Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Рассматривание и обсуждение иллюстраций



а) Вывешивается картинка «Белый медведь».

Кто это? Назовите внешние признаки.

Как передвигается? Чем питается?

Какой медведь? Опишите? (Белый, неуклюжий, большой, мохнатый и т.д.)

Образование сложных прилагательных:

У медведя толстые лапы — ... , короткие уши — ... , длинная шерсть — ... , широкие лапы — ... .

Образование существительных с суффиксом -ищ: лапы — ... , усы — ... когти — ... и т.д.

— Среди хищных зверей Севера самым крупным является белый медведь. Тело покрыто белой длинной шерстью. У него стройное туловище, удлиненная шея, небольшая вытянутая голова. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть предохраняют от переохлаждения и позволяют долго находиться в воде. Подошвы лап покрыты длинными жесткими волосками, поэтому медведь не скользит, взбираясь на льдины. Белый цвет делает его незаметным на фоне снега, льда, это облегчает ему охоту за тюленями. Чутье у медведя очень тонкое, и он обнаруживает пищу под толстым слоем снега. В начале декабря у медведицы рождаются медвежата. Питается медведь рыбой, тюленями, моржами.

б) Вывешивается картинка «Морж».

— Какой морж? Назовите членов семьи (морж, моржиха, моржонок).

Образование сложных прилагательных:

у моржа длинные усы — ... , толстая шея — ... ,широкие ласты — ... , длинные клыки — ... .

— У моржа есть туловище, голова, шея, клыки, ласты. Толстая кожа покрыта редкими жесткими волосами рыжеватого цвета. Ласты лишены волос, но задние ласты могут подворачиваться под туловище и при передвижении помогают отталкиваться от поверхности льда и земли. Ласты помогают им плавать и нырять. Моржи не боятся холода, в ледяной воде не замерзают, потому что их тело предохраняет от охлаждения толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море; во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но имеют хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Моржиха рождает по одному детенышу. Новорожденный моржонок держится возле матери, пока у него не вырастут клыки — орган добывания пищи. Питаются рыбками, моллюсками, червями, рачками.

в) Вывешивается картинка «Тюлень».

Кто это? Назовите внешние признаки. Как передвигается? Чем питается? Назовите членов семьи. Какой тюлень?

Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело, короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Передние ласты у них действуют, как весла, а задние — как руль. В воде тюлени издают неслышные сигналы, при помощи которых они обнаруживают добычу. Тело тюленя покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волос. У тюлених рождается по одному белому детенышу. Вскармливают они их молоком. Тюлени питаются водными организмами, рыбами.

г) Вывешивается картинка «Северный олень».

— Кто это? Назовите внешние признаки. Как передвигается? Чем питается?

Образование притяжательных прилагательных: Рога оленя — Чьи рога? — Оленьи. Копыта — .. Морда — ... и т.д.

— В тундре водятся дикие северные олени. Они хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. На голове — длинные рога, тело покрыто волосяным покровом, защищающим оленя от стужи, особенно сильно развит он на шее. К зиме олени жиреют, это им помогает переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада. В июне олениха рожает одного детеныша, который в тот же день уже может бегать. Питаются лишайником, ягелем. Летом кормятся всевозможными травами, грибами, побегами карликовых ив и берез.

д) Вывешивается картинка «Песец».

— Песец напоминает лисицу, но по размеру немного меньше. Песцы бывают белые и голубые. Подошвы лап у них покрыты щеткой жестких волос, это предохраняет от обмораживания при передвижении по снегу и льду. Закругленные короткие уши почти скрываются в шерсти, это их спасает от переохлаждения. К зиме песцы жиреют, летом питаются полевками, поедают яйца птенцов, даже взрослых птиц — куропаток. Также на берегу питаются крабами, морскими ежами.

Итог занятия

Материал для закрепления

I. Знать внешние признаки животных. Чем питаются, как передвигаются, где обитают. Уточнить, почему называются «животные Севера». Подобрать эпитеты к каждому животному. Составить описательный рассказ о любом животном.

Вопросы к описанию животного: Кто это? Где живет? Какого цвета? Как передвигается? Чем питается?

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Например: тюлень — тюлени — тюленей и т.д.

2. Образование сложных прилагательных.

Например: У моржа длинные усы. Морж какой? — Длинноусый. У оленя длинные рога. — ... У медведя толстые лапы. — ... У песца острые зубы. — ...

3. Образование притяжательных прилагательных. Например: Рога оленя. Чьи рога? — Оленьи. Шкура медведя. Чья шкура? — ... Хвост песца. Чей хвост? — ... Клыки моржа. Чьи клыки? — ... Ласты тюленя. Чьи ласты? — ...

4. Закрепить употребление предлогов на, с (со), под, из-под, за, из-за.

Придумать предложения с этими предлогами по данной теме.

Занятия весной. Тематический план

Занятие 26. «8 Марта»

Цели:закрепить и уточнить знания детей о празднике 8 Марта; составить творческие рассказы; развивать словарь по данной теме; воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, сестре.

Оборудование:демонстрационный материал — сюжетные картинки и картинки из серии «Помощники».

Ход занятия

Организационный момент

Логопед выставляет сюжетные картинки, дети должны назвать только те, которые относятся к весне и празднику 8 Марта.

Как вы думаете, к какому времени года можно отнести эти картинки? (К весне.)

После какого времени года наступает весна?

Как называется первый месяц весны?

Какой праздник мы отмечаем в марте?

Чей это праздник?

Чтение стихотворения

Мамин день — 8 Марта —

Отмечает вся страна.

И пускай еще морозы

И сосульки под окном,

Но пушистую мимозу

Продают уже кругом.

Брызги солнечного света,

Брызги солнечного лета

Мы несем с мимозой в дом.

Дарим бабушкам и мамам,

Поздравляем с Женским днем!

Это праздник такой, словно у всех мам 8 Марта общий день рождения. Мамы получают подарки, поздравления.

3. Рассматривание и обсуждение картинок «Помощники»

4. Рассказы детей «Как я помогаю маме, бабушке»

Физкультминутка

Мы стираем, мы стираем, Имитация движения стирки

Полоскаем, полоскаем и полоскания.

Мы белье прополоскали

И ни капли не устали,

А теперь его отжали, Движения отжимания,

Стряхнули и повесили стряхивания и развешивания.

6. Дидактическая игра «Красивые слова о маме»

Мама — какая? — добрая, красивая, терпеливая, нарядная, скромная, веселая, ласковая, умная, нежная.

7. Дидактическая игра «Запомни и повтори» Мама, бабушка, дочка.

Сосулька, подснежник, ручей. Солнце, мимоза, цифра восемь. Цветы, торт, духи. Греет, светит, тает. Деревья, почки, листочки. Капает, журчит, набухает. Теплый, яркий, солнечный. Распускается, бежит, плывут.

Рассказы детей о маме

Как зовут маму?

Где работает? Кем?

Какую работу выполняет?

Чем занимается дома?

Как ты помогаешь маме?

Какой подарок приготовил маме?

Итог занятия

Занятие 27. «Семья»

Цели:уточнить и систематизировать знания детей о семье, познакомить с ролевыми отношениями в семье, обязанностями членов семьи; закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в составлении предложений; развивать словарь по данной теме.

Оборудование:демонстрационный материал — картинка «Семья на прогулке».

Ход занятия

Организационный момент

Вывешивается картинка «Семья на прогулке».

Как вы думаете, о ком сегодня будем говорить? (О семье.)

С какой стороны относительно других находится каждый член семьи?

Кого вы видите на ней? (Папа, мама, бабушка, дедушка, сын, дочка.)

Как назовем их одним словом? (Семья.)

Сколько в этой семье человек?

Кто самый старший?

Кто самый младший?

2. Дидактическая игра «Кто кем приходится?»

Кто для дедушки и бабушки папа, мама? (Сын, дочь.)

Кто для дедушки и бабушки — мальчик, девочка? (Внук, внучка.)

Кто для папы и мамы мальчик и девочка? (Сын, дочь.)

Кто мальчик для девочки? (Брат.)

Кто девочка для мальчика? (Сестра.)

Все они живут в одной семье и являются близкими родственниками, т.е. родными, и оказывают друг другу помощь.

Что делает дома мама в вашей семье?

Что делает папа?

Чем занимаются бабушка и дедушка?

— Как помогаете вы взрослым? Рассказы детей о своей семье.

О ком можно сказать: добрый, добрая, добрые?

Какие еще красивые слова вы можете сказать о маме, бабушке, папе, дедушке?

Как ласково назовем маму, папу, деда, бабушку, сестру, брата.



Просмотров 2027

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!