![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Грамматический строй и словообразование
а) Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сколько грибов собрали?» б) Закрепление правильного употребления предлогов. (Как называется этот гриб? Где он растет? Под каким деревом? Срежем откуда? Положим куда? и т.д.) в) Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов. (В лесу растут большие грибы и маленькие. Большой мухомор и маленький мухоморчик и т.д.) г) Подбор слов-антонимов: У белого гриба ножка толстая, а у подберезовика — тонкая. У подосиновика шляпка гладкая, а у мухомора — шероховатая. У лисички шляпка вогнутая, а у опят — выгнутая. Гриб высокий, а рядом — низкий и т.д. д) Согласование существительных множественного числа родительного падежа. — Мы собрали много ... ? (Подосиновиков, опят, сыроежек и т.д.) Составление описательных рассказов Что это? Где растет? Под каким деревом? Строение. Цвет, форма. Величина. В каком виде употребляем? Итог занятия Материал для закрепления I. Уточнить названия грибов, их строение (грибница, ножка, шляпка). Уметь различать съедобные и несъедобные грибы. Подобрать эпитеты к слову грибы. Составить описательные рассказы. II. Грамматический строй речи и словообразование. 1. Образование существительных множественного числа родительного падежа. Например: лисичка — лисички — лисичек и т.д. 2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Например: гриб — грибочек и т.д. 3. Дидактическая игра «Чей?» Согласование притяжательных местоимений с существительными. 4. Подбор слов-антонимов. Например: большой гриб — маленький гриб, высокая ножка — ... , толстая ножка — ... и т.д. 5. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай». 6. Употребление предлогов: в, на, из, под, из-под, около, между, рядом. Придумать предложения с предлогами по данной теме. Занятие 10. «Перелетные птицы» Цели:познакомить детей с перелетными птицами; уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сложные прилагательные, приставочные глаголы; согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов; учить составлять сюжетный рассказ. Оборудование:демонстрационный материал — картинки с изображением птиц, нарисованное полотно с прорезями, картинно-графический план по теме «Птицы»; раздаточный материал — карточки с изображением птиц. Ход занятия Организационный момент — Какое сейчас время года? (Осень.) Назовите осенние месяцы, признаки осени. — Куда улетают осенью птицы (В теплые края.) Почему? — Как называются эти птицы? (Перелетные.) Почему они так называются? Назовите перелетных птиц. — Назовите перелетных водоплавающих. Почему они называются «водоплавающие»? Что есть у птиц? (Туловище, голова, шея, крылья, перья, грудь, лапы, хвост, клюв.) Чем покрыто тело птиц? (Перьями, пухом.) Для чего нужны перья? (Чтобы птицы не мерзли и не поранили тело.) Рассказ логопеда Логопед по очереди выставляет картинки с изображением перелетных птиц, обговаривая каждую из птиц по следующему плану: Как называется птица? Какая птица по размеру? Какие перья? Какой хвост идолов? Чем питается? ЛАСТОЧКА — по величине меньше воробья, окраска перьев темная, грудка белая, крылья широкие. Хвост раздвоенный. У ласточки слабый клюв, широкий рот. Голос негромкий. Большую часть времени ласточка проводит в воздухе, в погоне за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых. СКВОРЕЦ — голова, шея, крылья, хвост черные с фиолетовым отливом. Клюв у скворца мощный. На голове черный хохолок. Питается жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми. ГРАЧ — птица крупных размеров, с большими сильными ногами и несколько изогнутым книзу клювом. Черное оперенье. Питается животной и растительной пищей. Истребляет вредных насекомых. ЧИЖ — одна из маленьких перелетных птиц. У чижа зеленовато-желтое оперенье. На голове черная шапочка. Хвост и клюв короткие. Питается семенами березы и ольхи и различными насекомыми. АИСТ — одна из крупных перелетных птиц. Перья белого цвета. Крылья с черными полосками. Клюв — длинный, острый, крепкий. Крылья широкие, длинные, большого размаха. Хвост короткий. Лапы длинные, тонкие, мощные. Питается лягушками, рыбой, насекомыми и растительной пищей. ЛЕБЕДЬ — гордая, грациозная, красивая птица средних размеров. Лебедь может быть черного и белого цвета. У лебедя длинная изогнутая шея. Клюв плоский и сильный. На красных лапах перепонки. Живет лебедь на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями и мелкими рачками. Физкультминутка Птички прыгают, летают - Дети прыгают, Крошки птички собирают - «клюют», Перышки почистили - изображают, Клювики почистили. Птички летают, поют, - машут руками, Зернышки клюют - наклоняются. 4. Игра «Сосчитай» — Дети, к вам прилетели перелетные птицы (картинки лежат на столах), сосчитайте, сколько их? (Два чижа, пять ласточек и т.д.) 5. Игра «Кто где живет» (по картинке) Выставляется картинка, логопед предлагает детям посмотреть на картинку, а затем расположить птиц по словесной инструкции на ней (на болото, за куст, в скворечник, около воды, под деревом и т.д.). Во время выполнения этого задания логопед отрабатывает с детьми образование сложных прилагательных (короткохвостая утка, остроклювый грач, краснолапый гусь, длиннолапая цапля, чернокрылый грач, тонкошеий аист и т.д.). Составление предложений Логопед предлагает детям составить предложения по картинке, используя следующие слова: слетела, подлетела, улетела, влетела, залетела, облетела и т.д. Составление рассказа по плану Итог занятия Материал для закрепления I. Уточнить названия перелетных птиц (грач, скворец, утка, лебедь, гусь, журавль, аист, цапля, чиж, соловей, зарянка, горихвостка). Знать строение птиц, внешние признаки. Закрепить понятия «перелетные», «водоплавающие». Составить рассказ о птице. II. Грамматический строй речи и словообразование. 1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей. Например: грач — грачи — грачей и т.д. 2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Например: чиж — чижик и т.д. 3. Образование сложных прилагательных. Например: короткий хвост — короткохвостая утка; острый клюв — ... ,черное крыло — ... , красные лапы — ... , тонкие лапы — ... , длинные лапы — ... и т.д. 4. Образование приставочных глаголов. Например: Птичка с веточки (что сделала?) слетела. Птичка к дереву (что сделала?) подлетела. Птичка с ветки на ветку (что сделала?) перелетела. И т.д. Приставочные глаголы: прилетела, улетела, влетела, залетела, вылетела, облетела и т.д. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитаи». Подбор слов-антонимов. Например: короткий хвост — длинный хвост, длинные лапы — ... , тонкая шея — ... , черное крыло — ... , острый клюв — и т.д. 7. Правильное употребление предлогов: в, на, с, из, под, из-под, из-за, над. Занятие 11. «Осень» Цели:обобщить и систематизировать знания детей об осени (дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают; исчезают насекомые, улетают перелетные птицы; животные готовятся к зиме, люди собирают урожай овощей и фруктов); упражняться в составлении рассказов по картинно-графическому плану; активизировать словарь по данной теме; развивать внимание, память, мышление. Оборудование:демонстрационный материал — картинно-графический план. Ход занятия Организационный момент Логопед читает стихотворение: Листья с деревьев в лесу осыпаются. Дождик уныло по крышам стучит. Светлое небо с землею прощается. Хмурая осень в окошко глядит. Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении? Назовите осенние месяцы (Сентябрь, октябрь, ноябрь.) Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя, золотая.) Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая.) Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя.) Работа по плану Вывешивается картинно-графический план
Что вы можете сказать про солнце осенью? (Греет плохо, соленных дней стало меньше.) А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное.) Что происходит осенью с деревьями? (Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые.) Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад.) Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются.) С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает.) Что делают птицы осенью? (Улетают в теплые края.) Почему? Как называют этих птиц? (Перелетные.) Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев.) Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму (медведь, еж, барсук), другие меняют шкурку (заяц, белка, лиса), третьи (белка, еж) делают запасы на зиму.) Осенью на полях, в садах и огородах идет уборка урожая. Люди собирают урожай овощей и фруктов. Для чего люди собирают урожай? (Делают запасы на зиму.) Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.) Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.) Физкультминутка Листья осенние тихо кружатся, - Кружатся на пальчиках руки в стороны, Листья нам под ноги тихо ложатся - приседают, И под ногами шуршат, шелестят, - движения руками вправо-влево, Будто опять закружиться хотят - поднимаются, кружатся. Составление рассказа по картинно-графическому плану 5. Чтение рассказа «Осень» Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди — долгие, моросящие. Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог. Итог занятия Материал для закрепления I. Уточнить время года, осенние месяцы, характерные признаки осени. Чем отличается осень от лета? Составить рассказ об осени по плану: солнце, небо, деревья, животные, птицы, люди. II. Грамматический строй речи и словообразование. 1. Согласование прилагательных с существительными. Подобрать эпитеты к словам: солнце, небо, погода, деревья, трава. 2. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей. Например: дерево — деревья — деревьев, лист — листья — листьев, трава — травы — трав и т.д. 3. Подобрать антонимы к словам: тепло — холодно, пасмурный день — солнечный день, длинный — короткий, сухой — мокрый и т.д. 4. Составить предложения с предлогами: в, на, около, под, с, из-за, из-под. Занятие 12. «Домашние птицы» Цели:уточнить названия домашних птиц; знать внешние признаки, повадки, чем питаются, как голос подают, какую пользу приносят; подобрать слова-действия и слова-признаки; образовывать притяжательные прилагательные, существительные множественного числа, уменьшительно-ласкательную форму существительных; работа над предложением; упражнять в составлении описательных рассказов; развивать внимание и память. Оборудование:демонстрационный материал — картинки с изображением домашних птиц; раздаточный материал — карточки с изображением домашних птиц. Ход занятия Организационный момент Отгадайте загадки: Съем червя, попью водицы. Хлебных крошек поищу, А потом снесу яичко — Ребятишек покормлю. (Курица.) Звонко время отмечает, Утром солнышко встречает. Вот последний луч потух. «Спать пора!» — поет... (Петух.) По лужку он важно ходит, Из воды сухим выходит. Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. (Гусь.) Явился в желтой шубке: Прощайте вы, скорлупки. (Цыпленок.) Пестрая крякуша Ловит лягушек. Ходит вразвалочку-спотыкалочку. (Утка.) Тело перьями покрыто. Борода висит сердито. Хвост почти как у павлина, Когти остры, ноги длинны. — Разгоню я всех вокруг. А зовут меня... (Индюк.) Удивительный ребенок: Только вышел из пеленок, Может плавать и нырять, Как его родная мать. (Утенок.) Работа с картинками Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? Как можно назвать их одним словом? Как вы думаете, что есть только у птиц? Какие это птицы? (Домашние.) Почему? Логопед выставляет картинки с изображением курицы. Кто здесь изображен? Назовите тех, кто изображен рядом. Кто как голос подает? — Что есть у курицы? (Голова, шея, туловище, хвост, крылья, лапы, клюв...) —Где она живет? — Чем питается? — Какую пользу приносит? 3. Дидактическое упражнение «Скажи по-другому» Яйцо курицы — куриное яйцо, пух курицы — ... , мясо курицы — ... лапы курицы — ... , дом курицы — курятник. 4. Игровое упражнение «Подбери слова-действия» Курица — квохчет, кудахчет, ходит, клюет, смотрит, оберегает. Логопед выставляет картинку с изображением индюка. (Рассматривается аналогично.) 5. Игровые упражнения «Подбери слова» а) слова-действия: индюк — кричал, шипел, надувался, индюшка — кусалась, щипала, расхаживала, индюшата — разбежались; б) слова-признаки: индюк — злой, сердитый, грустный, медлительный, индюшка — заботливая, равнодушная, грустная, быстрая, индюшата — веселые, игривые, быстрые, пушистые. У детей на столах карточки с изображением домашних птиц. 6. Дидактическая игра «Сосчитай» 7. Игровое упражнение «Составь предложение» Придумай, какой характер у твоей птицы. Физкультминутка Дидактическая игра «Один — много», «Скажи ласково» (с мячом). Составление описательных рассказов по плану Кто это? (Назвать внешние признаки.) Чем питается? Как голос подает? Где живет? Какую пользу приносит? Итог занятия Материал для закрепления I. Уточнить с детьми названия домашних птиц и их детенышей, внешние признаки, повадки, чем питаются, где живут, почему называются домашними. Какую пользу приносят? 11. Грамматический строй речи и словообразование. 1. Согласование прилагательных с существительными. Например: О ком можно сказать маленький? маленькая? толстый? толстая? и т.д. 2. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай». 3. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей. Например: утка — утки — уток и т.д. Образование притяжательных прилагательных. Например: Клюв утки. — Чей клюв? — Утиный и т.д. Образование сравнительной степени прилагательных. Например: Хвост петуха красивее, чем у курицы и т.д. Образование сложных прилагательных. Например: У петуха перья коричневые и белые. — Коричнево-белые перья и т.д. Занятия зимой. Тематический план
Цели:закрепить и уточнить знания детей о домашних животных; знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят; знать названия детенышей и семью; образовывать существительные множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательные прилагательные, существительные с помощью суффикса -ищ; подобрать слова-антонимы; согласовывать числительные с существительными; развивать словарь. Оборудование:демонстрационный материал — картинки с изображением домашних животных; раздаточный материал — картинки с изображением домашних животных. Ход занятия Организационный момент - Сядет тот,кто стоит за... , перед... , между... , около... и т.д. Отгадывание загадок Отворилась тихо дверь. И вошел усатый зверь, Сел у печки, хмурясь сладко, И умылся серой лапкой. Берегись, мышиный род, — На охоту вышел... (Кот.) (Выставляется картинка.) Какая кошка по размеру? (Небольшая.) Чем покрыто тело кошки? Какая шерсть? Есть ли хвост? Какой? Сколько лап? Как ходит кошка? (Бесшумно, медленно.) Какая мордочка? (Круглая, маленькая.) Что на мордочке у кошки? (Усы — длинные, черные, белые.) Как кошка голос подает? Чем питается, где живет? — Какую пользу приносит человеку? Логопед загадывает загадку: Все следы находит точно. Охраняет склады ночью. Уши чуткие и нос — Это друг наш, верный ... (Пес.) (Выставляется картинка.) (Логопед проводит беседу аналогично, как о кошке.)
![]() |