Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Ограничение социально-экономических прав



В параграфе 1 ст. 52 Хартии закрепляется так называемая общая оговорка на осуществление прав и свобод, признанных этим документом. По буквальному смыслу комментируемой статьи допускается ограничение любых прав, закрепленных в Хартии. Исключение образуют те права, ограничивать которые прямо запрещено в положениях глав I - VI (например, право на жизнь (ст. 2) не допускает ограничений).

Разрешая накладывать ограничения на основные права, параграф 1 ст. 52 устанавливает ряд требований, только при полном соблюдении которых ограничения могут вводиться в действие:

А) во-первых, ограничение должно быть предусмотрено законом. Термин «закон» в Хартии не определяется. Применительно к государствам-членам, очевидно, речь идет о законах в традиционном (формальном) смысле этого слова, т.е. об актах, принятых парламентом или на референдуме.

На уровне Союза правовые акты под названием «закон» не издаются. В данном случае, соответственно, термин «закон» следует трактовать в материальном смысле: нормативные правовые акты, изданные институтами и органами Союза на основании учредительных договоров (регламенты, директивы, рамочные решения и некоторые другие).

Под понятие «закон» как форму ограничения прав и свобод могут подпадать и международные договоры, в том числе учредительные договоры Европейского союза, соглашения и конвенции, в которых одной из сторон выступают государства-члены, Европейские сообщества или Союз в целом;

б) во-вторых, ограничение должно уважать основное содержание прав и свобод. Цель данного требования - помешать ограничениям чрезмерного характера, которые по сути равнозначны ликвидации основного права;

В) в-третьих, любые ограничения должны соответствовать принципу пропорциональности (соразмерности). Принцип пропорциональности был введен в правовую систему Союза Судом ЕС и в качестве принципа деятельности Сообщества закреплен в ч. 3 ст. 5 его учредительного Договора.

Применительно к ограничениям на осуществление прав и свобод данный принцип может быть сформулирован следующим образом: любое ограничение не должно идти дальше тех целей, которые перед ним ставятся. Другими словами, к жестким ограничительным мерам (например, запрет на забастовку) следует прибегать лишь тогда, когда оказываются неэффективными более мягкие средства (переговоры с бастующими и т.д.);

г) в-четвертых, ограничения должны быть необходимыми. Условие о необходимости означает, что для введения любых ограничений должны существовать объективные причины в виде конкретных общественных проблем. Данное условие призвано исключить возможность произвольных ограничений прав и свобод, которые, будучи формально законными, вытекают лишь из субъективных взглядов и потребностей власть предержащих;

Д) в-пятых, ограничения могут налагаться только с законной целью. Перечень целей, ради которых может ограничиваться осуществление гарантированных Хартией прав и свобод, является исчерпывающим. Подобные ограничения должны служить или общим интересам, признанным Союзом, или потребности в защите прав и свобод других лиц. Обе цели не исключают друг друга, но могут быть задействованы и самостоятельно.

Под общими интересами, признанными Союзом, имеются в виду прежде всего цели, которые закреплены в учредительных договорах этой организации: экономический и социальный прогресс, высокий уровень занятости, усиление защиты прав и интересов граждан, равенство мужчин и женщин, создание пространства свободы, безопасности и правосудия и др. (ст. 2 Договора о Европейском союзе; ст. 2 Договора о Европейском сообществе).

Заключение

В современной Европе институт основ правового положения личности не только существует на национальном (в рамках отдельных государств – членов ЕС), но и складывается на наднациональном уровне, то есть в рамках Европейского Союза в целом. Он представляет совокупность норм права Европейского Союза, которые закрепляют наиболее важные и единые для всего Союза стандарты поведения человека и гражданина в обществе, а также принципы взаимоотношений личности с органами публичной власти.8

На современном этапе в борьбе за права человека и право как таковое мировое сообщество и суверенные государства столкнулись с новыми вызовами и угрозами, такими, как новые формы терроризма, распространение оружия массового уничтожения, "расползание" и "укоренение" транснациональных преступных сетей, наркобизнеса, голод и нищета, инфекционные болезни и экологическая деградация, межгосударственные и внутренние вооруженные конфликты.

Особенно серьезные проблемы могут возникнуть в сфере обеспечения социально-экономических прав граждан. В условиях кризиса практически невозможно обеспечить положение, когда все категории граждан, все слои населения будут удовлетворены теми или иными политико-экономическими решениями правительств.9

Договор о ЕЭС с самого начала рассматривался как путь к обеспечению не только экономического, но и социального прогресса, непрерывного улучшения условий жизни народов, объединившихся в Сообщество. В этом смысле все направления его деятельности преследуют социальные цели.10 На основе знакомства с источниками, закрепляющими на уровне Европейского Союза права и свободы человека и гражданина еще с первой половины XX века, нельзя не заметить чуть ли не тождество по содержанию с отечественной Конституцией 1993 г., что позволяет сделать вывод о непреходящей ценности, актуальности и соответствии важнейшим международным актам в области прав и свобод человека Конституции Российской Федерации.



Просмотров 800

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!