Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Тема 27. Социологический эксперимент



Самостоятельная работа

I. Подготовка сообщений

1. Использование модельного эксперимента при изучении общественных перемен в России.

2. Применение мысленного эксперимента в ходе исследования социальной адаптации молодежи к общественным переменам в российском обществе.

3. Метод мысленного эксперимента при прогнозировании политической ситуации в стране и в России.

4. Социальный эксперимент в организациях (на примере конкретного социологического исследования).

5. Особенности социологического эксперимента и сравнение его с другими методами.

I I . Другие формы работы

1. Проанализируйте и проиллюстрируйте конкретными примерами следующие понятия: социологический эксперимент, правила согласия и различия Дж. С. Милля, натурный, мысленный, модельный, сценарный, лабораторный, полевой, ретроспективный, последовательный, параллельный, концептуальный, решающий, уточняющий, радикальный эксперимент, контролируемый и неконтролируемый эксперименты, экспериментальный фактор, экспериментальный объект, точечное, частотное, случайно-механическое выравнивание, выравнивание по квоте, экспериментальная ("независимая") и зависимая переменные, экспериментальная и контрольные группы

2. Раскройте следующие основные функции социального эксперимента:

- достижение эффекта в преобразовательной деятельности;

- проверка научной гипотезы;

3. Сформулируйте правила согласия и различия Дж. С. Милля, которыми руководствуются при проведении эксперимента.

4. Назовите известных отечественных и зарубежных социологов, которые указывали на необходимость применения эксперимента в социологии.

5.Дайте типологию экспериментов. Представьте ее в табличной форме. Перечислите наиболее совершенные формы эксперимента. Обоснуйте свою точку зрения.

6. Приведите примеры применения мысленного и натурного экспериментов в ходе исследования конкретной тематики.

7. Покажите на конкретных примерах, как осуществляется точечное выравнивание малых групп:

- в ходе внедрения новой системы оплаты труда в первичных производственных коллективах;

- при изменении условий учебного процесса в студенческих группах.

8. Заполните таблицу частотного выравнивания индивидуальных характеристик в эксперименте.

 

№ п./п. Характеристики, подлежащие выравниванию   Группа
Экспериментальная контрольная
       

 

9. Назовите основные недостатки частотного выравнивания.

10. Раскройте, в чем заключается способ случайного механического выравнивания.

1. Объясните логику следующих типов эксперимента:

- эксперимент "до - после" с одним контрольным объектом;

- эксперимент "до - после" без контрольного объекта;

- эксперимент "только после" с контрольным объектом;

- эксперимент "якобы до - после" с контрольной группой.

 

Тема 28. Социологическая диагностика

Самостоятельная работа

I. Подготовка сообщений и докладов:

1. Диагностика организаций (компаративный анализ существующих методик).

2. Социологическая диагностика первичных производственных коллективов.

3. Проблемы измерений в социальных технологиях.

4. Методики ГОЛ (групповой оценки личности) как средства социологической диагностики управленческих работников и специалистов.

5. Средства отбора руководящих и инженерно-технических кадров

I I . Другие формы работы

1. Проанализируйте следующие понятия: социологическая диагностика, объект диагностики, цели диагностики, внутреннее и внешнее управленческое консультирование, диагностическое средство, диагностическая ситуация, предметный, проблемный, нормативный, ситуационный и проблемно-ситуационный подходы в социологической диагностике, эталонное и реальное состояние социального объекта, социально-экологический подход, социальная технология.

1. Дайте три различных определения, характеризующие диагностику как

- процесс;

- средство;

- специальную дисциплину.

2. Назовите основные свойства, отражающие специфику диагностических средств.

3. Представьте типологию диагностических методик по различным основаниям, приведите конкретные примеры методик.

5.Раскройте сущность социально-экологического подхода в социологической диагностике.

6. Разработайте методику диагностики объекта в рамках групповых и индивидуальных исследовательских проектов.



Просмотров 1075

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!