Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Структуры воспитательного процесса



| Воспитательный процесс всегда связан с поиском необходимой, развивающей детей информации и передачей ее воспитанникам. Это положение имеет особое значение для информации и воспитания детей с нарушенным слухом. Воспитателю следует не только подобрать нужную воспитывающую и социально значимую информацию, но и овладеть способами донесения этого материала до сознания глухих и слабослышащих. Значимо и овладение воспитателем речевыми средствами общения со школьниками в условиях коммуникативной дидактической системы специальной школы. Воспитатель учитывает уровень развития речи школьника, овладение им слухозрительным восприятием речи с помощью индивидуального аппарата или без него, навыком чтения с губ. Определяются также особенности мыслительных операций, способности к догадке на основе разновидности контекста.

Содержание воспитательного процесса многовариантно и учитывает особенности развития детей воспитательной группы, уровень их воспитанности. Воспитательный процесс — сложная динамическая система, построенная на основополагающих идеях. Рассматривая процесс воспитания в динамике, следует определить первичное состояние, развитие и дальнейшие перспективы. При анализе воспитательного процесса определяется не только его сущность, но и подготовительный этап. Критериев анализа системы воспитательного процесса множество. Наиболее известны в общей и специальной педагогике системы процесса воспитания, построенные по критериям: основополагающие идеи, принципы и задачи; содержание воспитательного процесса, организационные условия воспитывающей деятельности; взаимодействие воспитателей и воспитанников; методы и формы воспитательной деятельности; учет и анализ результатов процесса воспитания.

В современной специальной школе для детей с нарушением слуха процесс воспитания включает:

• целостное развитие личности с учетом возраста, индивидуальных особенностей развития ребенка в условиях коррекционно-развивающей деятельности;

• воспитание жизненной позиции, соответствующей демократизации общества, правам и обязанностям личности;

• формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, развития эмоционально-волевой сферы и социально-ориентированной мотивации поведения; • приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям в области общественной жизни, труда, экологии, культуры и т. д.; развитие познавательной деятельности школьника, его склонностей, интересов с учетом возможностей, формирующих индивидуальное и общественное сознание;

• организация разных видов деятельности (учебно-познавательная, трудовая, природоохранная; общественная (коллективная); духовная (эмоционально-волевая, художественно-эстетическая, театрально-речевая, музыкальная); формирование межличностного и делового (ролевого) общения, их реакция в условиях деятельности.

Воспитательный процесс длительный, в нем отмечаются различные трудности. Результаты воспитания могут быть отдаленными, учитывать их сложно. При определении достижений воспитательного процесса сопоставляются цели и реальные результаты воспитания. Без анализа промежуточных и конечных результатов невозможно планирование и управление воспитательным процессом. Под результатами воспитательного воздействия понимается уровень воспитанности личности. Данные психолого-педагогического изучения личности сопоставляются с исходными характеристиками воспитанности. Сравнение начальных и конечных результатов определяет эффективность процесса воспитания. Личность школьника, по определению психологов, целостная система, и изучение ее должно быть комплексным. Среди множества методик определения воспитанности выделяются содержательные, оценочные критерии воспитанности и общие критерии для диагностики конечных результатов — достигнутого уровня воспитанности личности или коллектива. Имеются и частные критерии для анализа промежуточных результатов, связанные с формированием отдельных черт и качеств личности. Первые отражают реализованные цели, другие — решение конкретных задач воспитания.

ле является психолого-педагогическое коррекционное сопровождение развития воспитанника, диагностика отклонений в его развитии, понимание воспитателем особенностей первичного недостатка и сложной структуры вторичных отклонений.

Всестороннее изучение личности, уровня воспитанности школьника позволяют определить коррекционно-развивающие задачи воспитания. Вера в возможности преодоления нарушений в развитии, опора на здоровые стороны, потенциальные возможности ребенка позволяют воспитателю более эффективно использовать методы и технику воспитательного воздействия.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников с нарушением слуха и недоразвитием речи, знание особенностей характера и поведения помогают индивидуализировать процесс воспитания, усиливать интеграцию школьного и семейного воспитания, образовательного и воспитательного процессов.

Особенность воспитания учащихся с недостатками слуха — личностно-деятельностный подход в воспитательном процессе, разработанный на основе психолого-педагогических положений Р.М. Боскис, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, С.А. Зыкова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. Личность — субъект и объект воспитывающей деятельности, развивается, познает себя и совершенствуется в деятельности и общении с окружающими. В соответствии с личностно-деятельностным подходом в центре воспитательной системы находится воспитанник, его интересы, мотивы его деятельности, его индивидуальность, характер. Воспитатель определяет цели воспитывающей деятельности, содержание, формы воспитательного процесса, исходя из индивидуальных особенностей, интересов, способностей, недостатков, активности и т. п. В содержание воспитательного процесса включаются следующие виды деятельности: познавательно-развивающая; оздоровительная, экологическая, досуговая; трудовая; информационно-просветительская; спортивная, туристская и др. Детское чтение, живопись, музыка, художественно-речевая и театрально-игровая деятельность, изобразительное и художественно-прикладное искусство способствуют развитию творческих задатков детей, воспитывают чувства, нравственные качества личности.

Воспитание и развитие личности происходит в процессе усвоения школьником опыта общественных отношений, определенных норм, образцов и правил поведения, формирования убеждений и развития чувств. Сущность воспитательного процесса не сводится только к пониманию и знанию, главное — практическое усвоение норм культуры общественных отношений, поведения на основе мотивов и деятельности воспитанника. Для эффективности процесса воспитания необходимо изучать внутренний мир ребенка, индивидуальную природу, на которую направлены воспитывающие воздействия. Процесс социального воспитания осуществляется при достижении взаимосвязанных целей: успешности социализации учащихся с нарушением слуха в современных условиях и саморазвития школьника как субъекта деятельности, как индивидуальности. Основным содержанием воспитательного процесса является социализация и саморазвитие на основе педагогических воспитательных технологий и средств психологической, коррекционно-педагогической поддержки.

Основными приоритетами становления воспитательной системы специальной школы являются международные и отечественные нормы и стандарты демократического гуманистического воспитания; основы современной образовательно-воспитательной политики государства и школы:

• единство воспитывающего характера образования и развивающего воспитательного процесса во внеурочной деятельности;

• создание в образовательных учреждениях для детей с нарушением слуха эффективных воспитательных систем и технологий;

• ориентация и воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях — Школа, Человек, Семья, Здоровье, Отечество, Труд, Культура, Природа, Экология;

• развитие досуговой, клубной, творческой и любительской деятельности учащихся в образовательных учреждениях;

• поддержка и стимулирование создания инициативных детских и молодежных общественных объединений, поощрение демократических начал в развитии школьного самоуправления;

• введение в практику дополнительных развивающих воспитательных программ на основе музейной педагогики, учреждений дополнительного образования и воспитания, домов творчества детей и молодежи;

• разработка программ в рамках школьного компонента, направленных на раннее профессиональное и личностное самоопределение школьников, повышающих возможность получения среднего специального и высшего образования, конкурентоспособности выпускников на рынке труда, способствующих их социализации.

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Раскройте методологические основы воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе I и II вида, опираясь на работы Р.М. Боскис, Л.С. Выготского, С.А. Зыкова, Н.Н. Малофеева, М.И. Никитиной.

2. Назовите особенности воспитательного процесса в специальных школах для неслышащих и слабослышащих.

3. Раскройте содержание понятий «гуманизация воспитания», «педагогика сотрудничества», «коррекционное воспитание», «компенсация через развитие», «права ребенка», «социализация».

4. Как определяется сущность процесса воспитания учащихся с нарушенным слухом?

5. Назовите факторы социализации неслышащих и слабослышащих.

6. В чем состоит обучающая, развивающая и коррекционная функция воспитания детей с нарушением слуха?

7. Из предложенных определений выберите те, которые раскрывают компонент воспитательной системы и распределите их по порядку:

1. Двусторонний характер.

3. Содержание воспитания.

4. Вариативность.

5. Основополагающие идеи и принципы.

6. Отдаленность результатов.

7. Методы воспитания.

8. Формы организации.

9. Педагогическая технология.

10. Комплексность.

11. Организация деятельности воспитанников.

12. Субъекты деятельности.

13. Управление и контроль.

14. Единство воспитательных воздействий.

Список литературы

1. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963.

2. Возрастные особенности усвоения знаний / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М., 1966.

3. Воспитание глухих детей в школе / Под ред. А.Г. Зикеева, Э.Н. Хотеевой. М., 1979.

4. Воспитательная работа в школе слабослышащих: из опыта работы. М., 1985.

5. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1990.

6. Лихачев Д.С. Школа на Васильевском. М, 1990.

7. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: Результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. 1997. № 4.

8. МудрикА.В. Социализация и воспитание. М., 1997.

9. Подласый И.П. Педагогика. Кн. 2. М., 2003.

10. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 1998.

11. Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями // Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2002.

12. Сурдопедагогика I Под ред. М.И. Никитиной. М., 1989.



Просмотров 1187

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!