![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Использование дакгильной и жестовой речи
Важное значение в решении проблемы дифференцированного обучения и воспитания детей с недостатками слуха имеет вопрос об использовании дактильной и жестовой речи в общении. Необходимость употребления ранооглохшим жестовой речи возникает из-за его потребности в общении. До овладения словесной речью жесты способствуют обогащению жизненного опыта ребенка, развитию мышления и ориентировке в окружающем мире. Общение глухого с помощью жестов опережает развитие его словесной речи. Поэтому в условиях коммуникативной дидактической системы (С.А. Зыков) жестовая речь может быть использована в учебно-воспитательном процессе как вспомогательное средство, когда словесная речь ребенка еще бедна. Но по мере формирования словесной письменной и устной речи, накопления опыта речевого общения в учебной и внеурочной деятельности учащихся доля использования жестовой речи уменьшается. В школе для слабослышащих, по утверждению Р.М. Боскис, А.Г. Зикеева, Ф.Ф. Рау и др., нежелательно в условиях коммуникационной системы использование жестовой речи в учебной деятельности, так как развитие этих детей протекает не только в условиях специального обучения, но и в непосредственном речевом общении с окружающими. Чем больше будет потребность в речевом общении, тем активнее развивается самостоятельная речь слабослышаще-го ребенка. Применение жестов слабослышащими школьниками в общении задерживает развитие их словесной речи. Сурдопедагог должен избегать общения со слабослышащими с помощью жестовой речи, максимально используя в воспитательном процессе все возможные наглядные средства обучения, письменную речь, звукоусиливающие аппараты. Применение жестовой речи в общении позднооглохших детей также недопустимо, так как тормозит формирование навыка зрительного, слухозритель-ного восприятия устной речи. Устная речь позднооглохших сохраняется только в условиях активного речевого общения. Использование дактилологии, по мнению Р.М. Боскис, как своеобразной формы словесной речи допустимо в обучении всех категорий детей с нарушениями слуха, кроме позднооглохших, особенно в первоначальный период обучения. При обучении неслышащих устно-дактильная речь используется в качестве исходной формы на ранних этапах обучения речи по принципу формирования речевого общения. При глубоком недоразвитии речи у слабослышащих дактилология служит для уточнения звукобуквенного состава искаженных слов, самостоятельно усвоенных детьми. Неслышащие, слабослышащие, позднооглохшие дети имеют свои особенности нарушения слуховой функции и развития речи. На основе педагогической классификации, разработанной Р.М. Боскис, исследований Т.А. Власовой, А.И. Дьячкова, А.Г. Зикеева, С.А. Зыкова, К.Г. Коровина, Л.В. Неймана, Ф.Ф. Рау и др., в нашей стране осуществляется дифференцированное специальное обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, создана система специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида, системы воспитания и образования глухих и слабослышащих. С середины XX в. формируются две дифференцированные системы образования в теории и практике сурдопедагогики: система образования и воспитания глухих (неслышащих) (А.И. Дьячков, С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичева, Е.Н. Марциновская, Ф.Ф. Рау, Т.В. Розанова, Ж.И. Шиф и др.) и система образования и воспитания слабослышащих (Р.М. Боскис, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин, К.В. Комаров, М.И. Никитина, Л.П. Назарова, Л.Т. Тигранова и др.). Во второй половине XX в. в каждом из этих направлений создаются разные образовательные и воспитательные подсистемы: обучение языку по принципу формирования речевого общения; формирование и коррекция устной речи (произношения); уроки ППО; развитие слухового восприятия; трудовое обучение и профессиональная подготовка; системы воспитания учащихся в специальных школах для детей с недостатками слуха. Многообразие факторов, влияющих на развитие детей с нарушениями слуховой функции, вызывает необходимость дальнейшего изучения категорий детей в каждой из основных четырех групп в классификации Р.М. Боскис. Одним из важных направлений в сурдопедагогике является углубленное комплексное изучение детей с недостатками слуха и совершенствование дифференцированного и индивидуального подхода в образовательном и воспитательном процессе для максимального развития каждого школьника. Вопросы и задания для практических занятий
![]() |