![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Тема 27. Социологический эксперимент
Самостоятельная работа I. Подготовка сообщений 1. Использование модельного эксперимента при изучении общественных перемен в России. 2. Применение мысленного эксперимента в ходе исследования социальной адаптации молодежи к общественным переменам в российском обществе. 3. Метод мысленного эксперимента при прогнозировании политической ситуации в стране и в России. 4. Социальный эксперимент в организациях (на примере конкретного социологического исследования). 5. Особенности социологического эксперимента и сравнение его с другими методами. I I . Другие формы работы 1. Проанализируйте и проиллюстрируйте конкретными примерами следующие понятия: социологический эксперимент, правила согласия и различия Дж. С. Милля, натурный, мысленный, модельный, сценарный, лабораторный, полевой, ретроспективный, последовательный, параллельный, концептуальный, решающий, уточняющий, радикальный эксперимент, контролируемый и неконтролируемый эксперименты, экспериментальный фактор, экспериментальный объект, точечное, частотное, случайно-механическое выравнивание, выравнивание по квоте, экспериментальная ("независимая") и зависимая переменные, экспериментальная и контрольные группы 2. Раскройте следующие основные функции социального эксперимента: - достижение эффекта в преобразовательной деятельности; - проверка научной гипотезы; 3. Сформулируйте правила согласия и различия Дж. С. Милля, которыми руководствуются при проведении эксперимента. 4. Назовите известных отечественных и зарубежных социологов, которые указывали на необходимость применения эксперимента в социологии. 5.Дайте типологию экспериментов. Представьте ее в табличной форме. Перечислите наиболее совершенные формы эксперимента. Обоснуйте свою точку зрения. 6. Приведите примеры применения мысленного и натурного экспериментов в ходе исследования конкретной тематики. 7. Покажите на конкретных примерах, как осуществляется точечное выравнивание малых групп: - в ходе внедрения новой системы оплаты труда в первичных производственных коллективах; - при изменении условий учебного процесса в студенческих группах. 8. Заполните таблицу частотного выравнивания индивидуальных характеристик в эксперименте.
9. Назовите основные недостатки частотного выравнивания. 10. Раскройте, в чем заключается способ случайного механического выравнивания. 1. Объясните логику следующих типов эксперимента: - эксперимент "до - после" с одним контрольным объектом; - эксперимент "до - после" без контрольного объекта; - эксперимент "только после" с контрольным объектом; - эксперимент "якобы до - после" с контрольной группой.
Тема 28. Социологическая диагностика Самостоятельная работа I. Подготовка сообщений и докладов: 1. Диагностика организаций (компаративный анализ существующих методик). 2. Социологическая диагностика первичных производственных коллективов. 3. Проблемы измерений в социальных технологиях. 4. Методики ГОЛ (групповой оценки личности) как средства социологической диагностики управленческих работников и специалистов. 5. Средства отбора руководящих и инженерно-технических кадров I I . Другие формы работы 1. Проанализируйте следующие понятия: социологическая диагностика, объект диагностики, цели диагностики, внутреннее и внешнее управленческое консультирование, диагностическое средство, диагностическая ситуация, предметный, проблемный, нормативный, ситуационный и проблемно-ситуационный подходы в социологической диагностике, эталонное и реальное состояние социального объекта, социально-экологический подход, социальная технология. 1. Дайте три различных определения, характеризующие диагностику как - процесс; - средство; - специальную дисциплину. 2. Назовите основные свойства, отражающие специфику диагностических средств. 3. Представьте типологию диагностических методик по различным основаниям, приведите конкретные примеры методик. 5.Раскройте сущность социально-экологического подхода в социологической диагностике. 6. Разработайте методику диагностики объекта в рамках групповых и индивидуальных исследовательских проектов.
![]() |