![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Согласование притяжательных местоимений с существительными
На столах лежат картинки. Дети переворачивают их и называют: Чей это овощ? — Чья капуста? — Моя капуста и т.д. Рассказ логопеда — Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно снимают их с грядки, чтобы не повредить; овощи употребляют в пищу сырыми, вареными, жареными, солеными. Из них Итог занятия Занятие 5. «Овощи» (продолжение) Цели:закрепить знания детей об овощах; учить составлять описательные рассказы; учить правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; образовывать прилагательные от существительных; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом; развивать умение детей логически мыслить, внимание, память. Оборудование:демонстрационный материал — картины «Осенний лес», «Сбор урожая», муляжи и картинки овощей, картинно-графический план; раздаточный материал — эмблемы овощей на каждого ребенка. Ход занятия Организационный момент 2. Дидактическая игра «Осенний лес» Приехали на станцию «Лес», выходите из вагончиков. Посмотрите, какое сейчас время года? (Осень.) Значит, в какой лес мы приехали? (В осенний.) Почему вы думаете, что это осенний лес? (Рассматривают картины.) Листья желтые и красные. Трава желтая, сухая. Небо хмурое, пасмурное, серое, облачное. Птицы улетают на юг. Дует холодный ветер, идет дождь и т.д. 3. Дидактическая игра «Сбор урожая» (по картинкам) — Шли мы по лесу, шли и вышли на большое поле. Что делают люди на поле? (Собирают урожай.) Урожай каких овощей собирают люди осенью? (Свеклы, огурцов, редиски, картофеля и т.д.) Где растут овощи? (В поле, в огороде, на грядке.) Берите корзинки, пойдем собирать урожай на наше поле. (Дети «собирают» овощи.) Посмотрим, какие овощи вы собрали. Что это? (Огурец.) Какой он? (Огурец овальный, зеленый, вкусный.) Что это? (Помидор.) Какой он? (Помидор круглый, красный, вкусный.) Чем они отличаются? (Огурец — овальный, а помидор — круглый. Огурец — зеленый, а помидор — красный.) Чем они похожи? (Огурец — вкусный и помидор — вкусный. Огурец и помидор растут на грядке.) (Рассматривают еще две пары овощей.) Хороший урожай вырос на этом поле. А у меня на грядке выросли загадки. Возьмите каждый по карточке и узнаете, какие овощи растут на этой грядке. (Каждый ребенок находит карточку.) Андрей, ты отгадал, какой овощ растет на этой грядке? (Свекла.) Почему ты так думаешь? (Свекла круглая, бордовая, твердая, сладкая.) Аналогичная работа проводится с каждым ребенком. — Я тоже собрала урожай. Но на моей грядке выросли разные овощи: и большие, и маленькие (показывает картинки). Это большая редиска, а это маленькая ... редисочка. Это большой перец, а это маленький ... перчик. (Аналогично по каждому овощу.) 4. Физкультминутка «Паровозик» (элемент логоритмики) — Вставайте в паровозик - Дети встают друг за другом, «Чух-чух-чух» - двигаются вперед, Мчится поезд во весь дух - двигаются быстрее, Паровоз пыхтит - «пыхтят», «Тороплюсь!» — кричит. Как паровоз кричит? - останавливаются, — «У-У-У-У...» - повторяют хором. (Э. Мошковская) 5. Дидактическая игра «Повар и овощи» — Решила я стать поваром. Не простым поваром, а поваром-волшебником. Превращу вас в овощи сейчас. Раз, два, три, четыре, пять — Дети считают хором, начинаем мы играть. Ручками похлопаем, - хлопают, ножками потопаем - топают, Покрутились, покружились - крутятся, В овощи вы превратились - останавливаются. (Каждому ребенку прикрепляется эмблема овоща.) Что это? (Капуста.) Кем ты будешь? (Капустой.) (Аналогично проговаривая с каждым ребенком.) В каком виде можно есть овощи? (В тушеном, вареном и т.д.) Какие овощи можно варить? (Картофель, свеклу...) Какие овощи можно солить? (Помидоры, огурцы...) Какие овощи можно тушить? (Кабачок, капусту...) Какие овощи можно жарить? (Картофель, капусту...) Какие овощи можно печь? (Картофель...) Решила я сварить суп. Какие овощи я положу в суп? (Входят дети с эмблемами овощей: картофель, лук, морковь, чеснок.) Что-то здесь много картофеля. Какой суп получился? (Картофельный.) А если я добавлю гороха, какой суп получится? (Гороховый.) Решила я щи сварить, какой овощ я добавлю? (Капусту.) А сейчас сварю борщ. Какой овощ надо добавить? (Свеклу.) Много интересного вы рассказали об овощах, превращу я вас в ребят: Раз, два, три, четыре, пять — вижу снова я ребят. Итог занятия — Ребята, пойдемте в группу и посмотрим, что приготовил повар нам из овощей. Материал для закрепления I. Запомнить названия овощей. Уметь составлять описательный рассказ по плану: Что это? Какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь? Какой на вкус? Какие блюда можно приготовить? Уметь находить сходство и различие между овощами. II. Грамматический строй речи и словообразование. 1. Образование существительных единственного и множественного числа в именительных и родительных падежах. Например: помидор — помидоры — помидоров и т.д. 2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Например: огурец — огурчик. 3. Образование прилагательных от существительных. Например: Салат из огурцов. Салат какой? (Огуречный.) Запеканка из моркови. Запеканка какая? (Морковная.) 4. Согласование притяжательных местоимений с существительными. Например: Чья это репа? — Это моя репа. 5. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе. Например: красный помидор, желтая репа. 6. Обозначение признаков предметов. Про что можно сказать: Вкусный? Сочный? Ароматный? Вкусная? Сочная? Ароматная? Вкусные? Сочные? Ароматные? 7. Согласование числительных с существительными. Например: одна морковка, две морковки, три ..., четыре ...и т.д. 8. Согласование прилагательных с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа. Например: красный помидор — красные помидоры — красных помидоров. 9. Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Например: Репа лежит. Репы лежат. Огурец растет. Огурцы растут. Помидор висит. Помидоры висят. Занятие 6. «Фрукты» Цели:закрепить и уточнить знания детей о фруктах; закрепить умение детей составлять описательные рассказы; образовывать прилагательные от существительных, уменьшительно-ласкательные формы существительных, согласовывать числительные с существительными, притяжательные местоимения с существительными; развивать словарь; развивать внимание, мышление, память. Оборудование:демонстрационный материал — муляжи фруктов, картинно-графический план; раздаточный материал — конверты с картинками фруктов разной величины. Ход занятия Организационный момент — Сядет тот, кто стоит между ... , за ... , перед ... , около ... , рядом .... Выставляются муляжи фруктов — Что это? Какой по форме? По цвету? На вкус? Как мы называем все это одним словом? (Фрукты.) Где растут фрукты? На чем? Как называется сад, в котором растут фруктовые деревья? 3. Дидактическая игра «Что изменилось?», «Чего не стало?» 4. Составление рассказов Логопед загадывает загадку: На сучках висят шары. Посинели от жары. — Как вы думаете, что это? (Слива.) Логопед составляет описательный рассказ о сливе. — Это — слива. Она овальной формы. Она фиолетового цвета. Слива вкусная, душистая, сочная. Растет в саду на дереве. Аналогично дети составляют описательные рассказы об остальных фруктах по картинно-графическому плану.
Дети маршируют, образуют круг, «крошат», «рубят», «отжимают», «кладут», приседают, хлопают в ладоши. Физкультминутка Будем мы варить компот Фруктов нужно много. Вот: Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. (Н. Нищева) 6. Дидактическая игра «Какой сок приготовили?» Образование прилагательных от существительных. 7. Дидактическая игра «Назови ласково» (по картинкам) Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. 8. Дидактическая игра «Сосчитай» (по карточкам) Согласование числительных с существительными.
![]() |