Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Тема 4.1. Условия, организация жизни и деятельности воспитанников



В специальных коррекционных образовательных учреждени­ях для детей с нарушением слуха существуют разные подходы к организации воспитательной работы во внеурочное время. Воспитательная работа в усло­виях интерната, группы полного или продленного дня, в семье — продолжение образовательного процесса в классе. Имеются и свои специфические задачи, решение которых направлено на коррекцию нарушений развития глухих и сла­бослышащих.

Проблема организации жизни и деятельности школьников вне класса в ус­ловиях коррекционного образовательного учреждения рассматривалась в ис­следованиях и работах А.Г. Зикеева, С.А. Зыкова, К.Г. Коровина, М.И. Никити­ной, Е.Г. Речицкой, Э.Н. Хотеевой и др. Традиционно большинство школ для слабослышащих и глухих имеют интернаты, в которых воспитанники находят­ся на протяжении всех лет обучения. Наличие интерната является важным ус­ловием воспитания школьников с нарушенным слухом, особенно из малообес­печенных, многодетных или неблагополучных семей. Кроме этого, интернат создает возможности для обучения тех детей, семьи которых проживают в от­даленной от специальной школы местности. Практика показывает, что специ­альная коррекционная школа для детей с нарушением слуха расширяет сеть групп полного или продленного дня с полезной для учащихся системой внеклассных занятий, совершенствуя воспитательную работу в сотрудничестве с семьей. Развитие разных форм воспитания и сотрудничества своевременно, так как перевод школьников в такие группы сохраняет связь с родителями и другими близкими, активизирует семейное воспитание ребенка и отвечает по­требностям семьи в более качественной коррекционно-воспитательной работе после уроков. В современных городских школах внедряется и такая форма орга­низации, как круглосуточное пребывание детей с нарушениями слуха с поне­дельника до субботы в течение пяти дней. Такой подход тоже позволяет сохра­нять связи учащихся с родителями и близкими и решает задачи социализации школьника, сохраняя возможность общения со слышащими, познания окружа­ющей действительности.

Задача специального коррекционного образовательного учреждения — со­хранить связь ребенка с семьей, не допустить отчуждения родителей от школь­ных и жизненных проблем детей. Гибкая система организации внеурочной де­ятельности, выбор родителями удобной для них формы организации воспита­тельной системы с полезными для учащихся начальных классов послеурочными развивающими и коррекционными занятиями, сотрудничество с семьей позво­ляет школе сохранить ребенку социальные контакты со слышащими и своев­ременно интегрировать его в жизнь общества.

Для организации групп продленного или полного дня в школе необходимо следующее:

• согласие родителей на определение их детей в группу продленного или полного дня и их активное сотрудничество с педагогами для продолже­ния коррекционно-развивающей воспитательной работы в семье;

• наличие коллектива специалистов-сурдопедагогов, выполняющих обязан­ности воспитателей групп;

• наличие помещений для внеклассной деятельности школьников: класс­ных комнат, площадок для игр, труда, отдыха на воздухе и т. д., соответ­ствующих санитарно-гигиеническим нормам;

• звукоусиливающая аппаратура и современные технические средства обу­чения;

• школьная мебель, наглядно-дидактическое оборудование, игры и игро­вые предметы, спортивный инвентарь, отвечающие гигиеническим тре­бованиям и пригодные для внеклассных занятий, детских игр;

• помещения для организованного питания воспитанников, проведения кружковой работы, досуга.

В группы продленного или полного дня включаются учащиеся, близкие по возрасту, из одного или двух классов в количестве 6, 8 или 10 человек (в зави­симости от вида школы). За определением «воспитательная группа» стоят раз­ные коллективы школьников: класс полного дня, когда родители забирают ребенка домой вечером после ужина, или группа продленного дня, когда родите­ли забирают ребенка после самоподготовки; организуются одновозрастные или разновозрастные группы; группы воспитанников, находящихся пять дней в неделю или круглогодично в интернате. В школе некоторая часть учащихся сразу после уроков уходит домой и выключается из системы внеклассных за­нятий во внеурочное время. В этом случае воспитательную работу с детьми проводят учителя класса, учителя-дефектологи по индивидуальной работе, а дома после уроков — родители по заданию педагогов и воспитателей.

Распорядок дня воспитательной группы интерната включает следующие периоды: до уроков в школе; отдых на воздухе после уроков до подготовки домашнего задания; самоподготовка; отдых и развивающая деятельность на внеклассных занятиях после самоподготовки, досуг до сна. В организации по­рядка жизни группы продленного дня выделяется три периода: отдых после уроков (занятия на воздухе); самоподготовка; занятия в группе.

Увеличение групп продленного дня способствует не только более активно­му участию родителей, но и требует совершенствования руководства сурдопе­дагогом семейным воспитанием ребенка, компетентности педагогов в вопро­сах коррекции семейных отношений. В семье закладываются основы социаль­ного поведения младшего школьника, положительный опыт семейных отношений помогает ребенку готовиться к будущей собственной семейной жизни. Перед школой стоит цель гармонизации, согласования воспитания ре­бенка в семье и школе. Гуманизация взаимоотношений педагогов и родителей, сочетание интересов ребенка, семьи и школы, их практическое воплощение возможно при условии равноправного сотрудничества, построенного на зна­нии целей воспитания, понимании задач и владении приемами коррекционной работы с ребенком в семье. Для обеспечения эффективности коррекционных занятий родители нуждаются в получении систематической методической по­мощи. Формы сотрудничества с семьей многообразны и направлены на подго­товку родителей к занятиям в семье по основным направлениям коррекцион-но-воспитательной работы. Сурдопедагоги широко используют разные формы организации обучающих занятий для родителей. Активизируют их интерес к коррекционным занятиям систематические индивидуальные беседы-информа­ции по методике проведения коррекционной работы, участие во всех творчес­ких программах воспитания, обучающие семинары, практические занятия, под­готовленные учителем памятки-рекомендации.

Внимание педагога к каждому школьнику, справедливость в оценке нравствен­ных поступков способствуют как самореализации индивидуальности ребенка, так и адаптации его к нормам общественной жизни. Условием гуманизации воспита­ния является активность учебно-познавательной деятельности школьников, фор­мирование у них интереса к учебе, знаниям. Составление вариативных программ воспитания и формирование знаний, умений и навыков во внеклассное время ак­тивизируют накопление опыта успешной познавательной деятельности и приви­вают культуру умственного труда. Взаимосвязь внеклассных занятий и програм­мы обучения в классе способствует не только овладению знаниями учеником, но и его самообразованию, формирует познавательные интересы, совершенствует по­тенциальные познавательные возможности, интерес к учебе, окружающему миру. Внеклассное воспитание школьников носит коррекционную направленность как важнейшее условие их развития. Разносторонняя деятельность детей пос­ле уроков организуется с учетом их возраста, особенностей развития, коррек-ционно-воспитательного воздействия как в системе развивающих внеклассных занятий, так и при проведении всех организационных моментов жизни детей в группе в течение дня.

Для организации жизни и деятельности детей в воспитательной группе име­ют значение определенные условия: изучение педагогом воспитанников груп­пы, знание закономерностей, особенностей развития детей с нарушением слуха, умение определить отклонения в их психофизическом развитии и найти потен­циальные возможности для их коррекции. Воспитатель должен уметь составить характеристику группы воспитанников для целенаправленного умелого руковод­ства процессом воспитания во внеклассное время и помощи родителям в семей­ном воспитании. Знание воспитателем своеобразия группы позволит активнее включить школьников в программу воспитательной деятельности.

Важное условие воспитания школьников в группе — организация и чередо­вание разных видов деятельности во внеклассное время. Учащиеся включают­ся в различные виды деятельности: познавательную, коммуникативную, игро­вую, трудовую, художественно-изобразительную, художественно-речевую, физ­культурно-оздоровительную, театрально-игровую, музыкальную. Такой подход эбеспечивает активное познание, личностное отношение ребенка к окружаю-цей действительности. С учетом интересов, индивидуальных особенностей формируется творческое, нравственное отношение детей к совместной деятель-юсти, к своей самобытности, к окружающей жизни для максимального рас-срытия их индивидуального потенциала.

Обязательным условием современного воспитания следует назвать гумани-ацию воспитательного процесса, развитие творческих возможностей воспи-анников на основе индивидуально-личностного развития ребенка и активиза-(ии творчества воспитателя, усиление сотрудничества сурдопедагога, родите­ли и неслышащих детей. Сурдопедагогу и родителям необходимо верно оценить ютенциальные возможности ребенка, его индивидуальные особенности разви-ия, интересы и с учетом этого создать наилучшие условия в школе и в семье ля реализации его возможностей и компенсации нарушений развития. Сочетание уважения к личности ребенка и тактичной требовательности предполагает доброжелательный стиль общения, формирует положительное отношение к ак­тивной деятельности, вызывает потребность проявить себя в творчестве.

Воспитание школьника во внеклассное время находится в зависимости от биологических и социальных закономерностей, не учитывая которые можно нанести вред здоровью ребенка. Биологические и другие защитные механиз­мы младших школьников еще не могут в полной мере противостоять неблаго­приятному воздействию окружающей среды, поэтому важно предусмотреть в организации порядка жизни детей в интернате или в группах продленного дня определенные условия, способствующие не только физическому и нравствен­ному развитию детей, но и систематической коррекционной работе вне класса. Организация жизнедеятельности глухих и слабослышащих не должна допус­кать недосыпания, несвоевременного приема пищи, сокращения времени пре­бывания на воздухе, снижения двигательной активности, недостаточного от­дыха после уроков или учебных перегрузок. Организация деятельности, опре­деленного ритма жизни детей должна способствовать улучшению условий их воспитания, эффективности коррекционной работы.

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Раскройте содержание понятий «интернат», «группа полного дня», «группа про­дленного дня», «воспитательная группа».

2. Раскройте значение коллективной, педагогически организованной деятельнос­ти воспитанников группы для развития их личности.

3. Покажите особенности воспитательного процесса в разных условиях организа­ции воспитательных групп.

4. Докажите необходимость и значение организации гибкой системы внеурочной деятельности воспитанников.

5. Раскройте значение сотрудничества воспитателя с семьей для гуманизации вос­питания и коррекционной направленности воспитывающей деятельности.

6. Определите необходимые условия для организации жизни и деятельности де­тей во внеклассное время в группе продленного дня, в интернате.

7. Заполните таблицу «Организация и формы проведения внеклассных занятий в группе».

Условия организации воспитательной работы  
Виды деятельности школьников до подготовки уроков -
Формы воспитательной работы после самоподготовки  

8. Составьте расписание внеклассных занятий в воспитательной группе на неде­лю для глухих школьников начальных классов. Укажите класс, формы проведения за­нятий до и после самоподготовки, обязательно определите тему каждого занятия. Ис­пользуйте в приложении 1 схему «Примерное содержание внеклассных занятий на неделю»; рекомендации для составления недельного расписания занятий.

9. Покажите целесообразность организации воспитательной работы в интернате, в группе продленного или полного дня в составе группы-класса при проведении вне­классных занятий. Сколько воспитанников должно быть в воспитательной группе в разных типах коррекционных образовательных учреждений?

10. Изучите приложение 2, выдержки из него к годовому плану. Обратите внима­ние на организацию режима дня и охрану здоровья школьников, выпишите в рабочую гетрадь распорядок дня в школе и интернате; выполнение слухоречевого режима и направления эколого-валеологического воспитания учащихся.

11. Проанализируйте в программе работу с родителями и запишите в рабочей тет-зади формы организации, рекомендации для родителей и темы бесед по «Охране жиз­ни, здоровья и личной безопасности школьников». —^

12. Познакомьтесь с «Программой внеклассной работы с учащимися по безопасно­сти жизнедеятельности» и выпишите в рабочую тетрадь содержательные направления ю указанным месяцам в учебном году.

13. Проанализируйте схему «Личная безопасность ребенка (система работы шко­ты по охране жизни и здоровья детей)».

Приложение 1^

/. Примерный распорядок дня (1-4 классы) в интернате

Подъем, зарядка..............................................................................7.00 - 7.30

Уборка спален, утренний туалет..................................................7.30 - 8.00

Завтрак.............................................................................................8.00 - 8.30

Утренняя прогулка.........................................................................8.30 - 9.00

Уроки................................................................................................9.00 - 12.40

Индивидуальные занятия

(прогулка для тех, кто свободен от занятий).............................12.50 - 13.35

Обед................................................................................................13.40 - 14.20

Занятия на воздухе.........................................................................14.30 - 16.20

Полдник.........................................................................................16.20 - 16.30

Самоподготовка (1, 2 класс)........................................................16.30 - 17.30

------» ------ (3,4 класс).......................................................16.00 - 17.30

Внеклассные занятия в группе...................................................17.30 - 19.00

Ужин...............................................................................................19.00 - 19.30

Прогулка или занятия в кружках, свободное время.................19.30 - 21.00

Сон.........................................................................:........................21.30 - 7.00



Просмотров 1155

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!