Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Социально-бытовая ориентация



В программе обучения и воспитания школьников имеется такая обучающая и воспитывающая предметная область, как социально-бытовая ориентировка. Содержание тем и применяемые методы формируют практическую деятель­ность, социальное поведение и готовят к самостоятельной жизни в обществе. Социально-бытовая ориентировка для отдельных, наиболее тяжелых катего­рий детей становится основным содержанием обучения и воспитания. Значе­ние такого похода — в формировании мыслительных процессов и речи в усло­виях предметных практических действий и развития представлений об окру­жающем мире. Программные темы традиционны, ранее применялись на внеклассных занятиях. При воспитании учащихся с комплексными нарушени­ями учитывается их готовность усваивать знания и практические умения. Пра­вила гигиены, самообслуживания, степень самостоятельности в бытовой дея­тельности формируются постепенно, сначала под руководством и при участии учителя, родителей в совместной игровой деятельности на основе индивиду­ального подхода. Ребенок, подражая, учится практическим действиям, учится понимать и выполнять за учителем задание, сопровождаемое многократным показом и системой постепенно усложняющихся упражнений, постепенно, в меру своих возможностей, поэтапно овладевает разными умениями. Для кажЯ дого воспитанника составляется индивидуальная развивающая программен Важно создавать на занятиях благоприятную, интересную обстановку для ус-1 воения примерных тем: «Личная гигиена» (утренняя зарядка, прием пищи, правила умывания, мытье рук, уход за волосами, правила питания и приготон ления пищи и т. п.); «Уход за посудой, уборка помещений, уход за одеждой и обувью»; «Культура поведения в школе, в транспорте, на улице» и др.

Нельзя забывать о том, что ребенок со сложными отклонениями в развитии много времени находится в кругу семьи. Знание родителями того, чему уч;п ребенка в школе, правильное понимание ими задач обучения, знание некото­рых методических приемов, используемых сурдопедагогом в работе, — все это, несомненно, поможет родителям оптимальным образом организовать занятия и дома, в условиях семьи. Совместное с родителями планирование стратегии работы с ребенком приводит к положительным результатам в воспитании и обучении данной категории детей. В коррекционно-образовательных учрежде­ниях для детей с нарушением слуха семье могут быть предложены следующие варианты сотрудничества: индивидуальные беседы; участие в занятиях в тече­ние учебного года; посещение лектория для родителей, встречи родителей для обмена опытом воспитания ребенка.

Семьи по-разному реагируют на предлагаемые формы сотрудничества. Одни предпочитают не вмешиваться в обучение своего ребенка, другие активно вклю­чаются в сотрудничество: воздействуют на поведение ребенка, стимулирую! общение его со взрослыми, по возможности включаются в занятия. Родители могут быть полноправными, активными участниками процесса обучения и вое-1 питания или могут только наблюдать ребенка со стороны, присоединяясь тог­да, когда есть желание или необходимость. На занятиях создается доверитель­ная атмосфера, которая должна способствовать удовлетворению познаватель-1 ных потребностей ребенка и обеспечивать возможность свободного диалога | родителя и сурдопедагога с учеником. \

Индивидуальное обучение и воспитание детей со сложными отклонениями : в развитии осуществляется на основе дифференцированного подхода с учетом ! следующих дидактических положений:

• установление исходной основы формирования той или иной функции и I решение задачи возможного овладения более высоким уровнем развития; I

• реализация принципа развития в процессе индивидуального или группо­вого обучения, определение степени несформированности разных функ-> ций организма, понимание «зоны ближайшего развития»: умственного, речевого, сенсорного, сенсомоторного, эмоционального; ;

• изучение индивидуальных особенностей характера ребенка, состояния еда слуха, умственного и речевого развития, состояния его здоровья, утомляемости, учебно-познавательной деятельности, учет интересов ребенка или формирование интереса к разным видам деятельности и т. п.

• воспитание положительного отношения к посильной трудовой деятель­ности в семье, развитие навыков самообслуживания, оказания помощи старшим в семье;

• организация коррекционно-развивающего индивидуального обучения и воспитания, имеющего такие характеристики, как системность, комплек­сность, индивидуально-ориентированная программа, использование на­глядных и практических методов;

• изучение развивающего материала малыми «порциями» с использовани­ем разных приемов его повторения в упражнениях, практических рабо­тах с применением красочного дидактического материала, игровых и за­нимательных приемов;

• гуманизация обучения и воспитания предполагает внимательный, добро­желательный стиль общения с учеником, оказание своевременной помо­щи в разных видах деятельности, использование системы поощрения успехов ребенка, укрепление веры в собственные возможности.

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Перечислите возможные сочетания множественных дефектов развития при глу­хоте и тугоухости.

2. Какие формы организации существуют для социально-педагогической помощи детям со сложными нарушениями развития в специальных школах I и II вида?

3. Раскройте особенности обучения и воспитания ребенка с недостатками слуха и нарушением интеллекта, используя следующую таблицу:

Психолого-педагогическое изучение воспитанников Дифференцированный подход к формам обучения Медико- психолого- педагогическая помощь Используемые методы, приемы, средства обучения Темы социально-бытовой ориентировки
• I
  1. Каковы особенности развития ребенка с нарушением слуха и задержкой психи­ческого развития?

5. Какие особенности детей с нарушением слуха и ЗПР нужно учитывать учители ■ при его обучении и воспитании?

6. Какое значение имеет социально-бытовая ориентировка для детей с комплем ными нарушениями развития?

Список литературы

1. Власова Т.А., Певзнер М.С. Одетях с отклонениями в развитии. М., 1973.

2. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубо! ского, Н.А. Цыпиной. М., 1984.

3. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие /Авт.-сост. Н.Д. Шмат ко. М., 2001.

4. Дети с проблемами в развитии: исследование и коррекция. СПб., 1997.

5. Коррекционная педагогика: Учебное пособие/Под ред. Б.П. Пузанова. М, 1998,

6. Особенности развития и обучения лиц с комплексными нарушениями // Сурдо­педагогика/Под ред. Е.Г. Речицкой. М., 2004.

7. Пономарева З.А., Красилъникова О. А. Индивидуальное обучение детей со слож­ными отклонениями в развитии //Медико-психолого-педагогическая реабилита­ция лиц с комплексными нарушениями: Сб. материалов науч.-практич. конф. СПб., 2001.

8. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития // Специаль­ная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2002.

9. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. М., 2003.

10. Тихомирова Л. В. Особенности обучения глухих детей с нарушениями интеллекта //Реабилитация. Образование. Развитие. СПб., 1998.



Просмотров 3481

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!