![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Реабилитация учащихся творчеством
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества!» (В. В. Сухомлинский.) «Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить». (Н.В. Гоголь.) Программа творческого развития школьников включает следующие направления: 1. Творческое развитие средствами внеклассной работы по предмету. 2. Вовлечение детей в подготовку праздников, фестивалей, конкурсов, трудовых дел. 3. Развитие творчества детей на уроках и на внеклассных занятиях. 4. Занятия в кружках по интересам, участие старших школьников в общешкольных творческих программах, творческих группах по интересам. 5. Участие в районных и городских конкурсах художественного творчества. 6. Участие в районных и городских спортивных мероприятиях. Дети любят творить и получают огромное удовольствие от этого. Умение творить и наслаждаться творчеством необходимо не только в науке и бизнесе, но и в общении, любви, в любой сфере человеческой деятельности. Сегодня много говорят о необходимости общенациональных программ развития творчества. Наш город является лидером в этой области. Учеными Петербурга приподдержке Института психологии РАН осуществляется программа «Умное поколение». Разработанный в рамках этой программы курс развития творческого мышления рекомендован Комитетом по образованию администрации Санкт-Петербурга в качестве методики развития нового поколения петербуржцев. Это касается не только обучения будущих великих музыкантов, писателей, ученых. Речь идет об обычных людях. К сожалению, у сурдопедагога гораздо меньше возможностей для обучения творчеству, чем у учителя массовой школы. Но тем не менее это очень важная часть работы педагогов специального коррекционного образовательного учреждения. Известный психолог А. Маслоу сказал: «Я против всего, что закрывает двери и отрезает возможности». По его мнению, счастливый и реализовавшийся человек — это не тот, к которому что-то добавлено, а тот, у которого ничего не отнято. Для детей, имеющих недостатки слуха, особенно важно творчество, дающее им возможность самовыражения, приобщения к чему-то неизведанному и захватывающему, что дает простор воображению. А самое ценное, что обращение к творчеству создает мощнейшую мотивацию для учебно-познавательной деятельности, самосовершенствования, успешной реабилитации и социализации. Творчество как выполнение чего-либо общественно полезного раскрывает потребность личности в самовыражении и расширении своих созидательных возможностей. Именно в творчестве человек ощущает себя поистине самим собой. В школе создана творческая группа педагогов «Развитие творческих способностей детей». Главными задачами является: изучение влияния творчества на формирование личности слабослышащего ребенка, воспитание самоопределения, развитие навыков самостоятельности; раскрытие роли творчества в реабилитации и социализации детей со слуховой депривацией. Основная цель работы данной группы — развитие учащихся в самостоятельной творческой деятельности. Именно в процессе творческой деятельности ребенок получает положительное подкрепление ситуации успеха, которое включает в себя поощрения, преодоление неуверенности, страха перед неудачей («ты умеешь»), предварительную поддержку («у тебя обязательно получится»), усиление мотива деятельности («это так важно для нас и для тебя»), выделение лучших черт личности, позволяющих надеяться на успех («ведь ты...», «ведь у тебя...»). При организации творческой деятельности в нашей школе педагоги руководствуются принципами, которые учитывают природу творческого процесса: • ориентация на ценностные отношения; • принцип субъективности; • принятие ребенка как данность; • развитие инициативы и самостоятельности; • перенос усвоенного в новые обстоятельства; • психолого-педагогическая поддержка. Принцип ориентации на ценностные отношения означает осознание школьником социально-культурных ценностей: человек, семья, природа, общество, труд, доброта, красота, взаимопомощь, дружба, ответственность и т. д. Организуемая педагогом деятельность позволяет преобразовать каждый ее компонент: участие в празднике — в интересы личности; выпуск стенгазеты по биологии — в заботу о красоте родного края, об охране природы; выпуск газеты по русскому языку — в интерес к родному языку и т. д. Согласно принципу субъективности педагог максимально содействует развитию творческих способностей ученика, способности осознавать свое «я» во взаимоотношениях с другими людьми, осмысливать свои действия, оценивать себя и поступки других. Творческая деятельность в нашей школе проходит в сотрудничестве ребенка со взрослыми, в совместном поиске решений, когда ученик не получает готовых знаний, а учится переносу усвоенных умений в новые условия деятельности. Даже при минимальном участии в такой совместной деятельности школьник чувствует себя соавтором в решении поставленных задач. Творчество помогает ребенку полнее и ярче раскрыть свои потенциальные возможности, воспитывает веру в свои силы. Третий принцип — принятие ребенка как данность — означает природосо-образность воспитания, признание за ребенком права на существование его таким, каков он есть, со своими особенностями характера, интересами, привычками, а это значит — признать ценность его личности, его индивидуальность, его достоинства. Сохранять по отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, особенностей развития, способностей, уважение как к личности. Задачи педагога в процессе творческой деятельности — формирование познавательной самостоятельности, развитие инициативы, творческих способностей, нравственных убеждений, активной жизненной позиции учащихся, что является залогом успешной социализации школьников. Реализация концепции воспитательной системы показала, что обучающая творческая деятельность способствует развитию следующих качеств личности: познавательной активности; смекалки и изобретательности; стремления искать новые приемы, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельности в выборе и решении поставленной задачи; способности видеть общее и главное в различных и различное в сходных явлениях; нравственной, трудовой, коммуникативной культуры; умению общаться со взрослыми в школе и вне ее; находить компромиссные решения в спорах, касающихся творческого поиска; нахождения пути решения проблемы. Результатом такого эффективного развития качеств личности, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный продукт (результат творческой деятельности) — рисунок, сочинение, стихотворение, макет, костюм, газета, роль в спектакле, декорации к спектаклю, исполнение номера художественной самодеятельности, успешное дежурство по школе и т. д. Если индивидуальность проявляется хотя бы в минимальном отступлении от образца, в поиске самостоятельного решения, в инициативе, то мы считаем, что для наших детей это уже шаг к успеху в творчестве. Именно на внеклассных занятиях ребенок может реализоваться как личность, созидать, творить, создавать, проявлять свои умения, наклонности. Формируются первые навыки самоуправления, самовоспитания, самокоррекции. Большое значение имеет внеклассная специально организованная, воспитывающая деятельность: конкурсы, викторины, заочные экскурсии, уроки и занятия-сказки, занятия-композиции, уроки и занятия-концерты, тематические вечера, диспуты, выпуск газет и т. п., а также факультативы, кружки и спортивные секции по интересам; экскурсии, посещение театров, музеев, выставочных залов; организация самоуправления в школе, дежурства старшеклассников; школьные коллективные трудовые дела, летняя практика; сюжетно-ролевые игры, тренинги, соревнования, походы, экскурсии, фестивали, праздники. В практике школы применяются различные варианты вовлечения учащихся в творческую деятельность. Например: на основе усвоенных знаний и умений по учебным предметам самостоятельно составить проект коллективного дела >: на внеклассном занятии. По готовым инструкциям самостоятельно составляются план, алгоритм и задания для коллективного творческого дела. На конкретных примерах учащиеся обучаются составлению программы праздника, общешкольного дела, утренника, литературной игры, соревнования и т. д. Они учатся быть организаторами, ведущими, исполнителями, усваивают разные роли, правила выполнения заданий, усваивают культуру общения и поведения в условиях разной деятельности. Опыт работы школы показывает, что сегодня слабослышащие и неслышащие школьники активно занимаются творческой деятельностью совместно с теми учителями, которые знают их интересы, вносят в любую работу элементы занимательности, игры, соревнования, учитывают их возможности, эмоционально откликаются на их успехи, поощряют личностные оценки наблюдаемых фактов, жизненных случаев. Воспитанники любят тех учителей, которые сами владеют практическими умениями, культурой общения, доброжелательны, но и требовательны, справедливы в оценке поведения детей и результатов их деятельности. Широко входит в практику обучения и воспитания постановка литературных произведений, что дает учащимся возможность эмоционально откликаться на мысли автора, анализировать и сопоставлять литературные материалы, вдумываться в текст произведений, ощущать разнообразие и емкость художественных выразительных средств. Перед постановкой произведения учащиеся коллективно обсуждают содержание, рецензируют его, обмениваются мнениями, повторно читают кульминационные эпизоды. Ученикам не навязываются выводы, они постепенно осознают идею произведения, поступки героев. При творческой работе над литературным произведением у детей развивается художественное воображение, идет творческий поиск по изготовлению костюмов, декораций, выбор музыки, сопровождающей постановку спектакля, литературной игры или праздника. Практикуются в работе учителей и воспитателей школы и игровые формы внеклассной деятельности. Среди них хочется отметить викторины по литературе, биологии, географии, математике. Материал к заданиям подбирается совместно учителем, воспитателем и учениками, а монтаж викторины составляют сами ученики. Практика показывает, что наилучшие результаты в творческой деятельности, как правило, дают единство и взаимосвязь творчества на уроках и внеклассных занятиях, интересные занятия в творческих группах по интересам, усвоение творческой программы на факультативных занятиях, при подготовке и проведении тематических праздников и в игровой деятельности. Учителя используют и систему индивидуального творческого подхода с учетом интересов, склонностей учащихся. Конечно, от класса к классу характер заданий усложняется. Если в начальных и средних классах ученики сочиняют сказки, загадки, небольшые рассказы на основе жизненного опыта, то в старших классах они проводят исследовательские работы по краеведению с использованием музейных материалов, посещают художественные выставки. Ценность индивидуальной работы с учетом интересов, способностей и подготовленности ученика бесспорна. Чтение и обсуждение на занятиях кружка или факультатива работ творческого характера учат и воспитывают не только автора, но и всех присутствующих. Интересной и действенной формой активизации творческой деятельности слабослышащих и неслышащих учащихся являются конкурсы сочинений по предметам. В жюри —- учителя и ученики. Торжественно объявляются итоги. Лауреаты награждаются грамотами. Лучшие сочинения публикуются в школьной газете, демонстрируются на выставках. Используют учителя и новые формы проведения уроков и внеклассных занятий: урок-концерт, урок-композиция, урок-монтаж, урок-сказка, урок-путешествие в мир писателя. Уроки-концерты обычно носят обобщающий или вводный характер, дают каждому школьнику возможность проявить свои способности. Каждый развивающий урок требует подготовительной и завершающей творческой работы на внеклассных занятиях. Выпуск классной или школьной газеты, альманахи, конкурсы, викторины, литературные праздники, спектакли, юбилеи, кружки творчества, факультативы — все это помогает каждому ученику найти свой путь во взрослой самостоятельной жизни. Решение проблемы творческого развития учащихся, социализация и интеграция в общество осуществляется в воспитательном и образовательном процессе: • через реализацию личностного потенциала каждого учащегося во внеклассной деятельности, которой охвачены все воспитанники. У одного проявляется талант художника, декоратора, другой становится спортсменом, третий прекрасно шьет и вяжет, четвертый — ответственный исполнитель или талантливый организатор и т. д. Творческая деятельность в коллективных делах способствует развитию потенциальных возможностей учащихся; • через организацию коллективных творческих или трудовых дел, участие в органах самоуправления, возможность защищать честь школы на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах; • через накопление опыта социального поведения и речевого общения в процессе активной жизнедеятельности в школе и в семье, способствующей развитию нравственной культуры. Участие совместно со слышащими в праздниках, конкурсах, на встречах и занятиях в музеях и др. • через стимулирование детских инициатив, творчества как в учебно-воспитательном процессе, так и во внеклассной деятельности, создание условий для самореализации. Права ученика 33-й школы-интерната слабослышащих и позднооглохших Санкт-Петербурга:
• получение образования в соответствии с государственным образователь-* ным стандартом, необходимых для жизни знаний, развитие способностей и предпрофессиональная подготовка; • ускоренный курс обучения (экстернат); • получение дополнительных образовательных услуг (факультативы и кружки); • выбор учебного предмета при профильном изучении его в соответствии с учебным планом; обучение в колледже, лицее и т. д. при согласовании с родителями; • объективная оценка знаний и умений; • исправление своих оценок на лучшие, но в срок не позднее одного дня до окончания учебной четверти; • отдых во время перемен и каникул; • пользование школьной библиотекой (бесплатное получение учебников), справочной литературой, энциклопедиями при подготовке докладов, сообщений, художественной литературой); • собственное мнение по интересующему вопросу; • свобода совести и вероисповедания; , • уважение человеческого достоинства: никто не может оскорбить, обидеть словом, никто не имеет прав ударить и жестоко обращаться; • обращение к директору или его заместителю по любому вопросу, а также для разрешения любого конфликта; • участие в управлении школой: избирать и быть избранным в орган ученического самоуправления (Совет старшеклассников); • бесплатное питание в школьной столовой; • пользование учебными помещениями для проведения учебных и внеклассных занятий; • работа в школе при достижении 16 лет в свободное от учебы время в качестве обслуживающего персонала (в соответствии со ст. 43, 173, 180 КЗОТ Российской Федерации) с разрешения родителей; • бесплатйая медицинская помощь в медицинском кабинете школы, где врачи проводят медицинские осмотры, делают прививки, лечат учащихся в случае необходимости; • участвовать в дежурстве по школе в соответствии с «Положением о дежурстве»: в кабинетах — 4-12 классы; по школе — 8-12 классы по графику; в столовой — 1-12 классы по графику классного руководителя; • поощрения и награждения за хорошую учебу, активное участие в жизни школы и класса, занесение фотографии на Доску почета и в «Золотую книгу школы»; награждение подарками, объявление благодарности приказом по школе по итогам четверти и учебного года или проведения общешкольных мероприятий (по предложению Педагогического совета школы, Совета старшеклассников); награждение Похвальными листами, грамотами по итогам учебного года; другие виды поощрений, определяемые Советом школы; • право выбора предметов, по которым сдаются выпускные экзамены. КОРРЕКЦИОННОЁ ВОСПИТАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Творческая группа «Развитие творческих способностей детей» Разработка годовой культурно-досуговой программы с учетом специфики деятельности детей и их возрастных особенностей. Фестивали, конкурсы, концерты, литературно-музыкальные композиции; речевые, познавательно-развлекательные, тематические, спортивные праздники; КВН, школьный театр моды Классы Под руководством классного руководителя и воспитателя Классы Совместно с классным руководителем и воспитателем Классы С оказанием консультативной помощи классного руководителя Общешкольные дела При взаимодействии всего коллектива школы и родителей Поддержка и помощь родителям
Наши достижения Г.А. Киреева, директор, заслуженный учитель школы РФ, А.В. Балукова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Т.Н. Палкина, заместитель директора по внеклассной работе. Школа-интернат — постоянный участник педагогических чтений по проблеме обучения слабослышащих. Вопросы социальной адаптации — в центре внимания педагогического коллектива. Активно участвуя в городских и всероссийских конкурсах, школа-интернат № 33 имеет следующие результаты: 1994 г. — присвоено звание «Школа года». 1997 г. — победитель в номинации «Личная безопасность ребенка». 1998 г. — победитель в номинации «Детский праздник». 1998 г. — присвоено звание «Школа России». 1998 г. — коллектив школы-интерната — лауреат Всероссийского конкурса «Школа года-98». 1999 г. — присужден грант Дж. Сороса за победу в конкурсе проектов по про- грамме «Образование». Проект «Системный подход к коррекци-онно-развивающей работе». На средства гранта в школе открыт слухоречевой класс. 2000г. — педколлектив — победитель городского конкурса педагогических достижений в номинации «Ярмарка педагогических идей и проек-тов-2000». 2000 г. — диплом I степени VIII городского фестиваля детского художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь». 2000 г. — гран-при благотворительного движения «Золотой Пеликан». 2000 г. — диплом лауреата II Всероссийского фестиваля художественного творчества детей-инвалидов (Самара — Саратов — Ульяновск — Казань) за высокие творческие достижения ученице школы Анне Кузьмицкой. 2000 г. — грант Канадского фонда. Программа сотрудничества с Россией. Проект «Предпрофессиональное обучение детей с нарушениями слуха как условие их успешной социализации и интеграции в общество». На средства гранта открыт компьютерный класс. 2001г. — грамота Всероссийского образовательного фестиваля дошкольни- ков и младших школьников «Понарошкин мир» за сценарии образовательных спектаклей. 2001 г. — Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации-2001». Диплом за работу «Учебно-методический комплект из семи сборников из опыта работы педколлектива школы-интерната №33». 2001г. — грант Дж. Сороса. На средства гранта открыт кабинет истории и культуры Санкт-Петербурга. 2001 г. — диплом I степени Всероссийского конкурса воспитательных сис- тем образовательных учреждений за воспитательную концепцию школы-интерната «Реабилитация творчеством — важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы школы, социализации и интеграции детей с недостатками слуха». 2002 г. — диплом I степени на молодежном фестивале «Остров надежды», проводимом в Коневско-Богородическом монастыре благотворительным фондом инвалидов «Кедр». Диплом II степени в городском конкурсе жестового пения «Поющие руки». 2002г. — грант Канадского фонда сотрудничества с Россией. Проект «Социально-педагогическая поддержка—системообразующая доминанта реабилитации слабослышащих». 2002 г. — диплом и гран-при X городского фестиваля «Вера. Надежда. Любовь». 2002 г. — диплом лауреата III Всероссийского фестиваля детей-инвалидов (Москва) за высокие творческие достижения ученице 66 класса Анастасии Коносавской. 2003 г. — первое место на XI фестивале «Вера. Надежда. Любовь». 2003 г. — первое место на городском фестивале жестового пения «Поющие руки». 2003 г. — грант Канадского фонда сотрудничества с Россией «Психолого-пе- дагогическая поддержка — системообразующая доминанта в реабилитации слабослышащих детей». 2004 г. — первое место в городском и звание лауреата во Всероссийском кон- курсе педагогических достижений в номинации «Модели ученического самоуправления». 2004 г. — гран-при конкурса жестового пения «Поющие руки». 2004 г. — диплом I степени фестиваля «Неделя российской культуры» в Финляндии, Хельсинки. Список литературы 1.Кантор В.З., Никитина М.И., Ленин Г.Н. Политехническое и социокультурные основы педагогического развития. СПб., 2000. Кононенко Б. И. Культурология в терминах, понятиях и именах. М., 1999. ф. Никитина М. И. Культурно-гуманистические основы образования детей с недостатками слуха//Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушения ми развития. СПб., 1995. 4. Поиск нового в обучении и воспитании слабослышащих: Из опыта работы школы-интерната № 33 слабослышащих /Под ред. ГЛ. Киреевой, О.А. Красильнико-вой и др. СПб., 1997. 5. Пономарева 3. А. Развитие слабослышащих в условиях приобщения к культуре // Здоровье детей как ценность культуры: Материалы X Междунар. конф. «Ребенокв современном мире. Культура и детство». СПб., 2003. 6. Речщкая Е.Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы. М, 2005. 7. Федорова Н.А. Уроки культуры как форма приобщения детей с недостатками слуха к национальным традициям // Социализация детей с недостатками слуха средствами учебно-воспитательного процесса. СПб., 1997.
![]() |