Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



I период обучения (подготовительный)



На этом этапе должно быть уделено внимание:

— формированию фонемного анализа слов и общей ориентации

в фонемной системе языка;

— освоению системы гласных фонем и формированию ориентации на гласные фонемы;

— освоению системы согласных фонем.

В сентябре мы играем с неречевыми звуками и обучаем детей фонетической ритмике по системе А.Я. Мухиной, что очень важно для развития тонкой моторики, речевого дыхания, артикуляционных движений. В занятиях активно участвуют братцы-гласные, придуманные Бугрименко и Цукерман.

Усвоив правильное произношение гласных и незаметно для себя запомнив их графические изображения, дети начинают знакомиться с артикуляцией отдельных согласных звуков. Здесь используются такие игры, как «Машины» (для выделения звука [в]), «Комары» (звук [з]) и т.п. Постепенно выполняя задания Доктора Звукова, дети обучаются интонационно выделять в коротких простых словах поочередно с первого по четвертый звук.

Во время индивидуальных занятий, выполняя упражнения для артикуляционного аппарата и усваивая произношение отдельных согласных звуков, дети ощущают, что здесь взаимодействуют губы, зубы, язык. Они быстро начинают видеть и слышать разницу между гласными и согласными, опираясь прежде всего на языковое чутье и интуицию. Именно тогда, создав подходящую игровую ситуацию, легко ввести и закрепить термины: «гласные», «согласные».

На первом занятии мы приглашаем детей в наш Дом звуков. Их портреты (буквы) дети находят в специальных домиках разного цвета. Мы рассказываем детям сказку о звуках и стараемся ответить в доступной и интересной форме на все вопросы. Здесь нам помогают карта города Звукоречье, братцы-гласные, Том и Тим.

Братцы-гласные сразу начинают учить детей слышать и выделять их звуки в слогах и словах. Игры «Построй братцев по порядку»; «Поймай и выпусти звуки»; «Позови звуки домой» и др. обучают слышать и соблюдать порядок в построении звуков. Дети с восторгом читают за братцами-гласными свои первые слова: «ау», «уа», «иа» и даже придумывают с ними сказки, которые мы под их диктовку записываем в специальную тетрадь.

Понять, что пары гласных звуков ставятся после согласных, различающихся по твердости-мягкости, помогают прогулки по улице Гласной на карте города Звукоречье, где йотированные гласные звуки живут напротив основных гласных звуков, а на балкончиках их домиков обитает звук [й]. Приходят на подмогу и Том с Тимом, которые приносят на занятие согласные буквы, раскрашенные с одной стороны в синий цвет, а с другой — в зеленый. Кроме того, они раздают детям синие и зеленые фишки для их индивидуальных звуковых домиков, пока с пустыми окошками.

Том и Тим незаметно вовлекают детей в свой вечный спор: «Чей это звук?»; «Чье это слово?» Детям нравится мирить спорщиков, изменяя звучание звуков, слогов и слов.

Продолжают спорить и братцы-гласные: «Кто главный?»; «Кто громче кричит (в данном слове)?»; «Чей это гость?» и т.д.

«Ударяя голосом» поочередно все гласные звуки в слове, дети находят его правильное звучание и соответственно выделяют ударный (главный) звук.

На каждом занятии кто-то из братцев-гласных или Том с Тимом приносят и раздают детям фишки красного, синего, зеленого цвета, в зависимости от качественной характеристики изучаемого звука. Букву того же цвета дети сами ставят в нужное окошко нашего звукового домика, еще раз уточняя качественные признаки звука.

С помощью фишек трех цветов дети учатся строить звуковые домики для своих первых слов: «ау», «иа», «уа»; «oп», «aп», «па», «пи», «ты», «та», «то», «те», «ку-ку», «ко-ко», «ха-ха», «хи-хи», имена братцев-гласных — «Ах», «Ох», «Ух», «Эх», «Ых», «Их» и т.д. Эти слова стараются сразу как-то обыграть с гостями-игрушками, наполняя их смыслом, вставляют в свои сказки, используя их звуковые и буквенные модели.

Те же слова «строят», играя в «Живые звуки (буквы)».

Дети берут на себя роль одного из звуков и поэтому лучше запоминают последовательность звуков в слове, а также слогообразующую функцию гласных звуков. Здесь особенно помогает вариант игры: «Звуки, стройтесь в слоги». Постепенно у детей формируется ориентация на гласные фонемы.

Вскоре дети понимают, что, добавляя к маленькому слову из двух звуков еще один или соединяя два таких коротких слова, можно получить новые слова: «ко+т», «та+к», «то+п», «пи+к»; «па+па», «ма+ма», «му+ка» и т.д. Слова не только строятся, но и перестраиваются: «топ — пот», «кот — ток — кто». Дети постепенно учатся трансформировать слова, каждый раз искренне удивляясь, когда из одних и тех же звуков получается что-то новое.

Особенно нравится детям строить «звуковые домики» для слов не из фишек, а из кубиков трех цветов. Если в каждом кубике сделать окошки для букв, играть со звуками станет еще интереснее.

 

Помогают нам и звуковые домики с тремя окошками и шторками трех цветов на каждом окне. С ними можно играть бесконечно, придумывая все новые варианты: «Позови звуки домой; открой окошко нужного цвета первому звуку»; «Открой окошки для своего гостя (слова)»; «Открой окошки в своем домике так, чтобы мы догадались, кого ты пригласил в гости»; «Покажи, в каком окошке живет звук» и т.д.

II период обучения

На этом этапе уделяется внимание:

— трансформации слова путем замены одной из фонем;

— формированию основного механизма чтения: упреждающей ориентации на гласную фонему и букву;

— качественной характеристике звуков.

На индивидуальных занятиях, закрепляя правильную артикуляцию звуков, необходимо уточнять их качественные признаки.

Так как большинство детей учились произносить и дифференцировать звуки: [л—ль], [й], [с], [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], мы включаем их в свои игры и заселяем в наш Дом звуков, поместив в нужном окошке их «портреты» (буквы). Из-за данных звуков возобновляется спор у Тома и Тима: «У кого больше звуков?» Оказывается, что звуки [ш], [ж], [ц] дружат только с Томом. Зато звуки [ч], [щ], [й] с Томом дружить не хотят и строят слова только с Тимом.

 

Остальные согласные могут прочитать и Том и Тим, но у каждого из них они звучат по-разному. Вставляя в звуковые схемы слов такие согласные (с одной стороны они раскрашены в синий цвет, а с другой — в зеленый), мы уточняем, какая гласная стоит после данной согласной в слове. Требуется интересно и доходчиво объяснить детям, что одна и та же гласная фонема в словах Тома и Тима будет обозначаться разными гласными буквами. Для этого мы много раз «проходим» по улице Гласной на карте города Звукоречье и обнаруживаем, что в домиках, на которых висят таблички «я», «ё», «е», «ю», живет и звук [й] (его портрет видно на балкончиках), а так как это любимый звук Тима, то буквы «я», «ё», «е», «ю» стоят в словах Тима после мягкого согласного звука.

При обозначении звуков соответствующими буквами мы стараемся соблюдать правила, введенные Элькониным: знакомим детей с буквами как знаками (портретами) фонем, не допуская смешения букв и фонем; уделяем постоянное внимание формированию опережающей ориентации на гласные буквы и фонемы.

В окошках наших звуковых домиков (звуковых схем) все больше окошек заполняется портретами звуков, — все больше фишек мы заменяем буквами того же цвета. В домиках появляется четвертое окошко, а затем пятое, шестое... Этому способствует игра «Какие слова смогут жить в этом звуковом домике?» Часто дети сами предлагают добавить окошки для звуков, которые не поместились в готовую звуковую схему. Остается только уточнить цвет нового окошка и соответственно качественную характеристику звука.

На очередном занятии Том и Тим раздают детям «колокольчики» из желтого картона и учат различать их звуки по участию голоса, фиксируя для этого ладонь на гортани. Здесь снова помогает карта города Звукоречье. Оказывается, что на улице Согласной многие звуки живут парами в двухэтажных домиках, и у одного из них висит над окошком колокольчик.

Для закрепления качественной характеристики звуков детям нужно рисовать и раскрашивать их портреты в нужный цвет. После введения терминов: «глухой», «звонкий» мы просим рисовать и обводить звонкие согласные звуки толстой линией, а глухие — тонкой. Затем дети вырезают готовые буквы и составляют из них знакомые слова. А в конце занятия раскладывают самодельные буквы в разные коробочки (синюю, зеленую, сине-зеленую — со звоночком; синюю, зеленую, сине-зелёную — без звоночка), объясняя свои действия.

С самодельными буквами дети продолжают играть и вне занятий: «Найди место в звуковом домике для своей буквы»; «Перестрой буквы по-другому и прочитай: что получилось?»; «Какой буквы не хватает?»; «Разложи буквы на картинки (игрушки, предметы), в названиях которых они есть» и т.д.

Постепенно мы переходим к раскрашиванию целых слов, написанных на карточках печатными буквами простым карандашом. Иногда там было по два слова: «лук — люк», «мыл — мил», «ток — тёк» и т.д. Дети раскрашивают

каждую букву в нужный цвет, объясняя свои действия.

Вне занятий воспитатели предлагают детям игры на трансформацию слов путем замены одной из фонем: «Замени звук ... звуком ... Какое новое слово получится?»; «Произнеси первый (последний) звук мягко (твердо)»; «Поменяй звуки (слоги) местами»; «Прочитай слово задом наперед» и т.д. Речевой материал мы брали из книги И. Лопухиной «550 занимательных упражнений для развития речи».

Ill период обучения

На этом этапе уделяется внимание:

— переходу от развернутого фонемного анализа к сокращенному умственному действию;

— преобразованию буквенной модели слова в другую буквенную

модель.

В сюжетно-ролевой игре «Магазин» дети вначале раскладывают «товары» («продукты», школьные принадлежности, игрушки) на двух витринах: синей — у Тома или зеленой — у Тима в зависимости от того, есть ли в их названии мягкие согласные звуки. Потом задание усложняется: детям нужно уточнить, в какой части слова слышен мягкий согласный звук. «Товары» можно было разложить и на витринах братцев-гласных, опираясь на ударные гласные звуки в названии предметов.

Поделив «товары», дети расставляют их на ступеньках выбранной витрины в зависимости от количества слогов в названии предмета. Затем готовятся «этикетки»: трехцветные звуковые схемы слов или, позже, их буквенные модели. Те же «этикетки» могут потом стать «чеками», ориентируясь на которые, дети выбирают покупку, придерживаясь определенной последовательности: вначале уточняют, нет ли в звуковой схеме зеленой фишки (т.е. мягкого согласного звука) и подходят к витрине Тома или Тима; затем выясняют, сколько частей в слове (сколько гласных звуков, т.е. красных фишек в схеме); и только после этого пытаются подобрать к готовой звуковой схеме подходящие слова — названия предметов, которые представлены на данной ступеньке данной витрины.

Подбирать слова к готовым звуковым схемам мы учим детей, играя с ними в сюжетно-ролевые игры: «Стройка», «Зоопарк», «Школа» и др.

Постепенно дети переходят от развернутого фонемного анализа к сокращенному умственному действию.

 

Перед игрой «Звуковое лото» (у детей на индивидуальных таблицах по пять-шесть предметных картинок, у логопеда — отдельные звуковые схемы слов) нужно уточнить, у кого в словах (названиях картинок) есть твердые согласные, мягкие согласные, в каком слове первый (последний) звук — гласный (согласный), два согласных звука стоят рядом и т.д.

Играя в игры «Кого я позвала издалека (слышно только голосовые звуки!)»; «Позови издалека одного из гостей, а мы угадаем: кого» и др., дети начинают понимать слогообразующую функцию гласных звуков, все реже путают звуки и слоги.

Строя звуковые домики для гостей, мы просим детей ставить в окошки сначала гласные буквы, а затем уточняем, какие согласные звуки живут с данным гласным звуком в первом, втором слогах, какой гласный звук и, следовательно, его слог — ударный в слове.

В игре «Живые звуки (буквы)» мы составляем слова. Затем в игре «Прошагай слово» мы делим более сложные слова на слоги. И наконец, дети придумывают с этими словами разные предложения, которые мы записываем в тетрадь. После физкультурной паузы мы уточняем, сколько слов в каждом из предложений, какие слова состоят из одного, двух, трех слогов, какое слово самое короткое, сколько в нем звуков. Самые простые слова из предложений мы составляем из букв, а затем дети преобразовывают готовую буквенную модель в другую.

Надежность метода обучения звуковому анализу и слитному чтению проявляется в работе с разными детьми: как с фонетико-фонематическим недоразвитием, так и с общим недоразвитием речи.

Этапы работы и игры



Просмотров 922

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!