![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Выделение качественных признаков согласных звуков
1. «Домики звуков» — в которых находятся их портреты (буквы): — красный для гласных; — зеленый со звоночком: [й]; — зеленый без звоночка: [ч], [щ]; — синий со звоночком: [ж]; — синий без звоночка: [ш], [ц]; — сине-зеленый со звоночком: [з], [б], [д], [в + м], [н], [л], [р]; — сине-зеленый без звоночка: [с], [п], [т], [к], [ф]. Варианты: а) «Где живет звук [..]?» —объяснить почему?; б) «Какие звуки живут в этом домике?»; в) «Нарисуем портрет знакомых звуков (букв) и разложим их в домики»; г) «Нарисуем буквы» — рисовать ручками трех цветов, тонкой линией (глухие согласные) или толстой (звонкие). 2. «Раскрасим слово, написанное простым карандашом» — «лис»: [л] — зеленая толстая линия (звонкий мягкий согласный звук); [и] — красная толстая линия (гласный звук); [с] — синяя тонкая линия (глухой твердый звук). 3. «Цветной диктант» — схема слов (пустые квадратики, количество которых соответствует количеству звуков в слове). Закрашивать «окошки» в нужный цвет. 4. «Кто первый?» — назвать гласный звук, звонкий согласный, глухой согласный, всегда мягкий звонкий [й], всегда мягкий глухой [ч], [щ] и т.д. 5. «Покажи картинку», в названии которой есть звонкий мягкий согласный звук, глухой твердый согласный и т.д. 6. «Магазин» — дети «платят» за игрушку, выделяя первый звук в ее названии и давая ему качественную характеристику. Формирование основного механизма чтения: упреждающие ориентации на гласную букву и фонему 1. «Какой согласный звук стоит впереди и после гласного звука 2. «Какие согласные звуки живут в слоге (комнате) с ударным гласным звуком, с безударным гласным звуком [..]?» 3. «Прочитай слово без согласных звуков» — таблица «Живот ные», названия которых выложены красными фишками: одна из них большая (ударный гласный звук) и одна-три маленькие (Безударные гласные звуки). 4. «Звукоедик» — «съел» согласные звуки. 5. «Зовем издалека» («Эхо») — согласных звуков не слышно, громче всех «кричит» ударный гласный звук, тише — безударные гласные. Варианты: а) «Кого я зову издалека?»; б) «Ты позови кого-нибудь, а мы догадаемся». 6. «Живые буквы (звуки)». Варианты: а) «Звуки, стройтесь в слоги!»; б) «Слоги, стройтесь в слова!»; в) «Слоги, поменяйтесь местами! »; г) «Поменяем гласный звук» — «стол — стул — стал — стыл» и т.п.
Обучение трансформации слова путем замены одной из фонем 1. «Живые звуки (буквы)». Варианты: а) «Звуки, стройтесь в слова!»; б) «Звук [..], поменяйся местами со звуком [..]»; в) «Звук [..], замени в слове звук [..]». 2. «Какой звук заменили?» (по очередности в слове) — «сыч — сын — сыр — сан — сон — сор —сом — сок — сук — суп — суд —сад — сам» и т.д. 3. «Какое слово получится, если звук [..] заменить звуком [..]?» — «слог — слон — стон —стол — стыл — стал — стул —стук — сток — стык» и т.д. 4. «Звуковой домик» — готовая звуковая схема слова: а) меняем один из согласных звуков: «каска — маска — лас ка — лапка — лапта»; б) меняем один из гласных звуков: «Оля — У ля — Эля — Аля»; «Иры — Ира — ура — эра—эру— ору»; «куры — кура —кора — кору»; в) «Сделай первый согласный звук мягким» — какое слово получилось? Тим поправляет Тома: «лук — люк», «мал — мял» и т.д. Звуковой анализ двухсложных слов 1. « Назови только первую (вторую) часть слова». 2. «Позовем звуки домой» — по порядку в первую, во вторую части слова (комнаты). 3. «В каком окошке живет звук [..]?» 4. «В какой "комнате" (часть слова), в каком окошке должна гореть лампочка? » — где кричит ударный звук? «Ли — са», «ку —ры», «ут — ка», «па — г/к». 5. «Вставь портрет звука (знакомую букву) в нужное окошко». 6. «Нарисуй в окошке портреты звуков (знакомые буквы)». 7. «Позови домой только гласные звуки — тихо или громко?» 8. «Позови домой только согласные звуки». 9. «Какой гласный звук кричит в первой, второй (третьей) части слова?» 10. «В какой части слова гласный звук [..]?» 11. «Какая часть слова звучит громче?» — ударный гласный звук, ударный слог. 12. «Звуковые домики» — двухкомнатные из кубиков трех цветов: один-два кубика («о-са»), два-два («ли-са»), три-два («бел-ка»), три-три («зай-чик»). Варианты: а) «Кто в этом домике живет?» — сколько звуков — в первой части, во второй?; б) «Кто больше?» — подобрать слова для своего «звукового домика»; в) «Я назову слово (картинку), а вы покажите нужный «звуковой домик». 13. «Назови второй звук во второй части слова или другие звуки». 14. «Строим звуковые домики для гостей (игрушек) из кубиков трех цветов». — В начале дети берут кубики нужного цвета и нужного количества. — Логопед задает вопросы: Какие звуки есть в твоем слове?; Сколько в твоем слове твердых согласных звуков, мягких согласных звуков?; Сколько в твоем слове гласных звуков? и т.д.
![]() |