![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Социально-бытовая ориентация
В программе обучения и воспитания школьников имеется такая обучающая и воспитывающая предметная область, как социально-бытовая ориентировка. Содержание тем и применяемые методы формируют практическую деятельность, социальное поведение и готовят к самостоятельной жизни в обществе. Социально-бытовая ориентировка для отдельных, наиболее тяжелых категорий детей становится основным содержанием обучения и воспитания. Значение такого похода — в формировании мыслительных процессов и речи в условиях предметных практических действий и развития представлений об окружающем мире. Программные темы традиционны, ранее применялись на внеклассных занятиях. При воспитании учащихся с комплексными нарушениями учитывается их готовность усваивать знания и практические умения. Правила гигиены, самообслуживания, степень самостоятельности в бытовой деятельности формируются постепенно, сначала под руководством и при участии учителя, родителей в совместной игровой деятельности на основе индивидуального подхода. Ребенок, подражая, учится практическим действиям, учится понимать и выполнять за учителем задание, сопровождаемое многократным показом и системой постепенно усложняющихся упражнений, постепенно, в меру своих возможностей, поэтапно овладевает разными умениями. Для кажЯ дого воспитанника составляется индивидуальная развивающая программен Важно создавать на занятиях благоприятную, интересную обстановку для ус-1 воения примерных тем: «Личная гигиена» (утренняя зарядка, прием пищи, правила умывания, мытье рук, уход за волосами, правила питания и приготон ления пищи и т. п.); «Уход за посудой, уборка помещений, уход за одеждой и обувью»; «Культура поведения в школе, в транспорте, на улице» и др. Нельзя забывать о том, что ребенок со сложными отклонениями в развитии много времени находится в кругу семьи. Знание родителями того, чему уч;п ребенка в школе, правильное понимание ими задач обучения, знание некоторых методических приемов, используемых сурдопедагогом в работе, — все это, несомненно, поможет родителям оптимальным образом организовать занятия и дома, в условиях семьи. Совместное с родителями планирование стратегии работы с ребенком приводит к положительным результатам в воспитании и обучении данной категории детей. В коррекционно-образовательных учреждениях для детей с нарушением слуха семье могут быть предложены следующие варианты сотрудничества: индивидуальные беседы; участие в занятиях в течение учебного года; посещение лектория для родителей, встречи родителей для обмена опытом воспитания ребенка. Семьи по-разному реагируют на предлагаемые формы сотрудничества. Одни предпочитают не вмешиваться в обучение своего ребенка, другие активно включаются в сотрудничество: воздействуют на поведение ребенка, стимулирую! общение его со взрослыми, по возможности включаются в занятия. Родители могут быть полноправными, активными участниками процесса обучения и вое-1 питания или могут только наблюдать ребенка со стороны, присоединяясь тогда, когда есть желание или необходимость. На занятиях создается доверительная атмосфера, которая должна способствовать удовлетворению познаватель-1 ных потребностей ребенка и обеспечивать возможность свободного диалога | родителя и сурдопедагога с учеником. \ Индивидуальное обучение и воспитание детей со сложными отклонениями : в развитии осуществляется на основе дифференцированного подхода с учетом ! следующих дидактических положений: • установление исходной основы формирования той или иной функции и I решение задачи возможного овладения более высоким уровнем развития; I • реализация принципа развития в процессе индивидуального или группового обучения, определение степени несформированности разных функ-> ций организма, понимание «зоны ближайшего развития»: умственного, речевого, сенсорного, сенсомоторного, эмоционального; ; • изучение индивидуальных особенностей характера ребенка, состояния еда слуха, умственного и речевого развития, состояния его здоровья, утомляемости, учебно-познавательной деятельности, учет интересов ребенка или формирование интереса к разным видам деятельности и т. п. • воспитание положительного отношения к посильной трудовой деятельности в семье, развитие навыков самообслуживания, оказания помощи старшим в семье; • организация коррекционно-развивающего индивидуального обучения и воспитания, имеющего такие характеристики, как системность, комплексность, индивидуально-ориентированная программа, использование наглядных и практических методов; • изучение развивающего материала малыми «порциями» с использованием разных приемов его повторения в упражнениях, практических работах с применением красочного дидактического материала, игровых и занимательных приемов; • гуманизация обучения и воспитания предполагает внимательный, доброжелательный стиль общения с учеником, оказание своевременной помощи в разных видах деятельности, использование системы поощрения успехов ребенка, укрепление веры в собственные возможности. Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов 1. Перечислите возможные сочетания множественных дефектов развития при глухоте и тугоухости. 2. Какие формы организации существуют для социально-педагогической помощи детям со сложными нарушениями развития в специальных школах I и II вида? 3. Раскройте особенности обучения и воспитания ребенка с недостатками слуха и нарушением интеллекта, используя следующую таблицу:
5. Какие особенности детей с нарушением слуха и ЗПР нужно учитывать учители ■ при его обучении и воспитании? 6. Какое значение имеет социально-бытовая ориентировка для детей с комплем ными нарушениями развития? Список литературы 1. Власова Т.А., Певзнер М.С. Одетях с отклонениями в развитии. М., 1973. 2. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубо! ского, Н.А. Цыпиной. М., 1984. 3. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие /Авт.-сост. Н.Д. Шмат ко. М., 2001. 4. Дети с проблемами в развитии: исследование и коррекция. СПб., 1997. 5. Коррекционная педагогика: Учебное пособие/Под ред. Б.П. Пузанова. М, 1998, 6. Особенности развития и обучения лиц с комплексными нарушениями // Сурдопедагогика/Под ред. Е.Г. Речицкой. М., 2004. 7. Пономарева З.А., Красилъникова О. А. Индивидуальное обучение детей со сложными отклонениями в развитии //Медико-психолого-педагогическая реабилитация лиц с комплексными нарушениями: Сб. материалов науч.-практич. конф. СПб., 2001. 8. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития // Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2002. 9. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. М., 2003. 10. Тихомирова Л. В. Особенности обучения глухих детей с нарушениями интеллекта //Реабилитация. Образование. Развитие. СПб., 1998.
![]() |