Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Психология и психофизиогномика чести и стыда



 

В сознании адыгов "лицо" - орган чести и совести, чутко реагирующий на малейшие отклонения от морали, наилучшим образом представляющий различные оттенки нравственного чувства.

Если говорят о ком-либо напэ иIэщ - "имеет лицо", под этим подразумевают, что человек справедлив, благороден, совестлив, строго следует в своем поведении долгу чести. С чистой совестью, мужеством, незапятнанной репутацией соотносят определение напэ хужь - букв.: "белое лицо", ср.: Зи псалъэ нахуэм и напэр хужьщ - "У честного человека белое лицо".

Большую известность получило пожелание Напэ хужькIэ тхьэм дызэхуихьыж - "С белым лицом (чистой совестью) да встретимся мы вновь". Так говорят, расставаясь надолго или навсегда, например, на смертном одре, имея в виду встречу на том свете. Образ жизни, который подготавливает, логически выстраивает такие встречи, считается идеальным, достойным подражания.

Белая или чистая плоть ассоциируется, кроме того, с сердобольностью, нравственной чувствительностью и отзывчивостью. В таких случаях говорят: Лыху-лыпцIэ иIэщ - букв.: "Имеет светлую плоть". Жестокосердным, аморальным людям приписывают отсутствие данного качества: Лыху-лыпцIэ иIэркъым - букв.: "Лишен светлой плоти"; И нэгум лы илъкъым - "В его лице нет светлой плоти". Показательно, что в таком же значении используются выражения напэ фIыцIэ - "черное лицо", напэншэ -"не имеющий лица" и др.

Осуждая за нарушение этических норм, могут сказать: Напэ уиIэркъым - букв.: "У тебя нет лица". В большом ходу выражение: И напэм къэнжал тебзащ - "Его лицо покрыто жестью". У адыгейцев аналогичное высказывание, но жесть заменяется "собачьей шкурой": И напэм хьэфэ тебзащ - "Его лицо собачьей шкурой покрыто". В том и в другом случае подчеркивается, что орган чести испорчен, снизил или утратил свою чувствительность. В значении "опозорил", "скомпрометировал" используется выражение Ди напэр тырихащ - "Нашу честь (лицо) запятнал". Если же человек восстанавливает доброе имя группы или народа, о нем отзываются с похвалой: Ди напэр къитхьэщIыжащ - букв.: "Наше лицо отмыл".

Лицо - наиболее тонкая и чувствительная материя, отторгающая, согласно замыслу культуры, все, что противоречит адыгству. Логика этих связей и отношений предельно проста и сводится к правилу: "Несовместимое с моралью несовместимо с лицом". Практически каждая человеческая реакция - будь то мысль, эмоция или действие - рассматривается с точки зрения возможности или невозможности такого совмещения. Мы постоянно сталкиваемся с высказываниями типа: Си напэ къезгъэкIуркъым - "Мне не к лицу"; Си нэгу схуигъахуэркъым - букв.: "В мое лицо не могу вместить"; Си нэгу дауэ изгъэхуэн? -"Как вместить мне это в мое лицо?"; Уи напэ дауэ къебгъэкIуа? - "Как ты совместил это со своим лицом?".

Не менее показательны суждения, в которых моральное содержание действий прямо связывают с качеством лица, с представлениями о том, насколько развит у человека долг чести, ср.: Напэм техуэр жьэм жеIэр - букв.: "Можно высказать все, что допустит (позволит) лицо"; Абы и нэгу куэд къыригъэтIэсэнщ - "Он может вместить в свое лицо что угодно". Это означает, что человек может позволить себе действовать самым худшим образом - настолько ущербно его лицо. С другой стороны, если есть сомнения относительно нравственного содержания и пригодности того или иного поступка и возникает вопрос, нужно его. совершать или не стоит, то субъекту действия могут, иногда даже с сарказмом, сказать: Уи напэм къызэребгъэкIущ или Уи напэм къызэребгъэзэгъщ, что означает: "Смотря по тому, сочтешь ли ты это действие пригодным (приемлемым) для своего лица". Аналогично этому, чтобы пристыдить человека за ту или иную провинность, обычно говорят: УкIытэ тIэкIу, уи напэм тIэкIу еплъыж - букв.: "Стыдись хоть чуть-чуть, посмотри в свое лицо". Особый,вполне понятный смысл приобретает в этом контексте выражение напитI иIэщ - букв.: "имеет два лица", то есть двуличный, лицемерный. Наличие двух "органов" чести, по-разному оценивающих и реагирующих, считается аномалией, свидетельством моральной деградации личности, что дает богатую пищу для сравнений и обобщений в духе психоанализа.

Итак, лицо - орган, предъявляющий строгие требования к нравственному качеству жизни. Если эти требования снижены, ставится под сомнение качество самого органа. Перебои, ошибки в его работе нарушают целостность и моральную идентичность личности.

Но почему именно лицо было признано символом чести, совести, стыда? По-видимому, решающее значение имел тот факт, что это наиболее открытая, выразительная и культурная часть человеческого тела, сообщающая наибольшую информацию о характерологических свойствах личности, о ее состояниях и реакциях в каждый данный момент. Будучи органом, выделяющим человека из животного мира, лицо ассоциируется с его самой важной личностной характеристикой. Вспомним в данной связи, какое значение имеет пощечина в культуре многих народов. В ней угадывается желание подчеркнуть, что у человека снижена или утрачена необходимая чувствительность лица. Чтобы восстановить ее, приходится прибегать к радикальным мерам. Иными словами, пощечина - напоминание о дефекте или "плохой работе" органа чести, но в то же время и способ оскорбления человека, демонстративный вызов, который ему бросают: не случайно в европейской культуре перчатка, брошенная в лицо, стала знаком крайнего унижения. Столь же показательна традиция клеймения лица. Когда кабардинского рыцаря Андемыркана обступают князья, чтобы убить его, первое, что он делает, обороняясь, - клеймит своего ближайшего друга и сподвижника Биту:

ЗыкъридзэкIри Битум и жьакIэр пигъэщщ, "Сыпщыгъупщэнщ", жери и Iэпхъуамбищыр дигъакIуэщ, "УкъращIэжынщ", жери и нэкIум дамыгъэр къридзэщ.<

Обернулся и отсек кинжалом бороду Биту,
"Чтоб не забыл меня", - сказав, отсек три пальца руки.
"Чтоб каждый видел, кто ты есть", - сказав, на лице сделал отметину.
(Кардангушев 1970: 258)
Андемыркан мог просто заколоть Биту. Но в народном сознании такая кара была бы недостаточной для человека, изменившего высоким идеалам мужской дружбы. Поэтому в действие вступают позорящие наказания: сначала отсечение бороды, затем,- чтобы осталась неизгладимая печать позора, - отсечение трех пальцев, и, наконец, как самая большая и суровая кара - клеймение лица.

Иногда термин "напэ" заменяют словом "нэгу". Вообще говоря, это синонимы, но неполные; термин "нэгу" акцентирует внимание на той области лица, где расположены глаза, и соотносится с такими значениями, как "выражение лица", "взор", "взгляд". Иными словами, нэгу - наиболее информативная и важная составляющая лица, своего рода средоточие совести и стыда. По особенностям взгляда можно судить не только о настроении, но также и о нравственных качествах личности, ср.: Зи нэгу мыфIыми гури фIыкъым -"Плохой взгляд - плохое сердце"; Зи нэгу къабзэм и гури къабзэщ - "Чистый взгляд - чистое сердце"; УкIытэ и нэгу щIэлъкъым - "Во взоре нет стыда"; УкIытэ и нэгу щIэлъщ - "Во взоре есть стыд".
Аналогичными функциями наделяются глаза. Большое распространение, особенно среди современных черкесов и лабинских кабардинцев, имеют термины нэукIытэ - букв.: "стыдящиеся глаза", нэмыукIытэ - "бесстыжие глаза". Первый из них функционирует в значении "стыд", "совесть", "совестливость", "стыдливость", а второй служит указанием на бесстыдство, метонимическим обозначением человека, лишенного стыда. Стыд во взоре ассоциируется с благоразумием, послушанием, ср.: УкIытэр и нэгу щIэлъщ, акъылыр и бзэгу телъщ - "Стыд во взоре, разум в словах" Иначе воспринимают и оценивают взгляд, в котором нет стыда, тени смущения: как указание на то, что орган совести снизил или утратил необходимую чувствительность, бдительность - открыл доступ аморальным реакциям.

Хотя такие связи и впечатления бывают ошибочными, это не меняет существа этических категорий чести, совести или стыда. Ассоциации чести с лицом играют решающую роль в институализации морали.

 



Просмотров 893

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!