Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Подготовка сурдопедагогов в России



А.Г. Басова и Н.М. Натовский отмечают, что первоначальная подготовка сурдо­педагогов в России начала осуществляться в Петербургском училище глухонемых в 1809 г. В училище из Воспитательного дома была переведена небольшая группа слышащих старших учащихся для подготовки их к деятельности учителей и вос­питателей глухонемых. Предполагалось, что слышащие воспитанники, постоянно проживая вместе с детьми с нарушениями слуха, познают их особенности, овладе­ют способами общения. Кроме этого, постоянные контакты со слышащими в жиз­ненных условиях будут благотворно влиять на общение и развитие «глухонемых» (термин того времени для определения всех детей с нарушениями слуха). Слыша­щие, проживая в училище, продолжали образование в гимназии, по окончании которой должны были с помощью практической подготовки остаться в училище в должности учителя-сурдопедагога или воспитателя. Такой подход к подготовке сурдопедагогов был закреплен в Уставах Петербургского училища (1835,1865) и практиковался до конца 1880-х гг. В 1897 — 1898 гг. А. Ф. Остроградский органи­зует курсы по подготовке сурдопедагогов для начального специального обучения. Аналогичные курсы в 1913 г. по инициативе ФА. Рау и НА. Рау организуются в Москве на базе детского сада для глухих. Для подготовки сурдопедагогов в России большое значение имели курсы при Петербургском училище глухонемых. С уч­реждением в 1898 г. Попечительства Государыни Императрицы Марии Федоров­ны о глухонемых эти курсы более 15 лет занимались плодотворной деятельнос­тью, постоянно увеличивался выпуск сурдопедагогов. В образовании слушателей Петербургских курсов участвовали А.Ф. Остроградский, М.В. Богданов-Березов­ский, Н.М. Лаговский, П.Д. Енько и др. Ученые понимали необходимость подго­товки кадров специалистов-сурдопедагогов. Н.М. Лаговский утверждал, что пер­вое условие, которое необходимо учителю—основательное педагогическое обра­зование, так как обучать глухонемых способны только самые даровитые учителя с основательной подготовкой.

По данным Н.М. Назаровой (1992), статистические материалы показывают! что в период работы Петербургских курсов Попечительства о глухонемых (до! 1914) имела место расширенная подготовка кадров сурдопедагогов. Ежегодно! выпускалось до 40 новых специалистов, что в два с лишним раза покрывала убыль кадров из училищ.

На рубеже XIX и XX вв. в работах ученых появляются характеристики ми­ровоззрения, ценностных и мотивационных ориентации, описания личност­ных качеств сурдопедагога. Н.М. Лаговский пишет: «Глухонемой способен возбудить к себе особенную жалость и интерес. Жалость и интерес были при­чиною, побудившей людей взяться за образование глухонемых».

Н.М. Назарова подчеркивает, что жалость, сострадание, милосердие, инте­рес — неотъемлемые моральные качества нравственной личности тех, кто по­святил себя делу воспитания и обучения глухих. Н.М. Лаговский указывал, что значимым мотивом является интерес воспитателя к познанию личности глухо­го, его особенностей, возможностей к развитию и обучению1. Этот интерес привлек к делу обучения и воспитания священнослужителей, врачей, лингвис­тов, психологов, учителей, ранее не обучавших глухих.

Наряду с познавательным и нравственным подходом к профессиональной деятельности сурдопедагога значимыми являются и религиозно-гуманистиче­ские идеалы. Некоторое значение имели и прагматические интересы. Но мате­риальные интересы занимали не первое место. Религиозно-нравственные ос­новы личности и профессиональная направленность тех, кто посвящал себя делу воспитания и обучения глухих, часто определяли и благотворительную деятельность. В истории сурдопедагогики известны такие имена, как глухой художник К.И. Арнольд и известный меценат П.М. Третьяков — благотворите­ли Московского Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых. Бескорыстно служили делу воспитания и обучения глухих некоторые учителя и родственни­ки глухих, на свои средства и пожертвования открывая небольшие школы, где сами и работали воспитателями и учителями (А.Г. Басова, 1965).

В начале XX в. во взглядах ведущих сурдопедагогов, в мотивации их дея­тельности происходят значительные изменения в связи с развитием демокра­тических и социальных идей. Разные аспекты образования и воспитания детей с нарушениями слуха широко обсуждаются на съездах сурдопедагогов (1895, 1903, 1910). Введение в 1908 г. обязательного бесплатного обучения нормаль­ных детей, увеличение ассигнований на народное просвещение вызвало необ­ходимость обсуждения общественными деятелями, дефектологами, сурдопе­дагогами проблем образования и дальнейшей адаптации в обществе аномаль­ных детей, в том числе неслышащих. Прогрессивные общественные деятели стремились к включению специальных школ для глухонемых в систему госу­дарственного народного образования. Необходимость всеобуча глухонемых в условиях включения их в государственную систему образования обосновыва­ется доказательством социальной и экономической выгоды для государства (Н.М. Лаговский, 1911, Ф.А. Рау, 1910, и др.).

Профессиональная направленность сурдопедагога, характеристика его дея­тельности приобретает социальную значимость, возникает необходимость ре­ализовать эти новые подходы в организации системы воспитания и образова­ния детей с нарушениями слуха.

В 20-30-е гг. XX в. школа для детей с нарушениями слуха развивается на общих принципах массовой трудовой школы, на практическом педагогическом опыте работы в образовательных учреждениях для нормальных детей. Возраста­ет идеологизация общества, что влияет на формирование личностно-профессио-нальной ориентации сурдопедагога, его мировоззрения. Происходит слияние про­фессиональных и политических понятий, внедряется атеистическая доктрина как официальная идеология. Определяющими становятся партийные установки, еди­ный подход к воспитанию и образованию, а не выработанные профессиональные требования. Многолетний сурдопедагогический опыт и плодотворно развиваю­щаяся система образования и воспитания неслышащих не учитываются, вытес­няется значимость духовного, нравственно-этического аспектов профессиональ­ной направленности в деятельности сурдопедагога. Мировоззренческие понятия, особенности личностной и профессиональной деятельности сурдопедагога до конца 70-х гг. XX в. оставались почти неизменными. Необходимость привержен­ности сурдопедагога коммунистическим идеалам часто вступала в противоре­чие с жизненными реалиями в воспитании детей с нарушениями слуха и мало способствовала специфическим особенностям и профессиональной деятельно­сти сурдопедагога (Н.М. Назарова 1992). В специальных школах часто работали воспитатели без высшего специального образования, в лучшем случае учителя начальных классов массовой школы, не владеющие специальными профессио­нальными знаниями в области сурдопедагогики и специальной психологии.



Просмотров 1443

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!