![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Подготовка сурдопедагогов в России
А.Г. Басова и Н.М. Натовский отмечают, что первоначальная подготовка сурдопедагогов в России начала осуществляться в Петербургском училище глухонемых в 1809 г. В училище из Воспитательного дома была переведена небольшая группа слышащих старших учащихся для подготовки их к деятельности учителей и воспитателей глухонемых. Предполагалось, что слышащие воспитанники, постоянно проживая вместе с детьми с нарушениями слуха, познают их особенности, овладеют способами общения. Кроме этого, постоянные контакты со слышащими в жизненных условиях будут благотворно влиять на общение и развитие «глухонемых» (термин того времени для определения всех детей с нарушениями слуха). Слышащие, проживая в училище, продолжали образование в гимназии, по окончании которой должны были с помощью практической подготовки остаться в училище в должности учителя-сурдопедагога или воспитателя. Такой подход к подготовке сурдопедагогов был закреплен в Уставах Петербургского училища (1835,1865) и практиковался до конца 1880-х гг. В 1897 — 1898 гг. А. Ф. Остроградский организует курсы по подготовке сурдопедагогов для начального специального обучения. Аналогичные курсы в 1913 г. по инициативе ФА. Рау и НА. Рау организуются в Москве на базе детского сада для глухих. Для подготовки сурдопедагогов в России большое значение имели курсы при Петербургском училище глухонемых. С учреждением в 1898 г. Попечительства Государыни Императрицы Марии Федоровны о глухонемых эти курсы более 15 лет занимались плодотворной деятельностью, постоянно увеличивался выпуск сурдопедагогов. В образовании слушателей Петербургских курсов участвовали А.Ф. Остроградский, М.В. Богданов-Березовский, Н.М. Лаговский, П.Д. Енько и др. Ученые понимали необходимость подготовки кадров специалистов-сурдопедагогов. Н.М. Лаговский утверждал, что первое условие, которое необходимо учителю—основательное педагогическое образование, так как обучать глухонемых способны только самые даровитые учителя с основательной подготовкой. По данным Н.М. Назаровой (1992), статистические материалы показывают! что в период работы Петербургских курсов Попечительства о глухонемых (до! 1914) имела место расширенная подготовка кадров сурдопедагогов. Ежегодно! выпускалось до 40 новых специалистов, что в два с лишним раза покрывала убыль кадров из училищ. На рубеже XIX и XX вв. в работах ученых появляются характеристики мировоззрения, ценностных и мотивационных ориентации, описания личностных качеств сурдопедагога. Н.М. Лаговский пишет: «Глухонемой способен возбудить к себе особенную жалость и интерес. Жалость и интерес были причиною, побудившей людей взяться за образование глухонемых». Н.М. Назарова подчеркивает, что жалость, сострадание, милосердие, интерес — неотъемлемые моральные качества нравственной личности тех, кто посвятил себя делу воспитания и обучения глухих. Н.М. Лаговский указывал, что значимым мотивом является интерес воспитателя к познанию личности глухого, его особенностей, возможностей к развитию и обучению1. Этот интерес привлек к делу обучения и воспитания священнослужителей, врачей, лингвистов, психологов, учителей, ранее не обучавших глухих. Наряду с познавательным и нравственным подходом к профессиональной деятельности сурдопедагога значимыми являются и религиозно-гуманистические идеалы. Некоторое значение имели и прагматические интересы. Но материальные интересы занимали не первое место. Религиозно-нравственные основы личности и профессиональная направленность тех, кто посвящал себя делу воспитания и обучения глухих, часто определяли и благотворительную деятельность. В истории сурдопедагогики известны такие имена, как глухой художник К.И. Арнольд и известный меценат П.М. Третьяков — благотворители Московского Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых. Бескорыстно служили делу воспитания и обучения глухих некоторые учителя и родственники глухих, на свои средства и пожертвования открывая небольшие школы, где сами и работали воспитателями и учителями (А.Г. Басова, 1965). В начале XX в. во взглядах ведущих сурдопедагогов, в мотивации их деятельности происходят значительные изменения в связи с развитием демократических и социальных идей. Разные аспекты образования и воспитания детей с нарушениями слуха широко обсуждаются на съездах сурдопедагогов (1895, 1903, 1910). Введение в 1908 г. обязательного бесплатного обучения нормальных детей, увеличение ассигнований на народное просвещение вызвало необходимость обсуждения общественными деятелями, дефектологами, сурдопедагогами проблем образования и дальнейшей адаптации в обществе аномальных детей, в том числе неслышащих. Прогрессивные общественные деятели стремились к включению специальных школ для глухонемых в систему государственного народного образования. Необходимость всеобуча глухонемых в условиях включения их в государственную систему образования обосновывается доказательством социальной и экономической выгоды для государства (Н.М. Лаговский, 1911, Ф.А. Рау, 1910, и др.). Профессиональная направленность сурдопедагога, характеристика его деятельности приобретает социальную значимость, возникает необходимость реализовать эти новые подходы в организации системы воспитания и образования детей с нарушениями слуха. В 20-30-е гг. XX в. школа для детей с нарушениями слуха развивается на общих принципах массовой трудовой школы, на практическом педагогическом опыте работы в образовательных учреждениях для нормальных детей. Возрастает идеологизация общества, что влияет на формирование личностно-профессио-нальной ориентации сурдопедагога, его мировоззрения. Происходит слияние профессиональных и политических понятий, внедряется атеистическая доктрина как официальная идеология. Определяющими становятся партийные установки, единый подход к воспитанию и образованию, а не выработанные профессиональные требования. Многолетний сурдопедагогический опыт и плодотворно развивающаяся система образования и воспитания неслышащих не учитываются, вытесняется значимость духовного, нравственно-этического аспектов профессиональной направленности в деятельности сурдопедагога. Мировоззренческие понятия, особенности личностной и профессиональной деятельности сурдопедагога до конца 70-х гг. XX в. оставались почти неизменными. Необходимость приверженности сурдопедагога коммунистическим идеалам часто вступала в противоречие с жизненными реалиями в воспитании детей с нарушениями слуха и мало способствовала специфическим особенностям и профессиональной деятельности сурдопедагога (Н.М. Назарова 1992). В специальных школах часто работали воспитатели без высшего специального образования, в лучшем случае учителя начальных классов массовой школы, не владеющие специальными профессиональными знаниями в области сурдопедагогики и специальной психологии.
![]() |