![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Сравнение организационных форм деятельности туристских предприятий
Таблица 1
— Кооперация в рамках последовательных программ приводит к концентрации, т.е. к слиянию, перекрестному участию или другой форме перегруппировки собственности участников стратегических союзов. В этом случае союз является лишь переходным этапом на пути к концентрации. — Кооперация носит эпизодический характер и прекращается, не затронув стратегических позиций участников, независимо от результатов сотрудничества. После завершения проекта каждый участник вновь становится автономным, хотя союз меняет условия конкуренции между партнерами. — Стратегические союзы развиваются во времени, выходя за рамки первоначальных целей, но это не приводит к вертикальной интеграции. Каждый партнер сохраняет самостоятельность в области принятия решений и право выйти из союза. Существование таких «незаконченных» союзов свидетельствует о стремлении фирм-партнеров воспользоваться опытом совместной работы для повышения эффективности кооперации. — Структуры, создаваемые для осуществления совместной деятельности или кооперативных программ, постепенно выходят из-под контроля партнеров и начинают действовать как самостоятельные предприятия, логика развития которых вступает в конфликт с интересами партнеров. — Усиление стратегических позиций одного из партнеров в ущерб другим благодаря участию в стратегических союзах. Слабые партнеры пользуются союзами, чтобы преодолеть технологическое отставание, а сильные — для нейтрализации более слабых, препятствуя их превращению в конкурентов. Для процессов становления новых организационных форм (глобальных объединений и стратегических союзов) в индустрии туризма характерны следующие тенденции: — проникновение предприятий транспорта в сферу деятельности туристских фирм. Так, авиакомпания «Air France» основала туристскую фирму «SOTAR», которая вошла в первую тройку крупнейших туроператоров Франции. Бельгийская авиакомпания «Sabena» организовала туристское предприятие «Transair international», а швейцарская «Swissair» создала туроператорскую фирму «Kuoni». Государственная железнодорожная компания Франции «SNSF» имеет туроператорскую фирму «Vacans 2000», входящую в число 13 крупнейших турфирм Франции, на долю которых приходится 50% туристского рынка страны. Голландский туристский консорциум «HINT» был основан авиакомпанией «KLM», морским концерном «NSU» и голландской железнодорожной компанией; — создание многопрофильных отраслевых концернов, что предоставляет возможность перекрестного субсидирования, то есть деятельность одних предприятий, входящих в концерн, финансируется из прибыли предприятий других отраслей этого же концерна. Формирование многоотраслевых концернов позволяет избежать разорения предприятиям туристской индустрии. В туризм устремляют капиталы нефтяные компании, например, «AGIP»; торговые фирмы, являющиеся владельцами сетей крупнейших универмагов и рассылочной торговли такие, как «Neckermann», «Kaufhof», «Hertie». Имея разветвленную сбытовую сеть, торговые фирмы без значительных материальных затрат открывают офисы по продаже туристского продукта, располагая их в своих универмагах; — приобретение туристскими предприятиями собственных средств размещения. Так, французская турфирма «Club mediteгаппе» имеет 172 туристских комплекса (туристские деревни), расположенные в 35 странах мира, а швейцарская турфирма «Hotelplan» располагает собственной гостиничной базой на 2739 мест; — участие в туристской индустрии финансовых структур. Во Франции банк Ротшильда финансирует деятельность туроператора «Club mediteranne», в Нидерландах «RABO Bank» занимается туристскими операциями. Обобщая опыт ведения туристской деятельности зарубежными фирмами, следует подчеркнуть тенденцию создания собственной заграничной сети многими крупными туристскими предприятиями, умелое присоединение и использование сбытовых каналов партнеров по кооперационным и коалиционным соглашениям, что обеспечивает им прочные позиции на рынках зарубежных стран. Анализ существующей организации и управления деятельностью российских туристских организаций свидетельствует, что созданные в них подразделения в большинстве случаев уделяют недостаточно внимания маркетинговым и прогнозным исследованиям по созданию продукции для конкретного потребителя, в результате чего возникают проблемы сбыта того или иного турпродукта. Это объясняется новизной решаемых задач и отсутствием практического опыта. Для проведения подробных и полных маркетинговых исследований и расширения рынков сбыта российским туристским предприятиям целесообразно объединять усилия и капиталы с предприятиями (близкими по технологической цепочке), с финансовыми компаниями и банками, а также наиболее широко использовать возможность вхождения в стратегические союзы, что позволит российским турорганизациям потеснить их конкурентов на рынках сбыта. Российские туристские организации не должны ограничиваться использованием какой-либо одной из организационных форм туристской деятельности. Необходимо, учитывая конкретные условия на определенном рынке, детально приспосабливая их к собственным потребностям, применять в сочетании различные организационные формы.
Контрольные вопросы 1. Какие существуют уровни управления туристским комплексом и основные задачи, решаемые каждым уровнем? 2. Какие основные функции выполняет Государственный комитет по физической культуре и туризму? 3. Какую роль выполняет сформулированная туристской организацией миссия? 4. Какая связь существует между миссией и общей целью туристской организации? 5. Дайте определение понятия «функция управления». 6. Какие виды связей существуют между элементами структуры управления? 7. Дайте характеристику основных видов структур иерархического и органического типа. 8. Проанализируйте возможности использования таких организационных форм, как стратегические союзы и глобальные объединения в туристском бизнесе.
Литература 1. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи: Учебное пособие. — М-: Финансы и статистика, 1998. 2. Гостиничный и туристский бизнес. Учебник / Под ред. проф. Чудновского А.Д. — М., Изд-во Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство «ЭКМОС». 3. Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности. Учебное пособие. — М.: Нолидж, 1996. 4.. Котлер Ф., Боун Дж., Менкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1998. 5. Менеджмент организации: Учебное пособие / Под ред. З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 1996. 6. Сенин B.C. Введение в туризм. — М., 1993. 7. Сенин B.C. Организация международного туризма. — Финансы и статистика. — М., 1999. 8. Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России: Учебное пособие /Под ред. д.э.н., проф. Э.Э. Батизи. - М.: ИНФРА-М, 1998. 9. Экономика современного туризма. / Под ред. Г.А. Карповой. — М-СПб: Изд. Торговый дом «Герда», 1998.
ГЛАВА 2.
![]() |