![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Обучение чтению в добуквенный период
ЕРМОЛАЕВА Н.К., учитель-логопед МДОУ «Белоснежка» г. Новый Уренгой, пос. Лимбяяха Большинство педагогов полагают, что для ребенка будет лучше если он придет в школу, умея читать, поскольку в 4—5 лет учиться читать легче, чем в 7—8. Но чтение не рождается автоматически из знания алфавита. Показывая малышу букву, следует соблюдать определенные правила и принципы, которые разработал замечательный детский психолог Д.Б, Эльконин и которые выдержали уже 30-летнюю практическую проверку. О своем методе Эльконин подробно написал в статье «Как научить детей читать».
Общая ориентация в фонемном составе языка, различение в словах категорий фонем по их дифференциальным признакам — обязательные предпосылки обучения чтению. Существует механизм воссоздания звуковой формы при чтении: — выяснение порядка следования фонем в слове; — установление различительной функции фонемы; — выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных русскому языку. По системе Эльконина фонемный анализ включает в себя: — интонационное выделение последовательности фонем и общий анализ слова, при котором создается модель такой последовательности; — дифференциация гласных и согласных фонем и установление места ударения в слове, в результате чего появляется более конкретная модель фонемного состава слова; — дифференциация твёрдости-мягкости и звонкости-глухости согласных фонем и моделирование основных фонематических отношений в слове. При этом используются следующие приемы: — сопоставление моделей фонемного состава слов между собой и установление их сходства и различия; — придумывание по заданной модели слов, имеющих одинаковую фонемную структуру. Для материализации звуков на первом этапе используются фишки одного, а затем двух и трех цветов. На втором этапе Эльконин предлагает вводить буквы, обозначающие гласные фонемы, соблюдая при этом определенные правила: — знакомить детей с буквами, как знаками фонем, не допуская смешения букв и фонем; — формировать опережающую ориентацию на гласные буквы и фонемы. Необходимо помнить, что буквы, обозначающие гласные фонемы, имеют двоякую функцию: кроме собственного образа они ещё указывают на мягкость или твердость предшествующих согласных фонем. Еще К.Д. Ушинский предлагал знакомить детей сразу со всеми гласными буквами, вводя их парами: «а—я», «о—ё», «э— е», «у—ю», «ы—и». То же предлагает система Эльконина. Заполнение схемы слов вначале фишками трех цветов, а затем буквами фиксирует знаковую функцию буквы и помогает объяснить детям, что данные буквы обозначают одну и ту же фонему, но ставятся после согласных, различающихся по твердости-мягкости. На этапе «словоизменения» у детей формируется ориентация на гласные буквы и фонемы для получения нового слова при замене одной только гласной. Эльконин предлагал использовать полоску из картона, на которой написаны все гласные буквы. Ее можно прикладывать к схеме слова на картинках, заменяя одну гласную другой. Подобный способ поможет сформировать у детей основной механизм чтения: упреждающую ориентацию на гласную букву и фонему. Похожий принцип Эльконин предлагает соблюдать и при ознакомлении с буквами, обозначающими согласные фонемы: — дети проводят фонемный анализ, заполняя схему слова фишками трех цветов; — ставят на места знакомые гласные; — определяют согласные фонемы, стоящие перед гласными.
Дополнительно предлагается использовать окошечки и полоски с гласными и согласными буквами. Эльконин считал, что целесообразно знакомить детей одновременно с двумя согласными звуками — звонким и соответствующим ему глухим. Главной целью его системы обучения можно назвать чтение полных слов с четкой постановкой ударения, поскольку именно оно создает единый звуковой образ слова, стягивает произносительные единицы в целое. Е.А. Бугрименко и Г.А. Цукер-ман в своих книгах («Чтение без принуждения», «Учимся читать и писать», «Школьные трудности благополучных детей») предлагают оригинальную игровую аранжировку системы Эльконина. Для детей главная трудность звуковых игр состоит в том, что они склонны смешивать трудноуловимые звуки с другими свойствами слова, с его значением, долго путают звук — минимальную единицу членения слова и слог — более естественную артикуляционную единицу.
Дети, обучавшиеся чтению по системе Эльконина, практически избавлены от наиболее распространенных ошибок первоклассников: пропусков, перестановок, грубых искажений букв. Они не застревают на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к слитному чтению целыми словами. У них формируется интерес к языку и его законам. И наконец, самое важное, — занятия чтением и письмом не сводятся к тренировке навыков, а становятся важным шагом психического развития ребенка.
![]() |