Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Глава III. Собственность на землю 1 часть



Комментарий к Земельному кодексу РФ

Боголюбов С.А. Комментарий к Земельному кодексу РФ (отв. ред. Боголюбов С.А.). - 7-е изд., перераб. и доп. - "Проспект", 2011 г. - 332 с.

 

Содержание

Предисловие. 2

Глава I. Общие положения. 2

Глава I.1. Земельные участки (Глава введена ФЗ от 22 июля 2008 г. 141-ФЗ.) 16

Глава II. Охрана земель. 23

Глава III. Собственность на землю.. 37

Глава IV. Постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками. 46

Глава V. Возникновение права на землю.. 59

Глава VI. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков. 105

Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю.. 110

Глава VIII. Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (Наименование в ред. ФЗ от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ) 132

Глава IX. Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров. 136

Глава X. Плата за землю и оценка земли. 150

Глава XI. Мониторинг земель, землеустройство и государственный земельный кадастр. 160

Глава XII. Контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль) 208

Глава XIII. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель. 226

Глава XIV. Земли сельскохозяйственного назначения. 233

Глава XV. Земли населенных пунктов (Наименование в ред. ФЗ от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ.) 250

Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. 259

Глава XVII. Земли особо охраняемых территорий и их объектов. 282

Глава XVIII. Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса. 293

ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" 299

 

 

 


Предисловие

 

Введенный в действие в октябре 2001 г. Земельный кодекс РФ заменил законы, постановления и иные нормативные правовые земельные акты 1990-х гг. Теперь дело за надлежащим исполнением требований головного закона в области регулирования земельных отношений.

Решению данной задачи будет способствовать предлагаемый постатейный научно-практический правовой комментарий, написанный известными специалистами в этой области, представляющими различные юридические научные учреждения и учебные заведения страны. Авторы стремились не критиковать нормы Кодекса, а помочь правоприменителю разобраться в них, понять и устранить некоторые возможные пробелы и противоречия.

Никаким законом невозможно сразу решить все имеющиеся в конкретной сфере общественных отношений вопросы и проблемы. Каждый крупный законодательный акт нуждается поэтому в его разъяснении и толковании, а также в изложении других, в том числе подзаконных, актов, развивающих основной документ.

Это относится (может быть, как к никакому другому) и к Земельному кодексу РФ, что объясняется несколькими причинами.

Во-первых, из сферы его действия выведены нормы об обороте сельскохозяйственных земель, поскольку в обществе достигнута договоренность о самостоятельном решении этих вопросов в другом, специально посвященном этому федеральном законе. В настоящее время он принят.

Во-вторых, земельное законодательство "обросло" таким количеством приложений и дополнительных предписаний, что не каждому специалисту по плечу в них разобраться. С этих позиций комментируемый Кодекс является шагом вперед, так как позволяет одни акты признать утратившими силу, другие - дополнить, третьи - привести в соответствие с Земельным кодексом РФ либо оставить без изменения и продолжать ими руководствоваться.

В Комментарии к Земельному кодексу РФ все это раскрывается, приводятся источники опубликования действующих актов, примеры возможных коллизий их с Кодексом и некоторые пути выхода из них, используемая литература, с помощью которой можно расширить свои знания в области земельного законодательства.

После принятия Земельного кодекса РФ вступил в действие ряд других федеральных законов, регулирующих земельные отношения в соответствии с Кодексом. Они учитываются в настоящем издании, как и другие законы последнего времени (Градостроительный, Водный, Лесной, Жилищный кодексы РФ и др.).

Авторы рассчитывают на доброжелательные и конструктивные замечания, которые могут быть учтены в последующей работе, основанной на практике применения Земельного кодекса РФ и новых актов, принятых в его развитие.

 

Глава I. Общие положения

 

Статья 1. Основные принципы земельного законодательства

Среди предусмотренных в комментируемой статье принципов обращает на себя внимание приоритет охраны окружающей среды и жизни и здоровья человека. Это один из основных принципов охраны окружающей среды, предусмотренный также ФЗ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды"*(1).

Приоритет в праве отдан человеку, его здоровью, жизни, их охране от вредного воздействия природной среды в силу отрицательных техногенных и антропогенных воздействий. В этом плане осуществляются меры по предупреждению таких воздействий и по быстрому реагированию на них в целях ликвидации их последствий.

Охрана окружающей среды не является самоцелью. Ее главная задача заключается в обеспечении реальных гарантий прав человека и гражданина на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду, благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения.

Указанный принцип приобрел характер конституционного: согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Как и другие принципы земельного права и принципы экологического права, это предписание имеет прямое действие, может стать доводом, аргументом в споре, быть положено в основу административного и судебного решений, что и происходит на практике.

Сочетание экологии и экономики - один из основных принципов земельного законодательства и охраны окружающей среды (подп. 5, 7, 8, 10 п. 1 комментируемой статьи), предусмотренный также ФЗ "Об охране окружающей среды", проходящий основной темой через принципы, названные в ст. 1 ЗК РФ.

В теории и на практике встает важный вопрос о возможности или невозможности приоритета экологии над экономикой, или экологических интересов общества над экономическими. Конечно, полная отмена индустриального развития и воздействия на природу невозможна, но так вопрос не ставится и не может ставиться*(2).

В то же время совершенно недопустимо и невозможно индустриальное развитие без учета требований земельного законодательства и экологической безопасности; иначе это был бы экономический экстремизм.

Решение вопроса находится где-то посредине. Закон нашел его в виде разумного, научно обоснованного сочетания публичных и частных, административных и гражданско-правовых, экологических и экономических интересов. Правда, в законах об охране окружающей природной среды ряда стран говорится о приоритете экологических интересов над экономическими при их научно обоснованном сочетании.

Однако эта формулировка является компромиссной и демонстрирует большую заботу об экологических интересах. Здесь можно иметь в виду запрет отдельных видов производства, внедрение новейших прогрессивных технологий и устройств (безотходных, малоотходных, замкнутого, повторного водоснабжения, очистных сооружений), лесовосстановление, повышение плодородия почв. В этом плане важны также итоги и решения Международных конференций ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.) и в Йоганнесбурге (2002 г.), ибо они сформулированы именно по указанным направлениям. Время доказывает правильность избранного пути.

Рационализм землепользования заключается в том, чтобы постоянно поддерживать такое состояние, когда возможно оптимальное воспроизводство природных ресурсов, когда не допускаются необратимые для окружающей среды последствия. Под такими последствиями имеются в виду деградация земли, исчезновение некоторых видов животных и растений, усыхание Аральского моря, драматические последствия чернобыльской катастрофы.

Законодательством об охране окружающей среды запрещаются разработка и реализация народно-хозяйственных проектов, связанных с нарушением или разрушением высокопродуктивных естественных экологических систем и природного равновесия, неблагоприятными изменениями климата и озонового слоя Земли, уничтожением генетического фонда растений и животных, наступлением других необратимых последствий для здоровья человека и окружающей природной среды.

Статьей 358 "Экоцид" УК РФ предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от 12 до 20 лет за массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.

Многие указанные в комментируемой статье основные принципы означают устойчивое развитие - генеральное направление охраны окружающей среды и рационального использования земельных и иных природных ресурсов. Принцип устойчивого развития приобретает все большее значение.

Идеи устойчивого развития оказываются созвучными традициям, духу и менталитету России. Они могут сыграть важную роль в консолидации российского общества, в определении государственных приоритетов и перспектив социально-экономических преобразований. Вывод международных конференций о том, что на пороге XXI в. "человечество переживает решающий момент своей истории", особенно актуален для России.

Изменение характера участия государства в хозяйственной деятельности, сокращение доли государственной собственности на земельные ресурсы не исключают соответствующей роли государства - гаранта сохранности территории, земель и всей окружающей среды и экологической безопасности граждан, повышают действенность государственного управления и контроля в области охраны земель. Демократизация общественной жизни позволит повысить роль граждан и общественных организаций в подготовке и принятии хозяйственных и иных решений, в том числе с учетом экологического фактора. Рыночные механизмы в сочетании с мерами государственного регулирования должны формировать экономическое стимулирование бережного отношения к земельным и иным природным ресурсам.

 

Статья 2. Земельное законодательство

В комментируемой статье установлена четкая иерархия актов земельного законодательства, установлено верховенство ФЗ, как и в других статьях ЗК РФ от 25 октября 2001 г., подчеркивается значение Конституции РФ. Конституционные положения являются отправными для земельной и других отраслей права. Главенствующее положение Конституции РФ среди других законов обусловлено тем, что она имеет высшую юридическую силу среди других высших нормативных актов - законов и обладает прямым действием на всей территории РФ. Это означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции. Согласно ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Это конституционное положение важно для законов, но еще важнее - для подзаконных актов.

В условиях России основным источником земельного и большинства других отраслей права являются подзаконные нормативные акты. К ним относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты, нормативные акты организаций, акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно ст. 90 Конституции РФ указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ.

Указы Президента РФ в области земельных отношений актуальны и paзнообразны, что объясняется значимостью и запутанностью этих общественных отношений, устарелостью некоторых положений прошлого земельного законодательства, необходимостью оперативного восполнения пробелов в правовом регулировании и решения возникающих проблем.

Следующими в иерархии подзаконных актов являются постановления Правительства РФ, которое осуществляет исполнительную власть в РФ (ст. 110 Конституции РФ). Акты Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и являются обязательными к исполнению в РФ (ст. 115 Конституции РФ).

Во исполнение своих полномочий Правительство РФ, осуществляя распорядительные функции, активно участвует в формировании земельного права, принимает оперативные меры по налаживанию и обеспечению земельного правопорядка.

К подзаконным актам относятся приказы, инструкции, правила, наставления, принимаемые органами исполнительной власти согласно Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве РФ"*(3). Их акты регулируют отношения внутри системы своего ведомства, однако почти каждое из них обладает надведомственными, порой координационными функциями, которые и обусловливают значение ведомственных актов не только для его сотрудников, но и для остальных граждан в области рассматриваемых отношений.

Таким образом, для осуществления задач по регулированию земельных отношений федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные акты, называемые ведомственными. В 1990 г. введена государственная регистрация нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер. Предусмотренная комментируемой статьей иерархия актов земельного законодательства отражена в Государственном реестре актов.

После введения государственной регистрации немало земельных ведомственных актов, не прошедших указанный анализ, было возвращено для доработки и не увидело свет.

Нормативные акты по земельным вопросам, т.е. акты, устанавливающие для граждан обязанности или предоставляющие им права, принимаются в организациях, учреждениях и на предприятиях. Они могут быть двоякого вида - рассчитанные на работающих на данном предприятии, т.е. обращенные внутрь предприятия, либо направленные вовне предприятия. Те и другие носят общий характер, сориентированы на неоднократное применение.

Четкой границы между этими нормативными актами порой нет. Правила внутреннего распорядка, например, лесничества обращены внутрь организации, однако не могут не учитываться обращающимися в лесничество гражданами; в то же время правила оформления документов для обращающихся граждан, конкретизированные в организации, являются обязательными для работников этой организации.

Нормативные акты организации - это локальные акты. Они хотя и находятся в иерархии нормативных актов на самой низкой ступени, т.е. обязаны соответствовать всем вышестоящим нормативным актам, тем не менее являются самыми массовыми, регулирующими наибольшее количество случаев общественных отношений, приводящими порой к наибольшему количеству нарушений законности и посягательств на права граждан.

 

Статья 3. Отношения, регулируемые земельным законодательством

В связи с принятием и действием Земельного кодекса вновь возникает давний вопрос о соотношении отраслей законодательства и права, сфер регулирования. Каждая отрасль российского законодательства регулирует свою конкретную, самостоятельную область общественных отношений, складывающихся между людьми при использовании и охране соответствующих объектов.

В соответствии с п. 1 ст. 3 ЗК РФ это означает, что земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности ее народов. Статьей 9 Конституции РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Иные смежные отношения предусмотрены в п. 2 ст. 3 ЗК РФ. Среди них - охрана окружающей среды и природопользование, т.е. использование и охрана недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов. Природоохранительные и значительная часть природоресурсных отношений в РФ регулируются ФЗ от 10 января 2001 г. "Об охране окружающей среды".

Законодательство в области охраны окружающей среды включает также Федеральные законы от 23 февраля 1995 г. "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"*(4), от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях"*(5), от 25 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе"*(6), от 1 мая 1999 г. "Об охране озера Байкал"*(7) и др. Природоохранное законодательство развивается динамично и охватывает почти все сферы охраны окружающей среды. Землям особо охраняемых территорий, лесного, водного фонда посвящены гл. XVII и XVIII комментируемого Кодекса.

Земельные отношения являются основными в природопользовании. Они регулируются ЗК РФ. Земельные и иные природоресурсные отношения регулируются прежде всего ст. 9 и 36 Конституции РФ, а также указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, предусматривающими различные формы собственности на земельные и иные природные ресурсы и основные условия пользования ими.

Земельное законодательство включает также ФЗ от 10 января 1996 г. "О мелиорации земель"*(8).

Горное законодательство представлено Федеральными законами от 21 февраля 1992 г. "О недрах"*(9) и от 30 декабря 1995 г. "О соглашениях о разделе продукции"*(10).

Использование и охрана вод регулируются ВК РФ от 3 июня 2006 г.*(11) Специального закона о растительности пока еще нет. Основы охраны растительности регулируются нормативными правовыми актами субъектов РФ. В Санкт-Петербурге, Москве и ряде других субъектов РФ приняты законы о защите зеленых насаждений в городах, о запрещении сбора растительности, включенной в Красные книги субъектов РФ. На федеральном уровне действует ЛК РФ от 4 декабря 2006 г.*(12) ФЗ от 24 апреля 1995 г. "О животном мире" регулируются отношения в сфере сохранения и восстановления среды обитания животного мира, создания условий для устойчивого существования животного мира как неотъемлемого элемента природной среды*(13).

Применяется ФЗ от 4 мая 1999 г. "Об охране атмосферного воздуха"*(14). 22 мая 1998 г. был принят ФЗ "Об отходах производства и потребления"*(15). ФЗ от 30 ноября 1995 г. "О континентальном шельфе РФ" предусмотрено захоронение отходов на континентальном шельфе при обеспечении надежной локализации захороненных материалов*(16).

К иному специальному законодательству, предусмотренному п. 2 комментируемой статьи, относятся Федеральные законы от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"*(17), от 2 мая 1997 г. "Об уничтожении химического оружия"*(18), от 24 июня 1997 г. "О безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами"*(19), от 21 июля 1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"*(20), Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г.*(21) и др.

В комментируемой статье названы не все отрасли российского законодательства, увязываемые с земельным законодательством. Так, административные отношения, в том числе финансовые, возникающие при использовании и охране земель, регулируются в соответствии с административным и финансовым законодательством РФ.

Наиболее актуальным представляется взаимодействие земельного и гражданского законодательства РФ (п. 3 комментируемой статьи), тем более что рядом дальнейших норм ЗК РФ предусмотрено, например, недопущение приватизации определенного имущества в отрыве от земли, заключение гражданско-правовых договоров и т.д.

Концептуальными, имеющими отношение к данной теме, являются следующие положения ГК РФ:

земельные и иные природные ресурсы могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и иных природных ресурсах (ст. 129 ГК РФ);

к недвижимым вещам (недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (о государственной регистрации недвижимости см. ст. 131 ГК РФ);

владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (ст. 209 ГК РФ).

Имеются и другие, более общие нормы ГК РФ, влияющие на регулирование земельных отношений. Подпунктом 3 п. 1 ст. 8 ГК РФ, например, предусмотрено судебное решение, устанавливающее гражданские права и обязанности. Оно может быть вынесено судом, скажем, при обжаловании итогов конкурса и аукциона земельных участков и отказе в выдаче лицензии на природопользование.

Правовым фундаментом организации и проведения конкурсов и торгов земельных участков и выдачи лицензий на природопользование, заключения лицензионного соглашения являются положения ст. 445, 448, 449 ГК РФ.

Таким образом, размежевание и взаимодействие земельного и иных отраслей российского законодательства, выбор соответствующих норм при правоприменении имеют немаловажное значение для упорядочения земельных общественных отношений, определения вещных и иных прав на земельные участки, решения экологических и других современных проблем.

 

Статья 4. Применение международных договоров РФ

Подобная норма о международных договорах имеется во многих федеральных законах, принятых в последнее десятилетие. Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Однако нормативного акта, который исчерпывающе перечислял бы общепризнанные принципы и нормы, не существует. Принято считать таковыми те, которые одобрены в Организации Объединенных Наций, в других авторитетных международных организациях с участием России.

Государственные учреждения, правоприменительные органы должны в каждом конкретном случае рассматривать доказательства признания мировым сообществом того или иного принципа, опираясь на ст. 38 Статута Международного Суда ООН*(22). Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ при решении отдельных вопросов нередко ссылаются на международное право.

Ратифицированные договоры РФ обладают приоритетом лишь в отношении законов и подзаконных актов и не могут превалировать над положениями Основного закона РФ - Конституции РФ. Таким же образом поступают и в зарубежных странах.

Приведенный порядок не является ущемлением российского суверенитета. Ратификация осуществляется парламентом в форме ФЗ, при этом при необходимости могут быть сразу внесены изменения и дополнения в российское законодательство. Ратификации подлежат международные договоры:

исполнение которых требует принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом;

предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;

об участии РФ в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им части полномочий РФ или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для РФ*(23).

Попытка придать прямое действие нормам международного права обусловлена тем, что процесс приведения национальных норм в соответствие с международными может затягиваться на неопределенное время и на этот период возможно непосредственное "подчинение" национального законодательства международному.

Однако, как правило, превращение международных норм в национальные требования осуществляется через имплементацию (включение) первых в законодательство страны, что и реализуется путем принятия и дополнения законов и подзаконных актов после подписания и опубликования договоров России в Собрании законодательства РФ, в иных официальных изданиях. Международные договоры РФ должны подлежать добросовестному выполнению всеми юридическими и физическими лицами.

 

Статья 5. Участники земельных отношений

В комментируемой статье в общем виде определен круг субъектов - участников земельных правоотношений, т.е. общественных отношений, регулируемых правом, складывающихся в области использования и охраны земель (см. комментарии к ст. 1-3 Кодекса).

РФ и ее субъекты, как и муниципальные образования, могут выступать в земельных отношениях в двух качествах: как регуляторы земельных отношений в отношении земель, находящихся под их юрисдикцией на их территории (в этих случаях их акты имеют властный, т.е. государственно-правовой и административный, характер), и как собственники земель, находящихся в их владении, пользовании и распоряжении (в этом случае они действуют на равных началах с иными участниками земельных отношений - гражданами и другими юридическими лицами).

В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, юридические лица и граждане.

РФ, ее субъект и муниципальное образование как собственники земель отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (ст. 126 ГК РФ).

Из этого принципиального положения в ГК РФ делается вывод: обращение взыскания на природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом. Поскольку ЗК РФ - головной акт земельного права - таких случаев не допускает, можно делать вывод о недопустимости обращения взысканий на земли, находящиеся в собственности РФ, ее субъектов и муниципальных образований. Созданные ими юридические лица согласно ст. 126 ГК РФ не отвечают по обязательствам своих создателей, а создатели не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц (кроме случаев, предусмотренных законом).

Особенности ответственности РФ и ее субъектов как участников земельных отношений в гражданских правоотношениях с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законами об иммунитете государственной собственности.

Отношения физических и юридических лиц с РФ, ее субъектами и муниципальными образованиями как с носителями власти в области земельных отношений строятся на основе норм конституционного (государственного), административного права, имеющих более публичный характер, чем земельное право. Здесь имеют значение такие конституционные нормы, которые гарантируют каждому судебную защиту его прав и свобод, возможность граждан обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 Конституции РФ), право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции РФ).

В комментируемом Кодексе закреплен принцип приоритета регулирования имущественных и административных отношений земельным законодательством применительно к отношениям в области использования и охраны земель - основного предмета земельного законодательства. Такой подход к разграничению сфер действия земельного и гражданского, административного законодательства (других, "более публичных" отраслей российского законодательства) вытекает из норм не только комментируемого Кодекса, но и законодательства соответствующих отраслей и содержащихся в них актов*(24).

Например, согласно ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. В ст. 129 ГК РФ говорится, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Таким образом, нормы других отраслей законодательства корреспондируют положениям ЗК РФ о его приоритетности в регулировании земельных отношений*(25).

Приведенная в п. 3 комментируемой статьи классификация наименований дается впервые на уровне подобного ФЗ. Для объединенной формулировки лиц, перечисленных в п. 3 комментируемой статьи, может использоваться понятие "землеобладатели".

 

Статья 6. Объекты земельных отношений



Просмотров 478

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!