Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Выделение качественных признаков согласных звуков



1. «Домики звуков» — в которых находятся их портреты (буквы):

— красный для гласных;

— зеленый со звоночком: [й];

— зеленый без звоночка: [ч], [щ];

— синий со звоночком: [ж];

— синий без звоночка: [ш], [ц];

— сине-зеленый со звоночком: [з], [б], [д], [в + м], [н], [л], [р];

— сине-зеленый без звоночка: [с], [п], [т], [к], [ф].

Варианты:

а) «Где живет звук [..]?» —объяснить почему?;

б) «Какие звуки живут в этом домике?»;

в) «Нарисуем портрет знакомых звуков (букв) и разложим их в домики»;

г) «Нарисуем буквы» — рисовать ручками трех цветов, тонкой

линией (глухие согласные) или толстой (звонкие).

2. «Раскрасим слово, написанное простым карандашом» — «лис»:

[л] — зеленая толстая линия (звонкий мягкий согласный звук);

[и] — красная толстая линия (гласный звук);

[с] — синяя тонкая линия (глухой твердый звук).

3. «Цветной диктант» — схема слов (пустые квадратики, количество которых соответствует количеству звуков в слове). Закрашивать «окошки» в нужный цвет.

4. «Кто первый?» — назвать гласный звук, звонкий согласный,

глухой согласный, всегда мягкий звонкий [й], всегда мягкий глухой

[ч], [щ] и т.д.

5. «Покажи картинку», в названии которой есть звонкий мягкий согласный звук, глухой твердый согласный и т.д.

6. «Магазин» — дети «платят» за игрушку, выделяя первый звук в ее названии и давая ему качественную характеристику.

Формирование основного механизма чтения: упреждающие ориентации на гласную букву и фонему

1. «Какой согласный звук стоит впереди и после гласного звука

2. «Какие согласные звуки живут в слоге (комнате) с ударным

гласным звуком, с безударным гласным звуком [..]?»

3. «Прочитай слово без согласных звуков» — таблица «Живот

ные», названия которых выложены красными фишками: одна из

них большая (ударный гласный звук) и одна-три маленькие (Безударные гласные звуки).

4. «Звукоедик» — «съел» согласные звуки.

5. «Зовем издалека» («Эхо») — согласных звуков не слышно, громче всех «кричит» ударный гласный звук, тише — безударные гласные.

Варианты:

а) «Кого я зову издалека?»;

б) «Ты позови кого-нибудь, а мы догадаемся».

6. «Живые буквы (звуки)».

Варианты:

а) «Звуки, стройтесь в слоги!»;

б) «Слоги, стройтесь в слова!»;

в) «Слоги, поменяйтесь местами! »;

г) «Поменяем гласный звук» — «стол — стул — стал — стыл» и т.п.

 

Обучение трансформации слова путем замены одной из фонем

1. «Живые звуки (буквы)».

Варианты:

а) «Звуки, стройтесь в слова!»;

б) «Звук [..], поменяйся местами со звуком [..]»;

в) «Звук [..], замени в слове

звук [..]».

2. «Какой звук заменили?» (по очередности в слове) — «сыч —

сын — сыр — сан — сон — сор —сом — сок — сук — суп — суд —сад — сам» и т.д.

3. «Какое слово получится, если звук [..] заменить звуком

[..]?» — «слог — слон — стон —стол — стыл — стал — стул —стук — сток — стык» и т.д.

4. «Звуковой домик» — готовая звуковая схема слова:

а) меняем один из согласных звуков: «каска — маска — лас

ка — лапка — лапта»;

б) меняем один из гласных звуков: «Оля — У ля — Эля — Аля»;

«Иры — Ира — ура — эра—эру— ору»; «куры — кура —кора — кору»;

в) «Сделай первый согласный звук мягким» — какое слово получилось? Тим поправляет Тома:

«лук — люк», «мал — мял» и т.д.

Звуковой анализ двухсложных слов

1. « Назови только первую (вторую) часть слова».

2. «Позовем звуки домой» — по порядку в первую, во вторую

части слова (комнаты).

3. «В каком окошке живет звук [..]?»

4. «В какой "комнате" (часть слова), в каком окошке должна

гореть лампочка? » — где кричит ударный звук? «Ли — са», «ку —ры», «ут — ка», «па — г/к».

5. «Вставь портрет звука (знакомую букву) в нужное окошко».

6. «Нарисуй в окошке портреты звуков (знакомые буквы)».

7. «Позови домой только гласные звуки — тихо или громко?»

8. «Позови домой только согласные звуки».

9. «Какой гласный звук кричит в первой, второй (третьей) части слова?»

10. «В какой части слова гласный звук [..]?»

11. «Какая часть слова звучит громче?» — ударный гласный

звук, ударный слог.

12. «Звуковые домики» — двухкомнатные из кубиков трех цветов: один-два кубика («о-са»), два-два («ли-са»), три-два («бел-ка»), три-три («зай-чик»).

Варианты:

а) «Кто в этом домике живет?» — сколько звуков — в первой части, во второй?;

б) «Кто больше?» — подобрать слова для своего «звукового домика»;

в) «Я назову слово (картинку), а вы покажите нужный «звуковой

домик».

13. «Назови второй звук во второй части слова или другие звуки».

14. «Строим звуковые домики для гостей (игрушек) из кубиков трех цветов». — В начале дети берут кубики нужного цвета и нужного количества. — Логопед задает вопросы: Какие звуки есть в твоем слове?; Сколько в твоем слове твердых согласных звуков, мягких согласных звуков?; Сколько в твоем слове гласных звуков? и т.д.



Просмотров 1105

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!