Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Глава III. Собственность на землю 3 часть



К случаям образования земельных участков на основании судебного решения можно отнести, в частности, споры правообладателей о границах и площади принадлежащих им соседних земельных участков, споры об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, рассмотрение судами жалоб заинтересованных лиц на действия (бездействия) органов или должностных лиц Росреестра в связи с постановкой земельного участка на кадастровый учет и другие.

Пункт 7 адресован к нормам Градостроительного кодекса РФ, которыми определяется порядок заключения договора о развитии застроенной территории. В частности, согласно статье 46.1 ГрК РФ, развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей. В свою очередь, в соответствии со статьей 46.2 ГрК РФ, по договору о развитии застроенной территории одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить ряд обязательств, предусмотренных п. 3 той же статьи ГрК РФ, в том числе: подготовить проект планировки застроенной территории; создать либо приобрести, а также передать в государственную или муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма; уплатить выкупную цену за изымаемые на основании решения органа местного самоуправления, принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома. Другая сторона (орган местного самоуправления) по тому же договору обязуется создать необходимые условия для выполнения этих обязательств в соответствии с пунктами 7-9 части 3 статьи 46.2 ГрК РФ. Договором могут быть предусмотрены иные обязательства сторон в соответствии с частью 4 настоящей статьи.

Договор о развитии территории заключается органом местного самоуправления с победителем открытого аукциона на право заключить такой договор или иным лицом в соответствии с частями 25 и 28 статьи 46.3 ГрК РФ.

 

Статья 11.3. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Комментируемая статья вводит новое основание для образования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: решение органа государственной власти или местного самоуправления, осуществляющего управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

В целом действия по образованию земельных участков не должны осуществляться в ущерб реализации общих требований законодательства, предъявляемых к правовому режиму земельных участков и недвижимости, на них расположенной.

Решения об образовании земельных участков следует рассматривать как одно из действий по реализации собственником функций по управлению земельными участками. Исходя из комментируемой статьи, если ранее решение об изменении границ или ином виде образования земельного участка владелец и пользователь земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, мог принять самостоятельно, то теперь, если случай образования участка не подпадает под перечень, установленный пунктом 1 данной статьи, правообладатель обязан для реализации действий с земельным участком заручиться решением представителя собственника.

Заметим, что нововведения данной статьи внесут определенные изменения в процедуры, связанные с оборотом земельных участков, в том числе с приобретением прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Так, установленные данной статьей правила, поскольку законом не установлено иное, касаются и отношений по переоформлению прав на землю, находящуюся в государственной или муниципальной собственности, и приобретению прав на землю, находящуюся в той же собственности, под недвижимостью, в порядке, предусмотренном статьей 36 настоящего Кодекса.

 

Статья 11.4. Раздел земельного участка

Комментируемой статьей определяется понятие и правовое содержание раздела земельного участка. Нормы настоящей статьи имеют важное значения для решения вопроса соотношения прав на ранее существовавшие и возникшие в связи с разделом земельные участки.

В случае раздела земельного участка, находящегося в собственности одного лица, законодатель определяет, что у него возникает право на вновь образованные земельные участки, тогда как при разделе земельных участков, находящихся в общей собственности, это право за собственниками сохраняется.

С правовой точки зрения между "возникновением" и "сохранением" прав имеются различия. Так, если мы говорим о возникновении права, мы подразумеваем, что право, имевшееся у лица ранее, прекратилось. Если же мы говорим о сохранении права, то сам собой напрашивается вывод о том, что нет речи о прекращении ранее существовавшего права. Думается, что в комментируемых пунктах законодатель все же не намеревался поставить индивидуального собственника и лиц, обладающих общей собственностью, в разные правовые условия. Это согласуется и с положениями пункта 6 статьи 11.8, определяющей отдельные нормы о возникновении и сохранении прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки.

Сам смысл и цели действий по разделу земельного участка (как и иных действий по образованию участков) направлены на изменение земельного участка как материального объекта прав, а не на категорическое изменение самих прав на земельные участки. Поэтому при толковании данной статьи, как и других статей этой главы, регулирующих сходные отношения, следует исходить из того, что право собственности на вновь образуемые земельные участки сохраняется у собственников вне зависимости от того, в общей или индивидуальной собственности находился прежний участок. Право собственности переходит на образованные участки без ущерба для себя.

Норма пункта 4 предполагает, как можно понять из текста, новую конструкцию "участок в участке". Новеллой является и понятие измененного земельного участка, часто используемое в данной главе. Правовое значение категории "измененный земельный участок" заключается в том, что не всякое изменение границ должно считаться основанием прекращения земельного участка и возникновения нового. С точки зрения правоприменения введение новой категории "измененный участок" может иметь будущее. Имевшееся ранее излишне прямолинейное понимание действий по изменению границ участка порождало большое количество проблем.

Комплексное освоение земельных участков как вид использования земли предусмотрено нормами ЗК РФ (см. комментарий к ним). В процессе комплексного освоения земель на стадии завершения работ происходит раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения и образования в связи с этим новых земельных участков.

Условия комплексного освоения земельного участка требуют от арендатора проведения землеустроительных работ по размежеванию территории в границах предоставленного в аренду земельного участка на основании документов планировки территории, в том числе образованию земельных участков: предназначенных для использования объектов инженерной инфраструктуры и подлежащих передаче в государственную или муниципальную собственность; необходимых для использования объектов капитального строительства (жилых домов, зданий социально-культурного и иного назначения); определения границ земель общего пользования; вынесения на местность устанавливаемых ограничений и обременений (размещение кабельных и иных линейных сооружений, установление сервитутов, др.).

 

Статья 11.5. Выдел земельного участка

Разница между выделом земельного участка и разделом земельных участков заключается не в действиях по установлению границ, а в отношениях между правообладателями земельных участков. Данная статья распространяется только на случаи использования земельных участков на правах общей долевой собственности. Кроме того, законодатель в случае выдела земельного участка предусматривает, что при выделе доли земельного участка право общей долевой собственности на оставшуюся часть сохраняется, тогда как выделенный участок переходит в собственность лицам, которые выдел инициировали.

Статьей 252 ГК РФ, регулирующей отношения общей долевой собственности, установлено, что участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. При этом той же статьей ГК РФ указывается, Имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.

ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (ст. 13) определены особенности выдела земельных долей из земельных участков, находящихся в общей долевой собственности и относящихся к землям сельскохозяйственного назначения. При этом установлено, что участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом. Особенностью выдела земельных долей в этом случае оказывается в том числе и то, что решение о выделе принимается не в общем порядке, то есть по соглашению между всеми сособственниками, а на основании решения общего собрания участников долевой собственности, права и обязанности которого определены данным ФЗ.

 

Статья 11.6. Объединение земельных участков

Данной статьей определены условия объединения земельных участков. При этом правовые последствия объединения земельных участков оказываются сходными с возникающими при их разделе: прежние участки прекращают свое существование и на их месте появляется новый объект отношений. При обращении к данной статье можно высказать те же самые мысли, которые уже прозвучали в комментариях к статье 11.4 о прекращении существования земельных участков после внесения соответствующих записей в ЕГРП (см. ст. 11.2 настоящего Кодекса), а также о правовом содержании категории "возникновение прав на земельный участок". Как и в прежних комментариях, так и теперь мы придерживаемся той позиции, исходя их которой, если лицу принадлежало право собственности на несколько земельных участков, которые составили в результате их объединения один, то право собственности у данного лица на новый земельный участок должно быть сохранено (см. также комментарий к ст. 11.4 ЗК РФ).

Образование одного земельного участка при объединении участков, принадлежащих разным собственникам, связано с более сложными правовыми последствиями, чем при объединении земельных участков одного собственника. В данной ситуации сособственникам соглашением придется решить вопрос о долях в праве общей собственности на землю - они могут соответствовать площадям находившихся в их собственности участков, однако по соглашению сторон доли могут быть и изменены. Помимо этого, решение должно быть вынесено относительно прав и обязательств каждого из сособственников, которые возникли у них в отношении земельных участков до их объединения. При решении этих и других вопросов объединения земельных участков следует иметь в виду и общие положения ГК РФ на этот счет, в том числе положения статьи 245 ГК РФ о том, что, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными. Соглашением всех участников долевой собственности может быть установлен порядок определения и изменения их долей в зависимости от вклада каждого из них в образование и приращение общего имущества.

Вопросы ипотечных обязательств при объединении участков затронуты частью пунктом 6 настоящей статьи.

Запрещение объединения земельных участков, используемых на основе перечисленных в пункте 5 настоящей статьи прав, основано на том, что право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения не может быть закреплено более чем за одним лицом. Заметим при этом, что статья 24 ЗК РФ, регулирующая отношения по поводу права безвозмездного срочного пользования, специально не обращается к вопросу о количестве лиц, которым земельный участок может быть предоставлен на основе этого права.

Норма пункта 6 комментируемой статьи устанавливает правила реализации ипотечных отношений. Правило о распространении ипотеки на весь объединенный участок следует из положений законодательства о залоге и ипотеке о том, что ипотека распространяется на имущество в целом, а не на его части. В то же время указание нормы пункта 6 комментируемой статьи дает основания полагать, что по соглашению сторон залоговые обязательства остаются только за тем из собственников, земельный участок которого был предметом ипотеки до объединения. Как представляется, в этом случае может возникнуть вопрос о предмете залога. Заметим в данном случае, что при определении предметов ипотеки ФЗ в действующей редакции часть земельного участка в качестве возможного предмета ипотеки не называет.

 

Статья 11.7. Перераспределение земельных участков

Перераспределение земельных участков может быть основано, например, на договоре мены, который заключается и реализуется в соответствии с ГК РФ, либо на основании судебного решения или по другим основаниям. Условия возникновения и прекращения земельных участков, а также перехода прав на новые участки оказываются, в целом, сходными и при перераспределении земельных участков, предусмотренном настоящей статьей, и при разделе и при объединении участков.

Пункты 3 и 4, помимо иных норм, вводят такие правовые отношения, которые урегулированы правом еще недостаточно, а именно обмен земельными участками между публичными собственниками - РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Этот круг отношений до сих пор нуждается в более развернутом регулировании и потребует принятия норм, конкретизирующих права и обязанности участников обмена. В частности, потребуется уяснение содержания соглашения, на основании которого должно осуществляться перераспределение участков в смысле настоящей статьи.

 

Статья 11.8. Возникновение и сохранение прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки

О правовой природе возникновения и сохранения права собственности на земельный участок уже говорилось в комментарии к статье 11.4 настоящей главы ЗК РФ. Как представляется, те же соображения о соотношении возникновения и сохранения прав на землю могут быть отнесены и к случаям перехода права постоянного (бессрочного) пользования или иных ограниченных видов прав на землю, приведенных в пунктах 2-5 настоящей статьи. Как считаем, между возникновением и сохранением прав имеются некоторые различия. Под возникновением права подразумевается совокупность юридических фактов, направленных на приобретение у лица права, которым оно ранее не обладало, либо это право прекратилось. Указанием на сохранение права подчеркивается тот факт, что оно не было прекращено. Как считаем, законодатель не ставил цель поставить индивидуального собственника и лиц, обладающих общей собственностью, в разные правовые условия.

То, что речь должна вестись о переходе права на новые земельные участки в том же объеме, что оно имелось в отношении участков, прекративших существование, подтверждается, на наш взгляд, положениями пункта 3 настоящей статьи.

Согласно комментируемой статье, при образовании нового участка взамен переданного в аренду или безвозмездное срочное пользование, арендные отношения могут быть возобновлены с прежним арендатором или на основе заключения нового договора или посредством заключения соглашения о внесении изменений в прежний договор. Таким образом, выбор варианта продолжения договорных отношений оставлен законодателем на усмотрение сторон.

 

Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

Упомянутые в комментируемой статье градостроительные регламенты на основании статьи 30 ГрК РФ являются частью правил землепользования и застройки, которые утверждаются органами местного самоуправления. При этом статьей 31 ГрК РФ установлено, что подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов. Применительно к межселенным территориям подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться в случае планирования застройки таких территорий.

При этом в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:

1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;

2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ.

Основания определения максимальных (минимальных) размеров земельных участков установлены статьей 33 ЗК РФ (см. комментарий к статье). Ряд условий, предъявляемых к размеру земельного участка, установлен ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Статьей 4 данного ФЗ установлено, в частности, что минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов РФ в соответствии с требованиями законодательства РФ о землеустройстве. Данной статьей установлены и иные нормы, касающиеся размера земельных участков сельскохозяйственного назначения как объектов сделок. Собственно, ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" исходит из того, что установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, является одним из принципов регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения.

 

Глава II. Охрана земель

 

Статья 12. Цели охраны земель

ФЗ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"*(38) признает в отличие от ранее действовавшего аналогичного ФЗ 1991 г.*(39) объектами охраны природы от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности не только земли, недра, но и почвы (ст. 4 Закона). Хотя в соответствующих статьях ЗК РФ, в том числе в комментируемой статье, в числе объектов земельных отношений почвы не названы, из этого не следует, что Кодекс не распространяет (ослабляет) свое действие в части охраны почв - этого важного национального достояния нашего государства и народа. Если внимательно прочитать текст комментируемой статьи, то нетрудно заметить, что речь в ней идет о двух направлениях охраны земель, которые вместе с тем преследуют цель охраны плодородного слоя почв: предотвращение его деградации, загрязнения, захламления и других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности. Эта цель ставится на первое место, так как легче предупредить названные вредные явления, чем добиваться их устранения, когда они уже наступят и для восстановления плодородия почв потребуются значительные затраты государства и правообладателей земли.

Другая цель комментируемой статьи - восстановление и улучшение качества земель, что невозможно выполнить без одновременного повышения качества почв (их физического и мелиоративного состояния, плодородия, экологической чистоты и т.д.).

Охране подлежат все категории земель, названные в ст. 7 Кодекса (см. комментарий к этой статье). Но приоритета в этом плане заслуживают земли сельскохозяйственного назначения и земли особо охраняемых территорий (заповедников, национальных парков, заказников и др.). Правовой режим использования и охраны особо охраняемых земель определен ФЗ от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях"*(40), а также другими федеральными законами, например ФЗ от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ"*(41).

В целях усиления охраны сельскохозяйственных угодий издан специальный ФЗ от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения"*(42). Статья 8 данного Закона предписывает, чтобы производство сельскохозяйственной продукции осуществлялось способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду, чтобы соблюдались стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

Как правило, работы по охране земель должны проводить ее собственники, владельцы, пользователи, арендаторы за свой счет. В случаях причинения вреда земле он возмещается за счет причинителей вреда. Предусматриваются важные меры по охране земель и за счет бюджета или специальных фондов, ибо не всегда возможно осуществить эти меры только за счет владельцев земли, особенно когда необходимы крупные затраты средств и труда.

Субъекты РФ и местные администрации принимают целевые программы, в которых предусматривается комплекс мероприятий по охране земель и почв, специальные программы по их охране. В этих программах намечаются конкретные работы по освоению новых земель, улучшению сельскохозяйственных угодий, повышению плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда, проведению работ по улучшению деградированных земель, подлежащих консервации, и др. Такой широкий круг вопросов определяется с учетом местных, региональных условий. На местах могут предусматриваться и другие мероприятия, проводимые за счет бюджета.

На охрану земель направляются поступающие в бюджеты налоговые платежи за землю. Они расходуются на мероприятия по охране земель, материальное стимулирование субъектов, усиленно осуществляющих эти меры, что повышает их заинтересованность в рациональном использовании земель. Эти средства расходуются также на проведение землеустройства и социальное развитие территории, в чем также заинтересованы все собственники, владельцы, пользователи, арендаторы. На охрану земель направляются средства, полученные государством в счет возмещения потерь сельскохозяйственного производства, которыми распоряжаются местные администрации.

Особое внимание уделяется охране земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными сезонными пастбищами.

Особенности охраны земель в районах Крайнего Севера состоят в том, что в результате низких температур все биологические процессы в земле здесь проходят медленно, столетиями, поэтому земля и вся природа легко ранимы. Здесь ограничивается использование тяжелого транспорта, ибо он портит поверхностный слой земли. Ограничивается применение других технических средств, а также определенных приемов и методов обработки почвы. Применяются и другие ограничения использования оленьих пастбищ.

На практике возникает вопрос: может ли собственник земельного участка снять и продать поверхностный плодородный слой почвы?

Статья 4 ФЗ "Об охране окружающей среды" признает почвы самостоятельным объектом природы наряду с землей. Если почвам закон придает такое самостоятельное значение, то возникает ли право у собственника распоряжаться почвами, так же как и земельным участком? На этот вопрос может быть только отрицательный ответ. Статья 4 названного Закона выделяет почвы в числе других объектов природы (недра, земля) с целью их особой охраны, но не как объект иных вещных (имущественных) отношений. Земельный участок представляет ценность вместе с почвой, за исключением тех случаев, когда почвенный слой должен сниматься при различных видах строительства, храниться и использоваться для окультуривания других земельных участков, которые нуждаются в рекультивации (постановление Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы")*(43).

Применительно к ст. 135 ГК РФ о главной вещи и ее принадлежности земельный участок является, безусловно, главной вещью, а почва - его принадлежностью. Следовательно, юридическая судьба почвы - принадлежности следует судьбе главной вещи - земельного участка. Если по поводу земельного участка заключаются какие-либо сделки, то предметом их одновременно является и почва этого участка. Земля и почва выступают в земельных правоотношениях как единое целое. Правообладатель земельного участка получает его в пользование вместе с почвой, и он не может распорядиться ею отдельно от земельного участка. Именно поэтому ст. 6 ЗК РФ, определяя объекты земельных отношений, даже не называет почвы, ограничиваясь упоминаниями о земле как о:

1) природном объекте и природном ресурсе;

2) земельном участке;

3) части земельных участков. Почва при этом подразумевается как естественная составная часть земли - природного ресурса.

Российское природоресурсное законодательство позволяет сделать еще один важный вывод. Если иностранный инвестор, купив высокоплодородные сельскохозяйственные угодья (черноземы), пожелает снять их, "оскальпировать" территорию и распродать почву как обычный товар, то он этого сделать не сможет. Он может продать земельный участок вместе с почвой, но не отдельно почву. Иначе и быть не должно, ибо почва - национальное достояние нашей страны, не подлежащее свободной распродаже, несмотря на то что есть физическая возможность отделить ее от окружающей природной среды.

 

Статья 13. Содержание охраны земель

Охрана земель и почв обеспечивается также ФЗ "Об экологической экспертизе". Как указано в ст. 1 данного Закона, экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намеченную в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду (в ред. ФЗ от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ).

Проведение экологической экспертизы основывается на принципах:

презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Охрана земель должна обеспечиваться в процессе их хозяйственного использования. Комментируемая статья содействует этому.

Охранять земли как основу жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, обязаны все ее пользователи как сельскохозяйственного, так и несельскохозяйственного направления, а также государственные органы и должностные лица, решающие вопросы землепользования. Главной заботой должна быть охрана ценных плодородных сельскохозяйственных угодий. Для нужд промышленности и строительства разрешается отводить земли худшего качества. Закон РФ "Об охране окружающей среды" устанавливает обязательные для всех пользователей земли требования, чтобы охранялись не только земли сами по себе, но и почвы - верхний плодородный слой (ст. 34, 42, 43 и др.).

В связи с распространившимся зарастанием сельхозугодий различными древесными растениями комментируемая статья (п. 3) предусматривает требования, обращенные ко всем пользователям земли, проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям).



Просмотров 479

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!