Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Реабилитация учащихся творчеством



«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказ­ки, музыки, рисунка, фантазии, творчества!»

(В. В. Сухомлинский.) «Едва ли есть высшее из наслаждений, как на­слаждение творить».

(Н.В. Гоголь.)

Программа творческого развития школьников включает следующие направ­ления:

1. Творческое развитие средствами внеклассной работы по предмету.

2. Вовлечение детей в подготовку праздников, фестивалей, конкурсов, тру­довых дел.

3. Развитие творчества детей на уроках и на внеклассных занятиях.

4. Занятия в кружках по интересам, участие старших школьников в обще­школьных творческих программах, творческих группах по интересам.

5. Участие в районных и городских конкурсах художественного творчества.

6. Участие в районных и городских спортивных мероприятиях.

Дети любят творить и получают огромное удовольствие от этого. Умение творить и наслаждаться творчеством необходимо не только в науке и бизнесе, но и в общении, любви, в любой сфере человеческой деятельности. Сегодня много говорят о необходимости общенациональных программ развития твор­чества. Наш город является лидером в этой области. Учеными Петербурга приподдержке Института психологии РАН осуществляется программа «Умное по­коление». Разработанный в рамках этой программы курс развития творческого мышления рекомендован Комитетом по образованию администрации Санкт-Петербурга в качестве методики развития нового поколения петербуржцев. Это касается не только обучения будущих великих музыкантов, писателей, ученых. Речь идет об обычных людях.

К сожалению, у сурдопедагога гораздо меньше возможностей для обучения творчеству, чем у учителя массовой школы. Но тем не менее это очень важная часть работы педагогов специального коррекционного образовательного уч­реждения.

Известный психолог А. Маслоу сказал: «Я против всего, что закрывает двери и отрезает возможности». По его мнению, счастливый и реализовавшийся чело­век — это не тот, к которому что-то добавлено, а тот, у которого ничего не отнято.

Для детей, имеющих недостатки слуха, особенно важно творчество, даю­щее им возможность самовыражения, приобщения к чему-то неизведанному и захватывающему, что дает простор воображению. А самое ценное, что обра­щение к творчеству создает мощнейшую мотивацию для учебно-познаватель­ной деятельности, самосовершенствования, успешной реабилитации и социа­лизации. Творчество как выполнение чего-либо общественно полезного рас­крывает потребность личности в самовыражении и расширении своих созидательных возможностей. Именно в творчестве человек ощущает себя по­истине самим собой. В школе создана творческая группа педагогов «Развитие творческих способностей детей». Главными задачами является: изучение вли­яния творчества на формирование личности слабослышащего ребенка, воспи­тание самоопределения, развитие навыков самостоятельности; раскрытие роли творчества в реабилитации и социализации детей со слуховой депривацией. Основная цель работы данной группы — развитие учащихся в самостоятель­ной творческой деятельности.

Именно в процессе творческой деятельности ребенок получает положитель­ное подкрепление ситуации успеха, которое включает в себя поощрения, пре­одоление неуверенности, страха перед неудачей («ты умеешь»), предваритель­ную поддержку («у тебя обязательно получится»), усиление мотива деятельно­сти («это так важно для нас и для тебя»), выделение лучших черт личности, позволяющих надеяться на успех («ведь ты...», «ведь у тебя...»).

При организации творческой деятельности в нашей школе педагоги руко­водствуются принципами, которые учитывают природу творческого процесса:

• ориентация на ценностные отношения;

• принцип субъективности;

• принятие ребенка как данность;

• развитие инициативы и самостоятельности;

• перенос усвоенного в новые обстоятельства;

• психолого-педагогическая поддержка.

Принцип ориентации на ценностные отношения означает осознание школь­ником социально-культурных ценностей: человек, семья, природа, общество, труд, доброта, красота, взаимопомощь, дружба, ответственность и т. д. Орга­низуемая педагогом деятельность позволяет преобразовать каждый ее компо­нент: участие в празднике — в интересы личности; выпуск стенгазеты по био­логии — в заботу о красоте родного края, об охране природы; выпуск газеты по русскому языку — в интерес к родному языку и т. д.

Согласно принципу субъективности педагог максимально содействует раз­витию творческих способностей ученика, способности осознавать свое «я» во взаимоотношениях с другими людьми, осмысливать свои действия, оценивать себя и поступки других. Творческая деятельность в нашей школе проходит в сотрудничестве ребенка со взрослыми, в совместном поиске решений, когда ученик не получает готовых знаний, а учится переносу усвоенных умений в новые условия деятельности. Даже при минимальном участии в такой совмест­ной деятельности школьник чувствует себя соавтором в решении поставлен­ных задач. Творчество помогает ребенку полнее и ярче раскрыть свои потен­циальные возможности, воспитывает веру в свои силы.

Третий принцип — принятие ребенка как данность — означает природосо-образность воспитания, признание за ребенком права на существование его таким, каков он есть, со своими особенностями характера, интересами, при­вычками, а это значит — признать ценность его личности, его индивидуаль­ность, его достоинства. Сохранять по отношению к каждому ребенку, вне зави­симости от его успехов, особенностей развития, способностей, уважение как к личности. Задачи педагога в процессе творческой деятельности — формирова­ние познавательной самостоятельности, развитие инициативы, творческих спо­собностей, нравственных убеждений, активной жизненной позиции учащихся, что является залогом успешной социализации школьников.

Реализация концепции воспитательной системы показала, что обучающая творческая деятельность способствует развитию следующих качеств личнос­ти: познавательной активности; смекалки и изобретательности; стремления искать новые приемы, необходимые для выполнения конкретной практичес­кой работы; самостоятельности в выборе и решении поставленной задачи; спо­собности видеть общее и главное в различных и различное в сходных явлени­ях; нравственной, трудовой, коммуникативной культуры; умению общаться со взрослыми в школе и вне ее; находить компромиссные решения в спорах, каса­ющихся творческого поиска; нахождения пути решения проблемы.

Результатом такого эффективного развития качеств личности, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный продукт (результат творческой деятельности) — рисунок, сочинение, стихотворение, ма­кет, костюм, газета, роль в спектакле, декорации к спектаклю, исполнение номе­ра художественной самодеятельности, успешное дежурство по школе и т. д.

Если индивидуальность проявляется хотя бы в минимальном отступлении от образца, в поиске самостоятельного решения, в инициативе, то мы считаем, что для наших детей это уже шаг к успеху в творчестве.

Именно на внеклассных занятиях ребенок может реализоваться как личность, созидать, творить, создавать, проявлять свои умения, наклонности. Формиру­ются первые навыки самоуправления, самовоспитания, самокоррекции. Боль­шое значение имеет внеклассная специально организованная, воспитывающая деятельность: конкурсы, викторины, заочные экскурсии, уроки и занятия-сказ­ки, занятия-композиции, уроки и занятия-концерты, тематические вечера, дис­путы, выпуск газет и т. п., а также факультативы, кружки и спортивные секции по интересам; экскурсии, посещение театров, музеев, выставочных залов; орга­низация самоуправления в школе, дежурства старшеклассников; школьные кол­лективные трудовые дела, летняя практика; сюжетно-ролевые игры, тренинги, соревнования, походы, экскурсии, фестивали, праздники.

В практике школы применяются различные варианты вовлечения учащихся в творческую деятельность. Например: на основе усвоенных знаний и умений по учебным предметам самостоятельно составить проект коллективного дела >: на внеклассном занятии. По готовым инструкциям самостоятельно составля­ются план, алгоритм и задания для коллективного творческого дела. На конк­ретных примерах учащиеся обучаются составлению программы праздника, общешкольного дела, утренника, литературной игры, соревнования и т. д. Они учатся быть организаторами, ведущими, исполнителями, усваивают разные роли, правила выполнения заданий, усваивают культуру общения и поведения в условиях разной деятельности. Опыт работы школы показывает, что сегодня слабослышащие и неслышащие школьники активно занимаются творческой деятельностью совместно с теми учителями, которые знают их интересы, вно­сят в любую работу элементы занимательности, игры, соревнования, учитыва­ют их возможности, эмоционально откликаются на их успехи, поощряют лич­ностные оценки наблюдаемых фактов, жизненных случаев. Воспитанники любят тех учителей, которые сами владеют практическими умениями, культу­рой общения, доброжелательны, но и требовательны, справедливы в оценке поведения детей и результатов их деятельности.

Широко входит в практику обучения и воспитания постановка литератур­ных произведений, что дает учащимся возможность эмоционально откликать­ся на мысли автора, анализировать и сопоставлять литературные материалы, вдумываться в текст произведений, ощущать разнообразие и емкость художе­ственных выразительных средств. Перед постановкой произведения учащиеся коллективно обсуждают содержание, рецензируют его, обмениваются мнения­ми, повторно читают кульминационные эпизоды. Ученикам не навязываются выводы, они постепенно осознают идею произведения, поступки героев. При творческой работе над литературным произведением у детей развивается ху­дожественное воображение, идет творческий поиск по изготовлению костю­мов, декораций, выбор музыки, сопровождающей постановку спектакля, лите­ратурной игры или праздника.

Практикуются в работе учителей и воспитателей школы и игровые формы внеклассной деятельности. Среди них хочется отметить викторины по литера­туре, биологии, географии, математике. Материал к заданиям подбирается со­вместно учителем, воспитателем и учениками, а монтаж викторины составля­ют сами ученики.

Практика показывает, что наилучшие результаты в творческой деятельнос­ти, как правило, дают единство и взаимосвязь творчества на уроках и внекласс­ных занятиях, интересные занятия в творческих группах по интересам, усвое­ние творческой программы на факультативных занятиях, при подготовке и про­ведении тематических праздников и в игровой деятельности.

Учителя используют и систему индивидуального творческого подхода с уче­том интересов, склонностей учащихся. Конечно, от класса к классу характер заданий усложняется. Если в начальных и средних классах ученики сочиняют сказки, загадки, небольшые рассказы на основе жизненного опыта, то в стар­ших классах они проводят исследовательские работы по краеведению с ис­пользованием музейных материалов, посещают художественные выставки. Ценность индивидуальной работы с учетом интересов, способностей и подго­товленности ученика бесспорна. Чтение и обсуждение на занятиях кружка или факультатива работ творческого характера учат и воспитывают не только авто­ра, но и всех присутствующих.

Интересной и действенной формой активизации творческой деятельности слабослышащих и неслышащих учащихся являются конкурсы сочинений по предметам. В жюри —- учителя и ученики. Торжественно объявляются итоги. Лауреаты награждаются грамотами. Лучшие сочинения публикуются в школь­ной газете, демонстрируются на выставках.

Используют учителя и новые формы проведения уроков и внеклассных за­нятий: урок-концерт, урок-композиция, урок-монтаж, урок-сказка, урок-путе­шествие в мир писателя. Уроки-концерты обычно носят обобщающий или ввод­ный характер, дают каждому школьнику возможность проявить свои способ­ности. Каждый развивающий урок требует подготовительной и завершающей творческой работы на внеклассных занятиях.

Выпуск классной или школьной газеты, альманахи, конкурсы, викторины, литературные праздники, спектакли, юбилеи, кружки творчества, факультативы — все это помогает каждому ученику найти свой путь во взрослой самосто­ятельной жизни.

Решение проблемы творческого развития учащихся, социализация и интег­рация в общество осуществляется в воспитательном и образовательном про­цессе:

• через реализацию личностного потенциала каждого учащегося во внекласс­ной деятельности, которой охвачены все воспитанники. У одного прояв­ляется талант художника, декоратора, другой становится спортсменом, третий прекрасно шьет и вяжет, четвертый — ответственный исполни­тель или талантливый организатор и т. д. Творческая деятельность в кол­лективных делах способствует развитию потенциальных возможностей учащихся;

• через организацию коллективных творческих или трудовых дел, участие в органах самоуправления, возможность защищать честь школы на кон­курсах, соревнованиях, олимпиадах;

• через накопление опыта социального поведения и речевого общения в процессе активной жизнедеятельности в школе и в семье, способствую­щей развитию нравственной культуры. Участие совместно со слышащи­ми в праздниках, конкурсах, на встречах и занятиях в музеях и др.

• через стимулирование детских инициатив, творчества как в учебно-вос­питательном процессе, так и во внеклассной деятельности, создание ус­ловий для самореализации.

Права ученика 33-й школы-интерната слабослышащих и позднооглохших Санкт-Петербурга:

 

• получение образования в соответствии с государственным образователь-* ным стандартом, необходимых для жизни знаний, развитие способнос­тей и предпрофессиональная подготовка;

• ускоренный курс обучения (экстернат);

• получение дополнительных образовательных услуг (факультативы и круж­ки);

• выбор учебного предмета при профильном изучении его в соответствии с учебным планом; обучение в колледже, лицее и т. д. при согласовании с родителями;

• объективная оценка знаний и умений;

• исправление своих оценок на лучшие, но в срок не позднее одного дня до окончания учебной четверти;

• отдых во время перемен и каникул;

• пользование школьной библиотекой (бесплатное получение учебников), справочной литературой, энциклопедиями при подготовке докладов, со­общений, художественной литературой);

• собственное мнение по интересующему вопросу;

• свобода совести и вероисповедания;

, • уважение человеческого достоинства: никто не может оскорбить, обидеть словом, никто не имеет прав ударить и жестоко обращаться;

• обращение к директору или его заместителю по любому вопросу, а также для разрешения любого конфликта;

• участие в управлении школой: избирать и быть избранным в орган уче­нического самоуправления (Совет старшеклассников);

• бесплатное питание в школьной столовой;

• пользование учебными помещениями для проведения учебных и внекласс­ных занятий;

• работа в школе при достижении 16 лет в свободное от учебы время в качестве обслуживающего персонала (в соответствии со ст. 43, 173, 180 КЗОТ Российской Федерации) с разрешения родителей;

• бесплатйая медицинская помощь в медицинском кабинете школы, где врачи проводят медицинские осмотры, делают прививки, лечат учащих­ся в случае необходимости;

• участвовать в дежурстве по школе в соответствии с «Положением о де­журстве»: в кабинетах — 4-12 классы; по школе — 8-12 классы по гра­фику; в столовой — 1-12 классы по графику классного руководителя;

• поощрения и награждения за хорошую учебу, активное участие в жизни школы и класса, занесение фотографии на Доску почета и в «Золотую книгу школы»; награждение подарками, объявление благодарности при­казом по школе по итогам четверти и учебного года или проведения об­щешкольных мероприятий (по предложению Педагогического совета шко­лы, Совета старшеклассников); награждение Похвальными листами, гра­мотами по итогам учебного года; другие виды поощрений, определяемые Советом школы;

• право выбора предметов, по которым сдаются выпускные экзамены.

КОРРЕКЦИОННОЁ ВОСПИТАНИЕ

Внеклассная работа   Внеклассная работа в школе-интернате  
по предмету   и в группе продленного дня  
Конкурсы, викторины, Факультативы, Экскурсии, Организация Трудовая Праздники,
уроки-путешествия, кружки, секции посещение театров, самоуправления подготовка: конкурсы,
уроки-сказки,   музеев, концертов, в школе летняя трудовая викторины,
уроки-композиции,   библиотек   практика игры, фестивали,
уроки-концерты,       по благоустройству соревнования,
тематические вечера-диспуты,       школы походы, выезды,
выпуск газет         прогулки

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Творческая группа «Развитие творческих способностей детей»

Разработка годовой культурно-досуговой программы с учетом специфики деятельности детей

и их возрастных особенностей. Фестивали, конкурсы, концерты, литературно-музыкальные композиции;

речевые, познавательно-развлекательные, тематические, спортивные праздники; КВН, школьный театр моды

Классы

Под руководством

классного руководителя

и воспитателя

Классы

Совместно с классным

руководителем

и воспитателем

Классы

С оказанием консультативной помощи классного руководителя

Общешкольные дела

При взаимодействии

всего коллектива школы

и родителей

Поддержка и помощь родителям

    .1 *  
Формирование навыков умения держаться на сцене, основ коммуникативной культуры Закрепление и развитие навыков, полученных в начальной школе Развитие навыков \ Взаимодействие самоорганизации \ взрослых и детей, в совместной деятельности | Формирование учащихся, педагогов и родителей | преемственности поколений
Развитие детской инициативы, создание условий для самореализации, самостоятельной деятельности; поддержка детского интереса; развитие творческого потенциала ребенка; создание ситуации успеха; формирование активной жизненной позиции
  V      
      САМОРЕАЛИЗАЦИЯ  
  ТВОРЧЕ СТВО        

Наши достижения

Г.А. Киреева, директор, заслуженный учитель школы РФ,

А.В. Балукова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

Т.Н. Палкина, заместитель директора по внеклассной работе.

Школа-интернат — постоянный участник педагогических чтений по про­блеме обучения слабослышащих. Вопросы социальной адаптации — в центре внимания педагогического коллектива. Активно участвуя в городских и все­российских конкурсах, школа-интернат № 33 имеет следующие результаты:

1994 г. — присвоено звание «Школа года».

1997 г. — победитель в номинации «Личная безопасность ребенка».

1998 г. — победитель в номинации «Детский праздник». 1998 г. — присвоено звание «Школа России».

1998 г. — коллектив школы-интерната — лауреат Всероссийского конкурса

«Школа года-98».

1999 г. — присужден грант Дж. Сороса за победу в конкурсе проектов по про-

грамме «Образование». Проект «Системный подход к коррекци-онно-развивающей работе». На средства гранта в школе открыт слухоречевой класс.

2000г. — педколлектив — победитель городского конкурса педагогических

достижений в номинации «Ярмарка педагогических идей и проек-тов-2000».

2000 г. — диплом I степени VIII городского фестиваля детского художествен­ного творчества «Вера. Надежда. Любовь».

2000 г. — гран-при благотворительного движения «Золотой Пеликан».

2000 г. — диплом лауреата II Всероссийского фестиваля художественного твор­чества детей-инвалидов (Самара — Саратов — Ульяновск — Казань) за высокие творческие достижения ученице школы Анне Кузьмицкой.

2000 г. — грант Канадского фонда. Программа сотрудничества с Россией.

Проект «Предпрофессиональное обучение детей с нарушениями слуха как условие их успешной социализации и интеграции в об­щество». На средства гранта открыт компьютерный класс.

2001г. — грамота Всероссийского образовательного фестиваля дошкольни-

ков и младших школьников «Понарошкин мир» за сценарии обра­зовательных спектаклей.

2001 г. — Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации-2001». Диплом за работу «Учебно-методический комплект из семи сборников из опыта работы педколлектива школы-интер­ната №33».

2001г. — грант Дж. Сороса. На средства гранта открыт кабинет истории и культуры Санкт-Петербурга.

2001 г. — диплом I степени Всероссийского конкурса воспитательных сис-

тем образовательных учреждений за воспитательную концепцию школы-интерната «Реабилитация творчеством — важнейшая со­ставляющая коррекционно-развивающей работы школы, социали­зации и интеграции детей с недостатками слуха».

2002 г. — диплом I степени на молодежном фестивале «Остров надежды»,

проводимом в Коневско-Богородическом монастыре благотвори­тельным фондом инвалидов «Кедр». Диплом II степени в город­ском конкурсе жестового пения «Поющие руки».

2002г. — грант Канадского фонда сотрудничества с Россией. Проект «Соци­ально-педагогическая поддержка—системообразующая доминанта реабилитации слабослышащих».

2002 г. — диплом и гран-при X городского фестиваля «Вера. Надежда. Лю­бовь».

2002 г. — диплом лауреата III Всероссийского фестиваля детей-инвалидов

(Москва) за высокие творческие достижения ученице 66 класса Анастасии Коносавской.

2003 г. — первое место на XI фестивале «Вера. Надежда. Любовь».

2003 г. — первое место на городском фестивале жестового пения «Поющие руки».

2003 г. — грант Канадского фонда сотрудничества с Россией «Психолого-пе-

дагогическая поддержка — системообразующая доминанта в реа­билитации слабослышащих детей».

2004 г. — первое место в городском и звание лауреата во Всероссийском кон-

курсе педагогических достижений в номинации «Модели учени­ческого самоуправления».

2004 г. — гран-при конкурса жестового пения «Поющие руки».

2004 г. — диплом I степени фестиваля «Неделя российской культуры» в Фин­ляндии, Хельсинки.

Список литературы

1.Кантор В.З., Никитина М.И., Ленин Г.Н. Политехническое и социокультурные

основы педагогического развития. СПб., 2000. Кононенко Б. И. Культурология в терминах, понятиях и именах. М., 1999. ф. Никитина М. И. Культурно-гуманистические основы образования детей с недостатками слуха//Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции де­тей с нарушения ми развития. СПб., 1995.

4. Поиск нового в обучении и воспитании слабослышащих: Из опыта работы шко­лы-интерната № 33 слабослышащих /Под ред. ГЛ. Киреевой, О.А. Красильнико-вой и др. СПб., 1997.

5. Пономарева 3. А. Развитие слабослышащих в условиях приобщения к культуре // Здоровье детей как ценность культуры: Материалы X Междунар. конф. «Ребенокв современном мире. Культура и детство». СПб., 2003.

6. Речщкая Е.Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы. М, 2005.

7. Федорова Н.А. Уроки культуры как форма приобщения детей с недостатками слуха к национальным традициям // Социализация детей с недостатками слуха сред­ствами учебно-воспитательного процесса. СПб., 1997.



Просмотров 1404

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!