![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Структуры воспитательного процесса
| Воспитательный процесс всегда связан с поиском необходимой, развивающей детей информации и передачей ее воспитанникам. Это положение имеет особое значение для информации и воспитания детей с нарушенным слухом. Воспитателю следует не только подобрать нужную воспитывающую и социально значимую информацию, но и овладеть способами донесения этого материала до сознания глухих и слабослышащих. Значимо и овладение воспитателем речевыми средствами общения со школьниками в условиях коммуникативной дидактической системы специальной школы. Воспитатель учитывает уровень развития речи школьника, овладение им слухозрительным восприятием речи с помощью индивидуального аппарата или без него, навыком чтения с губ. Определяются также особенности мыслительных операций, способности к догадке на основе разновидности контекста. Содержание воспитательного процесса многовариантно и учитывает особенности развития детей воспитательной группы, уровень их воспитанности. Воспитательный процесс — сложная динамическая система, построенная на основополагающих идеях. Рассматривая процесс воспитания в динамике, следует определить первичное состояние, развитие и дальнейшие перспективы. При анализе воспитательного процесса определяется не только его сущность, но и подготовительный этап. Критериев анализа системы воспитательного процесса множество. Наиболее известны в общей и специальной педагогике системы процесса воспитания, построенные по критериям: основополагающие идеи, принципы и задачи; содержание воспитательного процесса, организационные условия воспитывающей деятельности; взаимодействие воспитателей и воспитанников; методы и формы воспитательной деятельности; учет и анализ результатов процесса воспитания. В современной специальной школе для детей с нарушением слуха процесс воспитания включает: • целостное развитие личности с учетом возраста, индивидуальных особенностей развития ребенка в условиях коррекционно-развивающей деятельности; • воспитание жизненной позиции, соответствующей демократизации общества, правам и обязанностям личности; • формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, развития эмоционально-волевой сферы и социально-ориентированной мотивации поведения; • приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям в области общественной жизни, труда, экологии, культуры и т. д.; развитие познавательной деятельности школьника, его склонностей, интересов с учетом возможностей, формирующих индивидуальное и общественное сознание; • организация разных видов деятельности (учебно-познавательная, трудовая, природоохранная; общественная (коллективная); духовная (эмоционально-волевая, художественно-эстетическая, театрально-речевая, музыкальная); формирование межличностного и делового (ролевого) общения, их реакция в условиях деятельности. Воспитательный процесс длительный, в нем отмечаются различные трудности. Результаты воспитания могут быть отдаленными, учитывать их сложно. При определении достижений воспитательного процесса сопоставляются цели и реальные результаты воспитания. Без анализа промежуточных и конечных результатов невозможно планирование и управление воспитательным процессом. Под результатами воспитательного воздействия понимается уровень воспитанности личности. Данные психолого-педагогического изучения личности сопоставляются с исходными характеристиками воспитанности. Сравнение начальных и конечных результатов определяет эффективность процесса воспитания. Личность школьника, по определению психологов, целостная система, и изучение ее должно быть комплексным. Среди множества методик определения воспитанности выделяются содержательные, оценочные критерии воспитанности и общие критерии для диагностики конечных результатов — достигнутого уровня воспитанности личности или коллектива. Имеются и частные критерии для анализа промежуточных результатов, связанные с формированием отдельных черт и качеств личности. Первые отражают реализованные цели, другие — решение конкретных задач воспитания. ле является психолого-педагогическое коррекционное сопровождение развития воспитанника, диагностика отклонений в его развитии, понимание воспитателем особенностей первичного недостатка и сложной структуры вторичных отклонений. Всестороннее изучение личности, уровня воспитанности школьника позволяют определить коррекционно-развивающие задачи воспитания. Вера в возможности преодоления нарушений в развитии, опора на здоровые стороны, потенциальные возможности ребенка позволяют воспитателю более эффективно использовать методы и технику воспитательного воздействия. Учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников с нарушением слуха и недоразвитием речи, знание особенностей характера и поведения помогают индивидуализировать процесс воспитания, усиливать интеграцию школьного и семейного воспитания, образовательного и воспитательного процессов. Особенность воспитания учащихся с недостатками слуха — личностно-деятельностный подход в воспитательном процессе, разработанный на основе психолого-педагогических положений Р.М. Боскис, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, С.А. Зыкова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. Личность — субъект и объект воспитывающей деятельности, развивается, познает себя и совершенствуется в деятельности и общении с окружающими. В соответствии с личностно-деятельностным подходом в центре воспитательной системы находится воспитанник, его интересы, мотивы его деятельности, его индивидуальность, характер. Воспитатель определяет цели воспитывающей деятельности, содержание, формы воспитательного процесса, исходя из индивидуальных особенностей, интересов, способностей, недостатков, активности и т. п. В содержание воспитательного процесса включаются следующие виды деятельности: познавательно-развивающая; оздоровительная, экологическая, досуговая; трудовая; информационно-просветительская; спортивная, туристская и др. Детское чтение, живопись, музыка, художественно-речевая и театрально-игровая деятельность, изобразительное и художественно-прикладное искусство способствуют развитию творческих задатков детей, воспитывают чувства, нравственные качества личности. Воспитание и развитие личности происходит в процессе усвоения школьником опыта общественных отношений, определенных норм, образцов и правил поведения, формирования убеждений и развития чувств. Сущность воспитательного процесса не сводится только к пониманию и знанию, главное — практическое усвоение норм культуры общественных отношений, поведения на основе мотивов и деятельности воспитанника. Для эффективности процесса воспитания необходимо изучать внутренний мир ребенка, индивидуальную природу, на которую направлены воспитывающие воздействия. Процесс социального воспитания осуществляется при достижении взаимосвязанных целей: успешности социализации учащихся с нарушением слуха в современных условиях и саморазвития школьника как субъекта деятельности, как индивидуальности. Основным содержанием воспитательного процесса является социализация и саморазвитие на основе педагогических воспитательных технологий и средств психологической, коррекционно-педагогической поддержки. Основными приоритетами становления воспитательной системы специальной школы являются международные и отечественные нормы и стандарты демократического гуманистического воспитания; основы современной образовательно-воспитательной политики государства и школы: • единство воспитывающего характера образования и развивающего воспитательного процесса во внеурочной деятельности; • создание в образовательных учреждениях для детей с нарушением слуха эффективных воспитательных систем и технологий; • ориентация и воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях — Школа, Человек, Семья, Здоровье, Отечество, Труд, Культура, Природа, Экология; • развитие досуговой, клубной, творческой и любительской деятельности учащихся в образовательных учреждениях; • поддержка и стимулирование создания инициативных детских и молодежных общественных объединений, поощрение демократических начал в развитии школьного самоуправления; • введение в практику дополнительных развивающих воспитательных программ на основе музейной педагогики, учреждений дополнительного образования и воспитания, домов творчества детей и молодежи; • разработка программ в рамках школьного компонента, направленных на раннее профессиональное и личностное самоопределение школьников, повышающих возможность получения среднего специального и высшего образования, конкурентоспособности выпускников на рынке труда, способствующих их социализации. Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов 1. Раскройте методологические основы воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе I и II вида, опираясь на работы Р.М. Боскис, Л.С. Выготского, С.А. Зыкова, Н.Н. Малофеева, М.И. Никитиной. 2. Назовите особенности воспитательного процесса в специальных школах для неслышащих и слабослышащих. 3. Раскройте содержание понятий «гуманизация воспитания», «педагогика сотрудничества», «коррекционное воспитание», «компенсация через развитие», «права ребенка», «социализация». 4. Как определяется сущность процесса воспитания учащихся с нарушенным слухом? 5. Назовите факторы социализации неслышащих и слабослышащих. 6. В чем состоит обучающая, развивающая и коррекционная функция воспитания детей с нарушением слуха? 7. Из предложенных определений выберите те, которые раскрывают компонент воспитательной системы и распределите их по порядку: 1. Двусторонний характер. 3. Содержание воспитания. 4. Вариативность. 5. Основополагающие идеи и принципы. 6. Отдаленность результатов. 7. Методы воспитания. 8. Формы организации. 9. Педагогическая технология. 10. Комплексность. 11. Организация деятельности воспитанников. 12. Субъекты деятельности. 13. Управление и контроль. 14. Единство воспитательных воздействий. Список литературы 1. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963. 2. Возрастные особенности усвоения знаний / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М., 1966. 3. Воспитание глухих детей в школе / Под ред. А.Г. Зикеева, Э.Н. Хотеевой. М., 1979. 4. Воспитательная работа в школе слабослышащих: из опыта работы. М., 1985. 5. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1990. 6. Лихачев Д.С. Школа на Васильевском. М, 1990. 7. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: Результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. 1997. № 4. 8. МудрикА.В. Социализация и воспитание. М., 1997. 9. Подласый И.П. Педагогика. Кн. 2. М., 2003. 10. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 1998. 11. Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями // Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2002. 12. Сурдопедагогика I Под ред. М.И. Никитиной. М., 1989.
![]() |