Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Глава 7. Честь, совесть, репутация - напэ



Общие представления о чести

 

Честь - многозначное понятие, прочно связанное с представлениями о почете и авторитете, совести и репутации, о личном и групповом достоинстве. Это находит отражение в соответствующих терминах, ср.: щIыхь - -честь в значении, близком к почету, славе, пщIэ - честь в значении "авторитет", нэмыс - честь с указанием на личное и групповое достоинство, напэ - букв.: "лицо" - честь с акцентом на представлениях о совести, репутации.

Наибольший вес и наибольшую регулятивную силу имеет парадигма совести и репутации - напэ. Лицо выполняет роль взыскательного и требовательного Второго Я или Сверх Я личности, осуществляющего постоянный контроль за соблюдением принципов и правил адыгства. Это, говоря словами Фрейда, "моральная цензура поведения", субъективное сознание и переживание долга перед самим собой, перед обществом, перед Богом. Ослабление или утрата такого самоконтроля (аномия) ведет к нарушению заповедей морали, воспринимается как "потеря" или "отсутствие лица", то есть чести, совести, достоинства.

Представления о чести сопряжены с идеей долга. Среди самых известных моральных суждений не зря фигурирует императив: Псэр щэи, напэр щэху - "Жизнь отдай и возьми честь (лицо)". С другой стороны, категория "напэ" служит выражением честности и справедливости - захуагъэ, поэтому долг чести является одновременно и долгом справедливости.

Частью повседневного социального контроля и мониторинга являются в силу этих обстоятельств напоминания о долге чести и справедливости, об антитезе славы и позора. Самая большая похвала - указание на наличие лица (чести) - и самое большое осуждение - напоминание об отсутствии или угрозе его потерять. В частности, с большим пиететом говорят: Напэ иIэщ - "Имеет лицо"; Напэ иIэщ, лIыгъэ хэлъщ - "Имеет лицо, обладает мужеством". Это означает, что человек справедлив, честен, последовательно и точно выполняет требования адыгской морали. Столь же употребительны негативные оценки. Например, постучать по своей щеке указательным пальцем - значит урезонить собеседника, все равно, что сказать: "Одумайся, позаботься о своей чести и репутации". В аналогичных целях используют побудительные высказывания типа: Уи напэр зытумыхыж -букв. "Не лишай себя лица"; Уи напэр хъумэ - "Береги (сохраняй) свое лицо" и т.д.

Поучительны разъяснения типичных форм, проявлений и нюансов чести и бесчестия. Например, осуждая человека, который в поисках выгоды переметнулся из своей группы в другую, говорят: "Даже в том случае, когда в твоей группе тебе отведено место в последних рядах, оставайся среди своих" - ИкIэм упытми зы гуп яхэт.

Не к лицу сожалеть об акте благодеяния, попрекать кого-либо оказанной ему помощью, и отсюда высказывания: ПщIам ущIэмыфыгъуэж - "О добром поступке не жалей"; ЦIыхуфI и фIыщIa ихъуэныжыркъым - "Человек чести своей помощью не попрекает".

С презрением отзываются о людях, поддерживающих связь только с теми и до тех пор, пока имеют или ожидают от них какую-либо выгоду. Стандартная и весьма своеобразная по форме оценка такого человека: Зи хущхьэ хъум и бзущ - букв.: "Птица для созревших колосьев проса".

Осуждают сдержанную похвалу вместо наиболее уместного указания на большие и неоспоримые заслуги человека, ср.: Щытхъу мащIэр убым пащIащ - "Неоправданно сдержанная похвала все равно, что хула". Также оценивают попытки скомпрометировать ("лишить лица") другого человека. Говорят: ЦIыхум и напэр тесхынщ жызыIэм напэ иIэркъым - букв.: "Желающий принизить, опозорить честного человека бесчестен". Такое намерение или действие воспринимают как посягательство на честь, достоинство или внутреннюю ценность другой личности, фиксированную в этическом иммунитете - цIыхум и нэмыс. "Лишить человека лица" означает "разрушить его нэмыс" или иммунитет.

На первый план выдвигается во всех случаях забота о чести и репутации. Бытует мнение, что "потерять лицо" можно мгновенно, а восстанавливать приходится мучительно долго. Печально складывается судьба человека, если его неприглядные поступки становятся достоянием гласности и о нем идет дурная слава. При этом вступали в действие различные формы позорящих наказаний. К примеру, человека могли высмеять в песнях, слагавшихся народными сказителями - гегуако. Устойчивое выражение "уэрэд пхуаусынщ" - "ославят в песне" и по сей день служит напоминанием о необходимости воздержаться от того или иного безнравственного поступка. Рассказывают, что князь Махамат-Аш (Магомет Атажукин), столкнувшись с группой дворян, бегущих с поля боя, пригрозил им: Зэ фымыпIащIэ напэншэ гуп, сыпсэууэ нэзгъэзэжмэ уэрэдкIэ сыныфхэуэнщ - "Подождите, подлые трусы, вернусь живым, ославлю вас в песне". Это считалось большим позором. Осмеянному в песне до конца жизни не удавалось себя реабилитировать. "В этом случае, - пишет Т. Лапинский, - он погиб: ни одна девушка не захочет быть его женой; ни один друг не подаст ему руки, он становится посмешищем в стране. Присутствие популярного барда во время битвы - лучшее побуждение для молодых людей показать свою храбрость" (Лапинский 1995: 123).

Есть сведения, что для наказания за трусость на человека одевали позорящее платье къарабгъэ джанэ -букв.: "одеяние труса" (КъэрдэнгъущI 1970: 194). По некоторым данным, в этих же целях применялся специальный головной убор или колпак - пIынэ, и отсюда известное изречение: Къэрабгъэм пIынэ къехьы - "Труса "награждают" пIынэ - колпаком позора" (Хатанов, Керашева 1960: 498). Об этом пишет и Ш. Ногмов, ср.: "Уличенных в трусости выводили перед собранием в войлочном безобразном колпаке для посрамления и налагали пеню, которая определялась ценою в пару волов" (Ногмов 1958: 78).

Не менее действенная форма публичного наказания нарушителей морали - бойкот и остракизм. Никто не подавал им руки, не пускал в дом, не вступал в разговор, а их женам с сочувствием говорили: Уи лIым и напэр хужь тхьэм ищIыж - букв.: "Лицо твоего мужа чистым вновь да станет". Сельчанам, грубо нарушавшим заповеди адыгства и общественный порядок, отказывали в помощи, в обычных визитах вежливости, не являлись даже на их похороны. Отсюда традиционное обозначение данной формы наказания: Унэимыхьэ-хьэдэимых - букв.: "Непосещение дома - неучастие в похоронах". Нередко трусов, предателей, преступников изгоняли из общества. Но еще чаще они сами уходили в другие места, где их не могла настигнуть печальная слава.

Строго наказывали за воровство. Преступника водили по селу, повесив на него украденное (или какие-либо атрибуты украденного), громко выкрикивая его имя и сообщая подробно о содеянном. Эти и подобные им формы диффамации практиковались вплоть до 20-х годов нынешнего столетия.

Можно представить, как трудно в таких случаях восстановить доброе имя. Говорят: ТраукI текIыжыркъым - "Приговор общественного мнения не снимешь". По свидетельству итальянского миссионера XV века Дж. Интериано, черкесы уже в тот период держались мнения, что "никто не должен считаться благородным, если о нем имеются слухи, что он когда-то занимался недостойным делом, хотя бы то был человек из самого древнего, даже царского рода" (Интериано 1974: 49).

Добавим к сказанному, что так же, как и у многих других народов, забота о личной чести воспринимается у адыгов в контексте заботы о сохранении чести и репутации референтной группы: семьи, фамилии, рода, сословия, нации. Действуют, иначе говоря, коллективистские ценности, фиксированные в понятиях адыгэ напэ - "честь адыгов", лъэпкъ напэ - "честь рода", адэанэм я напэ - "честь родителей",' уэркъ напэ - "дворянская честь" и т. п. Категория "напэ" вовлекаем в сферу своего влияния и контроля все слои общества.

 



Просмотров 1036

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!