Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Глава III. Собственность на землю 6 часть



Этим Законом был признан утратившим силу ФЗ от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю"*(65).

В настоящее время вопросы разграничения государственной собственности на землю регулируются п. 10 ст. 3 и ст. 3.1 ФЗ от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ"*(66).

В соответствии с названным Законом распоряжение земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Следует обратить внимание на то, что порядок государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю также несколько изменился. Так, в соответствии со ст. 30.1 ФЗ от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"*(67) государственная регистрация права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.

В заявлении указывается основание возникновения права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством РФ.

Изданные Правительством РФ до 1 июля 2006 г. (даты прекращения действия ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю") акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно РФ, субъектов РФ и муниципальных образований на такие земельные участки.

 

Статья 17. Собственность РФ (федеральная собственность) на землю

В соответствии с упоминавшимся ФЗ от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ, ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

 

Статья 18. Собственность на землю субъектов РФ

В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов РФ относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов РФ, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения.

К собственности субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, расположенные в границах этих субъектов РФ.

Субъекты РФ сами определяют особенности распоряжения земельными участками на своей территории. В качестве примера может быть приведен такой акт, как распоряжение вице-мэра Москвы от 2 марта 1992 г. N 110-РВМ "Об аренде земли как основной форме земельно-правовых отношений в г. Москве"*(68) (с изменениями от 5 сентября 1994 г., 11 января 1996 г.), утвердившее форму договора аренды земельных участков в г. Москве.

 

Статья 19. Муниципальная собственность на землю

В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земли.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"*(69) к компетенции органов местного самоуправления, независимо от вида муниципального образования, относятся, например, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием муниципальных земель.

А к муниципальной собственности в соответствии с этим же Законом относятся земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности в соответствии с федеральными законами, а также земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

ФЗ от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования земельных отношений"*(70) предусмотрено, что земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

При этом следует отметить, что приобретение права муниципальной собственности на недвижимое имущество также регулируется гражданским законодательством, в частности, ст. 225 ГК РФ*(71). В соответствии с данной нормой бесхозяйные недвижимые вещи (в том числе вещи, от которых собственник отказался) принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

В данном случае имеются отдельные противоречия между актами земельного и гражданского законодательства, поскольку Земельный кодекс (комментируемая норма) автоматически (после регистрации прекращения права прежнего собственника) признает право муниципальной собственности на земельный участок, от которого собственник отказался, а Гражданский кодекс устанавливает для этого судебный порядок. Однако в данном случае применяться будет Земельный кодекс, поскольку он является актом, устанавливающим специальный правовой режим для такого вида недвижимого имущества как земельные участки (см. также ком. к ст. 44).

 

Глава IV. Постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками

 

Статья 20. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками

Гражданский кодекс включил землю в число объектов гражданских прав (ст. 129, 130, 164). Земля может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой ее оборот допускается законами о земле (п. 3 ст. 129 ГК РФ). Гражданский оборот земли урегулирован частью второй ГК РФ, федеральными законами и указами Президента РФ.

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Государство гарантирует равную неприкосновенность и защиту всех форм собственности на землю, а также защиту прав собственников земли при совершении сделок с ней.

Земельные участки и находящееся на них недвижимое имущество могут быть предоставлены их собственниками другим лицам в постоянное или срочное пользование, в том числе в аренду.

Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом или договором.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование. Круг лиц, которым может быть предоставлен земельный участок, существенно ограничен комментируемым Кодексом. К их числу относятся только государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, органы государственной власти и местного самоуправления.

ФЗ от 29 декабря 2006 г. N 261-ФЗ "О внесении изменений в статьи 20 и 36 Земельного кодекса РФ" расширен перечень субъектов, которым в настоящее время может быть предоставлен земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования. Помимо федеральных казенных предприятий данный порядок теперь распространяется и на другие виды казенных предприятий.

ФЗ от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"*(72) предусмотрены также казенные предприятия субъекта РФ и муниципальные казенные предприятия.

Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ.

Казенное предприятие субъекта РФ учреждается решением органа государственной власти субъекта РФ, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

Теперь все названные казенные предприятия получили право иметь земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования. Ранее предоставленное право для данных субъектов будет сохраняться, и необходимость переоформления права на них также не распространяется.

Право постоянного (бессрочного) пользования с момента его появления вызывает многочисленные споры. Так, Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ был рассмотрен протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ на решение, постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 сентября 1997 г. N 1620/97*(73) по тому же делу.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что индивидуальное частное предприятие обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском об установлении факта выделения (отвода) фирме в бессрочное (постоянное) пользование земельного участка площадью 1 га. Решением суда первой инстанции исковые требования были удовлетворены, а постановлением апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа также оставил решение и постановление без изменения.

В рассмотренном Высшим Арбитражным Судом РФ протесте предлагалось вышеуказанные судебные акты отменить и истцу в удовлетворении исковых требований отказать. Протест был удовлетворен.

Заявителем не были представлены какие-либо правоустанавливающие документы на данный земельный участок либо доказательства, подтверждающие факт принадлежности ему землеотводных документов.

В то же время решением городского Совета народных депутатов в 1988 г. этот участок был отведен другой организации.

Данное решение было прокомментировано заслуженным юристом РФ Б. Полонским. Им отмечено, что приведенное дело было делом об установлении факта, имеющего юридическое значение. Данный спор мог бы быть предметом рассмотрения арбитражного суда, однако право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком может быть предоставлено только на основании решения соответствующего органа. Такого решения в данном случае в отношении заявителя принято не было. Кроме того, имелся спор о праве пользования земельным участком между заявителем и местной администрацией.

Совокупность всех названных обстоятельств и дала возможность Высшему Арбитражному Суду РФ принять решение об отмене вынесенных ранее судебных актов и отказе в удовлетворении требований.

В отличие от ст. 268 ГК РФ комментируемый Кодекс запрещает приобретение гражданами земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования. Не предусматривается также право приобретения собственником здания, сооружения и иного недвижимого имущества, право постоянного пользования земельным участком в случаях, установленных ст. 271 ГК РФ. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленное ранее (до введения в действие комментируемого Кодекса), сохраняется за гражданами и всеми юридическими лицами, которые имеют право выкупить принадлежащий им земельный участок. При этом уплачиваются сборы, предусмотренные законодательством о регистрации недвижимого имущества. В настоящее время размер государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество регулируется Налоговым кодексом РФ*(74).

В соответствии со ст. 333.33 устанавливаются следующие размеры государственной пошлины:

- за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества:

физическим лицам - 500 рублей;

организациям - 7500 рублей;

федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления - 100 рублей;

- за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества - 100 рублей;

- за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, сделок, на основании которых ограничиваются (обременяются) права на них, - 100 рублей;

- за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - 50 рублей;

- за государственную регистрацию:

договора об ипотеке, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке как обременении прав на недвижимое имущество:

физическим лицам - 500 рублей;

организациям - 2000 рублей;

соглашения об изменении или о расторжении договора об ипотеке, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним:

физическим лицам - 100 рублей;

организациям - 300 рублей.

В случае если договор об ипотеке или договор, включающий соглашение об ипотеке, обеспечивающее исполнение обязательства, за исключением договора, влекущего возникновение ипотеки на основании закона, заключен между физическим лицом и юридическим лицом, государственная пошлина за юридически значимые действия, предусмотренные настоящим подпунктом, взимается в размере, установленном для физических лиц;

- за государственную регистрацию:

смены залогодержателя вследствие уступки прав по основному обязательству, обеспеченному ипотекой, либо по договору об ипотеке, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке, осуществляемой при смене залогодержателя, - 500 рублей;

смены владельца закладной, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке, осуществляемой при смене владельца закладной, - 100 рублей;

- за государственную регистрацию сервитутов:

в интересах физических лиц - 500 рублей;

в интересах организаций - 2000 рублей.

Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование; в частности, оно вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.

В соответствии со ст. 270 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, вправе передавать этот участок в аренду или безвозмездное срочное пользование только с согласия собственника участка. Однако комментируемый Кодекс установил запрет на распоряжение земельными участками, принадлежащими на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Остается невыясненным вопрос о регулировании перехода прав в случае реорганизации юридического лица.

Статьей 271 ГК РФ установлено правило о том, что право постоянного пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства. Надо полагать, что, поскольку основной целью распоряжения является отчуждение (передача вещного права другому лицу) имущества, а при правопреемстве происходит именно отчуждение, передача права постоянного (бессрочного) пользования в порядке правопреемства также не допускается.

Новым субъектом права постоянного (бессрочного) пользования стали Центры исторического наследия Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий. В соответствии с ФЗ от 13 мая 2008 г. N 68-ФЗ "О Центрах исторического наследия Президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий"*(75) такие Центры являются юридическими лицами, созданными в организационно-правовой форме фонда. При создании Центра Администрация Президента РФ определяет совместно с Правительством РФ земельные участки, предоставляемые Центру в постоянное (бессрочное) пользование.

До настоящего времени не предусматривалась ответственность юридических лиц за непереоформление права постоянного (бессрочного) пользования. Однако с 1 января 2011 года Кодекс РФ об административных правонарушениях будет дополнен ст. 7.34, устанавливающей ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность.

 

Статья 21. Пожизненное наследуемое владение земельными участками

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами на основаниях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством в соответствии со ст. 265 ГК РФ. В настоящее время в соответствии с комментируемым Кодексом сохраняется только право пожизненного наследуемого владения, приобретенное до введения ЗК РФ в действие.

Гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения, имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству. Если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности.

Владелец земельного участка может передавать его другим лицам по наследству.

В отличие от ст. 20 ЗК РФ комментируемая статья устанавливает такие же правила, как и гражданское законодательство (ст. 267 ГК РФ): не допускается распоряжение имуществом, которое может повлечь его отчуждение.

О платежах, устанавливаемых при выкупе земельного участка, см. комментарий к ст. 20.

 

Статья 22. Аренда земельных участков

Основанием возникновения права аренды земельного участка является договор аренды. По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

Помимо прочего имущества, в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты. Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается. Законом могут быть также установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов. В частности, в соответствии с п. 4 ст. 27 комментируемого Кодекса не допускается сдача в аренду земельных участков, на которых расположены государственные природные заповедники и национальные парки, а также других участков.

В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным. Что касается земельного участка, то к числу необходимых сведений о нем могут быть отнесены данные о его местоположении и размерах.

Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. Например, право сдавать участки в аренду может иметь лицо, обладающее правом пожизненного наследуемого владения (см. комментарий к ст. 21).

Существенное значение имеет также форма договора аренды. Договор, по которому хотя бы одной из сторон является юридическое лицо, должен быть заключен в письменной форме. Если же сторонами по договору аренды, за исключением недвижимости, являются граждане, обязательная письменная форма требуется только в том случае, когда договор заключается на срок более одного года (п. 1 ст. 609 ГК РФ). Здесь можно отметить отличие требований к форме договора аренды, заключаемого между гражданами, от общего правила, регулирующего форму сделок граждан между собой, согласно которому такие сделки подлежат заключению в письменной форме, если их сумма превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, и только в случаях, установленных законом, - независимо от суммы сделки (ст. 161 ГК РФ).

Таким образом, договор аренды недвижимого имущества всегда заключается в письменной форме.

Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (см. ФЗ от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Договор аренды недвижимого имущества, как и любая сделка с недвижимостью (ст. 164 ГК РФ), подлежит государственной регистрации.

Особым образом регулируется форма договора аренды, предусматривающего выкуп арендованного имущества. В этих случаях регистрируется не только сам договор, но и последующий переход права собственности.

Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В этих случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается.

Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному. До недавнего времени предельным сроком аренды земельных участков был срок 49 лет. Комментируемый Кодекс такого предельного срока не установил.

Передача имущества в аренду не является основанием для прекращения или изменения прав третьих лиц на это имущество.

При заключении договора аренды арендодатель обязан предупредить арендатора обо всех правах третьих лиц на сдаваемое в аренду имущество (сервитуте, праве залога и т.п.). Неисполнение арендодателем этой обязанности дает арендатору право требовать уменьшения арендной платы либо расторжения договора и возмещения убытков.

Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Для земельных участков, предоставляемых в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, порядок определения размера арендной платы может быть установлен Правительством РФ. В основе такого расчета может лежать стоимость земельного участка - кадастровая или рыночная.

Оценка производится в соответствии с ФЗ от 29 июля 1998 г. "Об оценочной деятельности в РФ", Методическими указаниями по определению стоимости строительной продукции на территории РФ, утвержденными постановлением Госстроя России от 26 апреля 1999 г. N 31, Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденными постановлением Минэкономики России, Минфина России, Госстроя России от 21 июня 1999 г. N ВК-477.

В основе оценки рыночной стоимости земельного участка обычно лежат следующие ценообразующие факторы:

общая экономическая ситуация в стране, регионе и районе оценки;

инвестиционный климат;

характеристика населения и его платежеспособный спрос;

наличие или отсутствие рынка долгосрочных кредитов;

тенденции развития местности;

обременения и ограничения, устанавливаемые на использование и характер застройки земельного участка;

площадь и форма участка;

ориентация участка по сторонам света, положение по отношению к соседним участкам;

близость к транспортным магистралям;

наличие или отсутствие мест рекреации;

наличие или отсутствие вредных экологических факторов;

характеристика соседних объектов;

наличие или отсутствие социальной инфраструктуры района: школы, больницы, спортивные сооружения и т.п.;

инженерная подготовка участка;

почва, характеристика грунта, геологические и гидрологические условия.

Арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде:

определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;

установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества плодов, продукции или доходов;

предоставления арендатором определенных услуг;

передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;

возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.



Просмотров 477

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!