![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
При формировании лексико-грамматического строя речи
Метод моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков. Также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья. Подбери действия Дети учатся подбирать слова, обозначающие действия, к предмету. По три шага прошагать — По три действия назвать: Как с игрушками играть?
Веселый мяч Дети учатся употреблять в речи предлоги «на», «под», правильно строить предложение и соотносить предлоги со схемой. Дошкольникам предлагается разложить маленькие слова (предлоги), встречающиеся в стихотворении, по картинкам. Вот играет Буратино В мячик весело с Мальвиной. Ты, дружок, реши задачу: Кто куда закинул мячик?
Распредели по секторам Дети учатся обобщать предметы и соотносить их с символами. Дошкольникам предлагается распределить все предметы из круга по секторам, сверяясь с символами-знаками.
Поезд Дети учатся располагать слова в предложении по порядку, согласовывать их. Дошкольникам предлагается прочитать предложения и расставить вагоны по порядку.
При подготовке к обучению грамоте Здесь метод наглядного моделирования позволит решить следующие задачи: — познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью; — научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные; — сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели, научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме; — отработать навык послогового чтения.
Рассели картинки в дом Дети учатся выделять первый, последний звуки в слове и соотносить их со схемой. Дошкольникам предлагается назвать, что изображено на картинках и определить, где «живет» заданный звук в слове, а также в какой дом «поселить» картинку.
Спичка – ватка Дети учатся различать твердые и мягкие согласные звуки и соотносить картинки с символами (спичкой — ваткой) на перфокарте. Дошкольникам предлагается назвать картинки и сказать, какие из них начинаются со «старшего братца» (твердого звука). Их соединяют со спичкой. Те, которые начинаются с «младшего братца» (мягкого звука), соединяют с ваткой.
Куда перелетела бабочка? Дети учатся определять и отмечать позицию заданного звука на карточке-схеме с помощью бабочки. Дошкольникам предлагается карточка, разделенная на три части, и бабочка на магните. Воспитатель называет слова, а дети должны догадаться, в какой из квадратов перелетит бабочка: если звук в начале слова — в первый квадрат (со звездочкой), если в середине — во второй, если в конце — в третий.
Чьи следы? Дети учатся составлять звуковые модели слова, соотносить слово с моделью, подбирать слова к заданной модели. Дошкольникам предлагаются карточки-схемы со следами различных животных. Нужно догадаться, кому они принадлежат.
При обучении связной речи В данном случае моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания: — пересказ; — составление рассказов по картине и серии картин; — описательный рассказ; — творческий рассказ. На этом этапе метод наглядного моделирования способствует: — усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного — овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет; — формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями; — обучению составлять рассказы-описания по пейзажной картине.
Загадки-описания
Дети учатся по признакам, описанным с помощью знаков, определять объект. Дошкольникам предлагается рассмотреть зашифрованные письма и догадаться, какое животное там спрятано.
Форма — овальная Величина — большая Цвет — рыжий Мех — пушистый Живет — в норе
О дарах осени Дошкольникам предлагается с помощью картинок составить рассказ «О дарах осени». Сначала определяется схема роста овощей, фруктов от семечка до плода. План рассказа: — семечко; — способы ухода; — всходы; — плоды.
Доскажи сказку
Дошкольникам предлагается вспомнить персонажей сказок «Репка» и «Теремок»; что происходило до и после события, нарисованного художником. В левой колонке нужно написать имена персонажей предшествующего эпизода, а в правой — последующего. Затем требуется рассказать о событиях, следуя тексту сказки; попробовать рассказать о них же в обратном порядке: справа налево. Объяснить, что в результате получилось и можно ли так рассказывать эти сказки.
Волшебные картинки
Дети учатся осмысленно запоминать не только отдельные предметы, но и целые тексты. Дошкольникам предлагается при прочтении сказки или рассказа разложить картинки-символы и, пользуясь записью, пересказать услышанное.
![]() |