Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Профессиональная деятельность сурдопедагога-воспитателя



В конце 80 — начале 90-х гг. XX в. в связи с изменениями в обществе стало появляться отрицательное отношение учителей, родителей к методам и орга­низации воспитания детей с отклонениями в развитии в условиях школ-интер­натов. М.И. Никитина определяет, что теория воспитания как в общей, так и в специальной педагогике разработана недостаточно, подчеркивает многие не­решенные проблемы, негативные стороны авторитарной педагогики. Изменя­ются требования и к профессиональной деятельности сурдопедагога-воспита­теля. Дети с нарушениями слуха и другими отклонениями в развитии нужда­ются и имеют права на квалифицированную психолого-педагогическую и коррекционную помощь, которую может осуществить только специально под­готовленные в вузе сурдопедагоги. Для эффективной педагогической деятель­ности в специальной школе недостаточно только общепедагогической подго­товки. Деятельность сурдопедагога-воспитателя, как и других дефектологов, тесно взаимосвязана с реабилитационной, диагностической, коррекционной, коммуникативной, консультативной и другими видами специальной помощи детям с отклонениями в развитии для их социальной адаптации и интеграции в общество.

Одно из условий успешной перестройки образовательного и воспитатель­ного процессов в современной специальной школе — необходимость измене­ний в подготовке воспитателей-сурдопедагогов или воспитателей-дефектоло-гов широкого профиля в соответствии с требованиями к совершенствованию высшего специального педагогического образования.

Успех деятельности воспитателя во многом зависит от нравственных ка­честв его личности. Внутренний и внешний потенциал личности учителя от­ражает его общую и профессиональную культуру, стиль общения с детьми, родителями и коллегами. Социальная позиция сурдопедагога проявляется в активности, инициативе, уверенности в успешном результате профессиональ­ной деятельности. Характерно понимание положения инвалидов в обществе, гуманное отношение к детям с отклонениями в развитии, интерес к возможно­стям их развития, оптимизм, доброта и терпение в сочетании с разумной тре­бовательностью.

Профессиональная деятельность сурдопедагога-воспитателя, как и специа­листа в любой области дефектологии, связана с осуществлением многоплано­вой коррекционной работы с детьми с нарушениями слуха и вследствие этого преодолением вторичных недостатков в развитии речи, мышления, познава­тельной деятельности и в нравственных представлениях. В связи с этим суще­ствуют требования к соответствию личных и профессиональных психограмм воспитателя-сурдопедагога. Педагогу-дефектологу необходимы физическая выносливость, психическое здоровье, правильная речь без нарушений произ­носительной стороны. Предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья, органов слуха, зрения, нервной, сердечно-сосудистой систем, к руч­ной и общей моторике.

На основе слуха специалист постоянно во внеурочной деятельности следит за произношением учащихся и закрепляет у них способы контроля устной речи Собственное произношение при проговаривании слов, фраз, звуков речи и их сочетаний является образцом для подражания. Дети побуждаются к правиль­ному общению на основе устной речи под контролем педагога. Осуществляет­ся постоянный контроль за использованием воспитанниками звукоусиливаю­щей аппаратуры, ее исправностью.

Неслышащие и слабослышащие учащиеся находятся в школе или в интер­нате специальной школы большую часть дня, а некоторые всю неделю до суб­боты, поэтому воспитатель в их жизни играет важную роль. Интерес, внима­ние к детям, общение в совместной деятельности помогает сурдопедагогу за­воевать их доверие, понять особенности их характера, установить взаимное понимание.

Определяющим профессионализм воспитателя являются знание методоло­гических основ общей и специальной психологии и педагогики; понимание общих закономерностей и особенностей развития ребенка с отклонениями в развитии, путей коррекции и компенсации нарушенного развития детей с не­достатками слуха и речи. Сурдопедагог осознает основные идеи, принципы, определяет содержание, ведет поиск новых технологий и методов воспитания, проектирует интегрированные формы воспитательной системы, осуществляет руководство и контроль результатов воспитывающего воздействия. Для овла­дения мастерством в педагогической деятельности каждый сурдопедагог-вос­питатель овладевает познавательными, исследовательскими, диагностически­ми, проективными (планирование), организаторскими, специальными методи­ческими и коммуникативными функциями.

В работах С.А. Зыкова, Н.М. Лаговского, Н.М. Назаровой, М.И. Никитиной, Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау и др. признается необходимость научной, специальной подго­товки сурдопедагога, значимость его теоретического и практического мастерства. Экспериментально и при изучении педагогической практики определяются не­обходимые профессиональные умения и личностные качества сурдопедагога.

Познавательная деятельность сурдопедагога способствует повышению ма­стерства воспитателя, уровня психолого-педагогических и специальных мето­дических знаний и умений. Изучение специальной литературы и интересного педагогического опыта позволяет более эффективно и обоснованно выбирать методы коррекционно-развивающего воздействия для компенсации нарушен­ного развития детей с отклонениями в развитии.

Исследовательская деятельность включает умение определять и анализиро­вать новые подходы к созданию воспитательной системы, разрабатывать со­держание и современные технологии, методы и организационные формы вос­питательного процесса. Сурдопедагог изучает особенности речевой деятель­ности, приемы развития остаточной слуховой функции, мыслительной деятельности воспитанников.

При изучении специальной литературы по проблемам воспитания форми­руются умения обобщать методические материалы и применять их в практи­ческой деятельности. Определяется эффективность подготовки и проведения внеклассных занятий, творческой деятельности воспитанников.

Диагностирование предполагает психолого-педагогическое изучение лич­ности воспитанника, его семьи, отношение к ребенку в семье, изучение воспи­танников группы и их межличностных взаимоотношений. Необходимо уметь анализировать особенности психоречевого развития учащихся, определять их потенциальные возможности в развитии. Овладение диагностирующей функ­цией позволяет воспитателю определить достижение цели воспитательного процесса. Для этого нужно сопоставить проектируемые цели и реальные резуль­таты индивидуального или коллективного воспитания. Управление процессом воспитания, его планирование невозможно без осознания, диагностики дос­тигнутых результатов. Под результатами воспитательного процесса понимает­ся достигнутый школьником или группой воспитанников уровень воспитанно­сти. Данные диагностирующего изучения помогают выявить уровень воспи­танности учащихся. Анализ начальных характеристик воспитанности и конечного результата определяют эффективность воспитательного процесса.

Проективные умения способствуют планированию воспитательного процес­са, определению цели и конкретных задач воспитания школьников. При опре­делении цели воспитательного воздействия педагог опирается на возможности и способности ребенка для дальнейшего его саморазвития и самоопределения в жизни. Обоснованно выбираются оптимальные средства, методы для руко­водства и организации индивидуального и коллективного воспитания. Опре­деление и разработка средств воспитания требуют умения планировать содер­жание воспитания, которое в современной дефектологии понимается как осво­ение школьником социального опыта, основ культуры, развитие культуры умственного труда, демократической и правовой, трудовой и экологической культуры. Планируется и освоение воспитанниками художественной и физкуль­турно-оздоровительной культуры. Значимыми являются культура социального поведения, речевого общения, семейных отношений. Такой комплексный под-код требует от сурдопедагога глубоких знаний базовых основ науки, культуры, истории, экологии. Необходимы знания и умения определять технологию и эациональные методы воспитания, содержание и формы организации деятель­ности для воздействия на личность и коллектив воспитанников при освоении эазных пластов культуры. Овладение проективной функцией формирует у пе­дагога способность предвидеть, проектировать и находить методы и критерии шределения результатов воспитания.

Воспитатель должен владеть организаторскими умениями для построения \ реализации воспитывающей педагогической технологии. Воспитательная деятельность педагогов связана как с планированием предполагаемого резуль­тата и способов его достижения, так и с организацией, осуществлением разра­ботанных моделей, планов. Важное значение имеет и организация руководства деятельностью школьников во внеурочное время, их сотрудничеством в кол­лективных творческих делах.

Воспитатель организует систему стимулов, развивает интерес к творческой и речевой деятельности. Для организации речевого общения детей использу­ются естественные ситуации и специально создаются ситуации в совместной деятельности для активизации самостоятельных высказываний, диалогов, об­щения друг с другом и со взрослыми. Воспитатель организует детей для учас­тия в творческих коллективных делах и обязательно побуждает их к общению. Совместно подбираются наглядные, дидактические и другие материалы для практической и речевой деятельности на внеклассных занятиях. Предусматри­вается усложнение заданий и речевого материала, использование различных приёмов общения. Обеспечивается взаимосвязь содержания предыдущих и последующих занятий.

Педагог должен уметь работать с техническими средствами (проекционная, киноаппаратура, видеомагнитофоны, компьютеры и др.), которые широко ис­пользуются в воспитательном процессе. Необходимо уметь использовать и спе­циальные технические средства: звукоусиливающую аппаратуру коллективно­го и индивидуального пользования, визуальные и вибротактильные приборы и устройства.

Важным направлением в организаторской деятельности воспитателя явля­ется просветительская и педагогическая работа с родителями, организация обучающих форм работы: индивидуальные беседы, инструктаж и обучение по разным направлениям коррекционной работы в семье, групповые занятия с родителями, родительские собрания, семинары для родителей, привлечение членов семьи к совместному участию в творческих делах школьников. Обуче­ние родителей речевому общению с глухими и слабослышащими с использо­ванием звукоусиливающего аппарата и чтения с губ.

Успешной организации воспитательной деятельности способствуют также прикладные художественные, коммуникативные и другие умения сурдопеда­гога: изобразительные, музыкальные, драматические, практические ручные, игровые и спортивные. Все эти умения помогают развивать у детей такие же умения и навыки в совместной творческой деятельности. Совершенствуется речевая активность и культура поведения. Повышается авторитет учителя и развивается интерес к внеклассным занятиям, речевой деятельности при пла­нировании или при обсуждении общих коллективных дел.

Коммуникативная деятельность воспитателя и школьников требует от сур­допедагога специальных знаний и умений. В процессе общения с воспитателем и взрослыми, сверстниками дети с нарушениями слуха осваивают нормы социального поведения и культуру общения путем усвоения образцов правиль-1 ного поведения и речевого этикета.

В общении с окружающими происходит самопознание, самооценка, фор­мируются представления о себе и о взаимоотношениях с другими. Коммуника­тивная деятельность сурдопедагога осуществляется во внеклассное время с использованием различных форм речи (устной, письменной, устно-дактиль-ной) в соответствии с методическими требованиями коммуникационной ди­дактической системы. Воспитатель стимулирует детей к овладению навыками устного словесного общения со сверстниками и взрослыми на основе зритель­ного, слухового и слухозрительного восприятия речи с использованием инди­видуального слухового аппарата. При необходимости в качестве вспомогатель­ных средств применяются дактильная и жестовая речь. Речь сурдопедагога должна быть правильной, но без утрированной артикуляции, нормального темпа и силы голоса. В процессе деятельности сурдопедагога и воспитанников фор­мируется доброжелательный стиль общения, педагогический такт в усло­виях индивидуального подхода к каждому ученику с учетом его возможнос­тей. Учитель учитывает степень нарушения слуха, уровень развития речи, осо­бенности мыслительной деятельности воспитанника и др. С детьми устанавливаются взаимоотношения на основе уважения, терпения, доверия, внимания и в то же время необходимой требовательности, обязательного вы­полнения определенных правил поведения в разных школьных ситуациях, при исполнении обязанностей, поручений и т. п.

В различных ситуациях общения воспитатель постоянно развивает оста-гочный слух школьников с использованием индивидуальных слуховых аппа-эатов. При общении в условиях разных форм внеклассной работы осуществ-мется систематический контроль за качеством, внятностью устной речи вос-7Итанников.

Воспитатель владеет культурой общения, развивает доброжелательные от-юшения с коллегами, руководителями школы, родителями учащихся. Важны I умения создавать психологически комфортные условия каждому ребенку юспитательной группы, уметь понять трудности воспитанника в деятельнос-и, вовремя поддержать, прийти на помощь, понять чувства, переживания ре->енка и откликнуться на них, не допускать конфликтных ситуаций, выясняя их гричины, правильно оценивать поступки детей, их мотивацию и быстро при-[имать справедливые решения.

Профессиональная деятельность сурдопедагога-воспитателя имеет большое воеобразие, специфику, тесно взаимосвязана с консультативно-диагностичес-ой, психотерапевтической, реабилитационной, учебно-познавательной, кор-екционной деятельностью по преодолению отклонений в развитии детей.

Педагогическое мастерство сурдопедагога-воспитателя представляет соче­тание качеств личности учителя и профессиональных знаний, умений, педаго­гических способностей, постоянное совершенствование специальных знаний и профессионального мастерства. Вся деятельность воспитателя должна со­действовать развитию социальной адаптации и интеграции ребенка с отклоне­ниями в развитии. ч

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Когда и где начала осуществляться первоначальная подготовка учителя-сурдо­педагога в России?

2. Где были открыты первые курсы по подготовке сурдопедагогов?

3. Какие врачи и сурдопедагоги участвовали в подготовке специалистов на Петер­бургских курсах попечительства о глухонемых (1898)? Кто организовал курсы по под­готовке сурдопедагогов в Москве?

4. Какие первые высшие учебные заведения и где были открыты в России?

5. Раскройте содержание функций сурдопедагога-воспитателя в воспитательной работе с глухими и слабослышащими школьниками в интернате и в группе продлен­ного дня.

6. Перечислите умения, необходимые для овладения профессионализмом в по­знавательной, исследовательской, диагностической, проективной, организаторской, ко­ординирующей и коммуникативной деятельности.

7. Назовите качества личности воспитателя, характеризующие его отношения к детям, родителям, коллегам, необходимые для успеха в педагогической деятельности.

8. Объясните, сформированность каких педагогических способностей и профес­сиональных умений создает условия для творческой педагогической деятельности вос­питателя интерната.

9. Определите, какими умениями должен владеть воспитатель для организации словесного общения глухих и слабослышащих в условиях специальной школы. Какие особенности неслышащих воспитанников он должен учитывать, руководя межроле­вым общением детей при выполнении учебно-познавательной, игровой, трудовой и других видов деятельности?

10. Ознакомьтесь на педагогической практике с планами работы воспитателя груп­пы на полугодие. Выберите из просмотренных планов наиболее удачно разработан­ный и проанализируйте его; обратите внимание на следующие вопросы: 1) Как со­ставлена характеристика воспитанников группы? 2) Содержит ли характеристика ма­териал для постановки задач воспитательной работы? 3) Как сформулированы задачи воспитательной работы по каждому виду деятельности школьников? 4) Как согласу­ются задачи с формами проведения внеклассных занятий? 5) Насколько соответствует тематика внеклассных занятий, содержание работы по развитию слуха и речи характе­ристике группы и особенностям отдельных школьников?

11. Сформулируйте и запишите в рабочей тетради выводы о планировании воспи­тательной работы в группе.

12. Изучите характеристику группы воспитанников. Воспитателю следует знать для управления процессом воспитания: 1) условия семейного воспитания школьни­ков; 2) состояние здоровья, физическое развитие и физическую культуру детей; 3) со­стояние слуха, уровень развития речи и сформированность навыка речевого общения; 4) краткую характеристику психического развития детей (состояние внимания, памя­ти, мышления, чувств); 5) успехи в учебной деятельности и трудности; 6) обществен­ную направленность и интересы школьников, участие в кружковой работе; 7) участие воспитанников в жизни коллектива группы, выполнение поручений, их обществен­ную активность; 8) участие детей в различных видах труда и в играх; 9) дисциплини­рованность учащихся и сформированность навыков их культуры поведения; 10) дан­ные о поведении, чувствах, интересах детей; 11) негативные особенности группы или отдельных школьников, которые должны стать предметом пристального внимания вос­питателя.

13. Сделайте выводы о своеобразии группы воспитанников.

14. Разработайте примерный перспективный план воспитательной работы группы на полугодие. Определите школу, группу-класс. В план включите следующие разделы: 1) характеристика группы; 2) организационная работа; 3) содержание воспитательной работы; 4) работа с родителями.

Примерная схема содержания воспитательной работы приведена ниже.

Виды деятельности Основные задачи Формы организации и тематика внеклассных занятий Работа по развитию слуха и речи на занятиях (словарь и фразеология) Сроки выполнения Примечания
           
           

Список литературы

1. Агавелян Р. О. Социально-перцептивные особенности личности педагога специ­альной школы в профессиональной деятельности. Новосибирск, 1999.

2. Личностные и профессионально значимые качества сурдопедагога // Сурдопеда­гогика / Под ред. Е.Г. Речицкой. М., 2004.

3. Назарова Н.М. Развитие теории и практики дефектологического образования. Сур­допедагог: история, современные проблемы, перспективы профессиональной подготовки. М, 1992.

4. Никитина ММ. Соотношение дифференцированного и интегрированного обуче­ния. Проблема подготовки специалистов по коррекционной педагогике // Интег­рированное обучение: проблемы и перспективы: Материалы Междунар. семина­ра. СПб., 1996.

 

Раздел 4



Просмотров 3301

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!