![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Особливості застосування стандартів Венеційської комісії під час розробки конституційного законодавства
Содействие в области конституционного права. Как правило, с Комиссией консультируются на стадии составления конституции и реже – после ее принятия. Так, например, в 2002 году по запросу премьер-министра Люксембурга Венецианская Комиссия создала несколько рабочих групп по изучению ряда законопроектов этой страны. Председатель Парламента Грузии также обратился в Комиссию с просьбой изучить проект закона, содержащего поправки к Конституции Грузии. Комиссия в первую очередь оказывает содействие, дает рекомендации, оказывает «срочную конституционную помощь» в области конституционного права, и в этих целях анализирует документы конституционного характера, как по просьбе государств, так и органов Совета Европы и других международных организаций. 2.1.1. Метод работы Комиссии при оказании содействия по конституционным вопросам заключаются в создании рабочей группы (в основном в составе членов Комиссии), которая либо содействует разработке конституционных документов, либо готовит заключение о том, насколько законодательные предложения соответствуют европейским стандартам в определенной области, и какие есть возможности улучшить тексты, основываясь на европейском опыте. Перед тем как заключение будет передано соответствующему государству, проект заключения передается на рассмотрение и утверждение Комиссии в полном составе на ее пленарном заседании. Рабочая группа, когда это представляется возможным, посещает страны и встречается с участниками политических процессов, для того чтобы составить как можно более объективное мнение о ситуации. Представитель заинтересованной страны может быть приглашен выступить в Комиссии при обсуждении проекта заключения на пленарном заседании. В подавляющем большинстве случаев Комиссию просят дать заключение по проектам законов, находящихся в разработке, а не по уже принятым документам, в которые было бы значительно труднее внести изменения. Участие Комиссии на разных стадиях процесса принятия закона позволяет учесть ее комментарии и, следовательно, может быть весьма конструктивным, ниже мы рассмотрим этот процесс, в частности, на примере подготовки текстов Конституций Албании и Украины. Несмотря на то, что при подготовке окончательного текста в большинстве случаев заключения Комиссии принимаются во внимание, Венецианская Комиссия не ставит целью навязать свое решение, а предпочитает обмен мнениями, применяя метод диалога, а не директивы. Следует отметить, что поскольку Комиссия является консультативным органом, она попросту не имеет реальных рычагов воздействия на те или иные субъекты международного права и может лишь давать им рекомендации. Учитывать эти рекомендации или нет, решает само государство (орган), которому рекомендации адресованы. В Комиссию также может поступить запрос об изучении законодательных текстов от уставных органов Совета Европы (Парламентской Ассамблеи, Комитета Министров, Конгресса местных и региональных властей Европы и Генерального Секретаря) или иной международной организации. В связи с запросом Парламентской Ассамблеи деятельность Комиссии по сотрудничеству с Бельгией была направлена на то, чтобы определить в этой стране группу лиц, к которым могла бы применяться Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств. В рамках содействия в области конституционного права Венецианская Комиссия уделяет особое внимание странам, где имели место либо продолжаются этнические или политические конфликты. В этой сфере Комиссия обычно тесно сотрудничает с другими международными организациями, такими как Европейский Союз, ОБСЕ и Бюро Верховного Представителя по правам человека в Боснии и Герцеговине. Комиссия, в частности, сыграла определенную роль в процессе развития и толкования конституционного законодательства Боснии и Герцеговины. Комиссия также активно участвует в разрешении конфликта, возникшего в связи со статусом Приднестровья в Молдове. В то же время, интересы Венецианской Комиссии распространяются далеко за рамки Европейского континента. Одним из примеров тому является ее сотрудничество с Южной Африкой.
![]() |