![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи у дошкольников
Гомзяк о.с., учитель-логопед МДОУ№ 5, г. Мегион, Ханты-Мансийский АО
Максимально эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь при многоаспектном, комплексном подходе к ней. Предлагаемый комплекс занятий создан с учетом структуры речевого дефекта у детей с ОНР и рассчитан на подготовительную логопедическую группу. Занятия условно разделены на три периода, что отражено в перспективном планировании, и каждое из них строится по определенной структуре. Каждое занятие посвящено звуку (или звукам) и букве (или буквам) и подчинено какой-то лексической теме. Применение различных игровых приемов, разнообразие дидактического материала способствуют сохранению интереса детей на протяжении всего занятия. Физические паузы отражают звуковую или лексическую тематику. Одна тема и упражнения по развитию общей, мелкой, артикуляционной моторики, дыхания, голоса, мимической мускулатуры отрабатываются в течение недели на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях логопеда, а также используются воспитателями. В результате комплекс усваивается детьми и со следующей недели заменяется новым.
Для того чтобы закрепить знания, полученные детьми на занятиях логопеда, и вовлечь родителей в коррекционно-воспитательный процесс, нами созданы игровые домашние задания. Они служат четким продолжением каждого фронтального занятия логопеда, проходящего два раза в неделю. Таким образом, родители имеют возможность прослеживать достижения своих детей. Занятие 10. Звук и буква «о» Цели занятия Коррекционно-образовательные: — обучение характеристики звука [о] с опорой на различные виды контроля; — уточнение и расширение словарного запаса по теме «Насекомые»; — формирование предикативного словаря. Коррекционно-развивающие: — автоматизация произнесения звука [о] в слогах, словах, предложениях и тексте; — развитие фонематического слуха и восприятия; — улучшение общей моторики и координации движений; — развитие дыхания и голоса. Коррекционно-воспитательная: — воспитание нравственных качеств.
Потребуются картина с изображением частей тела насекомого, рисунки предметов и насекомых со звуком [о] в начале, середине и конце слова, наборы для составления схем, карандаши, тетради, разрезные азбуки. ■ Вступительная часть. Дети вспоминают насекомых, с которыми познакомились на прошлом занятии. ■ Общее расслабление. ■ Развитие общей моторики. ■ Развитие мелкой моторики. ■ Массаж лица. ■ Развитие мимических мышц. ■ Артикуляционная гимнастика. Для челюсти: — рот открыть — закрыть (не сколько раз). Для губ: — сложить губы «трубочкой», «бубликом»; — произнести звук [о] артикуляцией, шепотом, вполголоса, громко. Для языка: — самомассаж языка (покусывание); — накажем непослушный язык: «пя-пя-пя». ■ Работа над развитием дыхания и голоса. 1. Дети должны вдыхать через нос, выдыхать через нос (5 раз). 2. Голосовые упражнения: произносить на одном выдохе звуки [и], [а]. ■ Объявление темы. Дети должны назвать звук, с которым они познакомились, определив первый звук в словах: «ослик», «обруч», «осы». ■ Акустико-артикуляционный образ звука. Дети произносят изолированный звук [о] (хором, индивидуально) с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Звук [о] гласный (воздух выходит свободно через рот, не встречая преграды, поется), обозначается красным цветом. ■ Соотношение звука с буквой. В старом дереве дупло Ну, совсем как буква «о». (В, Степанов) Дети отыскивают буквы «о» в разрезной азбуке (с опорой на образец). ■ Развитие фонематического слуха. Дети должны поднять красный флажок, когда услышат звук [о] в ряду других звуков. ■ Автоматизация звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов типа «оп», «по». Дети выкладывают схему слогов из цветных фишек. ■ Закрепление звука в словах. Дети должны назвать одинаковый звук в словах: «дом», «ноты», «зонт», «пальто», «осы», «ноги». (Звук [о] в словах произносится утрированно.) Звукослоговой анализ слов «дом», «осы» с графической записью. ■ Закрепление звука в предложениях. Дети должны закончить предложения (с опорой на картинки). Мама открыла все... (окна). По небу плывет воздушное... (облако). В комнате мяукал... (кот). Дети делят предложения на слова, записывают графическую схему. ■ Физкультминутка. Логопед читает стихи, дети делают движения, соответствующие тексту. Носом вдох, А выдох ртом, Дышим глубже, А потом — Марш на месте! Не спеша: Как погода хороша! ■ Формирование лексико-грамматической стороны речи. 1. Выделение четвертого лишнего: «ласточка», «бабочка», «синица», «журавль». Перед детьми выставляется большая картинка с бабочкой, чтобы можно было увидеть части ее тела. Логопед показывает и называет их, а также говорит о том, что так устроены насекомые: у них есть крылья, усики, брюшко, голова, хоботок, грудь, ноги. У всех насекомых шесть ног. 2. Игра «Как питаются насекомые?» Дети должны вспомнить как можно больше способов питания разных насекомых. Кузнечики, жуки, тараканы — грызут и откусывают. Бабочка — высасывает нектар из цветка хоботком. Шмель и пчелы — добывают нектар из цветка длинным гибким язычком. Муха — слизывает остатки нашей пищи. Комар — прокалывает кожу и питается кровью человека и животных. ■ Домашнее задание. 1. Печатать букву «о». Слово «пот». 2. Игра «Допиши буквы». Логопед пишет элементы букв, а ребенок дописывает буквы. 3. Нарисовать бабочку по контуру и раскрасить. ■ Итог занятия. 1. Охарактеризовать звук [о]. 2. Назвать части тела насекомого. ■ Оценка работы детей.
Занятие 14. Гласные звуки Цели занятия Коррекционно-образовательные: — развитие умения различать гласные звуки; — формирование словообразования; — закрепление понятия о словах-признаках. Коррекционно-развивающие: — обучение звукослоговому анализу слов; — улучшение дыхания и голоса; — развитие фонематических процессов; — закрепление понятия «гласный звук»; — развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Коррекционно-воспитательная: — воспитание навыков поведения в магазине. Потребуются пособие к дидактической игре «Домик», набор «банок», наборы для составления схем, разрезные азбуки, карандаши, тетради. ■ Вступительная часть. Дети под руководством логопеда дают характеристику гласным звукам. ■ Общее расслабление. ■ Развитие общей моторики. ■ Развитие мелкой моторики. ■ Массаж лица. ■ Развитие мимических мышц лица. Логопед говорит, что сейчас все отправятся за ягодами, будут собирать их и пробовать на вкус, потом он называет разные ягоды, а дети мимикой должны выразить свои впечатления от этой пробы: — Это сладкая черника; это кисло-горькая брусника; это горькая-прегорькая калина; это кислая-прекислая клюква. ■ Артикуляционная гимнастика. Для челюсти: — спокойно открывать и закрывать рот. Для губ: — изобразить губами произнесение гласных звуков [а], [у], [ы], [и], [о]. Для языка: — язык попеременно поднимать вверх (между зубами и губой), опускать вниз (между зубами и губой). ■ Развитие дыхания и голоса. 1. Вдыхать ртом, выдыхать носом (3—4 раза). 2. Голосовые упражнения: произносить на одном выдохе «ыо». ■ Объявление темы. Логопед говорит детям, что они уже познакомились с гласными звуками [а], [у], [и], [ы], [о], которые сегодня пришли к ним в гости. ■ Акустико-артикуляционный образ звуков. 1. Логопед спрашивает, почему эти звуки называются гласны ми и каким цветом их обозначают. Затем он читает стихи, дети повторяют за ним звуки. Гласные звуки тянутся песенкой звонкой: И-и-и-и... Могут заплакать и застонать: О-о-о-у-у-у... Могут качать в колыбели Аленку: А-а-а-а... Могут, как эхо в лесу, закричать... Дети должны назвать пропущенный звук [ы]. 2. Дети угадывают звуки по беззвучной артикуляции. ■ Связь звуков и букв. Логопед называет звуки, а дети ищут соответствующие буквы в разрезных азбуках. ■ Развитие фонематического слуха. Дети, с опорой на предметные картинки, определяют последний звук в словах «калина», «коты», «весло» и первый звук в словах «утка», «ива». ■ Дифференциация звуков в слогах. Работа с разрезными азбуками. К каждой букве («а», «о», «у», «и», «ы») дети присоединяют букву «к» и читают получившиеся слоги («ак», «ок» и т.д.). Затем меняют буквы местами и читают: «ка», «ко» и т.д. ■ Дифференциация звуков в словах. 1. Рассматривание предметных картинок. Дети определяют, какой из заданных звуков присутствует в их названии. 2. Определение места звука в словах. 3. Игра «Домик». 4. Деление слов на слоги. Знакомство с правилом: сколько в слове гласных, столько и слогов. 5. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки: «тик»—«ток»—«так»—«тук» — «тык». ■ Физкультминутка. Дети изображают гласные буквы с помощью движений, поз. ■ Формирование лексико-грамматической стороны речи. Игра «Магазин соков». В магазине продаются «соки». (Из картона вырезаются «банки» и на них наклеивается изображение определенной ягоды.) Ребенок подходит к «продавцу» (логопеду) и говорит: «Я хочу купить сок из брусники — брусничный сок. Я хочу купить сок из черники — черничный сок» и т.д. ■ Домашнее задание. 1. Печатать буквы «а», «у», «ы», «и», «о». 2. Составить слова с буквами «а», «о» и напечатать их. 3. Назвать, что, кроме сока, можно приготовить из ягод. ■ Итог занятия. 1. Назвать гласные звуки, охарактеризовать их. 2. Дети отвечают, кем они были, когда покупали сок. (Покупателями.) Затем говорят, кем был логопед. (Продавцом.) ■ Оценка работы детей.
Занятие 19. Звуки [б] - [бь]. Буква «б» Цели занятия Коррекционно-образовательные: — обучение акустико-артикуляционной характеристике звуков [б], [бь]; — формирование словаря и обучение дифференциации предметов одежды по сезонам. Коррекционно-развивающие: — научить определению звуков [б], [бь] в слогах, словах, предложениях и тексте; — развитие фонематических процессов; — развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; — формирование памяти и мышления. Коррекционно-воспитательная: — расширение кругозора. Потребуются наборы для составления схем, карандаши, тетради, картинки со звуками [б], [бь] в начале, середине и конце слова, разрезные азбуки. ■ Вступительная часть. Дети стоят. Садится тот, кто правильно образует притяжательные прилагательные на тему «Дикие животные». ■ Общее расслабление. Дети выполняют действия по тексту. Руки на коленях, Руки, ноги сжаты, Крепко, с напряженьем, Пальчики прижаты. Пальцы разжимаем, Отдыхаем, отдыхаем. ■ Развитие общей моторики. Логопед читает стихи, дети выполняют соответствующие тексту движения. (То же в следующем задании.) Я умею обуваться, Дети топают ногами. Если только захочу. Я и маленького братца Руками, выставленными перед грудью, показывают «маленького братца». Обуваться научу. Вот они, сапожки. Наклоняются вперед. Этот с левой ножки. Поглаживают ноги снизу вверх. Этот с правой ножки, Если дождичек пойдет, Топают ногами. Наденем калошки. (Е. Благинина) ■ Развитие мелкой моторики. Новые кроссовки Как у нашей кошки На ногах сапожки, Загибают на обеих руках пальчики, по одному, начиная с больших. Как у нашей свинки На ногах ботинки. А у пса на лапках Голубые тапки. А козленок маленький Обувает валенки. А сыночек Вовка — Новые кроссовки. Вот так, Вот так, Шагают по столу указательным и средним пальцами обеих рук. Новые кроссовки. (Н. Нищева) ■ Массаж лица. Дети делают массаж продольный, поперечный, точечный, кругообразный. ■ Развитие мимических мышц. Дети мимикой изображают эмоции, которые должны вызывать у них фразы логопеда. Радость: «Однажды купила мама Тане новые ботинки». Огорчение: «Ботинки оказались маленькими». Удивление: «Проснулась на следующее утро Таня, а рядом новые ботинки». Восхищение: «Ботинки как раз впору». ■ Развитие артикуляционной моторики. Для челюсти: — имитировать жевание. Для губ: — почмокать губами; — пошлепать губами. Для языка: — «мы прижмем язык губами — пя-пя-пя»; — «а потом прижмем зубами — тя-тя-тя». ■ Работа над развитием дыхания и голоса. 1. Вдыхать через рот, выдыхать через рот (3 раза). 2. Голосовые упражнения: произносить на одном выдохе «эао». ■ Объявление темы. Выделение четвертого лишнего: «плащ», «ботинки», «пальто», «куртка»; «кроссовки», «сапоги», «берет», «туфли». Дети определяют первый звук в найденных словах и знакомятся с ним. ■ Акустико-артикуляционный образ звуков. Дети хором и индивидуально проговаривают звуки с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Характеризуют их: звук [б] согласный, твердый, звонкий, губной; звук [бь] —мягкий. ■ Связь звуков и букв. Логопед выставляет на доску букву «б» — домик для звуков. Дети печатают в тетрадях по образцу. ■ Развитие фонематического слуха. Дети дифференцируют звуки в ряду согласных: на звук [б] хлопают, на звук [бь] — топают. ■ Дифференциация звуков в словах. Игра «Живое слово». Для игры берутся два слова: «бант», «бинт». После звукового анализа слова «бант» дети «становятся звуками» этого слова, располагаются в нужной последовательности и выбирают соответствующие цвета. Остальные дети проверяют правильность «живой» (цветной) схемы. То же со словом «бинт». Затем все вместе дети выстраивают эти слова из букв разрезной азбуки и печатают в тетрадях. ■ Дифференциация в предложениях. Нужно вспомнить, какие слова были лишними и составить предложения со словами «ботинки», «берет». Предложения анализируются. Записывается графическая схема. ■ Дифференциация в тексте. Дети громко и звонко повторяют за логопедом: Ба-ба-ба — на избе была труба. Бу-бу-бу — побелили мы трубу. Бе-бе-бе — белый голубь на трубе. Бы-бы-бы — голубь улетел с трубы. ■ Физкультминутка. Проводится игра «Запретное движение». ■ Формирование лексико-грамматической стороны речи. Игра «Остановки». Логопед перечисляет различные виды одежды для всех сезонов. Дети ходят вокруг него и останавливаются, когда услышат название осенней одежды. То же с обувью и головными уборами. ■ Домашнее задание. 1. Игра «Допиши буквы». Предлагаются буквы «б», «к», «у». 2. Посчитать парами: «одна пара сапог, две пары сапог... пять пар сапог». (То же с носками, туфлями, перчатками.) ■ Итог занятия. 1. Дети вспоминают, с какими звуками познакомились, дают характеристику звуков [б], [бь]. 2. Дети отвечают, как называется: — одежда для осени (осенняя); — обувь для осени (осенняя); — головные уборы для осени (осенние). ■ Оценка работы детей.
Занятие 40. Звук и буква «ш» Цели занятия Коррекционно-образовательная: — формирование и расширение семантического поля слов глаголов, развитие валентностей слов. Коррекционно-развивающие: — автоматизация звука [ш] в словах, слогах и предложениях; — развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; — воспитание нижнедиафрагмального дыхания; — становление фонематического слуха и восприятия; — развитие функции словоизменения; — формирование самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль; — уточнение, расширение словаря через формирование семантического поля слова «машина». Коррекционно-воспитательная: — знакомство с видами транспорта, правилами поведения на дороге. Потребуются цветные фишки для выкладывания схем, таблица акустико-артикуляционного образа звука, счетные палочки, сюжетные картинки. ■ Вступительная часть. Выделение четвертого лишнего: «самолет», «вертолет», «машина», «дельтаплан». ■ Общее расслабление. Дети выполняют движения по тексту. Мчатся бешено машины — По шоссе шуршат их шины. В конце дальнего пути Слышен шепот: «шу-шу-шу». Это шина шепчет шине: «Я уж больше не спешу». ■ Развитие общей моторики. Игра «Шофер». Логопед объясняет, что, вращая руками воображаемый руль, очень интересно быстро мчаться по условным дорожкам, поворачивая то вправо, то влево. Хорошо, если «шофер» сумеет правильно реагировать на зеленый, красный, желтый свет (цветные кружки). ■ Развитие мелкой моторики. Шла по улице машина, Шла машина без бензина, Шла машина без шофера, Без сигнала светофора, Шла, сама куда не зная, Шла машина заводная. Дети делают попеременные движения правой и левой руками. Кисть правой руки лежит на столе. Поочередно отрывают пальцы от стола (начинать можно с большого пальца, а затем с мизинца), не отрывая всей ладони, а затем опускают пальцы на стол. ■ Массаж лица. Проводится по общим правилам. ■ Развитие мимических мышц. После массажа дети любуются собой: возмутились; нахмурились; удивились; обрадовались. ■ Развитие артикуляционной моторики. 1. Округлить губы при сближенных зубах. Удержать под счет: раз, два, три, четыре, пять (1—5 раз). 2. Расслабление языка. 3. Обнять широким расслабленным языком верхнюю губу, верхние зубы, поднять язык к верхним альвеолам. 4. Удерживать напряженную «чашечку» языка снаружи рта, внутри (под счет). 5. Удерживать напряженную «чашечку» языка за верхними зубами с подключением воздушной струи. ■ Работа над развитием дыхания и голоса. 1. Упражнение на автоматизацию нижнедиафрагмального дыхания
стоп
. 2. Голосовые упражнения: распевание гласных звуков. ■ Объявление темы. Логопед объясняет, что сегодня дети прокатятся на машине и посмотрят, что она умеет делать, но при этом нужно постоянно следить за правильным произнесением звука [ш]. ■ Акустико-артикуляционный образ звука. 1. Произнесение изолированного звука [ш] с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. 2. Характеристика звука [ш]. Звук [ш] согласный, твердый, глухой, шипящий. ■ Соотнесение звука с буквой. Дети рисуют буквы «ш» в воздухе, пальчиками на столе, выкладывают из счетных палочек. ■ Развитие фонематического слуха. Выделение звука [ш] в ряду слов. Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [ш]. ■ Автоматизация звука [ш] в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись. ■ Закрепление звука в словах. Звукослоговой анализ с графической записью слова «шина». ■ Закрепление звука в предложениях. Составление предложения со словом «машина». Деление его на слова и запись графической схемы. ■ Физкультминутка. Дети сидят на стульчиках и, взяв в руки «руль», медленно вращают его, приговаривая: Завели машину: Щ-ш! Ш-ш! Ш-ш! Накачали шину: Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш! Улыбнулись веселей И поехали скорей. (2 раза.) ■ Формирование лексико-грамматической стороны речи. Логопед. Ребята! Нам принесли письмо от Шпунтика. Он пишет, что друзья из Солнечного города на день рождения подарили ему машину вместе с картинками, где нарисованы действия, которые она умеет выполнять, но он никак не может разобраться и просит вас о помощи. На доску выставляются картинки: машина заезжает в гараж; машина выезжает из гаража; машина стоит на дороге; машина едет по дороге; машина подъезжает к дому; машина отъезжает от дома; машина въезжает в гору; машина съезжает с горы. Дети поочередно называют действия, изображенные на картинках. Логопед. Внимание! Запоминаем картинки, потому что сейчас начинается игра «Чего не стало?». Дети определяют, какая картинка исчезла. Логопед. Молодцы, ребята! За правильный ответ Шпунтик дарит вам эти картинки, но просит выполнить еще одно задание. Оно называется «Скажи наоборот»: кто-то из вас называет, что делает ваша машина, а отвечает тот, у кого действие противоположное. ■ Домашнее задание. 1. Рассмотреть на иллюстрациях различные виды транспорта. 2. Подобрать синонимы к словам: «ехать», «мчаться», «нестись», «гнать», «тащиться», «передвигаться». ■ Итог занятия. Дети отвечают, над каким звуком они работали, о чем узнали, какие новые слова запомнили. ■ Оценка работы детей.
Интегрированное логоритмическое занятие для детей старшей группы «Весенний дождик» КАРТУШИНА М.Ю., музыкальный руководитель, МДОУ № 171 «Зеленый огонек», г. Архангельск ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ 1.Установление лексико-грамматических отношений между членами предложения; формирование связности и четкости высказываний, актуализация накопленного словаря. Формирование умений изменять силу и высоту голоса. Обучение правильному воспроизведению звука «с» в слогах и фразах. Восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов. 2. Развитие внимания и двигательной активности. 3. Воспитание чувства любви к природе, лесным обитателям. Для занятия потребуются: — аудиокассеты «Веселая планета» из серии «Happy baby» и «Евгений Крылатов — детям. Умка и другие...»; — большая картина «Кто как от дождя спасается» (зайчик — под кустом, белка — в дупле, муравей — под грибом, лиса — в норе, медведь — под поваленным деревом, дети — под зонтом, лягушата прыгают в луже, в верх нем углу рисунка — радуга); — схемы движений (по кругу, по диагонали, парами, через середину зала, змейкой, по — пять картинок, на которых изображены три тучи, восемь капелек, четыре ягодки, две веточки, семь лужиц; — для игры — зонтики в два раза меньше, чем присутствующих ребят, и таблички с цифрами: 1, 2, 3; — пять-шесть плоскостных луж. Вступительная часть Дети входят в зал под песню В.А. Моцарта «Приход весны», звучащую на фоне пения птиц (кассета «Веселая планета»). Педагог Здравствуй, милая весна! Наконец ты к нам пришла! Давайте, ребята, расскажем о том, что происходит в природе весной. Фонопедические упражнения «Весной» (по методу В. Емельянова и М. Лазарева — авторские) Педагог Солнце светит ярко, Дети поют восходящий звукоряд на слог «ля», показывая движение вверх рукой.
И сосулькам жарко. Произносят слог «кап» в нисходящем движении, ударяя указательным пальцем по ладони другой руки. Ручейки бегут, Произносят: «Бл-л-л...», быстро двигая языком вправо-влево. Песенки поют. Показывают рукой «волну» и про-певают звук «у» в соответствии с движением руки, глиссандируя1 то вверх, то вниз. Появились жуки, Продолжительно тянут звук «ж», положив ладонь на грудь. Мухи, Произносят звук «н», положив ладонь на темя. Пчелы, Произносят звук «в», приложив ладони к щекам. Комары. Произносят звук «з», положив руку на шею спереди. Даже дедушка медведь Пропевают пентахорд2 вверх и вниз на слог «ра». Начал громко песни петь. Рады солнышку ребята,
2 От греч. pente (пять), chorde (струна) — пятиступенный звукоряд в пределах квинты (муз.).
Все довольны теплым днем. Так давайте, ребятишки, Песню о весне споем, Хоровод наш заведем! Весенний хоровод (по выбору) Дети водят хоровод и читают знакомые стихи о весне. Педагог (ритмично ударяет в треугольник) Что это? Солнышко пропало. На солнце тучка набежала. Массаж рук и ног «Весенний дождь» Дети (проговаривают текст четко и ритмично) Поутру надел на ножки Дождь хрустальные сапожки. (Легко «пробегают» пальчиками правой руки по левой от кисти к плечу.) Где наступит сапожок — Там раскроется цветок. (Похлопывают ладонью.) От дождя травинки Распрямляют спинки. (Поглаживают ладонью.) При повторении дети выполняют массаж левой руки, затем бедер (делая движения обеими руками). Все движения идут от периферии к центру. Педагог (ставит на флане-леграф картину «Кто как от дождя спасается» ). Все, кто был в лесу, испугались дождя, торопятся от него укрыться. Двигательные упражнения (авторские) Дети подражают движениям животных. Педагог Первой лисонька бежала, Хвостик в лапочках держала, Чтобы хвост не замочить, В лужу чтоб не уронить. Легко бегут на носках, руки согнуты в локтях перед грудью. Белка спрячется в дупле, Ни найти ее нигде. Делают поскоки, руки на поясе. А лягушки не спешат, Учат топать лягушат. Шагают на всей стопе, ноги слегка согнуты в коленях, стопы разведены в стороны, руки согнуты в локтях, пальцы раздвинуты («лягушачьи лапы»). Зайка серый быстро скачет, Словно мячик, словно мячик. Прыгают с продвижением вперед, руки согнуты перед грудью, кисти рук опущены. Дети от дождя бегут, От зверей не отстают. Бегут по схемам (по кругу, по диагонали, «змейкой», парами, друг за другом по одному и т.д.). Мишка поспешил, упал И сердито зарычал. Делают дыхательное упражнение — на выдохе рычат: «Р-р-р!..», сложив пальцы-«когти».
Составление рассказа «Кто как от дождя спрятался» Дети рассматривают картину. Педагог побуждает их придумывать полное предложение, добавлять в него второстепенные члены самостоятельно или при помощи наводящих вопросов. Педагог. Все от дождя спрятались. Расскажите, ребята, кто как от дождя спрятался. Где укрылся зайчик? (Зайчик спрятался под кустом; маленький зайчик укрылся под кусточком.) Сидит заинька под кустиком, радуется, что дождик не мочит его шубку, улыбается, зубки свои показывает. Мы тоже сделаем зарядку для наших зубок.
![]() |