Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Глава III. Собственность на землю 2 часть



Для установления предмета и пределов правового регулирования в федеральных законах и иных нормативных правовых актах даются определения объектов тех или иных общественных отношений, которые в некоторой степени могут проецироваться на понятие объектов земельных отношений.

Среди перечисленных в комментируемой статье объектов земельных отношений на первом месте обозначена земля как природный объект и природный ресурс. Такой подход отражает представления XXI в. о земле и других природных ресурсах прежде всего как о компонентах окружающей человека естественной природной среды.

В ст. 4 Закона РФ "Об охране окружающей среды" перечень конкретных объектов охраны начинается с земли, а уже затем следуют ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животные и другие организмы, их генетический фонд, природные ландшафты*(26).

Под природными ресурсами понимаются природные объекты и явления, используемые в прошлом, настоящем и будущем для прямого и непрямого потребления в качестве средств труда, способствующие созданию материальных богатств, поддержанию условий существования человечества. Различают три группы природных ресурсов: возместимые и невозместимые; возобновляемые (восстановимые) и невозобновляемые (невосстановимые); заменимые и незаменимые*(27).

К объектам гражданских (имущественных) прав отнесены земельные участки как недвижимые вещи (ст. 130 ГК РФ). В гл. 17 ГК РФ раскрыты право собственности и другие вещные права на землю. Деление вещей на делимые и неделимые осуществлено в ст. 133 ГК РФ. Особенности выдела доли в праве собственности на неделимую вещь определены правилами ст. 252 и 258 ГК РФ*(28).

Согласно п. 36 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 в отдельных случаях с учетом конкретных обстоятельств дела суд может передать неделимую вещь в собственность одному из участников долевой собственности, имеющему существенный интерес в ее использовании, независимо от размеров долей остальных участников общей собственности с компенсацией последним стоимости их доли*(29).

 

Статья 7. Состав земель в РФ

Деление земель по их целевому назначению является характерной чертой не только российского земельного права и служит определению специфического правового режима охраны и использования земель в зависимости от их целевого назначения. Приведенные семь основных категорий земель существуют (при некоторых изменениях названий) достаточно давно и оправдали себя на практике с точки зрения отграничения правового режима одной категории от другой. Не случайно Особенная часть ЗК РФ с описанием режимов земель строится в зависимости от категорий земель.

Стабильность целевого назначения земель, сохранение прежде всего земель сельскохозяйственного назначения как незаменимых, трудновосстановимых, недопущение их перевода в менее эффективные формы хозяйствования всегда были основным принципом российской земельной политики.

В подзаконных актах предусмотрены конкретные основания отнесения земель к различным категориям и содержание категорий. Так, в земли сельскохозяйственного назначения включены пашня, выгон, сад, сенокос, огород, т.е. то, что используется в качестве главного средства сельскохозяйственного производства. Площадь земель, используемых для сельскохозяйственного производства, ежегодно сокращается, что не может не вызывать озабоченности и в связи с этим требует особого, бережного к ним отношения, принятия мер по обеспечению продовольственной безопасности страны*(30).

В отличие от сельскохозяйственных земель, служащих главным, как правило, единственным и незаменимым средством производства сельскохозяйственной продукции, земли других категорий служат пространственным базисом для проживания, отдыха, производственной деятельности различного характера. Земли поселений, например, используются для строительства и размещения зданий, коммунально-бытовых сооружений, удовлетворения культурных нужд населения.

Упоминаемое в комментируемой статье территориальное зонирование служит средством уточнения и детализации правового режима конкретной категории земель. Правовой режим земель зависит также от установленных санитарных, горно-санитарных округов, охранных и иных зон, предусмотренных ст. 96 комментируемого Кодекса.

 

Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую

Отнесение земель к категориям является прерогативой публичных органов власти (государственной власти, органов местного самоуправления). Это позволяет им, во-первых, находиться у истоков определения назначения земель как важнейшей части природных ресурсов и окружающей природной среды, не допускать без достаточных оснований перевода их из условной высшей категории в низшую, менее рациональную и менее эффективную, а во-вторых, осуществлять публичный, государственный и муниципальный контроль за правовым режимом земель в зависимости от их целевого назначения.

Отнесение и перевод земель - это установленные правом порядок, условия, предел эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель. Последующий правовой режим их использования определяется совокупностью правил эксплуатации, включения в гражданский оборот, охраны, регистрации земельных участков, землеустройства, учета, оценки, мониторинга земель. Именно поэтому нарушение установленного в законе порядка влечет предусмотренные п. 3 комментируемой статьи правовые последствия, т.е. санкции.

Если п. 1 комментируемой статьи предусмотрено установление порядка перевода земель из одной категории в другую федеральными законами, то п. 3 предусмотрена невозможность нарушения порядка этого перевода, установленного законами РФ. Отсюда следует вывод об отнесении регулирования порядка перевода земель из одной категории в другую к ведению РФ.

ФЗ от 21 декабря 2004 г. N 172 "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" предусматриваются отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории, в том числе при указании категории участков лишь в правоустанавливающих документах на них либо до разграничения государственной собственности на землю, а также:

состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, порядок рассмотрения ходатайств о таком переводе;

основания отказа в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую;

внесение изменений в документы Государственного земельного кадастра и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с переводом земель из одной категории в другую;

перевод земельных участков из состава земель одной категории в другую в случае изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд*(31).

Указанным ФЗ установлены особенности перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую применительно к различным видам земель: сельскохозяйственного назначения, поселений, промышленности и иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, лесного и водного фондов, земель запаса.

В частности, в п. 6 ч. 4 ст. 2 "Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую" ФЗ от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ в ред. ФЗ от 4 декабря 2006 г. "О введении в действие Лесного кодекса РФ" предусматриваются "расчеты потерь сельскохозяйственного производства".

В ст. 4 "Основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую" ФЗ от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ предусматривается: "Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:

...3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планированию территории, землеустроительной документации".

Новое наименование и содержание ст. 11 ФЗ от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ сужает требования к переводу и ликвидирует ряд особенностей перевода, например, лесных земель, поскольку прежнее наименование ст. 11 было "Особенности перевода земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию".

 

Статья 9. Полномочия РФ в области земельных отношений

Нормы комментируемой главы, особенно три последние статьи этой главы, во многом имеют государственно-правовой характер, поэтому полезно привести некоторые конституционные нормы, которые имеют, на первый взгляд, достаточно общий характер, но явились основой для этих законоположений.

Предусмотренные Конституцией и названные выше субъекты (участники) отношений на уровне РФ функционируют на основании и во исполнение Конституции РФ, законов РФ, регламентов Государственной Думы и Совета Федерации, Федерального конституционного закона "О Правительстве РФ", конституций и законодательства республик, уставов и законодательства краев, областей, городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономной области, автономных округов (см. ст. 5 Конституции РФ и ст. 3 комментируемого Кодекса).

Участие органов государственной власти в регулировании и реализации общественных отношений различно. Система и порядок функционирования органов управления в области земельных отношений предусмотрены различными главами комментируемого Кодекса; разрешение судами, арбитражными судами, иными звеньями судебной и административной системы споров и применение мер административной, уголовной, дисциплинарной и гражданско-материальной ответственности - гл. XIII; часть полномочий РФ и ее субъектов, предусмотренных ст. 9 и 10 комментируемого Кодекса, реализуется законодательными и представительными органами РФ и ее субъектов.

Полномочия России в области земельных отношений, предусмотренные комментируемой статьей, основываются на ст. 71 Конституции РФ. К ведению РФ согласно этой статье Конституции РФ в комментируемой области относятся:

регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе в области земельных отношений);

федеральная государственная собственность (прежде всего на земельные участки и расположенные на них сооружения, на иные природные ресурсы) и управление ею;

установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития РФ;

гражданское, гражданско-процессуальное законодательство (как методы охраны имущественных отношений, возникающих при использовании и охране объектов землепользования, рычаги защиты природных ресурсов и их владельцев);

метеорологическая служба, стандарты (в том числе в области земельных отношений, охраны окружающей среды).

Компетенция РФ и ее субъектов определяется также их совместной компетенцией, предусмотренной ст. 72 Конституции РФ. В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся:

защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности (в том числе в области земельных отношений);

вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, лесными и другими природными ресурсами;

разграничение государственной собственности (прежде всего на землю, на другие природные ресурсы);

природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории;

земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов субъекты РФ согласно ст. 73 Конституции РФ обладают всей полнотой государственной власти (см. ст. 10 ЗК РФ)*(32).

Это размежевание компетенции по вертикали представляется весьма важным и осуществляется на всех уровнях: на федеральном - Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Президентом и Правительством РФ; на уровне субъектов - правотворческими органами субъектов РФ.

Значительные полномочия предоставлены Правительству РФ. Согласно ст. 18 Федерального конституционного закона "О Правительстве РФ" правительство организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования.

Совершенствование законодательства и реализация полномочий в области земельных отношений осуществляются в трех направлениях. Статьями 9-11 и др. комментируемого Кодекса разграничены полномочия между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

В подп. 7 п. 1 ст. 9 Кодекса упоминаются "иные полномочия, отнесенные к полномочиям РФ другими федеральными законами". К ним относится, например, ВК РФ, которым регулируются лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения). Под ними понимаются предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок и имеют прямое отношение к землепользованию*(33).

В ВК РФ и других федеральных законах предусмотрена обязанность землевладельцев - граждан и юридических лиц принимать меры по сокращению потерь и сбросов воды из мелиоративной сети, предотвращению попадания рыбы в мелиоративную сеть, осуществлять в необходимых случаях мероприятия по предупреждению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня.

Орошение, в том числе с использованием сточных вод нормативного качества, осушение и другие мелиоративные работы должны осуществляться в комплексе с природоохранными мероприятиями, обеспечивающими защиту земельных и водных объектов и их водосборных площадей.

 

Статья 10. Полномочия субъектов РФ в области земельных отношений

Реализацию компетенции субъектов РФ в сфере земельных отношений можно проиллюстрировать на нескольких примерах. Решением Нижегородского областного представительного органа "Об утверждении программы приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий Нижегородской области" было начато реформирование сельского хозяйства по нижегородской модели. По этому пути пошли многие хозяйства Ростовской, Рязанской, Орловской и ряда других областей, отразивших эту модель в своем законодательстве.

Разработана и утверждена региональная Программа продолжения земельной и аграрной реформы в агропромышленном комплексе Оренбургской области. В ее развитие приняты целевые программы "Плодородие", "Белок", "Селекционно-племенная работа", "Техническое перевооружение сельского хозяйства", "О поддержке фермерского сектора Оренбургской области" и др. Коллегия Минсельхоза России своим постановлением одобрила работу Главного управления сельского хозяйства Оренбургской области по оценке состояния и создания организационно-правовых условий развития агропромышленного комплекса области в период перехода к рыночным отношениям. С учетом накопленного опыта рекомендовано и другим территориям активнее проявлять законодательную инициативу в указанном направлении.

Природные, в частности земельные, условия в различных регионах имеют свою специфику, так же как и развитость инфраструктуры, промышленности, обеспеченность профессиональными кадрами, уровень их подготовки, состояние иных компонентов влияют на состояние землепользования и в целом на положение сельского хозяйства.

Во многих субъектах РФ их законодательство в области землепользования, охраны окружающей среды, агропромышленного комплекса в значительной степени повторяет федеральное законодательство по этому же вопросу, что не вызвано необходимостью. Наглядно это проявляется на примере нормативных актов о крестьянском (фермерском) хозяйстве, где положения федеральных законов в основном дублируются. В Ленинградской и Московской областях, Чувашской Республике были несколько конкретизированы нормы федерального законодательства.

А в Белгородской, Тюменской и ряде других областей отдельными актами устанавливаются региональные правила регулирования внутрихозяйственных земельных отношений, которые мало затронуты в федеральном законодательстве, хотя и имеют значение для деятельности крупных сельскохозяйственных коммерческих организаций, поскольку влияют на осуществление отношений внутрихозяйственного расчета.

Поскольку федеральным законодательством не решались некоторые проблемы использования земель для складирования, переработки и перевозки отходов, их регулирование нередко осуществлялось актами субъектов РФ. Известным в этом смысле становится пример Самары, на базе которой проводятся всероссийские семинары и обмен опытом по использованию земель для утилизации и захоронения промышленных, бытовых, токсичных и иных категорий отходов.

Учитывая изменения, а в ряде случаев и отмену некоторых положений Земельного кодекса РСФСР 1991 г., субъекты РФ принимали свои земельные законы, прежде всего по вопросам, не урегулированным федеральным законодательством. В Республике Дагестан были приняты законы "О земле", "О земельной реформе", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", которые представляют определенный интерес, поскольку в них отражены многие современные тенденции развития земельного права в направлении более рационального и социально справедливого использования земли, предупреждения и пресечения бюрократически-централизованного режима потребления национализированных природных ресурсов, поддержки традиций и обычаев, обусловленных своеобразием региона (небольшие земельные участки в горах, террасное земледелие, многонациональный состав, уважение религии, старших).

Аналогичный закон был принят Воронежской областной думой. В нем отмечалась обязательность соответствия актов субъекта РФ и органов местного самоуправления требованиям федерального законодательства, обязательность применения к земельным отношениям не только земельного, но и гражданского законодательства, предусматривались гарантии и защита земельных прав физических и юридических лиц, вводились институты земельного сервитута и залога*(34).

Закон Свердловской области "О регулировании земельных отношений" отразил введение частной собственности на землю и сделок с землей. Этот правовой акт субъекта РФ регулирует режим несельскохозяйственных земель различных категорий более подробно, чем ЗК РФ.

Таковы возможности реализации субъектами РФ полномочий, не отнесенных к полномочиям РФ и органов местного самоуправления. К настоящему времени осуществлена большая работа по приведению этих нормативных правовых актов субъектов РФ в соответствие с ЗК РФ.

 

Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

Положения комментируемой статьи, в частности об "иных полномочиях для решения вопросов местного значения в области использования и охраны земель", в значительной мере опираются на конституционные нормы, которые в данном случае необходимо рассмотреть.

Согласно ст. 12 Конституции РФ в РФ признается и гарантируется местное самоуправление; в пределах своих полномочий оно самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм принятого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130 Конституции РФ), которые и участвуют в земельных отношениях. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст. 131 Конституции РФ).

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств; реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 132 Конституции РФ).

Местное самоуправление в РФ гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами (ст. 133 Конституции РФ).

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"*(35) в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, к которым относятся:

владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (включая управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности);

комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования (предполагающее сбалансированное развитие экономики и экологии);

регулирование планирования и застройки территории муниципального образования (включающих использование природных ресурсов местного значения для обеспечения пожарной безопасности, рекреации и т.д.);

участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;

обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании.

Кроме указанных переданных ФЗ от 6 октября 2003 г. полномочий, органы местного самоуправления наделяются компетенцией конституциями республик, уставами других субъектов РФ; в них принимаются законы о местном самоуправлении, о разграничении полномочий между органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления, о компетенции органов местного самоуправления, которыми органам местного самоуправления передаются отдельные государственные полномочия и необходимые для их реализации некоторые материальные и финансовые средства*(36).

В 2001 г. утверждена Федеральная программа мероприятий по обеспечению местного самоуправления.

Муниципальные правовые акты, в том числе по регулированию земельных отношений, предусматриваются в ст. 7 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", согласно ч. 4 которой они не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным и федеральным законам, иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Вопросы местного значения, относящиеся к лесным отношениям, предусматриваются в пп. 19, 20, 32 и др. ч. 1 ст. 14, пп. 25 и 26 ч. 1 ст. 16 гл. 3 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ*(37).

 

Глава I.1. Земельные участки
(Глава введена ФЗ от 22 июля 2008 г. 141-ФЗ.)

 

Статья 11.1. Понятие земельного участка

Российским земельным законодательством усвоены разные объекты земельных правовых отношений. Статьей 6 ЗК РФ определено, что объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.

Объектом земельных отношений, как видим, закон называет, помимо частей земельного массива РФ, землю в целом как природный объект и ресурс. В данном случае различие между пониманием земли как природного объекта и природного ресурса обнаруживается в том, объектом каких общественных отношений оказывается земля.

Согласно данной статье ЗК РФ, под земельным участком понимается часть поверхности земли. Из этого следует, что в состав этого объекта не входят недра, а также нельзя считать земельным участком часть земли, покрытой водами поверхностного водного объекта. Заметим, что исходя из статьи 102 настоящего Кодекса и на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

Следует заметить, что Лесным кодексом РФ (далее - ЛК РФ) установлен такой объект отношений, как лесной участок. При этом статьей 7 ЛК РФ установлено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ. Понятие лесного участка не расходится с понятием земельного участка, данного комментируемой статьей. Но особенностью лесного участка является специально установленный ЛК РФ порядок установления его границ. Границы лесных участков устанавливаются в порядке лесоустройства при проектировании лесного участка. Статьей 69 ЛФ РФ, в частности, установлено, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Границы лесных участков, смежных с земельными участками, границы которых определяются в порядке, предусмотренном ФЗ от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве", устанавливаются в соответствии с земельным законодательством. Проектирование лесных участков осуществляется в границах лесничеств и лесопарков.

 

Статья 11.2. Образование земельных участков

Правовое значение комментируемой статьи заключается прежде всего в закреплении на уровне закона перечня действий, под которыми следует понимать образование земельного участка. Поскольку образование участков основано на установлении новых границ, мероприятия по образованию земельных участков носят землеустроительный характер. Поэтому нормы данной главы следует применять в связи с нормами ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и ФЗ "О землеустройстве". Глава I.1 ЗК РФ, как следует из ее содержания, ставит задачу уточнить юридические последствия, связанные с образованием земельных участков для правообладателей и иных лиц.

В связи с реализацией норм данной статьи следует обратить внимание на то, что, согласно Федеральному закону "О кадастре недвижимости", кадастровый учет земельных участков считается временным вплоть до внесения записи в ЕГРП о правах на него. Таким образом, данной статьей законодатель еще раз заявляет о намерении более тесно связать действия по кадастровому учету земельных участков и государственной регистрации прав на земельные участки.

Одним из важных положений комментируемой статьи следует считать то, что преобразования земельных участков на основе положений главы I.1 ЗК РФ не влекут за собой изменения категории или разрешенного использования земельного участка.

Следует заметить, что возможность образования земельных участков по инициативе лиц, обладающих вещными правами на них, не может быть исключена. Таким образом пункт 4 данной статьи указывает на то, что в случае образования участков (когда это возможно) не по инициативе правообладателей необходимо получение их согласия. Таким случаем является, например, приобретение права собственности на недвижимое имущество, расположенное на земельном участке. Согласно статье 35 настоящего Кодекса, собственнику зданий, строений и сооружений переходит право на часть земельного участка под этой недвижимостью и необходимой для его использования.

Другим основанием раздела земельного участка может быть изъятие земель для государственных или муниципальных нужд по основаниям и в порядке, предусмотренном ЗК РФ. Однако, поскольку изъятие осуществляется в принудительном порядке на основании решения суда, то раздел (или иные действия с участком) должны быть осуществлены на основании п. 6 настоящей статьи, то есть в судебном порядке. То, что настоящая статья допускает образование земельных участков без согласия таких правообладателей, как государственные или муниципальные унитарные предприятия и государственные или муниципальные учреждения, следует из правового статуса этих организаций, сущность которого заключается в том, что их имущество находится в собственности учредителей - РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Как можно понять из содержания пункта 5 настоящей статьи, он адресован, прежде всего лицам, использующим земельные участки на основании права общей собственности. Особенности реализации права общей собственности на любое имущество установлены ГК РФ (гл. 16). В частности, общей нормой статьи 252 ГК РФ определено, что имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Специальные нормы о владении, пользовании и распоряжении земельными участками, находящимися в общей долевой собственности, установлены в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", к которому отсылает настоящая статья. Статьей 13 упомянутого ФЗ установлено, что участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований о предельных размерах и требований, предъявляемых к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, определенных статьей 4 того же ФЗ.

Местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении границ части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со статьей 14 указанного ФЗ. Образование земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, осуществляется на основании этого решения общего собрания участников долевой собственности.



Просмотров 486

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!