![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Обследование речевых органов и речи
1. Заключение психоневролога_____________________________________ 2. Заключение окулиста___________________________________________ 3. Состояние ЛОР-органов, слуха___________________________________ 4. Состояние артикуляционного аппарата_____________________________ а) зубочелюстная система_____________________ (неправильное развитие и расположение зубов, прикус (указать какой; прогения, прогнатия); б) целостность альвеолярного отростка или его несращение____________ в) строение носа_________________________________ (правильной формы, деформированные ноздри, проходимость носовых ходов; отмечается наличие асимметрии лица и носогубных складок при закрытом рте); г) губы_______________________ (отмечается расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, укороченность и подвижность верхней губы, малый объем движений, неточность, неплавность, истощаемость движений; отвисание одного (какого?) угла рта); д) язык (массивный, узкий; отклонение в одну (какую?) сторону, объем движений, неточность, неплавность, истощаемость, быстрота, фиксированность; важно отметить наличие повышенного тонуса языка, который выражается в его напряженности, резком выдвижении кончика языка, подергивании при выполнении произвольных движений, что указывает на тонические расстройства); (Паретичность языка и губ проявляется в малом объеме движений, в их неточности, истощаемости, неплавности. Движения языка должны быть такой силы, чтобы удерживать его в нужном положении столько времени, сколько требуется для произнесения той или иной фонемы. Быстрота и точность артикуляционных движений влияет на внятность произношения.) е) подъязычная связка__________ (укороченная, массивная); ж) твердое нёбо________________ (узкое, куполообразное «готическое»; указать вид расщелины, наличие остаточных дефектов. Нужно обратить внимание на среднюю и заднюю части твердого нёба. Если при произнесении звука [а] мягкие ткани втягиваются в форме небольшого треугольника, обращенного углом вперед, слизистый покров в этом месте может быть истончен и имеет более бледную окраску — значит, у ребенка субму-козная (подслизистая) расщелина. В неясных случаях отоларинголог должен выяснить состояние нёба путем тщательной пальпации); з) мягкое нёбо_____________________ (длина мягкого нёба, высокое или низкое его стояние, наличие расщепления рубцов; рудименты мягкого нёба и язычка малоподвижны, пассивно свисают. Паралич язычка мягкого нёба всегда отражается на функциональном состоянии языка и вторично нарушает артикулирование язычных звуков, делая весь процесс артикуляции напряженным и замедленным. Язычок, свисающий неподвижно по средней линии, указывает на двусторонний парез. В случаях одностороннего пареза он отклоняется в «здоровую» сторону. Важно также выявить состояние мягкого нёба: поднятие нёбной занавески при энергичном произнесении звуков [а], [э]); и) глоточные мышцы______________ (рефлексы живые, заторможены; отмечается появление или отсутствие рвотных движений при легком прикосновении шпателем к мягкому нёбу); к) мимика_______________ (живая, вялая; маскообразное лицо; компенсаторные движения мимической мускулатуры: крыльев носа, лобных мышц, излишнее напряжение мышц шеи). 5. Дыхание__________________________________________________ а) физиологическое________________________ (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное; частота, ритмичность, сила); б) речевое_________________________________ (учащенное, носовое, ротовое; продолжительность речевого выдоха); в) утечка воздуха через нос во время речи_____ (отсутствие или наличие). 6. Характер спонтанной речи____________________ (лепетная, фразовая, пользуется жестами) 6.1. Разборчивость___________________________________________ 6.2. Степень назализации____________________ (умеренная, гиперназализация). 6.3. Звукопроизношение______________________ (нарушено, не нарушено; отсутствие звуков, замены, искажения; прилагается протокол обследования звукопроизношения (так называемый речевой профиль). 6.4. Темп____________________________________ (тахилалия (ускоренная); брадилалия (замедленная). 6.5. Голос___________________________________ (хриплый, крикливый, низкий, тихий, звучный, слабый, истощаемый, приглушенный. Нужно учитывать, что артикуляционные трудности в спонтанной речи могут усиливать такие факторы, как возбуждение, утомление, усложнение содержания речи в интеллектуальном или лингвистическом отношении). 7. Общая разборчивость речи: а) разговорно-описательная речь_________________________________ (запись образца беседы)__________________________________________ б) составление предложений по картинкам (запись образца)________________________________________________ в) запись самостоятельной речи_________________________________ (запись примеров)_______________________________________________ г) грамматический строй_____________________________________ д)_________________________________________________________ понимание речи е) запас слов_______________________________ (активный, пассивный —в объеме названий предметов и действий в окружающей обстановке. Словарь по темам «игрушки», «мебель», «посуда» и т.д. ж) готовность к звуковому анализу________________________________ з) письмо__________________________ образец____________________ и) чтение__________________ (побуквенное, слоговое, целыми словами). Заключение____________________________________________________ Результаты работы______________________________________________
![]() |