Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Для изучения мотивационной готовности к школе



1. Хочешь ли ты идти в школу? (вопрос выявляет общее положительное или отрицательное отношение к началу обучения в школе)

2. Почему (по какой главной причине) ты хотел бы (не хотел) идти в школу? (выявляются осознаваемые мотивы желания или нежелания идти в школу)

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят)? (выявляются, какие собственные действия и действия с ним взрослых ребёнок запомнил и расценивает как подготовку к школе)

4. Нравится ли тебе в школе? Что нравится больше всего? (выявляются элементы школьной действительности, наиболее привлекательные для детей)

5. Если учительница в школе предложит тебе самому выбрать тему для свободного урока, то чем бы ты хотел заниматься, о чём бы хотел узнать? (выявляется место школьных интересов в условиях свободного времени)

Полученные данные следует подвергнуть количественной и качественной обработке, особое внимание, уделив детям с негативной мотивационной установкой на обучение в школе.

 

Практическое занятие №11

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ В ДОУ

Цель:способствовать формированию умений анализа, сопоставления, доказательства;

развитию творческого потенциала, индивидуальности.

Задание 1. По предложенной схеме проанализируйте любое занятие в ДОУ. Сделайте выводы. Сформулируйте рекомендации.

 

Психологический анализ занятия

  Вопросы для изучения Да Нет Частично Другое
1. Психологический анализ учебной деятельности детей:        
  Активная позиция детей на занятии        
Позитивное отношение детей к воспитателю        
Преобладающее на занятии самочувствие детей        
2. Психологическая оценка занятия:        
Уровень организации занятия (психологический настрой на занятие, использование игровых организационных моментов)        
Соотношение монологического и диалогического общения между детьми и воспитателем на занятиях (преобладание речи воспитателя; преобладание речи детей; равное соотношение)        
  Соответствие форм и методов занятия возрастным психофизиологическим особенностям детей (учитывает ли воспитатель индивидуальные и психологические особенности детей при проведении занятия)        
3. Психологический анализ деятельности воспитателя:        
  Наличие психологической дистанции между воспитателем и детьми («над», «под», «рядом», «вместе»)        
Коммуникабельность (умение устанавливать контакт с группой и каждым ребёнком)        
Внешний облик воспитателя (поза, мимика, пантомимика, вкус и стиль в одежде и причёске)        

 

Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/kontrol01_1.htm

 

ТЕМА 3.3.ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ И ГРУППОВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ И ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Практическое занятие №12

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС РЕБЕНКА В ГРУППЕ

Цель:закрепить теоретические знания студентов по теме; совершенствовать диагностические, аналитические, прогностические умения студентов.

Задание 1. Познакомьтесь с описанием и процедурой социометрического метода. По предложенной социоматрице определите статус каждого ребенка в группе.

Шаг 1. В последнем столбце «Итого» подсчитайте количичество выборов, сделанных каждым ребенком.

Шаг 2. В строке «Количество выборов» подсчитайте количество выборов, полученных каждым ребенком.

Шаг 3. В строке «Количество взаимных выборов» подсчитайте количество взаимных выборов у каждого ребенка.

Шаг 4. Подсчитайте количество детей в каждой статусной категории: «звезды», «предпочитаемые», «принятые», «отвергаемые», «изолированные».

Задание 2. Определите коэффициент удовлетворенности отношениями со сверстниками в группе, уровень благополучия взаимоотношений, коэффициент изолированности детей в группе.

Задание 3. Сформулируйте рекомендации по развитию межличностных отношений детей в группе (не менее 5).

Социометрия

Цель социометрии: диагностика эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы.

Социометрический тест решает следующие задачи:

а) измерение степени сплоченности – разобщенности в группе;

б) выявление относительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрию среди дошкольников можно провести с помощью следующего теста, который называется «Два домика». Для его проведения необходимо подготовить следующий стимульный материал: на листе бумаги нарисованы два небольших стандартных домика. Один из них – побольше – красного цвета, другой – черного. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах ребенка красным и черным карандашами.

Детям предлагается инструкция следующего характера: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех кого захочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе в красный дом. В черном домике поселятся ребята, которые тебе совсем не нравятся».

После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.

Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домах. Особое внимание здесь следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный дом, оставаясь в одиночестве или окружая себя взрослыми. Это, как правило, или очень закрытые, необщительные дети, либо очень конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми.

Обработка и интерпретация данных проводятся следующим образом. Первый шаг – составление социоматрицы. Социоматрица – это таблица, в которую вносятся результаты опроса. В эту таблицу вносятся имена всех членов группы, присваиваются им номера по порядку в списке. Данные номера заносятся в таблицу по горизонтали и вертикали, клетки пересечения одинаковых размеров заштриховывают. На основании матрицы путем подсчета выборов определяется, какое количество выборов получил каждый член группы и сколько взаимных выборов он имеет. Взаимные выборы обводятся кружком или полукругом (если взаимность неполная).

Анализ полученных данных дает представление о социометрической структуре группы, которая заключается в распределении членов группы по четырем статусным категориям: «звезды» (более 5-ти выборов), «предпочитаемые» (от 3-х до 5-ти выборов), «принятые» (1-2 выбора), «отвергаемые» (имеют только отрицательные выборы), «изолированные» (не имеют ни одного выбора).

Первые две категории считаются благоприятными, вторые две – неблагоприятными. Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий дает представление об уровне благополучия взаимоотношений. Если большинство детей группы оказывается в благоприятных статусных категориях, уровень благополучия взаимоотношений определяется как высокий; при одинаковом взаимоотношении – как средний; при преобладании в группе членов с неблагоприятным статусом – как низкий. Низкий уровень благополучия взаимоотношений является сигналом тревоги, означающим эмоциональное неблагополучие большинства детей в системе взаимоотношений со сверстниками в группе.

Важным диагностическим коэффициентом, характеризующим отношения, существующие в группе, является показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками. Он определяется как процентное отношение детей, имеющих взаимные выборы, к общему количеству детей в группе. Полученный результат сравнивается с нормативными показателями уровней коэффициентов удовлетворенности отношениями со сверстниками.

1. Низкий уровень - коэффициент ниже 33%

2. Средний уровень – коэффициент 34 – 49%

3. Высокий уровень – коэффициент 50 – 65%

4. Сверхвысокий уровень – коэффициент 66% и выше.

Соотношение количества изолированных детей к общему числу членов группы позволяет установить коэффициент изолированности, который рассматривается как диагностический показатель успешности работы педагога по воспитанию дружеских взаимоотношений детей.

Согласно результатам исследований, группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных или коэффициент изолированности в пределах 6%, менее благополучной – при индексе до 25% и неблагополучной, если индекс изолированности вышел 25%.

Социоматрица

Фамилия, имя Итого
Иванова                  
Петров                
Сидоров                  
Гусева                  
Ваничев                
Самойлов                  
Сайгакова                
Журавленко                      
Бастрыгин                      
Ряднова                
Тетерина                  
Количество выборов                        
Количество взаимных выборов                        

 



Просмотров 1293

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!