Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Тема 5. Методика и процедурно-методический



Раздел программы

Самостоятельная работа

Подготовка сообщений

1. Обоснование методов и методики исследования электорального поведения россиян

2.Изучение девиантного и делинквентного поведения молодежи: методический аспект

3. Исследования социальной адаптации студентов к изменениям в системе образования: методическое обеспечение.

4.Принципиальный план исследования как составляющая процедурно-методического раздела программы (на примере конкретного исследования).

I I Другие виды работ

1.Поясните понятия метод, методика и процедура исследования.

2.На примере конкретного социологического исследования раскройте последовательность всех приемов сбора и обработки информации.

3.Опишите подробно принципы создания постоянно действующей сети интервьюеров.

4.Поясните, что означает понятие инструментарий. Приведите примеры

5.Назовите различные виды инструментария.

 

Тема 6. Организация СИ и организационный

Раздел программы

 

Самостоятельная работа

I. Подготовка сообщений

1. Организационный раздел и проблемы организации конкретного социологического исследования.

2. Подготовка инструментария социологического исследования (на примере конкретной темы).

3. Использование статистических данных при изучении демографической ситуации в регионе.

4. Определение и обоснование методик изучения положения молодой семьи

I I. Другие виды работ

1. Используя организационный план проведения мониторинговых исследований, проводимых на базе лаборатории социально- политических исследований ТулГУ, проанализируйте основные проблемы, которые могут возникнуть на каждом из этапов.

2. В рамках проектов, разрабатываемых в подгруппах, проведите деловую игру по организации инструктажа интервьюеров.

3. Используя организационный план проведения мониторинговых исследований, проводимых на базе лаборатории социально- политических исследований ТулГУ, проанализируйте основные проблемы, которые могут возникнуть на каждом из этапов.

4. В рамках проектов, разрабатываемых в подгруппах, проведите деловую игру по организации инструктажа интервьюеров.

Тема 7. Квалиметричесие ( социальные) измерения

Самостоятельная работа

I. Подготовка сообщений

1. Применение номинальной неупорядоченной шкалы в анкетном опросе и формализованном интервью.

2. Шкала рангов, ее применение в инструментарии и операции с числами.

3. Использование интервальной шкалы в опросных методиках и операции с числами.

4. Применение различных типов шкал при изучении политической ситуации в регионе.

5. Критерии надежности шкал (анализ инструментария конкретного социологического исследования, проведенного в регионе или самостоятельно).

6. Применение различных типов шкал и операции с числами по инструментарию исследования «Социальная адаптация студентов к общественным переменам в России».

I I Другие виды работ

1. Разъясните на примерах, взятых из программ СИ, разработанных в подгруппах или самостоятельно, смысл следующих понятий: квалиметрия, квантификация, измерение, эталоны измерения, эмпирический индикатор, шкала, измерительные процедуры, надежность обоснованность, устойчивость и правильность измерения, шкалограмма, нормальные и скошенные распределения, медиана, квартили, мода, дисперсия, перекрестная классификация,

2. Приведите примеры использования в разработке инструментария номинальной шкалы.

3.С учетом того, что порядковая шкала имеет следующий общий вид:

1-я позиция предпочтительнее, чем 2-я, 2-я, чем 3-я и так далее без присвоения баллов

n максимально положительный ответ

n положительный ответ

n нейтральный ответ

n отрицательный ответ

n максимально отрицательный ответ

приведите пример ее использования.

4.Установите равные и неравные интервалы изучаемых социальных свойств. Обоснуйте равенство и разность интервалов.

5. Представьте, что мы изучаем ценностные ориентации людей. Приведите конкретный список ценностей и, используя шкалу рангов, сформулируйте вопрос в инструментарии о том, какие ценности являются более предпочтительными.

6. Сконструируйте номинальную, частично упорядоченную номинальную шкалу и шкалу рангов.

7. А теперь давайте проверим эти шкалы на надежность, валидность, полноту и чувствительность.

8. Установите равные и неравные интервалы изучаемых социальных свойств. Обоснуйте равенство и разность интервалов.

9. Представьте, что мы изучаем ценностные ориентации людей. Приведите конкретный список ценностей и, используя шкалу рангов, сформулируйте вопрос в инструментарии о том, какие ценности являются более предпочтительными.

10. Сконструируйте номинальную, частично упорядоченную номинальную шкалу и шкалу рангов.

11. А теперь давайте проверим эти шкалы на надежность, валидность, полноту и чувствительность.

Тема 8. Методы СИ: понятие и классификация

Самостоятельная работа

1. Подготовка сообщений

1. Методы сбора первичной информации.

2. Количественные ("жесткие") методы.

1. Качественные ("мягкие") методы.

2. Сочетание количественных и качественных методов в СИ.

3. Статистический анализ и системный анализ в СИ. (на примере конкретного исследования).

4. Система сбора данных в СИ.

5. Выборочное исследование.

6. Применение метода описания в СИ.

7. Использование метода классификации в СИ (на примере конкретных исследований).

I I. Другие виды работ

1. Используя учебники и словари дайте различные определения следующих

понятий: метод, техника, методика, процедура исследования, кейс-стади,

монографическое и сплошное обследование, описание, классификация,

типологизация, статистический анализ, экспериментальный анализ,

генетический метод, социальное моделирование.

2. Разработайте процедурно-методический раздел программы исследования

"Социальная адаптация студентов к общественным переменам в России"

(Группа разбивается на две подгруппы. Время работы - 40 мин.). Выделите, что в данном разделе будет рассматриваться и применяться в качестве методов, методики, процедуры и техники исследования

3 Кратко раскройте сущность оргдеятельностных (ОДИ), оргмыслительных (ОМИ) инновационных игр (ИНН).

1. Приведите примеры использования отечественными социологами качественных и количественных методов.

2. Раскройте суть триангуляции при сочетании качественных и количественных методов в рамках одного исследования.

3. Основываясь на исследовательских проектах, разрабатываемых в подгруппах, приведите примеры а) триангуляции по Н. К. Дензину.

б) триангуляции между методами;

в) методологической триангуляции;

г) триангуляции по П. Лазарсфельду.

4. В рамках исследовательской программы "Социальная адаптация студентов к общественным переменам в России" для поиска статистических закономерностей выскажите предположение о связях между переменными. Работа ведется в 2-х подгруппах самостоятельно. Время работы 20-25 мин.

5. Используя программы КСИ "Социальная адаптация студентов к общественным переменам в России", разработанные в подгруппах, осуществите системный анализ объекта исследования. (Это задание может быть дано на дом). При выполнении его на занятиях время работы 40 мин.

6. Охарактеризуйте генетический метод

7. Приведите примеры использования аналитических моделей в прогнозировании социальных процессов.

Тема 9. Выборочный метод

Самостоятельная работа

I. Подготовка сообщений

 

1. Социология и социальная статистика.

2. Основные статистические методы: общая характеристика и их применение в социо­логических исследованиях.

3. Идеальные и реальные совокупности.

4. Контроль и ремонт выборки.

5. Репрезентативность выборки.

I I. Другие виды работ

1. Заполните следующую таблицу, назвав основных ученых, которые внесли значительный вклад в развитие социальной статистики.

 

№ п./п. Фамилии ученых–статистиков Годы жизни Основные идеи и достижения
       

 

2. Раскройте понятие "выборочная совокупность", проиллюстрируйте его конкретными цифрами.

3. Поясните, что означает требование репрезентативности выборки.

4. Будут ли отвечать требованиям репрезентативности следующие выборочные сово­купности:

- пациенты районной поликлиники;

- пассажиры в аэропорту?

Аргументируйте свои ответы.

5. Сформулируйте закон больших чисел.

6. Расскажите, как применяется этот закон в конкретных социологических исследова­ниях.

7. Приведите примеры условий использования:

- собственно случайного метода отбора;

- систематического способа;

- способа конечных цифр;

- дат дней рождения;

- первых букв фамилий.

Обоснуйте свою точку зрения.

8. Применяя серийный тип выборки, рассчитайте объем выборки для исследования социальных проблем молодежи, используя статистические данные о демографиче­ской ситуации из сборника “Положение тульской молодежи: состояние, тенденции и перспективы ” - Тула; 1996.

9. Назовите преимущества и недостатки квотной выборки.

 



Просмотров 1131

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!