Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Рассказ логопеда. Беседа о деталях одежды



а) Одежду придумали люди в давние-давние времена. Ее делали из шкур животных, убитых на охоте. Одежда помогала людям согреться. Постепенно они научились делать ткани, и одежда стала меняться. Особенно женщины уделяли большое внимание одежде, хотели, чтобы она их украшала. Они шили одежду для улицы, для дома, для праздников, для девочек и мальчиков.

А мы сейчас с вами назовем эту одежду.

Какую одежду надевают на улицу? Какая это одежда? (Верхняя.)

(Выставляются картинки с изображениями трусов, майки, футболки, ночной сорочки, пижамы.)

На что мы ее надеваем? (На тело.)

Какая эта одежда? (Нижняя.) А по-другому можно сказать — белье.

Как называют одежду, которую мы надеваем на праздник? (Праздничная, нарядная.)

Как называют одежду, которую мы носим каждый день? (Повседневная.)

Летом и зимой мы надеваем одинаковую одежду?

Летом какую одежду мы носим? (Летнюю.) А зимой? (Зимнюю.)

А демисезонную одежду мы надеваем весной и осенью. Между сезонами, между летом и зимой.

б) Рассматривание рубашки.

— Что это? (Рубашка.)

Обговаривание с детьми деталей одежды. У рубашки есть спинка и две полочки. Воротник может быть — круглым, отложным, стоечкой, широким, длинным, узким, вышитым, кружевным и т.д.

Рукав может быть — длинным, коротким, широким, узким, прямым, расклешенным.

Манжета — широкой, узкой, большой, маленькой, кружевной, вышитой.

Карман — большим, маленьким, глубоким, мелким, накладным, внутренним, ложным. Застежки могут быть разные: пуговицы с петельками, молнии, кнопки, клепки, крючки, шнуровка, липучка.

Планка — длинная, короткая, широкая, узкая, вышитая, кружевная и т.д.

в) Рассматривание платья. Уточнение дополнительных деталей: пояс, ремешок, подол, хлястик, складки и т.д.

г) Знакомство с тканями: шелк, ситец, сатин, вельвет, капрон, фланель, шерсть, байка, бархат, трикотаж, драп, хлопок, кашемир, атлас и т.д.

— Знаете ли вы, из чего делают одежду? Из ткани. Ткани бывают разные: шелковые, шерстяные, хлопчатобумажные, искусственные. Их изготавливают из ниток на ткацких фабриках специальные машины. А люди, которые работают на этих машинах, называются ткачами. После этого ткани раскрашивают специальными красками. И уже потом из них шьют одежду.

Кто же шьет одежду и где? Одежду шьют тоже на специальных швейных фабриках. Туда привозят ткани. Сначала модельеры рисуют фасон (модель), а потом швеи шьют по выкройкам. Готовую одежду везут в магазины, и там мы с вами ее покупаем.

Итог занятия

О чем мы сегодня говорили на занятии? Из чего делают одежду? Где изготавливают ткани? Из чего их изготавливают? Кто изготавливает ткани? Где шьют одежду? Где мы покупаем ее?

Занятие 20. «Одежда» (продолжение).

Цели:закрепить названия одежды и отдельные ее детали; уметь сравнивать предметы одежды; образовывать существительные родительного падежа, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных и согласовывать их с существительными; согласовывать числительные с существительными; учить составлять описательные рассказы; обогащать и активизировать словарь по данной теме.

Оборудование:демонстрационный материал — детская одежда, две куклы, разные модели одежды.

Ход занятия

Организационный момент

— Сядет тот, кто назовет зимнюю, летнюю и демисезонную одежду.

Сравнение одежды

а) Рубашка и футболка.

Назовите, что есть у рубашки и чего нет у футболки.

Расскажите, какая может быть рубашка. (Длинная, короткая, чистая, грязная, теплая, нарядная, большая, маленькая, байковая, светлая, темная, новая, старая.)

б) Платье и сарафан. (Аналогичные вопросы.)

в) Брюки и шорты.

г) Пальто и куртка.

3. Дидактическая игра «Одень Машу и Машеньку»

У логопеда две картинки с изображением кукол. Одна большая — Маша, другая маленькая — Машенька. Логопед выставляет картинку — платье. Платье из ситца. Значит, оно какое? (Ситцевое.) Маше надеваем платье, а Машеньке — ... (платьице).

Аналогично проговариваются следующие слова: блузка — капрон, атлас, майка — вискоза, пальто — драп, носки — шерсть, юбка — шелк, футболка — трикотаж, плащ — кожа, куртка — мех.

Игровое упражнение «Замени два предложения одним».

а) Маша надевает платье.

Машенька надевает платьице. (Дети одеваются.)

б) Маша снимает пальто.

Машенька снимает пальтецо. (Дети раздеваются.)

в) Маша надевает юбку.

Машенька надевает юбочку. (Дети одеваются.)

г) Маша стирает сарафан.

Машенька гладит сарафанчик. (Дети ухаживают за одеждой.)

д) Маша пришивает пуговицу.

Машенька чистит кофточку. (Дети ухаживают за одеждой.)

4. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Это желтая рубашка, а в шкафу лежат пять ... (желтых рубашек).

Это нарядное платье, а на вешалке висят пять ... (нарядных платьев).

Это кожаный плащ, а в магазине продаются пять ... (кожаных плащей).

Это шерстяные носки, а мама купила пять пар ... (шерстяных носков).

Это драповое пальто, а портниха сшила пять ... (драповых пальто).

Физкультминутка

6. Дидактическая игра «Магазин» Вывешиваются разные модели одежды. Чтобы купить какую-

ибо вещь, покупатель должен описать ее: как называется; какая о цвету и материалу; какие детали есть у этой одежды; в какое время года эту одежду носят.

Итог занятия

Материал для закрепления

I. Уточнить название одежды и отдельных ее частей (воротник, рукав, манжета, карман и т.д.). Различать одежду для девочек и мальчиков; зимнюю, летнюю и демисезонную; белье, верхнюю одежду, головные уборы. Знать название ткани, из которой шьют, из чего вяжут одежду. Выяснить: кто шьет одежду, где шьют, какой инструмент необходим портному, как вяжут одежду.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Например: рубашка — рубашки — рубашек и т.д.

2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Например: юбка — юбочка и т.д.

Образование прилагательных от существительных. Например: Платье из ситца. Какое платье? — Ситцевое и т.д.

Образование притяжательных местоимений и прилагательных. Например: Это чья кофта? — Моя кофта. — Как тебя зовут? —

Таня. — Значит, кофта чья? — Танина и т.д..

Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».

Подбор слов-антонимов.

Например: длинный рукав — короткий рукав; узкая юбка — ... , короткое платье — ... , острый воротник — ... , белый костюм — ... .

7. Согласование прилагательных с существительными. Например: Про что можно сказать: красивая, красивое, красивый, красивые.

Разноцветная, разноцветный, разноцветное, разноцветные.

Занятие 21. «Дикие животные»

Цели:уточнить знания детей о животных; знать названия, их внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д.; образовывать сложные прилагательные, притяжательные прилагательные, существительные с помощью суффикса -ищ; подбор слов-антонимов; согласовывать числительные с существительными; упражняться в подборе эпитетов; развивать словарь по данной теме.

Оборудование:демонстрационный материал — картинки с изображением диких животных и их частей тела.

Ход занятия

Организационный момент

— Сядет тот, кто назовет животных, которые живут в лесу.

2. Беседа по картинкам о диких животных. Логопед выставляет картинки животных.

— Как называются эти животные? (Дикие.) Почему? а) Логопед загадывает загадку:

Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый — краса — А зовут ее ... (Лиса.)

Какая лиса? (Хитрая, быстрая, рыжая, ловкая...)

Кто еще живет с лисой? (лис, лисенок, лисята.) Дидактическая игра «Чье это?» (по картинкам)

(Лисья морда, лисьи уши и т.д.) Образование сложных прилагательных:

У лисы тонкие лапы. Какая лиса? (Тонколапая.)

У лисы длинный нос.

У лисы острые уши.

У лисы короткие усы.

У лисы рыжий хвост.

У рыжей лисы красивая густая, пушистая шерсть. Тело ее очень подвижно, оно может изгибаться, вытягиваться при беге. У лисы длинный пушистый хвост. Мордочка вытянута, уши острые, стоячие, глаза с овальными зрачками. Ноги у лисы короткие, тонкие. Она всеядна, но больше всего любит свежее мясо. Охотится на мышей, водяных крыс, зайцев. У лисы хороший слух, обоняние. Зимой она слышит, как мыши пищат под слоем снега. Лиса быстро раскапывает снег и ловит их. У нее тоже много врагов, из которых самый опасный — волк.

б) Логопед загадывает загадку: Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу. (Медведь.)

Какой медведь? (Косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый ...)

Дидактическая игра «Чье это?». (По картинкам.) (Медвежья лапа и т.п.)

Назови членов семьи медведя. (Медведь, медведица, медвежонок, медвежата.)

Как называется жилище медведя? (Берлога.)

У медведя громадное, неуклюжее тело, покрытое бурой шерстью. У него большая голова, короткая и толстая шея, маленькие глаза. У медведя слабое зрение. Уши небольшие, круглые. Лапы при ходьбе он ставит внутрь когтями и наружу пятками. Поэтому медведя назвали косолапым. Медведь очень сильное животное. Питается грибами, ягодами, орехами, птицами, живущими на земле, и мелкими животными. Особенно любит полакомиться медом, и даже имя свое получил за это — медведь: ведает, где мед. Осенью он усиленно питается, накапливает жир. С наступлением холодов медведь засыпает в своей берлоге.

в) Логопед загадывает загадку: Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (Волк.)

— Продолжите предложение по смыслу: Волк — это папа в семье волков. Мама — ... (волчица). Дети — ... (волчата).

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом и с помощью суффикса -ищ:

— У волчицы усы. У волчонка — усики. У волка — усищи. (Аналогично: глаза, нос, хвост.)

— Какой волк? (Злой, голодный, серый, зубастый, клыкастый, лохматый...)

Дидактическая игра «Чье это?»

— Среди диких животных волк выделяется силой, умом, выносливостью. У волка грубая, густая шерсть, большая голова, широкий лоб, толстая шея, уши торчат, зубы острые. У волка хорошо развиты лапы. Они высокие, сильные, имеют крепкие острые когти. У волка прекрасное зрение. Он видит даже, в темноте. Слух острый. Может долго охотиться за добычей. И как только она теряет силы и не может бежать, волк сразу нападает на нее. Волк — хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые, больные животные. Не зря этого хищника называют «санитаром леса». Живет волк в логове, которое устраивает недалеко от водоема, в глухом месте.

г) Логопед загадывает загадку: Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке беленькой зимой, А в шкурке серой — летом. (Заяц.)

Какой заяц? (Быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий...) Дидактическая игра «Скажи наоборот»: черный — белый, смелый — трусливый, быстрый — медленный, веселый — грустный, умный — глупый, длинный — короткий.

— У зайца красивая, пушистая, мягкая шерсть. Во время прыжка заяц выбрасывает вперед сначала длинные задние лапы, а потом передние короткие. Норы не делает. Днем лежит под кустом,
ночью добывает себе пищу. Летом ест траву, зимой — сено, кору деревьев и кустарников. У зайца много врагов: лиса, волк, ястреб, сова, орел. Зимой его спасает белая окраска.

Физкультминутка

4. Продолжение беседы о диких животных. Логопед загадывает загадку:

Хвост пушистою дугой. Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтобы зверю жить в тепле. (Белка.)

Какая белка? (Быстрая, ловкая, красивая, пушистая, шустрая, рыжая...)

Сосчитайте, сколько белок на картинке? (одна белка, две белки...)

Большая белка — это мама. Как ее называют? (Бельчиха.) А маленькие — это дети. Как их называют? (Бельчата.) А один — (Бельчонок.)

Дидактическая игра «Чье это?»

— Белка — маленький, беззащитный зверек. У нее пушистая, рыжеватая шерстка, выпуклые черные глаза. Большой пушистый хвост, размером с саму белку. На затылке торчат ушки с кисточками. Зубы у белки большие, изогнутые и очень острые. Питается орехами, семенами хвойных деревьев. На зиму она делает в дуплах запасы орехов и желудей, сушит грибы на сучках кустарников. Белка спасается от врагов только тем, что прячется в густых ветках деревьев и дуплах.

б) Логопед загадывает загадку: Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной. (Еж.)

— Какой еж? (Колючий, сердитый, ловкий, быстрый, смелый, умный...)

— Назовите его семью. (Еж, ежиха, ежата, ежонок.) Дидактическая игра «Закончи предложение».

Ты увидел в лесу (кого?) ... ежа. Мы любуемся (кем?) ... ежом. Нам понравился (кто?) ... еж. Мы молока дадим (кому?) ... ежу. Я вам рассказала (о ком?) ... о еже.

Еж — удивительное животное, приспособленное к самым опасным ситуациям. Тело его покрыто жесткими торчащими иголками. При опасности еж свертывается в комочек, и получается игольчатый мячик, за который не возьмешься. Питается зверек жучками, червячками, лягушками. Зимой еж спит в норке под корнем большого дерева.

в) Логопед показывает картинку и рассказывает о лосе.

— Лось — очень крупное животное. У него высокие ноги, сравнительно короткое туловище. На большой голове — рога. Окраска лося буровато-черная. Летом лось питается листьями, ягодами, грибами. Зимой, раскапывая снег, ищет сухую траву и ест кору деревьев.

Итог занятия

Материал для закрепления

I. Уточнить, почему они называются дикими животными, чем питаются, как передвигаются, где живут. Знать названия детенышей, семью. Подобрать эпитеты к каждому животному. Составить рассказ о любом животном.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Например: волк — волки — волков и т.д.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Например: белка — белочка и т.д.

3. Образование сложных прилагательных.

Например: У лисы длинный хвост. Какая лиса? — Длиннохвостая.

У зайца короткий хвост — ... тонкие лапы — ... , короткие лапы — ... , толстые лапы — ... , длинные уши — ... , острые уши — ... , короткие усы — ... .

4. Образование притяжательных прилагательных. Например: Нора лисы. Чья нора? — Лисья. Берлога медведя. — ...

Дупло белки. — ... Логово волка. — ... Морда лисы. — ... Хвост зайца. — ...

Образование существительных с помощью суффикса -ищ. Например: нос — носище и т.д. (лапы, хвост, усы, глаза, зубы).

Подбор слов-антонимов.

Например: У лисы длинный хвост, а у зайца короткий хвост. У медведя толстые лапы, а у лисы ... и т.д.

7. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай».

8. Закрепить употребление предлогов: на, с, вокруг, между, из-за, около.

С этими предлогами составить предложения и записать в тетрадь.

Занятие 22. «Транспорт»

Цели:закрепить знания детей о транспорте; уточнить понятия: транспорт, наземный, подземный, грузовой, пассажирский, железнодорожный, легковой, специального назначения; уточнить детали транспорта; образовывать прилагательные от существительных, приставочные глаголы; составлять описательные рассказы; развивать словарь.

Оборудование:демонстрационный материал — картинки с изображением транспорта; раздаточный материал — картинки с изображениями разных видов транспорта, карточки с изображением частей машины и материала, из которого они сделаны.

Ход занятия

Организационный момент

Сядет тот, кто назовет свою картинку. (У детей картинки с изображениями разных видов транспорта.)

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О транспорте.)

Беседа о транспорте

Логопед выставляет картинки наземного транспорта и уточняет его виды. (Грузовой, легковой, пассажирский.) Логопед загадывает загадку: Едет он, усатый, Полный и пузатый. Люди в нем сидят, Смотрят и стоят. (Троллейбус.)

Из каких частей состоит троллейбус? (Кабина, салон, колеса, руль, фары, двери...)

Как называются люди, едущие в троллейбусе? (Пассажиры.) Значит, троллейбус — какой транспорт? (Пассажирский.)

Пассажирский транспорт может быть наземный и подземный.

Назовите наземный пассажирский транспорт.

Назовите подземный пассажирский транспорт.

Сравнение пассажирского транспорта: электричка и такси.

Транспорт может быть не только пассажирским, но и грузовым. Как вы думаете, почему он называется грузовым транспортом? Логопед выставляет картинки (грузовик, фургон, цистерна). Сравнение этих видов транспорта.

(Выставляются картинки — пожарная машина, скорая, милиция.) Логопед с детьми обговаривает назначение каждой машины и уточняет понятие «транспорт специального назначения».

Какой легковой транспорт вы знаете? (Жигули, Волга, Москвич, Запорожец...) Почему этот транспорт называется легковым? Уточняется назначение легкового транспорта.

Физкультминутка

Мы в автобус дружно сели, Дети садятся, И в окошко посмотрели смотрят по сторонам,

Наш шофер педаль нажал, «нажимают» на педаль,

И автобус побежал убегают.

4. Игровое упражнение «Подбери слова»

а) Автобус (какой?) — быстрый, полный, мчащийся, красивый.

Троллейбус — веселый, разноцветный, гудящий и т.д. Трамвай ... Грузовик ... Мотоцикл ... Поезд ...

б) Автобус (что делает?) — едет, идет, мчится, стоит, обгоняет, ползет.

Троллейбус ... — перегоняет, летит, подъезжает и т.д. Трамвай ... Грузовик ... Мотоцикл ... Поезд ...

в) Образование прилагательных от существительных (игра проводится на раздаточном материале):

колесо из резины — ... , кабина из железа — ... , руль из пластмассы — ... , сиденье из кожи — ... , кузов из дерева — ... , фургон из брезента — ... , рельсы из железа — ... , окно из стекла — ... .

г) Употребление приставочных глаголов.

Логопед выставляет игрушки: гараж, машина, мост, стоянка. Дети дополняют предложение.

Машина из гаража (выезжает). Машина вокруг гаража (объезжает). Машина к мосту (подъезжает). Машина с моста (съезжает). Машина перекресток (переезжает). Машина от стоянки (отъезжает). Машина в гараж (въезжает).

Составление описательных рассказов по картинкам.

Что это?

Какой вид транспорта? .

Из каких частей состоит? (Форма, цвет, размер, детали.)

Назначение данного транспорта.

Итог занятия

Занятие 23. «Транспорт» (продолжение)

Цели:закрепить знание видов транспорта, их названия, названия профессий; знать внешние признаки; отработать приставочные глаголы; закрепить словарь по данной теме.

Оборудование:демонстрационный материал — картинки с изображением транспорта.

Ход занятия

Организационный момент

— Сядет тот, кто назовет транспорт, на котором вы можете приехать в детский сад.

Беседа о транспорте

Как вы думаете, о чем мы сегодня будет говорить на занятии?

Какие виды транспорта вы знаете? (Воздушный, водный, наземный, подземный, легковой, грузовой, пассажирский и т.д.)

Как вы думаете, от чего зависит название транспорта. (От того, по чему едет, летит, катится.)

Если по воде — водный. По воздуху — воздушный. По земле — наземный.

3. Дидактическая игра «Правильный ответ»

Программные задания:

а) воздушный пассажирский транспорт (пароход, самолет, поезд);

б) водный грузовой транспорт (баржи, танкеры, самолеты);

в) подземный пассажирский транспорт (поезд, метро, велосипед);

г) наземный пассажирский транспорт (пароход, автобус, самолет).

— Что еще можно отнести к пассажирскому транспорту? (Автобус, троллейбус, метро, такси.)



Просмотров 3739

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!