![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Образование родительного падежа
Как называется явление природы, когда падает снег? (Снегопад.) А нет чего? Снег. А нет ... (снега). Вьюга. А нет ... Метель. А нет... Сугроб. А нет ... Лед. А нет ... 8. Дидактическая игра «Составь предложение» Снег, белый, выпал, пушистый. Холодная, зима, наступила, снежная. Из, дети, горку, снега, сделали. Дорожки, ребята, от, чистят, снега. Покрылась, широкая, льдом, толстым, речка. Рассказ о зиме Белая и холодная пришла на землю зима, с глубокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Небо покрыто серыми облаками. Часто идет снег. Он белого цвета, непрозрачный, рыхлый, сыпучий. В безветренную погоду снег падает на землю медленно, спокойно и покрывает все вокруг ровным слоем. Но стоит подуть ветру, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы около различных преград. Утонул в снегу лес. Деревья и кустарники стоят голые, только большинство хвойных по-прежнему зеленеют. На деревьях в это время года лежит снег, он надежно защищает растения от холода. Ручьи, реки, озера зимой скованы льдом. Лед бесцветный, прозрачный, хрупкий. Трудно зимой бывает птицам и животным. Но звери холода не боятся. От лютой стужи их спасает пушистая шерсть. Но и зверям и птицам нередко бывает зимой голодно. Поэтому их надо подкармливать. Люди развешивают кормушки, насыпают корм, раскладывают сено, морковь, капусту. С наступлением зимних холодов люди начинают одеваться теплее, чем одевались осенью. И все: люди, животные, птицы — ждут наступления весны, она приходит следом за зимой. Итог занятия О каком времени года говорили на занятии? Назовите первый, второй и третий месяцы зимы. Материал для закрепления 1. Активизировать словарь детей по данной теме. Знать признаки зимы и названия зимних месяцев. Уточнить, после какого времени года наступает зима и какое время года наступает после зимы. Вспомнить с детьми зимние развлечения. Составить рассказ о зиме. 2. Грамматический строй речи и словообразование. 1) Подобрать эпитеты к словам. Снег (какой?) — белый, рассыпчатый, холодный и т.д., лед — ... у день зимой — ... , ночь зимой — ... . 2) О чем можно сказать? Ударили — ... , хрустит — ... , бушует — ... , висят — ... , замерзли - ... , скрипит - ... , метут - ... . О чем можно сказать? Морозный — ... , холодное — ... , снежная — ... , ледяные — ... Изменить слово так, чтобы слово отвечало на вопрос — какой (-ая, -ое, -ие)? Например, мороз — морозный. «Холод» (какое?) — ... «Снег» (какая?) — ... «Лед» (какие?) — ... Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Образование множественного числа существительных родительного падежа со словами: санки, лыжи,.коньки, клюшка, шайба, снежинка. Например: Снег (много чего?) — снега. 6. Закрепить употребление предлогов. Составить предложения с предлогами и записать в тетрадь Занятие 15. «Зимующие птицы» Цели:закрепить и уточнить название зимующих птиц; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, приставочные глаголы; согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов; развивать словарь, внимание. Оборудование:демонстрационный материал — картинки с изображением зимующих птиц; раздаточный материал — семена растений, карточки с разным количеством зимующих птиц, картинки с изображением птиц. Ход занятия Организационный момент — Сядет тот, кто сидит за первым, вторым, ... , шестым столом. Беседа о времени года Как вы думаете, какое сейчас время года? Как вы догадались? Какой день зимой? Какая ночь? Что можно сказать о снеге? Какой бывает лед? Рассказ о птицах а) Логопед загадывает загадку: Спинкою зеленовата, Животиком желтовата. Черненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица.) (Выставляется картинка.) — Синица какая, если у нее желтая грудь? Тонкие лапы? Короткий клюв? б) Логопед загадывает загадку: Каждый год я к вам лечу. Зимовать у вас хочу. Ведь еще красней зимой Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.) (Выставляется картинка.) — С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам. Они зовутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом. Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «теплые края», летом они живут гораздо севернее. Увидеть зимой этих птиц нетрудно: их красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудь серого цвета. Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнезда, выведут и выкормят птенцов. Осенью и в начале зимы снова раздается их низкий звонкий посвист: «жю-жю-жю». в) Логопед загадывает загадку: В серой шубке перовой И в морозы он герой. Скачет, на лету резвится. Не орел, а все же птица. (Воробей.) (Выставляется картинка.) Воробей — маленькая птичка. У него серо-коричневое оперенье, маленький острый клюв, небольшое туловище, короткий хвост, тонкие лапки. Питается хлебными крошками, ягодами, зернами, семечками. Воробей — шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый. Если воробей нахохлится, то завтра жди сильного мороза. Почему синицу, воробья, снегиря называют птицами? Какие это птицы? (Зимующие.) А каких еще зимующих птиц вы знаете? (Голубь, ворона, дятел, сорока, клест, кукушка и т.д.) (Выставляются картинки зимующих птиц.) Что есть общего у всех птиц? (Туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.) Чем они отличаются? (Размером, окраской, опереньем.) У каждой птицы, как у человека, свой характер. Как вы думаете, какой характер у снегиря? (Ленивый, грустный, малоподвижный и т.д.) А какая синица? (Тонкая, юркая, веселая, умная и т.д.) ~ Что можно сказать про воробья? (Драчливый, веселый, удалой, боевой, шустрый и т.д.) — А вы знаете, как эти птицы подают голоса? Воробей — чирикает. Синица и снегирь свистят, когда сыты, а если холодно и голодно, то шипят. Ворона — каркает. Голубь — воркует. Сорока — трещит и т.д. Голодно и холодно зимой птицам. Люди заботятся о них, делают для птиц кормушки. А как вы думаете, чем питаются птицы зимой? Я вам покажу семена, которыми можно подкормить птиц. Это семена от дыни. Какие семена? — Дынные. Их ест синица. Это семена от арбуза. Какие семена? — Арбузные. Их ест снегирь. Это семена от ясеня. Какие семена? — Ясеневые. Их тоже любит снегирь. Семечки подсолнуха, пшено. Как вы думаете, для каких птиц? А еще у нас есть сало, какая птица любит сало? Физкультминутка Птички прыгают, летают, - Дети прыгают, «летают», Птички прыгают, поют, - «поют», Птички крошки собирают - «собирают», Зернышки клюют - «клюют», Перышки почистили - «чистят». Перышки почистили, Клювики почистили, Клювики почистили, Дальше полетели - «Улетают», И на место сели - садятся. (Проводится дыхательная гимнастика.) 5. Дидактическая игра «Сосчитай» (У детей карточка с разным количеством зимующих птиц.) 6. Дидактическая игра «Скажи ласково» (по карточкам) Дидактическая игра «Скажи наоборот» У воробья туловище мелкое, а у вороны — ... (крупное). У вороны клюв большой, а у воробья — ... . У воробья хвост короткий, а у вороны — ... . У воробья лапки тонкие, а у вороны — ... и т.д. 7. Дидактическая игра «Доскажи словечко» Образование приставочных глаголов: Синица с елки ... (улетела). Синица в кормушку ... , вокруг кормушки .... С ветки на ветку .... Синица в дупло ... и т.д. Итог занятия Материал для закрепления I. Уточнить и закрепить названия зимующих птиц. Почему называются «зимующими»? Их строение, внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются. Дать характеристику каждой птице (воробей — шустрый, драчливый, быстрый, ловкий и т.д.)- Составить описательный рассказ о любой зимующей птице. II. Грамматический строй речи и словообразование. 1.Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Например: синица — синицы — синиц и т.д. 2. Образование сложных прилагательных. Например: У сороки белые бока — белобокая сорока. У снегиря красная грудь — ... . У воробья короткие лапы — ... . У вороны длинный клюв — ... . У дятла красная голова — ... . У синицы желтая грудь — ... . 3. Образование приставочных глаголов. Придумать предложения со словами: слетел, улетел, влетел, прилетел, подлетел, отлетел, перелетел. 4. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай». 5. Согласование притяжательных местоимений с существительными. Например: О какой птице можно сказать мой? ... моя? ... мои? 6. Закрепить употребление предлогов: в, на, с, со, из, под, около, за. Составить предложения с этими предлогами. Занятие 16. «Зима. Зимние забавы» Цели:закрепить знания о зиме; уточнить признаки зимы; учить составлять сюжетный рассказ по картине; развивать словарь, память, внимание, мышление. Оборудование:демонстрационный материал — таблица на развитие зрительного внимания, картинно-графический план, нарисованное полотно «Зима» с прорезями; раздаточный материал — конверты с сюжетными картинками на зимнюю тематику. Ход занятия Организационный момент Упражнение на логическое мышление. Посмотрите на картинку-загадку и скажите, какого предмета не хватает?
Беседа о времени года Как вы думаете, о каком времени года мы будем говорить на занятии? Назовите зимние месяцы. Работа по картинно-графическому плану Вывешивается картинно-графический план
Солнце (светит, но не греет, холодное). Небо (серое, голубое, облачное, пасмурное). Облака (белые, серые, большие, маленькие, низкие). Ветер (сильный, холодный, слабый, северный, теплый) Деревья стоят (голые, покрыты инеем). Птицы (улетели в теплые края, остались воробьи, голуби, вороны). Животные (медведь, еж спят; белка, заяц, лиса поменяли шкурки, и т.д.). Люди надели зимнюю одежду, дети катаются на коньках, лыжах. 4. Дидактическая игра «Подбери слова» а) Снег — (белый, пушистый, грязный, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий, липкий...). День — (морозный, снежный, солнечный, короткий, теплый, ветреный...). Ночь — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная...). Лед — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий...). б) О чем можно сказать: Морозный — день, вечер, ветер... Холодная — ... (погода, зима, ночь, сосулька...). Снежное — ... (дерево, облако, озеро...). Ледяные — ... (дороги, сосульки, лужи...). в) Подбор слов-действий. Мороз — трещит, щиплет, кусает...Метель — вьется, бушует, воет, метет... Снег — идет, летит, падает... . Дети — гуляют, катаются, играют, веселятся, смеются... . Физкультминутка Снег, снег, белый снег - Дети машут руками перед собой. Осыпает он нас всех. Дети все на лыжи встали - «встают» на лыжи, И по снегу побежали - «бегут». Сегодня из снежного мокрого кома - Дети идут по кругу, «катят» перед собой воображаемый ком. Мы снежную бабу слепили - Рисуют руками в воздухе три круга. Стоит наша баба у самых ворот. Никто не пройдет, никто - Грозят указательными пальчиками. не пройдет, Знакома она уже всей детворе. - Идут по кругу. А Жучка все лает: «Чужой во дворе». Задания по картинкам У каждого ребенка на столе конверт с сюжетными картинками по зимней тематике. Посмотрите на картинки и составьте предложения. Какое предложение по своей картинке составил Паша? (Оля катается на лыжах.) Инна, а ты расскажи про девочек. (Девочки катаются на лыжах.) Что у тебя на картинке? (Мальчик катает ком.) А про кого можно сказать — «катают»? (Ребята катают ком.) Расскажи про свою картинку. (Мальчик кормит птиц.) — А ты начни предложение со слова «дети». (Дети кормят птиц.) (Выставляется большая картина о зиме.) — Посмотрите, здесь нарисована горка. На чем можно съехать с горки? (На санках.) Картинки со столов прикрепляются к большой картине. А лыжня для кого? (Для лыжников.) Что дети делают на катке? Кого дети подкармливают зимой? А здесь дети будут лепить снеговика. Какая замечательная картина получилась. Составим по ней рассказ. Дети составляют рассказы по картине. Итог занятия Материал для закрепления Знать название времени года, зимние месяцы, признаки зимы, вспомнить с детьми игры зимой. Составить краткий рассказ о характерных признаках зимы и зимних забавах. Занятие 17. «Мебель» Цели:уточнить название мебели, ее составные части; уметь различать кухонную, столовую (гостиную) мебель, мебель для спальни; образовывать существительные родительного падежа, уменьшительно-ласкательную форму существительных, прилагательные от существительных; подбор слов-антонимов; согласовывать прилагательные с существительными; составлять предложения с предлогами, сюжетный рассказ по опорным словам; развивать внимание, память. Оборудование:демонстрационный материал — картинки с изображением мебели и материал, из которого она изготовлена. Ход занятия Организационный момент — Сядет тот, кто назовет лишний предмет: слива — груша — шкаф; воробей — ворона — стол; свитер — пальто — кровать; баклажан — кабачок — полка; трамвай — автобус — тумбочка; тополь — береза — стул; кукла — неваляшка — кресло; тарелка — половник — диван. Беседа о мебели Мы с вами живем в квартирах. Какие комнаты есть в квартире? (Прихожая, гостиная, спальня, кухня, детская.) — Какая мебель стоит у вас в гостиной? (Стенка, гарнитур, стол, стулья, диван (тахта, софа), журнальный столик, кресла, тумбочка, сервант, шкаф, книжные полки.) (Аналогично дети называют мебель, которая стоит в спальне: спальный гарнитур, кровать, пуфик, шкаф для одежды, тумбочка, трюмо, трельяж. Кухонная мебель — кухонный гарнитур, навесные шкафы, тумбовые столы, обеденный стол, табуретка, стулья.) — Мебель — это предметы, изготовленные в основном из дерева или пластмассы. Мебель может быть обтянута кожей, дерматином, тканью. Логопед выставляет картинки: шкаф, стол, стул, кровать, кресло. Уточняются составные части данной мебели. 3. Дидактические игры на внимание «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови?» Дети отвечают на заданные вопросы и берут себе картинку. 4.Дидактические игры «Скажи ласково», «Скажи наоборот» Шкаф — шкафчик, Стул — стульчик и т.д. Старая — новая, тяжелая — легкая, старинная — современная, модная, большая — маленькая, взрослая — детская, мягкая — жесткая, грязная — чистая и т.д. Физкультминутка
![]() |