Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Тема 29. Использование тестов в социологии



Самостоятельная работа

I. Подготовка сообщений

1. Методические возможности теста для изучения социальных установок.

2. Общеличностные, специальные, групповые тесты и границы их использования в КСИ.

3. Применение методик изучения системы ценностных ориентаций для исследования социальной адаптации населения к общественным переменам в России.

4. Использование тестов в ходе изучения самоидентификации молодежи к социальным изменениям в российском обществе.

5. Применение тестов в социально-психологическом исследовании

I I .Другие формы работы

1. Проанализируйте и проиллюстрируйте примерами следующие понятия: тест, общеличностные, специальные (личностные), групповые, тесты, объективные, субъективные тесты, тесты "с карандашом и бумагой", тестовый показатель, надежность теста, проективная техника, семантический дифференциал, личностные диспозиции, ценностные ориентации, социальные установки.

2. Приведите примеры тестов "с карандашом и бумагой" и расскажите, какие свойства личности можно изучать, применяя их.

3. Разработайте бланк экспертного листа для групповой оценки личности (ГОЛ). Ответьте, какие проявления испытуемых позволяют фиксировать подобные методики.

4. Разработайте шкалы семантического дифференциала для изучения отношения респондентов к понятию "общественные перемены". По каким параметрам Вы будете измерять эти отношения?

5. Раскройте, в чем заключается методика ТАТ.

6. Дайте определение диспозиции личности.

7. Основываясь на методике выявления системы ценностных ориентаций личности, предложенной М. Рокичем, разработайте блок вопросов, направленных на изучение динамики ценностных ориентаций населения г. Тулы. Разрешается модифицировать методику с учетом появления в России таких современных ценностей как "свобода", "рационализм", "предприимчивость"

и т. д.

Тема 30. Игровые методы

Самостоятельная работа

I. Подготовка сообщений

1. Оргмыслительная игра как способ измерения отношения студентов к общественным переменам в России (по материалам конкретного социологического исследования).

2. Оргмыслительная игра как метод изучения социальной адаптации молодежи к общественным переменам в России.

3. Инновационная игра как способ изучения инноваций молодежи в ходе ее адаптации к социальным переменам в российском обществе.

4. Игры открытого и закрытого типов (сравнительный анализ).

5. Преимущества и недостатки игрового метода в социологии.

I1. Другие формы работы

1.Проанализируйте следующие понятия: игровой метод, игровая методика, исследовательские, производственные, учебные, деловые. оргмыслительные (ОМИ), инновационные (ИНИ), оргдеятельностные (ОДИ), рекреационные игры, имитационные игры (ИМИ), игры открытого, смешанного и закрытого типов.

2.Охарактеризуйте возможности игровых методов по следующим направлениям:

- использование игр для сбора социологической информации;

- использование игр для выработки установок на их получение и использование в профессиональных кругах;

- применение игр для формирования механизмов конструктивного разрешения социальных проблем;

- использование игр на этапе подготовки исследования при формулировании проблем;

- применение игр при разработке инструментария при использовании опросного метода;

- использование игрового метода как инструмента изучения общественного мнения;

3.Раскройте принципы системного, ситуационного, деятельностного и инновационного подходов, на которых основана технология группового решения проблем используемая в инновационной игре?

4.Раскройте принципы, на которых основывается организация инновационной игры:

- системность;

- коллективная ответственность консультантов и заказчиков за организацию и результаты игры;

- единоначалие руководителя игры;

- самопрограммирование;

- саморазвитие;

- принцип контролируемой борьбы;

- принцип развивающего обучения.

5.Расскажите, в чем заключаются технологии:

- распредмечивания;

- проблематизации;

- целеполагания;

- самоопределения;

- рефлексии.

 

Тема 31. Комбинаторность методов в КСИ

Самостоятельная работа

I. Подготовка сообщений

1. Комплементарность методов, используемых для изучения девиантного поведения молодежи.

2. Взаимообусловленность методов исследования политической ситуации в тульском регионе.

3. Сочетание количественных и качественных методов, используемых для исследования социальной адаптации студентов к общественным переменам в России.

4. Обоснование методов анализа характера перемен в российском обществе.

I1. Другие формы работы

1. Проанализируйте следующие понятия: комбинаторность. комплементарность, однородность выборки, математический формализм, алгоритм анализа, корректность метода, универсальность метода, компаративизм данных, операциональная интерпретация.

2. Выделите возможные логически взаимосвязанные этапы решения задачи изучения политического участия населения тульского региона. Определите и обоснуйте, какие методы КСИ целесообразно использовать на каждом из этих этапов.

3. Сравните частоту и эффективность применения различных методов сбора информации с позиции интерпретации результатов их применения в практике изучения проблем семьи.

4. Раскройте, что, по Вашему мнению, означает "комплексное применение" различных методов исследования.

5. Определите основные и дополнительные задачи в ходе изучения социальной адаптации студентов. Для каждой из задач выберите и обоснуйте количественные и качественные методы сбора и анализа информации. Время работы -50 мин.

6. Назовите этапы, из которых состоит формирование однородной совокупности, и раскройте специфику каждого из этих этапов.

1. Расскажите, при помощи каких математических методов осуществляется сравнение двух выборок.

2. На примере конкретного социологического исследования по изучению социальной адаптации студентов покажите, как осуществляется связь интерпретации результатов исследования с предположениями, лежащими в основе априорной модели.

3. Используя конкретные результаты исследования, попытайтесь показать на основе использования известных вам методов анализа, какая часть представлений социолога была не учтена при использовании тех или иных (заранее определенных методов). Продемонстрируйте, как это можно исправить в процессе интерпретации данных.

 



Просмотров 1163

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!