Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



И воспитанию детей с недостатками слуха



Одна из актуальных проблем специальных школ начала XXI в. — совершенствование педагогической классификации детей с нарушенным слухом для разработки системы критериев реализации дифференцированного и интегрированного подхода.

В исследованиях ученых раскрыто значение раннего выявления и ранней, медико-психолого-педагогической помощи для обеспечения возможного развития ребенка в условиях индивидуально-ориентированного дифференцированного подхода. Подчеркивается необходимость разработки системы критериев для совершенствования педагогической классификации детей с нарушением слуха, показаний для направления ребенка в специальное коррекционное образовательное учреждение или в общеобразовательную массовую школу. Результаты экспериментов и изучение детей с нарушением слуха, по мнению Н.Н. Малофеева, четко показывают, что такие традиционные критерии, как степень нарушения слуховой функции и уровень развития словесной речи не являются достаточными в выборе системы обучения и воспитания учащихся. Развивающиеся системы специального образования и воспитания требуют не только совершенствования педагогической классификации детей с особыми нуждами, но и организации новых типов специальных учреждений.

В период обновления нашего общества в 90-е гг. в образовании и воспитании утвердился индивидуально-ориентированный подход, приоритет общечеловеческих ценностей в общественном сознании, сформировались новые педагогические идеи. Гуманистические традиции, определение новых целей воспитания требуют активного включения всех детей в образовательное пространство на основе дифференцированного подхода для получения возможно более высокого уровня образования для каждого ученика, что отвечает как запросам всего общества, родителей, так и ребенка. Важен и интегрированный подход в воспитательном процессе специальной школы, т. е. привлечение всех воспитанников совместно со слышащими к участию в разных внеклассных занятиях и интегрированных воспитывающих коллективных делах независимо от сложности отклонений в развитии ученика.

Практика школ глухих, слабослышащих и позднооглохших показывает, что медико-психолого-педагогические исследования специалистов определяют равные группы детей для обучения по вариативным программам в классе и индивидуально на основе дифференцированного подхода. В специальных школах для детей с нарушенным слухом определяются особенности развития разных групп детей:

1) глухие или слабослышащие с достаточно развитой речью, имеющие возможности нормального умственного развития;

2) неслышащие или слабослышащие с достаточно развитой речью, но с замедленным темпом интеллектуального развития;

3) учащиеся с тяжелой степенью тугоухости или с глухотой, общим речевым недоразвитием и своеобразием умственного развития;

4) оглохшие и плохослышащие дети с поздней потерей слуха, владеющие речью, переведенные из общеобразовательной школы для слышащих в 1-е отделение школы слабослышащих.

Особую группу составляют дети со сложной первичной патологией, например: нарушение слуха в разной степени и интеллектуальная недостаточность в сочетании с недоразвитием речи и недостатками в двигательной сфере и др. Специальная школа одной из своих задач считает оказание помощи детям с множественными нарушениями. Поэтому в специальных коррекционных образовательных учреждениях I и II вида воспитываются дети с такими сложными Множественными нарушениями, как сочетание нарушения слуховой функции, речи с интеллектуальной недостаточностью или негрубыми нарушениями опорно-двигательного аппарата; нарушение слуха, речи, первичная задержка психического развития; недостатки слуха, речи и ослабленное здоровье, патология Характера, трудности воспитания и поведения; неслышащие или слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием и хроническими нервно-соматическими заболеваниями; дети с нарушениями слуха, речи и эмоционально-волевой Сферы, мелкой моторики; с нарушением слуха, речи и нетяжелой зрительной патологией и др.

I Среди учащихся школы слабослышащих в последнее время обучаются и некоторые неслышащие дети с потерей слуха более 80 дБ (классификация Л.В. Неймана) на основе заключения медико-психолого-педагогической комиссии. В своем заключении комиссия руководствуется Международной медицинской классификацией нарушений слуха, где у таких детей определяется тугоухость IV степени, потеря слуха 71-90 дБ. Глухота же определяется как потеря слуха более 90 дБ. Если с данным ребенком проводилось раннее коррекционно развивающее воспитание и обучение, выявляется достаточный уровень психоречевого развития, в этом случае, например, определяется подготовленность Неслышащего к обучению по программе 2-го отделения школы слабослышащих. Родители имеют право выбора образовательного маршрута для глухого ребенка в школе слабослышащих, если будущий глухой ученик в процессе раннего специального коррекционного обучения подготовлен к обучению по программе школы слабослышащих, к речевому общению в среде слабослышащих.

Одной из актуальных проблем специального образования и воспитания детей с отклонениями в развитии является как дифференцированный, так и интегрированный подход в условиях специального коррекционного образовательною учреждения. Необходимость сочетания дифференциации и интеграции в образовательном и воспитательном процессе побуждает ученых и сурдопедагогов-практиков вести поиск новых технологий обучения и воспитания детей с нарушенным слухом.

В современной системе специального воспитания и образования детей снарушениями слуха в развивающихся новых социальных и экономических условиях происходят существенные изменения. Специальное обучение все больше ориентируется на общеобразовательные школы для слышащих детей. Исследования ученых (Н.Н. Малофеев, А.Г. Зикеев, М.И. Никитина, Т.С. Зыкова и др.) определяют необходимость взаимодействия с общим образованием. Но утверждается и необходимость удовлетворения особых специальных образовательных, воспитательных потребностей детей с нарушениями слуха. Т.С. Зыкова, М.И. Никитина подчеркивают, что специальные школы, отходя от четкой дифференциации учащихся, наряду со школами-интернатами, школами-экстернатами полного дня I и II вида организуют смешанные школы, где обучаются дети с разными нарушениями слуха и речи, учебно-воспитательные комплексы (УВК), объединяющие разные ступени непрерывного образования (дошкольное воспитание и начальная школа и др.). Значительно усложняется состав учащихся специальных школ, увеличивается количество детей, имеющих двойную первичную патологию и сложную комплексную структуру нарушений развития. Организация новых условий воспитания и образования детей с нарушениями слуха впрямую зависит от профессиональной компетенции специалистов, от понимания особенностей развития и обучения разных категорий детей с нарушениями слуха, от разработки эффективных вариативных образовательных программ с учетом особенностей развития учащихся.

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Используя дефектологические словари, раскройте определение понятий «изоляция», «интеграция», «адаптация», «дифференциация».

2. Какие группы учащихся, кроме категорий детей в классификации Р.М. Боскис, определяют специалисты в современной школе?

3. Подготовьте сообщения по материалам сборников:

1) Малофеев Н.Н. Современное понятие «интеграция»: термин и смысл. // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: Тезисы международного семинара / Под ред. М.И. Никитиной и др. СПб., 1995.

2) Никитина М.И. Соотношение дифференцированного и интегрированного обучения. Проблема подготовки специалистов по коррекционной педагогике // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы: Материалы международного семинара. СПб., 1996.

4. Прочитайте и обсудите на практическом занятии «Классификацию детей с ограниченными возможностями и образовательную система государства» из статьи Н.Н. Малофеева «Актуальные проблемы специального образования» (Дефектология. 1994. № 6):

«Второй вектор развития системы специального образования развитие классификации детей с особыми нуждами в комплексе с разработкой новых типов специального обучения. В большинстве представленных в „Обзоре" стран (37) дети с особыми нуждами нормативно отнесены к определенным категориям. В 17 из них выделяют 7 основных категорий:

эмоциональные нарушения;

умственная отсталость;

физические недостатки;

нарушения зрения;

нарушения слуха;

нарушения речи;

трудности в учении.

Если имеющийся дефект „ не вписывается " в принятые категории, то он трактуется как сложный.

В ряде стран выделяются как самостоятельные категории: дефекты слож-, ной структуры; аутизм; хронические заболевания.

В остальных (21 страна из 58) отсутствует или не используется в законодательстве даже формальная классификация нарушений, что, по-видимому, объясняется низким уровнем развития системы образования и невозможностью обеспечить обучение детей всех категорий. В некоторых странах отсутствуют нормативные документы, определяющие потребность в специальных школах и соотношение специального и общего образования в государственной политике.

Таким образом, классификация детей с особыми проблемами, находящая отражение в законодательстве, во многом объясняется экономическими возможностями государства и связанным с ними социальным заказом общества.

Представители различных научных отраслей медицины, психологии, педагогики могут быть едины в понимании природы дефекта и путей его коррекции, однако государство организует сеть специальных образовательных учреждений, исходя прежде всего из экономических и политических резонов.

Нередко ребенок не имеет возможности получить адекватную психолого-педагогическую помощь не в силу неясности диагноза, а из-за отсутствия в стране учреждений соответствующего типа.

...Чем больше разработаны и обоснованы специалистами классификация детей с особыми потребностями и специальные методы их обучения, тем скорее государство будет вынуждено их обучать...»

5. Назовите категории детей из 7 основных групп, представленных в статье Н.Н. Малофеева, которые наблюдаются в специальных образовательных учреждениях I и II вида.

6. Какие факторы определяют в разных странах, по мнению Н.Н. Малофеева, потребность создания классификации детей с особыми проблемами и необходимость организации специальных образовательных учреждений?

Список литературы

1. Малофеев Н.Н. Актуальные проблемы специального образования //Дефектология. 1994. №6.

2. Малофеев Н.Н. Современное понятие «интеграция»: термин и смысл //Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития /Подред.М.И. Никитиной и др. СПб., 1995.

3. Назарова Н.М. Понятие интеграции в специальной педагогике // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. Вып. 2. Екатеринбург, 1998.

4. Никитина М. И. Перспективы развития образовательных систем в детских учреждениях для детей с нарушением слуха// Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом: Сб. науч. тр. / Под ред. М.И. Никитиной и др. СПб., 1997.

5. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха: Методические рекомендации/Под ред. Л.М. Шипицыной и Л.П. Назаровой. СПб., 2000.



Просмотров 1562

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!