Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Объективация и легитимизация адыгской этики



 

Основной итог настоящего исследования, как он мне видится, в теоретическом осмыслении и объективации адыгства как постоянно действующей, стройной, самодостаточной этической системы, в которой все структурные единицы взаимно дополняют, поддерживают, усиливают друг друга.

Это вооружает нас новым видением проблемы, практически новым мировоззрением, при котором, имея конкретное моральное отношение, легко дать ему определение и оценку с точки зрения общих - системных связей и отношений. Достаточно назвать наугад любую нравственную категорию, чтобы тотчас определить, какую заповедь этики она представляет, в каком отношении находится с другими компонентами и структурными единицами целого - адыгства. Например, категория "хьэтыр" является структурной единицей человечности - цIыхугъэ, выражением готовности действовать в интересах другого. Вместе с.тем это понятие тесно связано с представлениями о почтительности - нэмыс и этическом иммунитете личности -цIыхум и нэмыс. Рассуждая и дальше, легко обнаружить, что категория "хьэтыр" находит свое внутреннее оправдание и обоснование в смежной с ней категории "псапэ", выражающей идею благодеяния и спасения. Словом, здесь имеет место подобие иррадиации этического образа, - его распространения по другим "участкам" морального сознания, что лишний раз свидетельствует о системных связях и отношениях адыгства.

Важный вывод, который следует из проделанной работы, состоит еще и в том, что каждый элемент адыгской этики ответствен за тот или иной сектор социальной жизни и в этом смысле является агентом влияния на реальные отношения людей. Адыгская этика принимает активное участие в конструировании социальной реальности, и прежде всего в воспроизводстве этнического социума, его базовой личности. В ходе социальных изменений, а также в кризисных ситуациях, она сообщает движению некое постоянство и определенность. В частности, именно адыгство определяет и показывает, сможет ли этнический социум устоять в неблагоприятных условиях системного кризиса, сохраняя так называемую структурную устойчивость.

При этом не нужно забывать, что адыгство лишь потенциальная возможность организации деятельности и на деле все зависит от того, как именно используется и воспроизводится этот ресурс в ходе социальных практик, в процессе формирования базовой личности. Происходит, иначе говоря, взаимный обмен средств и результатов деятельности, называемый в социологии дуализмом структур (См.: Giddens 1984; Archer 1988). Будет ли такой обмен взаимным усилением ресурсов или, напротив, их взаимным ослаблением - зависит от целого ряда причин, в том числе от уровня объективации, доминирования и легитимизации адыгства. Эти операции взаимно обуславливают и поддерживают друг друга. К примеру, чем выше уровень объективации (сигнификации) этики, тем больше условий для ее доминирования и легитимизации, то есть превращения в такое свойство "социальной фабрики", которое конструирует действительность по своему замыслу, образу, подобию.

Впрочем, сама по себе даже самая полная и развернутая объективация адыгства не гарантирует достаточно высокого или необходимого уровня доминирования и легитимизации заключенных в нем идей, принципов, установок. Между тем такая иллюзия всегда присутствует, особенно в умах нашей интеллигенции. Кажется, что достаточно толково разъяснить возможности и преимущества той или иной социальной модели, как она тотчас будет воспринята и претворена в жизнь. Однако ничего подобного не происходит. В этом мы убеждаемся постоянно на своем, подчас горьком, опыте, и я вспоминаю в данной связи слова Э. Фромма. "Изменений в обществе, - пишет он, - нельзя произвести с помощью одной лишь публикации книг в их поддержку или с помощью идей, распространяемых одаренными ораторами. Пока нет возможности перевести эти идеи в специальные планы и действия, они способны завоевывать симпатии некоторых людей, которые, однако, будут тем более разочарованы, когда увидят, что эти идеи сами по себе не оказывают воздействия на реальность" (Фромм 1993: 330).

Из этого следует, что объективация адыгства должна идти рука об руку с мерами, способными обеспечить расширение и усиление его полномочий. В частности, решающее значение приобретает официальное, в том числе и законодательное признание и распределение заключенной в адыгстве нравственной идеологии и политики с применением эффективных санкций. В этом случае активизируются традиционные формы и способы этико-эстетической рационализации мира. Изменится, в соответствии с заданным уровнем сигнификации, доминирования и легитимизации адыгства, процесс становления и самоосуществления личности. Он станет более осмысленным и последовательным. Появится вместе с тем реальная потребность в общедоступных учебниках, учебных пособиях, справочниках, разъясняющих, как устроена адыгская этика, как пользоваться ею в конкретных жизненных ситуациях. В этот процесс включится неизбежно вся сеть образовательных и культурно-просветительских учреждений.

Адыгство - гибкая, динамичная моральная система, способная функционировать с ощутимой пользой и отдачей во всех сферах человеческой деятельности: производственно-экономической, политической, духовной, социально-бытовой. Вариатативность и избирательность ее реакций, как отмечалось, является обратной стороной точности восприятия и оценки ситуации, текущего момента, эпохи. Это незаменимый механизм конструирования нового институционального порядка, построения общества с таким уровнем социальной и системной интеграции, который способен обеспечить взаимообусловленность и духовное единение различных групп адыгского этнического социума в раздвинутых пространственно-временных границах и промежутках.

В настоящее время такой гармонии и такого уровня синергизма в адыгском обществе нет. Собственно, нет и адыгского общества в строгом смысле этого слова, так как сильно ослаблены его наиболее существенные основания: самодостаточность, саморегуляция, самовоспроизводство и др. Последние 7-8 лет так называемых реформ нанесли культуре адыгов, и прежде всего культуре кабардинцев и черкесов, удар огромной силы; сознательно или неосознанно делается все, чтобы сломить дух народа, чтобы процесс дегуманизации стал необратимым. Мы видим, как вяло, непоследовательно и в принципе ошибочно реагируют адыги на реалии конца XX столетия. Народ, о свободолюбии которого слагались легенды, едва ли не добровольно отказывается от демократии, от этически выверенных принципов самостроительства и самоусовершенствования, тем самым снимая с себя ответственность за свою судьбу, за судьбу будущих поколений.

Я убежден, что это последствия недостаточно полного, осмысленного и умелого использования адыгской этики, а также использования не по своему назначению - в спекулятивных, корыстных целях. Но стоит только правильно задействовать этот ресурс - и результаты скажутся резким оздоровлением духовно-нравственной атмосферы, реальными перспективами развития, роста, обновления.

 

 

Автор

 

Бгажноков Барасби Хачимович

 

Б.Х. Бгажноков - автор четырех монографий и более 120 статей, часть из которых опубликована за рубежом: в США, Германии, Чехословакии, Швеции, Болгарии и др.

Б.Х. Бгажноков с отличием окончил филологический факультет КБГУ и аспирантуру института языкознания АН СССР. В 1973 году защитил диссертацию на тему "Психолингвистические проблемы общения (личностно и социально ориентированное общение)".

В 1974-1987 гг. преподавал общую психологию в КБГУ, выполнил ряд экспериментальных работ, некоторые итоги которых были доложены на международных конференциях.

Большое место в научных интересах Б.Х. Бгажнокова занимает социолингвистическая проблематика и особенности языка средств массовой информации, что нашло выражение в десятках публикаций на эту тему.

С 1977 года Б.Х. Бгажноков исследует проблемы национально-культурной специфики общения. Теоретические разыскания в этой области были представлены им в программной статье "Коммуникативное поведение и культура", опубликованные в пятом номере журнала "Советская этнография" за 1978 год.

В 1983 году выходит монография Б.Х. Бгажнокова "Очерки этнографии общения адыгов". Этническая специфика коммуникативного поведения рассматривается и в целом ряде статей, опубликованных вслед за этим, главным образом в академических изданиях.

С этого времени в научный оборот Б.Х. Бгажноковым понятия "этнография общения", "этнические образы", "трансляция культуры", "традиции общения", "стандарты и атрибуты коммуникации" и др. широко используются в научной литературе.

Одновременно Б.Х. Бгажноков занимается традиционными для этнографии и истории проблемами.

С 1974 года Б.Х. Бгажноков активно сотрудничает с коллегами из КБИГИ, участвует в этнографических



Просмотров 884

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!