![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Согласование притяжательных местоимений с существительными. На столе лежат картинки. Дети переворачивают их и называют
На столе лежат картинки. Дети переворачивают их и называют. — Это чье яблоко? (Это мое яблоко.) И т.д. Рассказ логопеда — Осенью в садах собирают урожай фруктов. Люди аккуратно снимают плоды с деревьев, чтобы не повредить их. Фрукты полезны: в них много витаминов. Все любят фрукты, потому что они сочные, сладкие, душистые, ароматные. Но едят их не только в сыром виде, а также из них делают соки, джемы, варят компоты, варенье. Итог занятия Занятие 7. «Фрукты» (продолжение) Цели:уточнить знания детей о фруктах; упражнять в составлении описательных рассказов по схеме; согласовывать притяжательные местоимения, прилагательные, числительные с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа; активизировать словарь; развивать внимание, память. Оборудование:демонстрационный материал — изображения и муляжи фруктов, карточки с изображением одинаковых фруктов; раздаточный материал — конверты с картинками фруктов. Ход занятия Организационный момент — Сядет тот, кто назовет фрукты. Отгадывание загадок Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие детки. (Яблоко.) — Как вы думаете, что это? Выставляется картинка и детям предлагается составить описательный рассказ. (Аналогично по всем фруктам.) Я сладкий, рос на юге. Как солнышко в листве. Оранжевый и круглый, Я нравлюсь детворе. (Апельсин.) Листья плотные, да лаковые. Плоды желтые, да лакомые. Ее скорее скушай. Созрела, значит ... (Груша.) Физкультминутка Собери в корзинку фрукты овальной формы, в другую — круглой формы. Согласование притяжательных местоимений с существительными (по картинкам) На столах у детей лежат картинки. Логопед спрашивает: «Чей фрукт?» 5. Согласование прилагательных с существительными — О каком фрукте можно сказать: вкусное ... , душистая ... , ароматный ... , сочные .... Согласование прилагательных с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа (по картинкам) Что это? (Красное яблоко.) А это что? (Красные яблоки.) Нет чего? (Красных яблок.) 7. Дидактическая игра «Сосчитай» (по карточкам) Согласование числительных с существительными. 8. Дидактическая игра «Какой сок приготовим?» Образование прилагательных от существительных. — Как вы думаете, в каком виде можно употреблять в пищу фрукты? (В сыром, вареном, сушеном.) Что можно из них приготовить? (Сок, джем, варенье, повидло, компот.) Итог занятия — О чем мы сегодня говорили на занятии? Материал для закрепления I. Уточнить названия фруктов. Учить составлять описательный рассказ по плану: Что это? Какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь? Какой на вкус? Какие блюда можно приготовить? Например: Это яблоко. Оно круглой формы. Красного цвета, гладкое, твердое, сладкое, сочное, румяное, аппетитное, душистое и т.д. Уметь находить сходство и различие между фруктами. II. Грамматический строй речи и словообразование. 1. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах. Например: яблоко — яблоки — яблок и т.д. 2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Например: лимон — лимончик и т.д. 3. Образование прилагательных от существительных. Например: — Сок из груши. Сок какой? (Грушевый.) — Варенье из яблок. Варенье какое? (Яблочное.) — Салат из фруктов. Салат какой? (Фруктовый.) 4. Согласование притяжательных местоимений с существительными. Например: Это чей мандарин? — Это мой мандарин. И т.д. 5. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Про что можно сказать? — Вкусный? Сочный? Ароматный? —Вкусная? Сочная? Ароматная? — Вкусное? Сочное? Ароматное? —Вкусные? Сочные? Ароматные? 6. Согласование числительных с существительными. Например: одна груша, две груши, три ... , четыре ... , пять груш и т.д. 7. Согласование существительных с глаголом единственного и множественного числа. Например: Вишня висит. Вишни висят. Груша лежит. Груши лежат. Яблоко растет. Яблоки растут. Мандарин упал. Мандарины упали. Я съел апельсин. Мы съели апельсины. Занятие 8. «Деревья» (экскурсия) Цели:закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам; образовывать прилагательные от существительных; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; подбирать слова-антонимы; закрепить употребление предлогов; развивать словарь по данной теме. Оборудование:демонстрационный материал — картинки с изображением листьев разных деревьев. Ход занятия Чтение стихотворения Его весной и летом Мы видели одетым. А осенью с бедняжки Упали все рубашки. (Дерево.) Беседа о деревьях Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою. Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.) Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.) Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах и т.д.) — Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.) Логопед рассказывает о каждом дереве. БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы. СОСНА — ствол толстый, стройный, коричневый, вместо веток иголки. РЯБИНА — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды. ТОПОЛЬ — ствол высокий, серого цвета, лист овальной формы, почки липкие. ДУБ — могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди. ИВА — ствол темно-зеленого цвета, листья зеленые, осенью желтеют, по форме листья ивы продолговатые. КЛЕН — ствол у клена темно-серый, лист имеет форму звездочки. ОСИНА — ствол у осины серый, листья по форме круглые. Ствол у ели, сосны, лиственницы — коричневого цвета. У елки ствол зеленого цвета. Все хвойные деревья имеют маленькие овальные шишечки. У ели и сосны шишки крупные, а у лиственницы — маленькие. Физкультминутка Мы вокруг березы Весело пойдем, - Дети становятся в круг и идут, Руки вверх поднимем, - поднимают, Покружимся слегка - кружатся, И подбросим листья Вверх под облака - делают движения подбрасывания. Подбор слов-действий Деревья — качаются, стоят, шумят, растут. Листья — осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят. Подбор слов-значений Логопед показывает картинки с изображением листьев разных деревьев и предлагает детям найти такой же. Лист клена. Лист какой? — Кленовый. Лист березы ... Лист липы ... Лист тополя ... Как называется явление в природе, когда падают листья? (Листопад.) 6. Дидактическая игра «Скажи ласково» 7. Игра «Прятки» По заданию логопеда часть детей прячется за деревьями, другая — по инструкции логопеда ищет. («Найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким, у длинного корня, У короткого корня и т.д.») Одновременно отрабатываются предлоги: за, около, перед, рядом, под, из-за, между, на. Итог занятия Дети составляют букеты из осенних листьев. Материал для закрепления I. Уточнить названия деревьев. Знать, что деревья бывают лиственные и хвойные. Уточнить их строение (корень, ствол, ветки, почки, листья, крона). Уметь находить сходство и различия между II. Грамматический строй речи и словообразование. 1. Образование существительных множественного числа родительного и именительного падежей. Например: лист — листья — листьев, береза — ... , дерево — ..., тополь — ... , ветка — ... и т.д. 2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Например: лист — листочек, береза — ... , ветка — ... , дуб — ..., дерево — ... и т.д. 3. Образование прилагательных от существительных. Например: лист с клена — кленовый лист, лист с осины — ... ,лист с дуба — ... , лист с липы — ... , лист с рябины — ... и т.д. 4. Образование слов-антонимов. Например: ствол высокий — низкий, корень длинный — короткий, ветка толстая — тонкая, дерево большое — маленькое и т.д. 5. Согласование числительных с существительными. Например: один лист, два листа, три ... , четыре ... , пять листьев. Одна ветка и т.д. Одно дерево и т.д. Один корень и т.д. Одна почка и т.д. Занятие 9. «Грибы» Цели:уточнить знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы; знать внешние признаки; учить составлять описательные рассказы; согласовывать числительные с существительными; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов-антонимов; закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме. Оборудование:демонстрационный материал — картинки по данной теме; раздаточный материал — предметные картинки в конвертах на каждого ребенка. Ход занятия Чтение стихотворения «Чух-чух-чух», Мчится поезд во весь дух. Паровоз пыхтит, — «Тороплюсь», — гудит: «У-У-У-» 2. Дидактическая игра «Сбор грибов» Дети «приезжают» в лес. Какое сейчас время года? (Осень.) Лес какой? (Смешанный, хвойный, тихий, золотой и т.д.) День какой? (Солнечный, пасмурный, дождливый, теплый, светлый и т.д.) У детей в руках корзинки. Дети собирают грибы. В процессе сбора уточняются названия грибов, внешние признаки, строение и понятия «съедобные» и «несъедобные». БЕЛЫЙ ГРИБ — шляпка коричневая, круглая, ножка толстая. В глухом бору стоять привык На толстой крепкой ножке я. Найти попробуйте меня. ПОДБЕРЕЗОВИК — растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета. Подберезовик хорош. На опавший лист похож. ПОДОСИНОВИК — с красной шляпой, ножка высокая. В красной шляпке, словно гном, Я под осиной выбрал дом. ЛИСИЧКИ — желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая. Лисички рассыпались Желтою стайкой, Как будто погнались За солнечным зайкой. ОПЯТА — грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями». Опята букетом Стоят на пеньке. Найдется им место В твоем кузовке. СЫРОЕЖКИ — шляпки могут быть красного, желтого, зеленого и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие. В шляпках модных, симпатичных, Яркий праздничный наряд... Сыроежками нас кличут, Но сырыми не едят. МУХОМОР — самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку. Возле леса на опушке, украшая темный бор, Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор. Шляпка красная, в горошек, Воротник на тонкой ножке. Этот гриб красив на вид, Но опасен, ядовит. БЛЕДНАЯ ПОГАНКА — смертельно ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет. Есть воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная. Я не привыкла нравиться, Кто съест меня — отравится. Физкультминутка По дорожке шли, - Маршируют, Боровик нашли - наклонились, Боровик боровой - показали, В мох укрылся с головой, - руки над головой в «замке», Мы его пройти могли — ходьба по кругу. Хорошо, что тихо шли. (А. Прокофьев)
![]() |