![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Ограничение социально-экономических прав
В параграфе 1 ст. 52 Хартии закрепляется так называемая общая оговорка на осуществление прав и свобод, признанных этим документом. По буквальному смыслу комментируемой статьи допускается ограничение любых прав, закрепленных в Хартии. Исключение образуют те права, ограничивать которые прямо запрещено в положениях глав I - VI (например, право на жизнь (ст. 2) не допускает ограничений). Разрешая накладывать ограничения на основные права, параграф 1 ст. 52 устанавливает ряд требований, только при полном соблюдении которых ограничения могут вводиться в действие: А) во-первых, ограничение должно быть предусмотрено законом. Термин «закон» в Хартии не определяется. Применительно к государствам-членам, очевидно, речь идет о законах в традиционном (формальном) смысле этого слова, т.е. об актах, принятых парламентом или на референдуме. На уровне Союза правовые акты под названием «закон» не издаются. В данном случае, соответственно, термин «закон» следует трактовать в материальном смысле: нормативные правовые акты, изданные институтами и органами Союза на основании учредительных договоров (регламенты, директивы, рамочные решения и некоторые другие). Под понятие «закон» как форму ограничения прав и свобод могут подпадать и международные договоры, в том числе учредительные договоры Европейского союза, соглашения и конвенции, в которых одной из сторон выступают государства-члены, Европейские сообщества или Союз в целом; б) во-вторых, ограничение должно уважать основное содержание прав и свобод. Цель данного требования - помешать ограничениям чрезмерного характера, которые по сути равнозначны ликвидации основного права; В) в-третьих, любые ограничения должны соответствовать принципу пропорциональности (соразмерности). Принцип пропорциональности был введен в правовую систему Союза Судом ЕС и в качестве принципа деятельности Сообщества закреплен в ч. 3 ст. 5 его учредительного Договора. Применительно к ограничениям на осуществление прав и свобод данный принцип может быть сформулирован следующим образом: любое ограничение не должно идти дальше тех целей, которые перед ним ставятся. Другими словами, к жестким ограничительным мерам (например, запрет на забастовку) следует прибегать лишь тогда, когда оказываются неэффективными более мягкие средства (переговоры с бастующими и т.д.); г) в-четвертых, ограничения должны быть необходимыми. Условие о необходимости означает, что для введения любых ограничений должны существовать объективные причины в виде конкретных общественных проблем. Данное условие призвано исключить возможность произвольных ограничений прав и свобод, которые, будучи формально законными, вытекают лишь из субъективных взглядов и потребностей власть предержащих; Д) в-пятых, ограничения могут налагаться только с законной целью. Перечень целей, ради которых может ограничиваться осуществление гарантированных Хартией прав и свобод, является исчерпывающим. Подобные ограничения должны служить или общим интересам, признанным Союзом, или потребности в защите прав и свобод других лиц. Обе цели не исключают друг друга, но могут быть задействованы и самостоятельно. Под общими интересами, признанными Союзом, имеются в виду прежде всего цели, которые закреплены в учредительных договорах этой организации: экономический и социальный прогресс, высокий уровень занятости, усиление защиты прав и интересов граждан, равенство мужчин и женщин, создание пространства свободы, безопасности и правосудия и др. (ст. 2 Договора о Европейском союзе; ст. 2 Договора о Европейском сообществе). Заключение В современной Европе институт основ правового положения личности не только существует на национальном (в рамках отдельных государств – членов ЕС), но и складывается на наднациональном уровне, то есть в рамках Европейского Союза в целом. Он представляет совокупность норм права Европейского Союза, которые закрепляют наиболее важные и единые для всего Союза стандарты поведения человека и гражданина в обществе, а также принципы взаимоотношений личности с органами публичной власти.8 На современном этапе в борьбе за права человека и право как таковое мировое сообщество и суверенные государства столкнулись с новыми вызовами и угрозами, такими, как новые формы терроризма, распространение оружия массового уничтожения, "расползание" и "укоренение" транснациональных преступных сетей, наркобизнеса, голод и нищета, инфекционные болезни и экологическая деградация, межгосударственные и внутренние вооруженные конфликты. Особенно серьезные проблемы могут возникнуть в сфере обеспечения социально-экономических прав граждан. В условиях кризиса практически невозможно обеспечить положение, когда все категории граждан, все слои населения будут удовлетворены теми или иными политико-экономическими решениями правительств.9 Договор о ЕЭС с самого начала рассматривался как путь к обеспечению не только экономического, но и социального прогресса, непрерывного улучшения условий жизни народов, объединившихся в Сообщество. В этом смысле все направления его деятельности преследуют социальные цели.10 На основе знакомства с источниками, закрепляющими на уровне Европейского Союза права и свободы человека и гражданина еще с первой половины XX века, нельзя не заметить чуть ли не тождество по содержанию с отечественной Конституцией 1993 г., что позволяет сделать вывод о непреходящей ценности, актуальности и соответствии важнейшим международным актам в области прав и свобод человека Конституции Российской Федерации.
![]() |