![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Рассматривание и обсуждение иллюстраций
а) Вывешивается картинка «Белый медведь». Кто это? Назовите внешние признаки. Как передвигается? Чем питается? Какой медведь? Опишите? (Белый, неуклюжий, большой, мохнатый и т.д.) Образование сложных прилагательных: У медведя толстые лапы — ... , короткие уши — ... , длинная шерсть — ... , широкие лапы — ... . Образование существительных с суффиксом -ищ: лапы — ... , усы — ... когти — ... и т.д. — Среди хищных зверей Севера самым крупным является белый медведь. Тело покрыто белой длинной шерстью. У него стройное туловище, удлиненная шея, небольшая вытянутая голова. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть предохраняют от переохлаждения и позволяют долго находиться в воде. Подошвы лап покрыты длинными жесткими волосками, поэтому медведь не скользит, взбираясь на льдины. Белый цвет делает его незаметным на фоне снега, льда, это облегчает ему охоту за тюленями. Чутье у медведя очень тонкое, и он обнаруживает пищу под толстым слоем снега. В начале декабря у медведицы рождаются медвежата. Питается медведь рыбой, тюленями, моржами. б) Вывешивается картинка «Морж». — Какой морж? Назовите членов семьи (морж, моржиха, моржонок). Образование сложных прилагательных: у моржа длинные усы — ... , толстая шея — ... ,широкие ласты — ... , длинные клыки — ... . — У моржа есть туловище, голова, шея, клыки, ласты. Толстая кожа покрыта редкими жесткими волосами рыжеватого цвета. Ласты лишены волос, но задние ласты могут подворачиваться под туловище и при передвижении помогают отталкиваться от поверхности льда и земли. Ласты помогают им плавать и нырять. Моржи не боятся холода, в ледяной воде не замерзают, потому что их тело предохраняет от охлаждения толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море; во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но имеют хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Моржиха рождает по одному детенышу. Новорожденный моржонок держится возле матери, пока у него не вырастут клыки — орган добывания пищи. Питаются рыбками, моллюсками, червями, рачками. в) Вывешивается картинка «Тюлень». Кто это? Назовите внешние признаки. Как передвигается? Чем питается? Назовите членов семьи. Какой тюлень? Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело, короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Передние ласты у них действуют, как весла, а задние — как руль. В воде тюлени издают неслышные сигналы, при помощи которых они обнаруживают добычу. Тело тюленя покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волос. У тюлених рождается по одному белому детенышу. Вскармливают они их молоком. Тюлени питаются водными организмами, рыбами. г) Вывешивается картинка «Северный олень». — Кто это? Назовите внешние признаки. Как передвигается? Чем питается? Образование притяжательных прилагательных: Рога оленя — Чьи рога? — Оленьи. Копыта — .. Морда — ... и т.д. — В тундре водятся дикие северные олени. Они хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. На голове — длинные рога, тело покрыто волосяным покровом, защищающим оленя от стужи, особенно сильно развит он на шее. К зиме олени жиреют, это им помогает переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада. В июне олениха рожает одного детеныша, который в тот же день уже может бегать. Питаются лишайником, ягелем. Летом кормятся всевозможными травами, грибами, побегами карликовых ив и берез. д) Вывешивается картинка «Песец». — Песец напоминает лисицу, но по размеру немного меньше. Песцы бывают белые и голубые. Подошвы лап у них покрыты щеткой жестких волос, это предохраняет от обмораживания при передвижении по снегу и льду. Закругленные короткие уши почти скрываются в шерсти, это их спасает от переохлаждения. К зиме песцы жиреют, летом питаются полевками, поедают яйца птенцов, даже взрослых птиц — куропаток. Также на берегу питаются крабами, морскими ежами. Итог занятия Материал для закрепления I. Знать внешние признаки животных. Чем питаются, как передвигаются, где обитают. Уточнить, почему называются «животные Севера». Подобрать эпитеты к каждому животному. Составить описательный рассказ о любом животном. Вопросы к описанию животного: Кто это? Где живет? Какого цвета? Как передвигается? Чем питается? II. Грамматический строй речи и словообразование. 1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей. Например: тюлень — тюлени — тюленей и т.д. 2. Образование сложных прилагательных. Например: У моржа длинные усы. Морж какой? — Длинноусый. У оленя длинные рога. — ... У медведя толстые лапы. — ... У песца острые зубы. — ... 3. Образование притяжательных прилагательных. Например: Рога оленя. Чьи рога? — Оленьи. Шкура медведя. Чья шкура? — ... Хвост песца. Чей хвост? — ... Клыки моржа. Чьи клыки? — ... Ласты тюленя. Чьи ласты? — ... 4. Закрепить употребление предлогов на, с (со), под, из-под, за, из-за. Придумать предложения с этими предлогами по данной теме. Занятия весной. Тематический план Занятие 26. «8 Марта» Цели:закрепить и уточнить знания детей о празднике 8 Марта; составить творческие рассказы; развивать словарь по данной теме; воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, сестре. Оборудование:демонстрационный материал — сюжетные картинки и картинки из серии «Помощники». Ход занятия Организационный момент Логопед выставляет сюжетные картинки, дети должны назвать только те, которые относятся к весне и празднику 8 Марта. Как вы думаете, к какому времени года можно отнести эти картинки? (К весне.) После какого времени года наступает весна? Как называется первый месяц весны? Какой праздник мы отмечаем в марте? Чей это праздник? Чтение стихотворения Мамин день — 8 Марта — Отмечает вся страна. И пускай еще морозы И сосульки под окном, Но пушистую мимозу Продают уже кругом. Брызги солнечного света, Брызги солнечного лета Мы несем с мимозой в дом. Дарим бабушкам и мамам, Поздравляем с Женским днем! Это праздник такой, словно у всех мам 8 Марта общий день рождения. Мамы получают подарки, поздравления. 3. Рассматривание и обсуждение картинок «Помощники» 4. Рассказы детей «Как я помогаю маме, бабушке» Физкультминутка Мы стираем, мы стираем, Имитация движения стирки Полоскаем, полоскаем и полоскания. Мы белье прополоскали И ни капли не устали, А теперь его отжали, Движения отжимания, Стряхнули и повесили стряхивания и развешивания. 6. Дидактическая игра «Красивые слова о маме» Мама — какая? — добрая, красивая, терпеливая, нарядная, скромная, веселая, ласковая, умная, нежная. 7. Дидактическая игра «Запомни и повтори» Мама, бабушка, дочка. Сосулька, подснежник, ручей. Солнце, мимоза, цифра восемь. Цветы, торт, духи. Греет, светит, тает. Деревья, почки, листочки. Капает, журчит, набухает. Теплый, яркий, солнечный. Распускается, бежит, плывут. Рассказы детей о маме Как зовут маму? Где работает? Кем? Какую работу выполняет? Чем занимается дома? Как ты помогаешь маме? Какой подарок приготовил маме? Итог занятия Занятие 27. «Семья» Цели:уточнить и систематизировать знания детей о семье, познакомить с ролевыми отношениями в семье, обязанностями членов семьи; закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в составлении предложений; развивать словарь по данной теме. Оборудование:демонстрационный материал — картинка «Семья на прогулке». Ход занятия Организационный момент Вывешивается картинка «Семья на прогулке». Как вы думаете, о ком сегодня будем говорить? (О семье.) С какой стороны относительно других находится каждый член семьи? Кого вы видите на ней? (Папа, мама, бабушка, дедушка, сын, дочка.) Как назовем их одним словом? (Семья.) Сколько в этой семье человек? Кто самый старший? Кто самый младший? 2. Дидактическая игра «Кто кем приходится?» Кто для дедушки и бабушки папа, мама? (Сын, дочь.) Кто для дедушки и бабушки — мальчик, девочка? (Внук, внучка.) Кто для папы и мамы мальчик и девочка? (Сын, дочь.) Кто мальчик для девочки? (Брат.) Кто девочка для мальчика? (Сестра.) Все они живут в одной семье и являются близкими родственниками, т.е. родными, и оказывают друг другу помощь. Что делает дома мама в вашей семье? Что делает папа? Чем занимаются бабушка и дедушка? — Как помогаете вы взрослым? Рассказы детей о своей семье. О ком можно сказать: добрый, добрая, добрые? Какие еще красивые слова вы можете сказать о маме, бабушке, папе, дедушке? Как ласково назовем маму, папу, деда, бабушку, сестру, брата.
![]() |