![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Тема 14 Вопрос в социологическом инструментарии
Самостоятельная работа I. Подготовка сообщений 1. Комплекс различных видов вопросов - средство повышения надежности и достоверности информации. 2. Открытые и закрытые вопросы: анализ методик исследования 3. Принципы построения анкеты и динамика развертывания опроса (на примере самостоятельно разработанной анкеты) 4. Пилотаж анкеты (на примере конкретной методики) 5. Прямые и косвенные вопросы (анализ методик исследования). II. Другие виды работ 1. Расскажите о требованиях к закрытым вопросам о статусе. 2. Назовите факторы, от которых зависит оценка уровня компетентности респондента. 3. Проиллюстрируйте на примерах анкет. Разрабатываемых в подгруппах Ии индивидуально технику «воронки» 4. Приведите примеры вопросов на интенсивность мнений. 5. Поясните, как вы понимаете асимметрию позитивного и негативного полюсов оценок. 6. Сформулируйте 3 основных правила, которыми следует руководствоваться при подготовке вариантов ответа в закрытом вопросе. 7. Назовите главный недостаток открытых вопросов.
Тема 15. Виды вопросов Самостоятельная работа I. Подготовка сообщений 1. Открытые и закрытые вопросы: анализ методик исследования 2. Прямые и косвенные вопросы( анализ методик исследования) 3. Задачи исследования и программные вопросы. 4. Условия применения функциональных вопросов. I I. Другие виды работ 1. Проиллюстрируйте примерами следующие понятия: закрытый и открытый вопросы, вопрос- фильтр, прямые и косвенные вопросы, личные и безличные вопросы, основные и контрольные, ретроспективные вопросы, вопросы- ловушки, вопросы "глушители", проективные, функциональные, программные вопросы, постадийное развертывание вопросов. 2. Перечислите требования к вопросам о фактах и событиях 3. Приведите примеры вопросов –"ловушек". С какой целью они могут быть использованы в анкете? 4. Сформулируйте наводящие вопросы. В чем состоит их опасность? 5. Приведите пример прямого вопроса и переведите его в косвенный. 6. Сформулируйте функциональный вопрос. 7. Приведите пример вопроса «меню» 8. Приведите пример вопроса «кафетерий» 9. Приведите пример вопроса «глушителя» Тема 16. Интервью Самостоятельная работа I. Подготовка сообщений 1. Применение стандартизированного интервью при изучении семейных проблем тульских женщин (из опыта участия в исследовании) 2. Применение стандартизированного интервью в маркетинговых исследованиях. 3. Использование стандартизированного интервью при изучении политической ситуации в регионе. 4. Инструментарий в процессе проведения стандартизированного интервью (на примере конкретной методики). 5. Формирование сети интервьюеров. Эффект интервьюера. 6. Интервью и анкетирование (сравнительный анализ методов). I I. Другие виды работ 1. Раскройте суть следующих понятий: интервью, клиническое, свободное, глубокое интервью, фокус-группы, фокусированное интервью, стандартизированное интервью. Обоснуйте целесообразность использования интервью в целом и каждого из перечисленных видов. 2. Расскажите о требованиях, предъявляемых к интервьюерам, о том, как происходит их поиск. 3.Раскройте суть клинического интервью. 4. Опишите основные проблемы, возникающие при проведении стандартизированного интервью а) по месту жительства; б) по месту работы; в) по месту учебы. 5. Расскажите о стандартизированных интервью с применением телефонов и компьютеров. 6. Разбейтесь на пары, используя бланк интервью исследования "Семейные проблемы и современная женщина", проиграйте в парах процедуру индивидуального стандартизированного интервью в следующих ситуациях: - респондент отказывается от участия в опросе, но вы его убеждаете, используя различные доводы; - респондент невнимательный, торопится. Остальные студенты выступают в качестве экспертов и фиксируют недостатки и преимущества проведения интервью. Тема 17. Фокусированное групповое интервью (фокус- группы) Самостоятельная работа I. Подготовка сообщений 1. Использование фокус-групп для изучения социальной стратификации молодежи. 2. Описание проведения фокус-группы (с разработкой авторской методики). 3. Информация, полученная методом фокус-групп и стандартизированным интервью: сравнительный анализ (на примере КСИ). 4. Влияние стиля модераторы на поведение фокус-групп. 5. Принципы формирования фокус-групп в зависимости от цели и задач исследования. I I. Другие виды работы 1. Фокус - группу называют группой особого типа. Поясните, чем она отличается от других социальных групп. 2. Назовите “показатели” хорошего и плохого зрительного контакта. 3. Расскажите, в чем выражается хорошие и плохие позы модератора 4. Перечислите деструктивные стили модератора. Расскажите, в чем выражается проявление этих стилей. 5. Укажите, какие вопросы открытые, а какие закрытые:
Тема 18. Экспертный опрос Самостоятельная работа I. Подготовка сообщений 1. Виды метода экспертных оценок. 2. Метод Дельфи. 3. Метод мозгового штурма. I I. Другие виды работ 1. Представьте себе, что эксперт Х имеет специальное образование по исследуемой теме, но не имеет стажа работы. Включите ли Вы его в список экспертов или нет? Пример: эксперт имеет образование по специальности "политолог", исследуемая Вами тема: "Политические процессы в Тульском регионе", но он совсем не имеет стажа работы. Включите ли Вы его в список экспертов или нет? 2. Покажите, как можно рассчитать совокупный индекс самооценки экспертов на основании оценки их своих знаний, опыта и способностей. 3. Преподаватель знакомит с одной из методик групповой оценки личности -методикой Утюжниковой, применяемой для диагностики деловых и личностных качеств руководителей и специалистов. Используя комплекс качеств из заранее разработанного экспертного листа, студенты рассчитывают средний балл по каждому качеству и строят график личностного профиля руководителя X. Время работы 50 мин. 4. Домашнее задание: проанализировать график личностного профиля, осуществить прогноз успешности управленческой деятельности и выдать рекомендации по развитию уровня качеств, попавших в номинальную зону. 5. Раскройте сущность метода Дельфи. 6. Проведение ролевой игры "Круглый стол". Перемены в России: состояние и прогноз. Давайте представим, что все мы эксперты. Наша задача состоит в том, чтобы оценить происходящие перемены в России и осуществить прогноз развития социальных процессов. Для этого мы организуем заседание "круглого стола". Его тема "Перемены в России: состояние и прогноз". Разделим всю группу на несколько подгрупп. 1-я группа - это "генераторы идей". Они будут осуществлять диагностику состояния общества и выдвигать различные идеи. 2-я группа - это "регуляторы", которые следят за тем, чтобы полемика не приобретала хаотический характер и не переходила во взаимную оценку мнений друг друга. 3-я группа - это "селекторы", они отбирают наиболее важные идеи "генераторов". 4-я группа - это "стимуляторы", которые формулируют различные предложения и побуждают "генераторов" к выработке оценок. Количественный состав каждой группы - 5-6 чел. В роли "президента круглого стола" выступает преподаватель. Время работы - 1.5 часа. Заседание проходит по специально разработанному сценарию. Студентам заранее выдаются домашние задания по выполнению ролей. ТЕМА 19. ТЕЛЕФонный ОПРОС Самостоятельная работа 1. Подготовка сообщений 1. Анкетирование, интервью и телефонный опрос (сравнительный анализ) 2. Телефонный опрос: преимущества и недостатки метода. I I. Другие виды работ 1. Разработайте бланк для проведения телефонного опроса в рамках групповых или индивидуальных проектов.
![]() |