![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Для изучения мотивационной готовности к школе
1. Хочешь ли ты идти в школу? (вопрос выявляет общее положительное или отрицательное отношение к началу обучения в школе) 2. Почему (по какой главной причине) ты хотел бы (не хотел) идти в школу? (выявляются осознаваемые мотивы желания или нежелания идти в школу) 3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят)? (выявляются, какие собственные действия и действия с ним взрослых ребёнок запомнил и расценивает как подготовку к школе) 4. Нравится ли тебе в школе? Что нравится больше всего? (выявляются элементы школьной действительности, наиболее привлекательные для детей) 5. Если учительница в школе предложит тебе самому выбрать тему для свободного урока, то чем бы ты хотел заниматься, о чём бы хотел узнать? (выявляется место школьных интересов в условиях свободного времени) Полученные данные следует подвергнуть количественной и качественной обработке, особое внимание, уделив детям с негативной мотивационной установкой на обучение в школе.
Практическое занятие №11 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ В ДОУ Цель:способствовать формированию умений анализа, сопоставления, доказательства; развитию творческого потенциала, индивидуальности. Задание 1. По предложенной схеме проанализируйте любое занятие в ДОУ. Сделайте выводы. Сформулируйте рекомендации.
Психологический анализ занятия
Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/kontrol01_1.htm
ТЕМА 3.3.ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ И ГРУППОВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ И ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Практическое занятие №12 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС РЕБЕНКА В ГРУППЕ Цель:закрепить теоретические знания студентов по теме; совершенствовать диагностические, аналитические, прогностические умения студентов. Задание 1. Познакомьтесь с описанием и процедурой социометрического метода. По предложенной социоматрице определите статус каждого ребенка в группе. Шаг 1. В последнем столбце «Итого» подсчитайте количичество выборов, сделанных каждым ребенком. Шаг 2. В строке «Количество выборов» подсчитайте количество выборов, полученных каждым ребенком. Шаг 3. В строке «Количество взаимных выборов» подсчитайте количество взаимных выборов у каждого ребенка. Шаг 4. Подсчитайте количество детей в каждой статусной категории: «звезды», «предпочитаемые», «принятые», «отвергаемые», «изолированные». Задание 2. Определите коэффициент удовлетворенности отношениями со сверстниками в группе, уровень благополучия взаимоотношений, коэффициент изолированности детей в группе. Задание 3. Сформулируйте рекомендации по развитию межличностных отношений детей в группе (не менее 5). Социометрия Цель социометрии: диагностика эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы. Социометрический тест решает следующие задачи: а) измерение степени сплоченности – разобщенности в группе; б) выявление относительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые); в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Социометрию среди дошкольников можно провести с помощью следующего теста, который называется «Два домика». Для его проведения необходимо подготовить следующий стимульный материал: на листе бумаги нарисованы два небольших стандартных домика. Один из них – побольше – красного цвета, другой – черного. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах ребенка красным и черным карандашами. Детям предлагается инструкция следующего характера: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех кого захочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе в красный дом. В черном домике поселятся ребята, которые тебе совсем не нравятся». После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь. Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домах. Особое внимание здесь следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный дом, оставаясь в одиночестве или окружая себя взрослыми. Это, как правило, или очень закрытые, необщительные дети, либо очень конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми. Обработка и интерпретация данных проводятся следующим образом. Первый шаг – составление социоматрицы. Социоматрица – это таблица, в которую вносятся результаты опроса. В эту таблицу вносятся имена всех членов группы, присваиваются им номера по порядку в списке. Данные номера заносятся в таблицу по горизонтали и вертикали, клетки пересечения одинаковых размеров заштриховывают. На основании матрицы путем подсчета выборов определяется, какое количество выборов получил каждый член группы и сколько взаимных выборов он имеет. Взаимные выборы обводятся кружком или полукругом (если взаимность неполная). Анализ полученных данных дает представление о социометрической структуре группы, которая заключается в распределении членов группы по четырем статусным категориям: «звезды» (более 5-ти выборов), «предпочитаемые» (от 3-х до 5-ти выборов), «принятые» (1-2 выбора), «отвергаемые» (имеют только отрицательные выборы), «изолированные» (не имеют ни одного выбора). Первые две категории считаются благоприятными, вторые две – неблагоприятными. Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий дает представление об уровне благополучия взаимоотношений. Если большинство детей группы оказывается в благоприятных статусных категориях, уровень благополучия взаимоотношений определяется как высокий; при одинаковом взаимоотношении – как средний; при преобладании в группе членов с неблагоприятным статусом – как низкий. Низкий уровень благополучия взаимоотношений является сигналом тревоги, означающим эмоциональное неблагополучие большинства детей в системе взаимоотношений со сверстниками в группе. Важным диагностическим коэффициентом, характеризующим отношения, существующие в группе, является показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками. Он определяется как процентное отношение детей, имеющих взаимные выборы, к общему количеству детей в группе. Полученный результат сравнивается с нормативными показателями уровней коэффициентов удовлетворенности отношениями со сверстниками. 1. Низкий уровень - коэффициент ниже 33% 2. Средний уровень – коэффициент 34 – 49% 3. Высокий уровень – коэффициент 50 – 65% 4. Сверхвысокий уровень – коэффициент 66% и выше. Соотношение количества изолированных детей к общему числу членов группы позволяет установить коэффициент изолированности, который рассматривается как диагностический показатель успешности работы педагога по воспитанию дружеских взаимоотношений детей. Согласно результатам исследований, группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных или коэффициент изолированности в пределах 6%, менее благополучной – при индексе до 25% и неблагополучной, если индекс изолированности вышел 25%. Социоматрица
![]() |