отдельных предприятий, известные в мировой практике. Принцип обоснованности целейи направленности на конечный результат деятельности предполагает, что исходя из системного характера планирования, все звенья предприятия имеют единую конечную цель, реализация которой поставлена во главу угла, приоритетна. При этом на предприятии всегда необходимо выбирать ведущие звенья, от реализации которых зависит прежде всего конечный результат, и стремиться их реализовать в первую очередь. Выбор ведущих звеньев должен основываться на глубоком анализе состояния дел на предприятии. К основным методам разработки планов можно отнести: балансовый, нормативный, метод планирования по технико-экономическим факторам, программно-целевой, многовариантных расчетов (последовательных приближений), экономико-математические методы. Балансовый метод наиболее широко используется при планировании на макроэкономическом уровне. Однако он находит применение и на уровне предприятия. При использовании этого метода составляют различного рода балансы: · материальные (балансы топлива, электроэнергии, оборудования, строительных материалов и т. д.); · трудовые (баланс рабочей силы, баланс рабочего времени); · финансовые (баланс денежных доходов и расходов, бухгалтерский баланс, кассовый план и др.); · комплексные (баланс производственной мощности). Суть нормативного метода заключается в том, что на предприятии в процессе планирования применяется целая система норм и нормативов (нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, нормативы использования машин и оборудования, нормативы организации производственного процесса, длительность производственного цикла, запасы сырья, материалов и топлива, незавершенного производства, финансовые нормативы и др.).Этот метод целесообразно использовать только в том случае, если при этом используется прогрессивная нормативная база, т. е. когда нормы и нормативы имеют прогрессивный характер и, кроме того, пересмотрены с учетом планируемых мероприятий по внедрению новой техники и технологии, а также совершенствованиюорганизации производства и труда. Метод планирования по технико-экономическим факторам применяется в основном при планировании издержек производства и реализации продукции, производственной программы и некоторых других разделов плана предприятия (например, план по труду и кадрам). При этом методе планирования должны быть учтены многочисленные факторы: · технические (внедрение новой техники и технологии, новых материалов, реконструкция и техническое перевооружение предприятия и др.); · совершенствование организации производства и труда; · изменение объема производства, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции; · рыночные (инфляция); · особые факторы, связанные со спецификой предприятия, производства, региона. Планирование —сложный, многогранный процесс, требующий тщательной проработки ряда вопросов. Одним из важнейших элементов процесса планирования в целом является составление бизнес-плана. Бизнес-план— это документ, отражающий в концентрированной форме ключевые показатели, обосновывающие целесообразность некоторого проекта, четко наглядно раскрывающий суть предполагаемого нового направления деятельности фирмы. Отсутствие такого документа приводит к неэффективному распределению ограниченных финансовых и материальных ресурсов; не позволяет сконцентрировать усилия всего персонала на решении наиболее перспективных задач; создает сложности для проведения эффективного контроля из-за отсутствия другого обобщающего документа, позволяющего оценить степень отклонения фактически достигнутых результатов от запланированных. Можно без преувеличения сказать, что бизнес-план является одним из наиболее эффективных инструментов, находящихся в арсенале высшего руководства компании, независимо от ее размеров, и масштабов деятельности. Прежде чем начать предпринимательскую деятельность, надо быть уверенным, что она будет приносить доход, достаточный для обеспечения нормальной жизни предприятия, обслуживания текущих расчетов с поставщиками и кредиторами и расширения производства. Бизнес-план не только дает возможность обосновать, сколько потребуется средств для этого, но и служит некоторым эталоном, относительно которого оценивается деятельность данной фирмы. С позиции экономической теории этот документ выполняет четыре функции. Первая функциясвязана с возможностью использования бизнес плана для формирования концепции развития, т.е. стратегии бизнеса. Данная функция крайне необходима в период создания фирмы, же при разработке принципиально новых направлений деятельности. В этом случае бизнес-план используется как некое формализованное средство качественного и количественного обоснования целесообразности и правильности выбранного курса. Вторая функция —- собственное планирование. Она служит для экономической оценки выбранного направления деятельности и идентификации ключевых ориентиров, а в случае реализации бизнес-плана — для контроля за его выполнением. Третья функция— привлечение займов и кредитов. Чтобы застраховать себя от вполне возможного невозврата предоставляемых кредитов, банки, как правило, требуют – и их требования следует признать обоснованными — не только гарантий и реального залога, но и тщательно проработанной концепции, стратегии бизнеса. Ни один солидный кредитор или банк не выдаст под новое дело кредиты, если будет предоставлен убедительный и обоснованный план работы фирмы. Поэтому хорошо подготовленный бизнес-план становится им из ключевых факторов в решении вопроса о привлечении источников финансирования. Четвертая функция — рекламно-пропагандистская. Она необходима для привлечения к новому делу потенциальных - партнеров, которые могут вложить в намечаемый проект собственный капитал или содействовать мобилизации иных источников. В этом случае бизнес-план может разрабатываться как документ, предназначенный для того, чтобы убедить потенциальных партнеров либо инвесторов в перспективности будущего дела и возможности личного участия в нем. Кроме общего плана будущей деятельности фирмы могут разрабатывать частные бизнес-планы, отражающие те или иные ее аспекты (реализация определенной идеи, выдвижение на рынок конкретных видов товаров, услуг и т.д.). Необходимость подобных планов определяется, в частности, идеей диверсификации деятельности, как известно, являющейся одним из основных способов обеспечения стабильности функционирования компании, страхования ее владельцев от финансовых потерь в связи с возможным спадом спроса на продукцию в той или иной конкретной сфере производства. Таким образом, бизнес-план используется как внутренний документ, являющийся ориентиром для принятия решений на всех уровнях управления. Объем, степень детализации и структура бизнес-плана определяются назначением и спецификой хозяйственного объекта, его размерами, сферой деятельности. Однако в любом его варианте должны присутствовать ответы на наиболее общие вопросы: кто, что, когда, каким образом, за счет каких средств и насколько эффективно будет осуществлять свой бизнес? Бизнес-планразрабатывается на год или на более длительный период в зависимости от масштаба целевого проекта. Чем короче планируемый период, тем более детальной должна быть проработка основных аспектов деятельности. В том случае, если проект рассчитан на несколько лет, ключевые показатели и ориентиры для первого года даются в разбивке по месяцам; для последующих лет обычно ограничиваются годовыми данными. Прежде чем приступить к планированию будущей деятельности, необходимо четко определить направления развития своего дела; разработать стратегические цели, сформулировать концепцию бизнеса, наметить стратегию поведения на рынке. Необходимо также отметить на кого будет рассчитана предпринимательская деятельность (массовый потребитель или отдельные группы потребителей), специализированным или неким типовым видом деятельности будет заниматься фирма. Лишь после этого целесообразно приступать к составлению плана. Такой план должен иметь следующиеразделы: цели и задачи намечаемой сделки, обобщенное резюме и показатели бизнес плана, характеристика продуктов товара поставляемы бизнесменом потребителю, анализ и оценка коньюктуры рынка сбыта, спроса, объемов продаж; план (программа) действий и организационные меры; ресурсное обеспечение сделки; эффективность сделки
![]() |