![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Беседа о мебели по картинкам
Логопед выставляет карточки с изображением мебели и материала, из которого она изготовлена. Шкаф — дерево. Какой шкаф? Стол — стекло. Какой стол? Стул — пластмасса. Какой стул? Кресло — кожа. Какое кресло? Диван — велюр. Какой диван? Мебель для кукол. Какая мебель? Мебель для спальни. Какая мебель? Мебель для кухни. Какая мебель? Мебель для гостиной. Какая мебель? Про какую мебель можно сказать: деревянная (-ый, -ое, -ые)? Составление предложений с предлогами по опорным картинкам 8. Составление рассказа «Как изготовляют мебель» Логопед предлагает детям составить рассказ, используя набор слов: росло дерево, спилили, фабрика, распилили, доски, выпилили, сколотили части, покрыли лаком, просушили, мебельный магазин, продать, купить, доставить. Итог занятия — Какую мебель можно поставить в спальню, гостиную, кухню, детскую? Материал для закрепления I. Уточнить название видов мебели, ее составных частей, назначение. Различать мебель: кухонную, столовую, гостиную, мебель для спальни. Уметь описывать: стол, стул, диван, шкаф. II. Грамматический строй речи и словообразование. Образование существительных единственного и множественного числа именительного и родительного падежей. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Согласование числительных с существительными. 4. Образование прилагательных от существительных. Кровать из дерева — ... .Стол из стекла — ... . Стул из пластмассы — ... . Кресло из велюра — ... . Мебель для кукол — ... и т.д. 5. Согласование прилагательных с существительными. — Про что можно сказать: деревянная, деревянное, деревянный, деревянные? кукольная, кукольный, кукольное, кукольные? 6. Подбор слов-антонимов. Большой стул — ... Высокий стол — ... Широкая кровать — ... Мягкое кресло — ... Тонкая ножка — ... Длинная полка — ... . 7. Правильное употребление предлогов: в, на, за, под, над, между, около. Придумать предложения с этими предлогами и записать в тетрадь. Занятие 18. «Посуда» Цели:уточнить с детьми названия посуды; уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду; уметь называть части посуды и внешние признаки; образовывать существительные родительного падежа, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных; согласовывать числительные с существительными; составлять предложения с предлогами; активизировать словарь по данной теме. Оборудование:демонстрационный материал — посуда и картинки с изображением посуды; раздаточный материал — сюжетные картинки. Ход занятия Организационный момент — Сядет тот, кто назовет несколько предметов (множественное число существительных): чашка, блюдце, тарелка, бокал, стакан, чайник, кружка, селедочница, сковородка, солонка и т.д. Например: чашка — чашки, бокал — бокалы и т.д. Беседа о посуде Как одним словом можно назвать все эти предметы? (Посуда.) Какие предметы посуды вы еще знаете? Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды? (Ложка, вилка, нож.) В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковородка, противень и т.п.) Как называется эта посуда? (Кухонная.) Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай? (Чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник, конфетница и т.п.) Как называется эта посуда? (Чайная.) А как называется посуда, из которой едим (принимаем пищу)? (Столовая.) — Назовите столовую посуду. (Глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница, салатница, солонка, селедочница и т.д.) Выставляются предметы посуды: а) кастрюля с крышкой. — Из каких частей состоит кастрюля? (Стенка, донышко, крышка, ручки.) (Аналогично рассматриваются чайник и стакан.) б) Сравнение предметов посуды: сковородка и кувшин. 3. Игровое упражнение «Подбери слова-действия к предметам» а) Чайник — стоит, наливают, выливают, доливают, моют, сушат, вытирают, чистят. б) Сахарница — кладут, высыпают, берут, насыпают, рассыпают. в) Кастрюля — закрывают, ставят, чистят, наливают и т.д. г) Чашка — пьют, наливают, разливают, выпивают и т.д. Логопед выставляет картинки с изображением посуды. — Назовите предметы посуды, которые сделаны из металла? Значит, они какие? (Металлические.) (Аналогично: из пластмассы, фарфора, стекла, алюминия, дерева, чугуна глины и т.д.) Физкультминутка Вот большой стеклянный чайник, Дети «надувают» живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик. Очень важный, как начальник. Вот фарфоровые чашки, Приседают, одна рука на поясе. Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя руками круг. Только стукни — разобьются. Вот серебряные ложки, Потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой, Вот пластмассовый поднос — делают большой круг. Он посуду нам принес. (И. Нищева) Игра с мячом Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом: чашка — чашечка, ложка — ложечка и т.д. Дидактическая игра «С о с ч и т а й». Составление предложений по сюжетным картинкам с использованием предлогов. Рассказ логопеда Посудой люди пользовались с древних времен. Сначала она была деревянная. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Потом появилась стеклянная, металлическая, фаянсовая, фарфоровая посуда. Появились сервизы. Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадет труд человека, который ее делал. Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из нее приятно было есть. Как надо ухаживать за посудой: сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пищи, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем ее основательно прополаскивают. Ставят в сушку, вытирают и убирают в шкаф. Итог занятия Материал для закрепления Уметь различать и называть кухонную, столовую и чайную посуду. Знать внешние признаки посуды, ее назначение. Составить и записать описательный рассказ о чайнике, кастрюле по плану: название; внешние признаки; из чего сделана; назначение. Грамматический строй речи и словообразование. 1. Образование единственного и множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Например: кофейник — кофейники — кофейников и т.д. 2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Например: миска — мисочка и т.д. 3. Образование прилагательных от существительных. Например: сковорода из чугуна — ... , чашка из фарфора — ... ,солонка из дерева — ... , хлебница из железа — ... , стакан из стекла — ... . 4. Согласование числительных с существительными. Согласование существительных с притяжательными местоимениями моя, мое, моя, мои. Составить предложения с предлогами: в, на, из, со, около, между. Занятие 19. «Одежда» Цели:уточнить названия одежды; закрепить понятия: верхняя, нижняя (белье), праздничная, повседневная, летняя, зимняя, демисезонная одежда; уметь называть отдельные детали одежды; познакомить детей с названиями материалов; уточнить, кто шьет одежду, где и какие инструменты необходимы. Оборудование:демонстрационный материал — детская одежда, виды ткани. Ход занятия Организационный момент Сядет тот, кто назовет вещи, которые надеты на вас. Как можно все это назвать одним словом? (Одежда.)
![]() |